221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комплекс игровых развивающих ситуаций с логическими блоками

Блоки Дьенеша — система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста. Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами. Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.
Читать еще:  Примеры развивающих игр

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Видео

Отзывы

Логические кубики Дьенеша купила, когда дочке было два с половиной года. Сначала они были ей интересны, но спустя пару месяцев я не могла увлечь ее ни одной игрой. Значительно больше по душе малышке пришлись палочки Кюизенера. Не знаю, в чем причина, может быть, я неправильно организовала занятия. Сын подруги играет блоками с удовольствием.

С набором Дьенеша с удовольствием занимался сын. Сейчас он учится в третьем классе. В школе проблем никогда нет, сам с удовольствием выполняет задания, усваивал материал легко. Думаю, что все это благодаря играм с блоками. Сейчас они достались моей трехлетней дочке. Пока воспринимает материал, как конструктор, но скоро начну и с ней заниматься.

Карточки Дьенеша, блоки и альбомы купила дочке, когда ей исполнилось три года. Ей сразу очень понравился набор, играла с ним с восторгом. Мы занимались лет до пяти, потом перешли к более сложным дидактическим материалам. В начальной школе она училась отлично, да и сейчас никаких проблем с уроками нет. Сыну пока только два года, но кубики я ему уже дала.

С первых дней жизни сыночка я искала материалы, с помощью которых будут развивать его, когда подрастет. Сейчас нам 2,5 года. Начали заниматься по методике Дьенеша. Пока выполняем только игровые упражнения, но видно, что сыночку интересно. Даже не ожидала, что такой малыш будет понимать, что от него требуется, делать выборки, играть по правилам.

Логические блоки Дьенеша — игра, помогающая решать логические задачи дошкольникам

Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша. Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня.

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Читать еще:  Развитие тембра голоса у детей игры

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Журнал Педагог

Автор: Богатова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14 «Колокольчик»
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Дата публикации: 16.01.2019
Раздел: дошкольное образование

«Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно –

развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми дошкольного возраста

с ОВЗ обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с

пособием для решения ряда коррекционных задач. Применение его возможно на коррекционных

занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях

коррекционно — развивающего обучения.

Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется выраженным

отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью

невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).

Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо

сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также

следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность,

сниженную продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание

Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на

которые следует опираться при построении коррекционной работы. К ним относятся:

высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного

принципа решения задачи на аналогичные задания;

наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-

образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;

развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения

преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.

Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной

форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в

умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную

степень сложности заданий и дозированную помощь.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — это объемные геометрические фигуры. В

комплект входят 48 фигур различных по форме (круг, квадрат, равносторонний треугольник,

прямоугольник), цвету (красный, синий, желтый), размеру (маленькие, большие), толщине

(тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками учащиеся

оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).

В работе могут также использоваться плоскостные фигуры с целью подготовки к выполнению

некоторых заданий, дополнительно изготавливается педагогом.

Примеры заданий с использованием рассмотренного пособия, которые можно предлагать

Задание 1: «Группировка»

Цель: развить логическое мышление, формировать приемы многостороннего анализа, выделение

признаков объекта. Детям необходимо разделить фигуры на группы по разному основанию. При

этом выделить признак, на основании которого будет производиться группировка, дети должны

Инструкция: «Перед тобой лежат объемные фигуры — блоки. Нужно разделить все эти фигуры на

группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры».

После выполнения задания (группировка может быть проведена по любому из четырех оснований

(форма, цвет, размер, толщина) задается вопрос: «Скажи, как ты разделил эти фигуры?» Если

ребенок не отвечает, педагог сам делает вывод: «Сюда, — следует указательный жест, — ты положил

фигуры . (например) красного цвета, сюда синего, а сюда желтого. Фигуры разложены по цвету».

После этого все фигуры смешиваются. Ребенку необходимо вновь сгруппировать фигуры, на

основании выделения другого признака фигур. Инструкция: «А теперь, подумай, как еще можно

разделить все эти фигуры. Разложи их по другому». После выполнения задания делается

словесное обобщение по аналогии с предыдущим. Далее задание выполняется по той же схеме,

пока не будут выполнены все четыре группировки. По окончанию работы словесно обобщаются

все возможные варианты группировки.

В случае, если ребенок не может самостоятельно выделить признак объекта, на основании

которого будут группироваться фигуры, ему оказывается помощь. Помощь дозируется и

предъявляется в несколько этапов.

Этап 1. Перед ребенком выкладываются две фигуры, отличающиеся между собой признаком,

который будет являться основанием группировки, например, цветом: красный и синий

прямоугольники. Спрашивается: «Чем похожи эти фигуры, и чем они отличаются?» В случае

отсутствия ответа, педагог говорит: «Они различны по цвету». Указание на различительный

признак — есть содержание первого этапа. По истечении 30 с, если учащийся не выполняет

правильно задание, следует

Этап 2. Из других фигур выбирается третья, сходная с одной из двух первых по цвету (например,

красный квадрат). «Куда нужно положить эту

фигуру — сюда или сюда?» Если учащийся не может уловить мысль, педагог продолжает: «Мы

положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание второго этапа

— указание на сходство двух фигур по цвету. Если задание не выполняется, переходят к третьему

Этап 3. Педагог добавляет фигуру желтого цвета и говорит, показывая на фигуры, лежащие перед

учеником: «Сюда будем класть все красные, сюда — синие, а сюда — желтые фигуры». Это

содержание третьего этапа -прямой, наглядный показ того, как надо действовать. Пояснить цвет.

Этапы 4, 5, 6 и т.д. заключаются в укладке каждой последующей фигуры самим педагогом (с

соответствующими словесными пояснениями).

По окончании работы необходимо, чтобы ребенок дал словесный отчет о проделанной работе в

виде завершающей словесной формулировки. Если он не может этого сделать, педагог

обязательно дает эту формулировку сам: «Значит, мы разложили фигуры по цвету на красные,

По аналогии помощь оказывается и в других группировках.

Задание 2. «Что изменилось?»

Цель: научить детей наблюдать и определять изменяющийся признак объекта.

Выкладывается цепочка из плоскостных, впоследствии объемных фигур.

Ребенку необходимо на основании анализа выложенных в ряд фигур выделить изменяющийся от

фигуры к фигуре признак, а впоследствии, спустя несколько занятий, те схожие признаки, которые

не изменяются. Сначала предъявляются цепочки с фигурами, у которых изменяется один признак

(цвет или форма), затем два и т.д.

Инструкция: «Посмотри и скажи, что изменяется от фигуры к фигуре».

(Более сложный вариант инструкции для дальнейших занятий: «Какой признак изменяется от

фигуры к фигуре, а что остается неизменным»)

Бол.тонк Бол. Бол. Бол.

толс тонк толст

Ответ: Изменяется — цвет, форма, толщина; остается без изменений — размер.

Задание 3. «Цепочки»

Цель: научить учащихся оперировать признаками объекта (выделение, совмещение, соотнесение,

Ребенку нужно выстроить цепочку из объемных геометрических фигур в соответствии с

предложенной схемой. Предлагаются схемы двух видов: а) с прямым указанием на признаки

фигуры, которую следует выбрать (схема 1); б) или не следует выбирать (схема 2). В процессе

работы ребенок должен проговаривать ход выполнения задания: «Беру желтую, круглую,

большую, тонкую фигуру» или «Нельзя брать большую, желтую, тонкую, круглую фигуру, значит

это может быть маленький, красный, толстый квадрат».

Данное задание может предлагаться в наглядно-образном плане (схема 1,2), в дальнейшем — в

словесно-логическом, когда схемы с геометрическими фигурами не предъявляются, а школьникам

дается словесное указание их признаков (схема 3).

Способ построения цепочки фигур также может быть разным:

стрелки в схеме располагаются таким образом, что можно построить

две и более последовательности фигур, внутри которых также возможны

вариации (см. схему 1);

Б) варианты выполнения могут зависеть от выбора первой фигуры, с которой начинается работа

следуя по стрелкам, ученик последовательно выстраивает цепочку (см.

Инструкция: «Построй цепочку по схеме».

Задание 4. «Продолжи ряд»

Цель: научить учащихся оперировать признаками объекта (выделение признаков, совмещение,

Детям необходимо самостоятельно выполнить построение ряда фигур, учитывая заданные

инструкцией правила. Педагог кладет лишь первую фигуру ряда. Задание может выполняться

одним ребенком, а может предъявляться как задание группе. Тогда каждый из участников

Читать еще:  Развивающие игры от рождения до года

продолжает ряд, выкладывая по цепочке одну последующую фигуру. Инструкция усложняется

постепенно от занятия к занятию.

А) Продолжи ряд так, чтобы изменялся цвет фигур.

Б) Продолжи ряд так, чтобы изменялись цвет и форма фигур.

В) Продолжи ряд так, чтобы изменялся один признак фигур. (Здесь и далее выкладывается любая

объемная фигура из пособия.)

Г) Продолжи ряд так, чтобы изменялись два признака (три, четыре) признака фигур.

Журнал Педагог

Автор: Богатова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14 «Колокольчик»
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Дата публикации: 16.01.2019
Раздел: дошкольное образование

«Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно –

развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми дошкольного возраста

с ОВЗ обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с

пособием для решения ряда коррекционных задач. Применение его возможно на коррекционных

занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях

коррекционно — развивающего обучения.

Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется выраженным

отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью

невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).

Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо

сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также

следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность,

сниженную продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание

Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на

которые следует опираться при построении коррекционной работы. К ним относятся:

высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного

принципа решения задачи на аналогичные задания;

наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-

образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;

развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения

преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.

Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной

форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в

умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную

степень сложности заданий и дозированную помощь.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — это объемные геометрические фигуры. В

комплект входят 48 фигур различных по форме (круг, квадрат, равносторонний треугольник,

прямоугольник), цвету (красный, синий, желтый), размеру (маленькие, большие), толщине

(тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками учащиеся

оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).

В работе могут также использоваться плоскостные фигуры с целью подготовки к выполнению

некоторых заданий, дополнительно изготавливается педагогом.

Примеры заданий с использованием рассмотренного пособия, которые можно предлагать

Задание 1: «Группировка»

Цель: развить логическое мышление, формировать приемы многостороннего анализа, выделение

признаков объекта. Детям необходимо разделить фигуры на группы по разному основанию. При

этом выделить признак, на основании которого будет производиться группировка, дети должны

Инструкция: «Перед тобой лежат объемные фигуры — блоки. Нужно разделить все эти фигуры на

группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры».

После выполнения задания (группировка может быть проведена по любому из четырех оснований

(форма, цвет, размер, толщина) задается вопрос: «Скажи, как ты разделил эти фигуры?» Если

ребенок не отвечает, педагог сам делает вывод: «Сюда, — следует указательный жест, — ты положил

фигуры . (например) красного цвета, сюда синего, а сюда желтого. Фигуры разложены по цвету».

После этого все фигуры смешиваются. Ребенку необходимо вновь сгруппировать фигуры, на

основании выделения другого признака фигур. Инструкция: «А теперь, подумай, как еще можно

разделить все эти фигуры. Разложи их по другому». После выполнения задания делается

словесное обобщение по аналогии с предыдущим. Далее задание выполняется по той же схеме,

пока не будут выполнены все четыре группировки. По окончанию работы словесно обобщаются

все возможные варианты группировки.

В случае, если ребенок не может самостоятельно выделить признак объекта, на основании

которого будут группироваться фигуры, ему оказывается помощь. Помощь дозируется и

предъявляется в несколько этапов.

Этап 1. Перед ребенком выкладываются две фигуры, отличающиеся между собой признаком,

который будет являться основанием группировки, например, цветом: красный и синий

прямоугольники. Спрашивается: «Чем похожи эти фигуры, и чем они отличаются?» В случае

отсутствия ответа, педагог говорит: «Они различны по цвету». Указание на различительный

признак — есть содержание первого этапа. По истечении 30 с, если учащийся не выполняет

правильно задание, следует

Этап 2. Из других фигур выбирается третья, сходная с одной из двух первых по цвету (например,

красный квадрат). «Куда нужно положить эту

фигуру — сюда или сюда?» Если учащийся не может уловить мысль, педагог продолжает: «Мы

положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание второго этапа

— указание на сходство двух фигур по цвету. Если задание не выполняется, переходят к третьему

Этап 3. Педагог добавляет фигуру желтого цвета и говорит, показывая на фигуры, лежащие перед

учеником: «Сюда будем класть все красные, сюда — синие, а сюда — желтые фигуры». Это

содержание третьего этапа -прямой, наглядный показ того, как надо действовать. Пояснить цвет.

Этапы 4, 5, 6 и т.д. заключаются в укладке каждой последующей фигуры самим педагогом (с

соответствующими словесными пояснениями).

По окончании работы необходимо, чтобы ребенок дал словесный отчет о проделанной работе в

виде завершающей словесной формулировки. Если он не может этого сделать, педагог

обязательно дает эту формулировку сам: «Значит, мы разложили фигуры по цвету на красные,

По аналогии помощь оказывается и в других группировках.

Задание 2. «Что изменилось?»

Цель: научить детей наблюдать и определять изменяющийся признак объекта.

Выкладывается цепочка из плоскостных, впоследствии объемных фигур.

Ребенку необходимо на основании анализа выложенных в ряд фигур выделить изменяющийся от

фигуры к фигуре признак, а впоследствии, спустя несколько занятий, те схожие признаки, которые

не изменяются. Сначала предъявляются цепочки с фигурами, у которых изменяется один признак

(цвет или форма), затем два и т.д.

Инструкция: «Посмотри и скажи, что изменяется от фигуры к фигуре».

(Более сложный вариант инструкции для дальнейших занятий: «Какой признак изменяется от

фигуры к фигуре, а что остается неизменным»)

Бол.тонк Бол. Бол. Бол.

толс тонк толст

Ответ: Изменяется — цвет, форма, толщина; остается без изменений — размер.

Задание 3. «Цепочки»

Цель: научить учащихся оперировать признаками объекта (выделение, совмещение, соотнесение,

Ребенку нужно выстроить цепочку из объемных геометрических фигур в соответствии с

предложенной схемой. Предлагаются схемы двух видов: а) с прямым указанием на признаки

фигуры, которую следует выбрать (схема 1); б) или не следует выбирать (схема 2). В процессе

работы ребенок должен проговаривать ход выполнения задания: «Беру желтую, круглую,

большую, тонкую фигуру» или «Нельзя брать большую, желтую, тонкую, круглую фигуру, значит

это может быть маленький, красный, толстый квадрат».

Данное задание может предлагаться в наглядно-образном плане (схема 1,2), в дальнейшем — в

словесно-логическом, когда схемы с геометрическими фигурами не предъявляются, а школьникам

дается словесное указание их признаков (схема 3).

Способ построения цепочки фигур также может быть разным:

стрелки в схеме располагаются таким образом, что можно построить

две и более последовательности фигур, внутри которых также возможны

вариации (см. схему 1);

Б) варианты выполнения могут зависеть от выбора первой фигуры, с которой начинается работа

следуя по стрелкам, ученик последовательно выстраивает цепочку (см.

Инструкция: «Построй цепочку по схеме».

Задание 4. «Продолжи ряд»

Цель: научить учащихся оперировать признаками объекта (выделение признаков, совмещение,

Детям необходимо самостоятельно выполнить построение ряда фигур, учитывая заданные

инструкцией правила. Педагог кладет лишь первую фигуру ряда. Задание может выполняться

одним ребенком, а может предъявляться как задание группе. Тогда каждый из участников

продолжает ряд, выкладывая по цепочке одну последующую фигуру. Инструкция усложняется

постепенно от занятия к занятию.

А) Продолжи ряд так, чтобы изменялся цвет фигур.

Б) Продолжи ряд так, чтобы изменялись цвет и форма фигур.

В) Продолжи ряд так, чтобы изменялся один признак фигур. (Здесь и далее выкладывается любая

объемная фигура из пособия.)

Г) Продолжи ряд так, чтобы изменялись два признака (три, четыре) признака фигур.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector