221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие бывают развивающие игры

Виды и формы игры в дошкольном возрасте
статья на тему

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_i_formy_igry_v_doshkolnom_vozraste.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и формы игры в дошкольном возрасте

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра – чуть ли не основной атрибут детства. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как ничто другое

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст — период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Он разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами . Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими,; способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей. В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т.п.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.

При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

  • Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Например: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга, стремление влезть в лужу, изваляться в грязи.
  • Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т.п. Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка – примеры таких игр. Быстрее сего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
  • Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью, роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6 лет.
  • Игры с правилами представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием .

Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры:

б) самостоятельные сюжетные игры:

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Интересные настольные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Настольные игры для детей и взрослых — не что иное, как симуляция жизни, маленькая модель какого-то из ее проявлений. Это может быть мир экономики или волшебства, путешествие по космическим просторам или по листку в клеточку. Подобно книгам и интернету, «настолки» могут быть не только развлечением, но и мощным развивающим средством. В увлекательной форме они дают новые знания в самых разных областях, эффективно тренируют память, логическое мышление, внимание, реакцию, учат выстраивать стратегии и взаимодействовать с другими игроками.

Настольные игры как инструмент для обучения

Изучая, какие бывают детские настольные игры, и выбирая подходящую, нужно ориентироваться на несколько общих критериев. Хорошая игра должна:

  • подходить ребенку по возрасту;
  • содержать достоверную информацию, без опечаток и ляпов;
  • изготавливаться из безопасных материалов;
  • вызывать интерес и положительные эмоции у малыша;
  • иметь удобную упаковку для хранения и транспортировки.

При соответствии всем этим параметрам развивающий эффект от обучающей игры обеспечен. А какие знания и навыки получит ребенок — будет зависеть от ее содержания и цели.

В каком возрасте можно начинать

Знакомить малыша с настольными играми можно начиная с 2 лет (под контролем родителей). В этом возрасте дети непоседливы и не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном, но яркая мозаика или пазл с крупными деталями способны занять его на длительное время, в течение которого будет интенсивно работать мозг. Разбирая картинку на несколько частей, а потом пытаясь ее собрать, ребенок незаметно для себя будет совершенствовать:

  • мелкую моторику;
  • логическое мышление;
  • воображение.

Игры, предполагающие наличие противника, можно практиковать с 3–4 лет. Здесь хорошо себя зарекомендовали многочисленные детские варианты лото и домино.

Играя с малышом, например, в домино, не оставляйте его первое время одного: пусть на его стороне играет один из родителей, а соперником будет другой. Это поможет ребенку чувствовать себя защищенным, пока он не привык играть сам за себя.

Какие бывают игры для детей

Все современные «настолки» можно разделить на несколько крупных категорий в зависимости от характера игрового поля, необходимых деталей, фигурок; от количества участников и задач, которые перед ними ставятся. Есть игры, стилизованные в соответствии с полом ребенка: например, обычные шашки, где вместо черных фишек — розовые, предназначены специально для девочек. Игры для мальчиков предполагают спортивную или автомобильную тематику.

Ходилки

Каждый игрок выбирает себе фишку, которая будет передвигаться по клеточкам на карте согласно числу, выпавшему на игральной кости. Поле может быть оформлено в духе известных сказок или мультфильмов, содержать дополнительные задания для участников, поэтому чем больше детей играет, тем интереснее.

Победа или поражение в ходилке чаще всего зависит от удачи, а не от сообразительности противников, но бывают и исключения. Например, в популярной стратегической игре «Монополия для детей» (Monopoly Junior) и ей подобным («Марракеш», «Моя веселая ферма», «Зоолоретто», «Дети Каркассона») ребенку нужно тщательно продумывать каждый свой шаг. Развиваются умение планировать, оценивать риски и выгоду, просчитывать действия соперников.

Главное преимущество игры — возможность наполнить ее огромным количеством полезной информации. Если самым маленьким предлагается заполнять готовые карточки с изображениями овощей, цветов, рыб, птиц, то детям 7–8 лет будет интересно играть в тематические лото, составленные для них педагогами, — литературное, математическое, по иностранному языку. Любой предмет с помощью этой игры можно подать в увлекательной соревновательной форме.

Домино

Детская версия домино — с рисунками вместо точек на костяшках. Обычно на них изображаются животные, сказочные персонажи, растения, виды транспорта. Нужно выкладывать костяшки таким образом, чтобы одинаковые картинки соприкасались друг с другом. На первый взгляд ничего сложного, но чтобы выиграть, ребенку придется, исходя из имеющихся у него сочетаний картинок, анализировать, какие фишки могут быть у противника, а каких нет. Прикидывать, сколько одинаковых изображений уже выложено, а сколько еще осталось. Все эти подсчеты нужно производить быстро, держать в голове возможные комбинации и не выдавать эмоций противнику. Игра тренирует память, устный счет, логическое мышление и учит владеть собой.

Шашки, шахматы

В традиционные игры с использованием стандартного игрового поля — шашки, шахматы, нарды — при желании можно начинать играть с 6 лет. Они хороши тем, что подходят для любого уровня развития, а сложность игры увеличивается вместе с ростом мастерства игрока. Это проверенные временем средства для тренировки логического мышления, памяти, стратегического планирования.

Пазлы

Это одна из игр, которые остаются интересными детям в любом возрасте. Если малышам в 2 года подойдут картинки, разрезанные на 4 части, то дошкольникам в 5 лет рекомендуется собирать пазлы из 40–60 деталей размером не менее чем 3х3 см. Картины из самых мелких частей можно предлагать детям в возрасте 7–9 лет. Головоломка развивает внимание, усидчивость, терпение, мелкую моторику, воображение.

Игры с бумагой и карандашом

Самые ценные и интересные игры не продаются в магазине. Они разворачиваются на листочке в клеточку с помощью карандаша, а участников, как правило, двое.

  • Крестики-нолики. В классическую версию с полем 3х3 клетки можно играть с 4-летним малышом, а есть и более сложный вариант, заставляющий попотеть даже взрослых. Его суть в том, что поле игры не ограничено, а в ряд нужно поставить 5 крестиков или ноликов. Развивает внимание, скорость реакции, логику.
  • Танчики. Простая и очень азартная игра. Лист бумаги нужно сложить пополам, каждый участник, не показывая другому, на своей половине рисует заданное количество «танчиков»: два овала друг на друге, снизу большой, сверху — маленький. Лист разворачивается — это поле для игры. Первый участник рисует одному из своих танков «дуло», а на его конце делает жирную точку. Лист снова складывают пополам и с нажимом заштриховывают эту точку с обратной стороны бумаги. Поле разворачивают и находят появившийся на стороне противника отпечаток. Цель — чтобы он оказался на одном из вражеских танков, который считается подбитым и стрелять уже не может. Дуло можно рисовать в любую сторону, прикидывая, какой «танчик» получится достать. Игра развивает глазомер и смекалку.
  • Быки и коровы. Играть можно с младшего школьного возраста. Участники берут по листку бумаги, и каждый загадывает одно слово из заданного количества букв (например, из 4). Начинающий произносит вслух и записывает на своем листке любое другое 4-буквенное слово. Если какая-то из букв есть в загаданном слове и стоит на том же месте, соперник объявляет: «Один бык». Если буква совпадает, но стоит на другом месте, он говорит: «Одна корова». Если вообще нет попаданий, значит «нет быков, нет коров». Постепенно, называя все новые и новые слова, игроки на основе ответов противника выявляют отдельные буквы. Цель — первым разгадать слово оппонента. Игра развивает память, логическое мышление, расширяет словарный запас.

Настольные игры с реальными соперниками, а не с бездушным компьютером или невидимым оппонентом приносят детям огромную пользу. И дело не только в тренировке высших психических функций. Ребята получают ценный опыт: они узнают, что такое радость победы, и учатся достойно переносить поражения.

Педагогика

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах:

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.