221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры по сенсорному развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие составляет основу общего умственного развития ребенка,а также оно необходимо для полноценного восприятия и обучения ребенка в детском саду и в школе.Надеюсь эта картотека поможет моим коллегам в работе по этому направлению.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.»

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

«ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз и т.д.

«УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя.

2 вариант. Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам (цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: — Зеленая ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

«ГУСЕНИЧКА — КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Воспитатель рассказывает: — Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. — Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. — Чем она сегодня угощалась?

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. — Посади каждую рыбку в свой аквариум.

Читать еще:  Игры направленные на развитие мышления

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.

«УКРАСИМ УЛОЧКУ» Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.

«СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ ВСТАКАН» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик одинаковых капелек».

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

«ДОРИСУЙ КАРТИНУ ИЗ ПРОБОК» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

Упражнение«ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ» Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки. Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

«Картотека игр по сенсорному развитию для детей средней группы»

«Съедобное — несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

Просмотр содержимого документа
«»Картотека игр по сенсорному развитию для детей средней группы»»

по сенсорному развитию детей в средней группе

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности. Рисунок 8

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Читать еще:  Развивающие игры по сенсорике своими руками

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста.
2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3.Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы , об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

Читать еще:  Развивающая игра лото

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

В ходе работы дети приобретут умения:

— овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

— познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

— научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

— расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

— сформируются творческие способности, любознательность;

— повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Для определения уровня освоения детьми сенсорных эталонов разработаны диагностические карты.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2016-2017 учебный год

Содержание работы с детьми

Использование дидактических игр

Работа с родителями

Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.

Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Развивать вкусовые и тактильные ощущения.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Закрепить умение различать и называть части суток.

Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки».

Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».

Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты),

«Построим домики», «Что где находится».

«Что сначала, что потом».

Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.

Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.

Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет — не тонет».

Д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.

Д/и «Что где находится?», «Найди такой же».

Д/и «Тонет — не тонет».

Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте.

Продолжать учить ориентировке в пространстве.

Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени».

Игра «Красим воду».

П/и «Найди свой домик».

Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Закрепить представления о последовательности частей суток.

Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?».

Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом».

Д/и «Подбери по форме»,

Д/и «Когда это бывает»,

Мастер – класс для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.

Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.

Экспериментирование с водой.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Четвертый лишний».

Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным), «Что может быть красным…»

«Вода принимает форму».

Д/и «Сруби ёлку», «По росту становись», «Матрешки».

Д/и «Когда это бывает?»

Консультация «Роль развивающих игр для детей».

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.

Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости.

Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».

Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».

Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки».

Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».

Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.

Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом».

Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».

Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.

Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей.

Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».

«Д/и «Из чего сделано?»

Рекомендации для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Танграм», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото».

Рекомендации «Игры с водой и песком», «Секретики», «Съедобное – несъедобное», «Чьи следы?»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector