221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комплекс игр по развитию внимания у дошкольников

Игры для дошкольников на развитие внимания

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка. В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников. От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе.

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.
Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

Читать еще:  Сенсорное развитие детей через игры

При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Комплекс игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Поражение головного мозга на ранних этапах онтогенеза оказывает самое неблагоприятное влияние на психическое развитие детей и их способность к обучению.

Среди исходов легких перинатальных поражений нервной системы следует выделить минимальную мозговую дисфункцию (ММД), представляющую собой, по мнению Л.О. Бадаляна, сборную группу различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний.

В настоящее время в связи с высокой распространенностью в детской популяции из группы ММД был выделен в отдельную нозологическую единицу синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Это расстройство представляет собой набор симптомов, характеризующихся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и гиперактивности. Возникновению расстройства в виде синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут способствовать небольшие легкие нарушения со стороны мозга в связи с нарушением циркуляции, токсичностью или механическим повреждением центральной нервной системы (ЦНС) в течение пренатального и перинатального периодов, вовлечением генетических механизмов в этиологию расстройства, а также инфекциями и травмами в раннем возрасте.

Недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипоксичекая энцефалопатия, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности, преждевременные роды, а также недостаточный вес ребенка обуславливают риск появления поведенческих проблем, трудностей в обучении и нарушения эмоционального состояния, повышенной активности.

На современном этапе исследователями рассматриваются три основные группы факторов, детермирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативным влиянием на развивающий мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и социальные факторы.

Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-локомоторной недостаточности, социальная дезадаптация.

Особенно частыми у детей с СДВГ бывают речевые нарушения: общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР) недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.

Комплекс игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Длительность игрового занятия составляет 30–50 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В комплекс вошли упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу.

Коррекционные задачи:
– раскрепощение участников;
– объединение их в группу;
– развивать произвольное внимание, координацию движений, совершенствовать восприятие формы.

1. Игра-приветствие “Волшебный Клубочек”.

2. Игра “ Иголочка и ниточка”.
Участники игры становятся друг за другом. Первый – “иголочка” двигается, меняя направление. Остальные – за ним, стараясь не отставать.

3. Игра “ Узнай фигуру”.
Разные геометрические фигуры разложены по залу. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий называет одну из фигур, например: “Квадрат”, дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.

4. Игра “Колечко”.
Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. По сигналу водящего: “Колечко, колечко, выйди на крылечко!” – ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг, а игру продолжает прежний водящий.

5. Игра “Четыре стихии”.
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово “Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”– поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.

6. Игра с правилами “Смелые мышки”.
Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!”

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.

7. Игра “Тряпичная кукла и солдат”.
Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить – это испытанный и надежный способ расслабиться. (Фопель К.)

8. Игра “Прощание”.
“Вот и кончилась игра, попрощаться нам пора”. Дети, взявшись за руки, говорят: “Всем, всем – До свидания! Всем, всем – До новых встреч!”

Коррекционные задачи:
– объединение детей в группу;
– развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику мышц рук, совершенствовать восприятие цвета и формы;
– формировать элементы самоконтроля.

1. Игра – приветствие “Волшебный клубочек”.

2. Игра “Летает – не летает”.
Дети сидят в круге. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, для формирования самоконтроля у детей.

3. Игра “Запрещенный цвет”.
Геометрические фигуры разного цвета разбросаны по залу. Педагог называет цвет, например красный, а все играющие должны собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме указанного. Варианты: Запрещен круг красного цвета; Собрать только зеленые треугольники.

4. Игра “Черепахи”.
Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2–3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

5. Игра “Зеркало”.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок придумывает и показывает движение, второй – его повторяет. Затем дети меняются ролями.

6. Игра с правилами “Ловишки с мячом”.
Дети передают по кругу мяч со словами: “Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть! Вот он уже здесь! На слове “здесь” водящий выходит на середину круга и говорит: “Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки!” – бросает мяч в детей. В кого он попадет, тот выходит из игры.

7. Игра “Паровозик”.
На роль водящего – “паровозика” назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает “паровозик”. Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то “паровозик” останавливается, “поезд” ремонтируют, а “ сломанный” вагончик отправляется в “депо”.

Читать еще:  Игрушки для развития годовалого ребенка

8. Игра “Водопад”. Релаксация.
Игра на воображение также поможет детям расслабиться. (Фопель К.)

9. Игра – “Прощание”.

Коррекционные задачи:
– объединение участников,
– развитие устойчивости внимания, моторной и зрительной памяти, пространственного восприятия, слухо-моторной координации, слухового восприятия, самоконтроля.

1. Игра-приветствие “Волшебный клубочек”.

2. Игра “Угадай, кто позвал”.
Дети стоят в кругу. Один из играющих в центре круга и закрывает глаза. Педагог подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Педагог: “Угадай, кто позвал тебя”. Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

3. Игра “Найди и промолчи”.
Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям найти его. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об это говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным и выдержанным. Вариант: можно спрятать несколько предметов, например флажки разного цвета.

4. Игра “ У ребят порядок строгий”.
Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Так трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: “Становись!”. Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Варианты:

  1. После каждого построения порядок расположения игроков изменяется.
  2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети должны строятся в шеренгу.

5. Игра “Смеяться запрещается”.
Эта хороший способ успокоить возбужденную группу и настроить ее на “рабочую” обстановку. (Фопель К.)

6. Игра “Вот так позы”.
Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т.д.) Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение. Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей. Отмечаются лучшие водящие.

7. Игра ““ДА” и “НЕТ” НЕ ГОВОРИ”.
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: “Да”, “Нет”. Чем хитрее вопросы тем интересней игра.

8. Игра “Штанга”. Релаксация.
И.п. Педагог: Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают.

9. Игра “Прощание”.

Коррекционные задачи:
– развитие концентрации внимания и произвольности, слухо-моторной координации,
– развитие слуховой памяти и слухового внимания,
– формирование мышления и зрительно-моторной координации, самоконтроля.

1. Игра-приветствие “Волшебный клубочек”.

2. Игра “Паровозик”.

3. Игра “Волшебная цифра”.
Педагог говорит детям, если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну Знаний. Для каждого он сообщает волшебную цифру. На коврик вразброс кладутся цифры по всему залу (по числу участников) Игроки запоминают свою цифру. По сигналу педагога дети бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

4. Игра “Запрещенное движение”.
Дети стоят в кругу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным. По команде игроки должны повторять движения педагога, кроме запрещенного. Вариант: Движения не показывают, а только называют.

5. Игра “Стой!”
Играющие встают в шеренгу на одной стороне зала. На противоположной стороне спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: “Быстро шагай, смотри не зевай, стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются маршевым шагом вперед (в соответствии с произносимым текстом) На последнем слове все не успел вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст. Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет слово “Стой!”.

6. Игра “Телефон”.
Дети сидят в круге. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.

7. Игра с правилами “Лохматый пес”.
Выбирается ведущий “пес”. Садится в середину зала, дети встают вокруг него и движутся по кругу со словами: “Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувший нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Пойдем, разбудим, посмотрим, что будет!” Пес просыпается и ловит ребят.

8. Игра “Ковер-самолет”. Релаксация.
“Мы ложимся на волшебный ковер-самолет и закрываем глазки, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает. Ветерок нас нежно обдувает, все отдыхают… Постепенно ковер начинает спускаться и приземляется в нашей комнате… Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох , открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем”.

9. Игра “Прощание”.

Коррекционные задачи:
– развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, координацию движений;
– формирование элементов самоконтроля.

1. Игра-приветствие “Волшебный клубочек”.

3. Игра “Рюкзачок бежит по кругу”.
Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Отмечаются те дети, которые на надевание рюкзачка затратили меньшее количество времени.

4. Игра “Холодно-Горячо; Право-Лево”.
Педагог прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа “шаг направо, два шага вперед, три налево” ведет игрока к цели, помогая ему словами “тепло”, “горячо”, “Холодно”.

5. Игра “Слушай внимательно”.
Дети идут по кругу и выполняют действия по команде педагога. По команде “Заяц!”– прыгают на двух ногах; “Гусь!” – идут в приседе; “Лошадь!” – выполняют галоп. Игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры.

7. Игра “Черепахи”.

8. Игра “Тряпичная кукла и солдат”. Релаксация.

9. Игра “Прощание”.

  1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения.
  3. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.

Консультация для родителей по теме:
«Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание [1; 2; 8].

Читать еще:  Развивающие игрушки описание

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа. Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание [3; 7].

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме. Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы. Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера [4; 9; 11; 12].

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки [2; 6; 8; 11].

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Игра «НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ».

Среди нескольких игрушек или предметов ребенку предлагается отыскать два одинаковых. Эта игра развивает не только способность быть внимательным, но и развивает такую мыслительную операцию, как умение сравнивать.

Игра «найди игрушку».

Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра «ЧТО ЭТО?»

Предполагает владение ребенком такими катего­риями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».

Взрослый размещает вокруг ребенка 3—4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребенку только ее местоположение (перед тобой, позади, справа или слева).

Известно, что игрушка лежит перед мальчиком. Что это?

Игрушка лежит сзади мальчика. Что это за игрушка?

Игрушка лежит справа от мальчика. Что это?

Известно, что игрушка лежит слева от мальчика. Что это?

Игра «что появилось?»

а) Внимательно посмотри на обеих кукол и ответь, что появилось у второй куклы?

Для выполнения задания попросите ребенка дать описание первой куклы, потом второй. Затем пусть ребенок сравнит обеих кукол по названным свойствам.

б) Внимательно посмотри на обоих мальчиков. Что появилось у второго мальчика?

Подход к выполнению этого задания такой же, как и в предыдущем задании. Отличий — 6.

Игра «ЧТО ПОТЕРЯЛОСЬ?»

а) Внимательно посмотри на котят. Что у них по­терялось?

Спросите ребенка о том, что нарисовано у каждого котенка. Затем он должен ответить, а все ли есть у первого котенка, потом у второго.

б) Внимательно посмотри на зайчат. Что у них потерялось?

Для выполнения задания можно воспользоваться игрушкой-зайчишкой. Ребенок должен посмотреть на игрушку, что есть у зайчика. А затем ответить на вопрос, что потерялось у зайчат.

Эти игры направлены на формирование не только памяти, но и внимания, и восприятия.

Игра «найди отличия».

Посмотри внимательно на эти две машины. Чем они отличаются?

Посмотри внимательно на этих двух птичек. Чем они отличаются?

в) Посмотри внимательно на эти две чашки. Чем они отличаются?

г) Что мальчик-шалун выбросил из ящика с игруш­ками?

д) Что забыли положить на второй стол?

е) Чем отличаются поросята? Найди 5 отличий.

ж) Какая из масок не похожа на другие, чем отличается?

з) Чем отличается одна фигура от другой? Найди 6 отличий.

и) Из каких геометрических фигур состоят эти картинки?

Игра «ДОБАВЬ СЛОВО»

Предназначена для детей 4—6-летнего возраста, направлена на формирование внимания и памяти. Игру можно проводить с группой ребят. Можно играть и с одним ребенком.

Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

Игра «КАКОГО ПРЕДМЕТА В РЯДУ НЕ ХВАТАЕТ?»

Предлагаемая игра способствует развитию внима­ния, а также памяти и восприятия. Ее можно порекомендовать для детей 4—6-летнего возраста Задания будут располагаться на двух отдельных страничках.

На первой странице расположено несколько рядов самых разных предметов: овощи, фрукты, игрушки, транспортные средства, мебель и др. На следующей странице в каждом из рядом какого-то предмета не хватает. Ребенок должен внимательно посмотреть на один из рядов на первой странице, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем переворачиваем страницу и просим посмотреть ребенка на ряд тех же предметов очень внимательно и ответить на вопрос: «Какого предмета в ряду не хватает? »

Задание для ребенка можно несколько изменить. Ребенку сначала предлагаем посмотреть внима­тельно на ряд картинок на первой странице. А перевернув страницу, просим его так же внимательно посмотреть на ряд этих же предметов и ответить на вопрос: «Что еще появилось?» Или «Что изме­лилось? »

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 2425 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector