221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание дошкольников через игру

Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника.

Просмотр содержимого документа
«Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольниковнравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П. Аникеевой, О. С. Газмана, Т. Е. Конниковой, Д. В. Менджерицкой, И. И. Фришман, Г. 1Т. Черного, С. А. Шмакова и многих других.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

В сюжетно-ролевой игре закладываются основы, будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств, будущих родителей приобретает все большее значение.

В сюжетно-ролевой игре закладываются основы, будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств, будущих родителей приобретает все большее значение.

Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким

Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:

направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).

направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)

направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).

• Для того чтобы дети закрепили представления «хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: «Добрые превращения». Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка — это добро, другая — зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший.

«Волшебная вода» Н. М. Метенова.

• Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества.

• Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

• Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например: чтение и обсуждение В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница», чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.

Нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то прививать детям любовь и уважение к взрослым, учить нормам поведения в обществе нужно через игровую деятельность.

Игры, которые способствуют формированию таких нравственных качеств у детей, как:уважение к взрослым, сотрудничество,доверие,взаимопомощь,культура общения и т. д.

1. » ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ»

Водящий с закрытыми глазами медленно считает до 10. Остальные играющие в это время прячутся. Водящий должен слышать их голоса. Как только он произнесёт «Десять!»,каждый из игроков кричит какое — то вежливое слово (например: здравствуй, добрые вечер, пожалуйста и т. д.).Водящий должен узнать спрятавшихся и назвать, кто назвал «волшебные» слова.

2.»ЦВЕТОК КРАСИВЫХ СЛОВ»

На мольберт воспитатель прикрепляет серединку цветка и называет своё вежливое слово. В руках у детей лепестки цветка. Ребёнок должен подойти к мольберту и вставить свой лепесток, произнося «волшебное» слово.

Данная игра учит доверию кдруг другу. Успех продвижения зависит от умения каждого ребёнка скоординировать свои усилия с действиями остальныхучастников. Педагог предлагает детям превратиться в одну большую гусеницу.

Необходимо построиться цепочкой, руки положить на плечо впереди стоящего. Между животом одного и спиной другого играющего нужно поместить мяч. Можно поместить мяч между несколькими играющими, так мы усложняем задачу. Дотрагиваться до мяча руками нельзя. Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках. Педагогу необходимо обратить внимание на то, кто регулирует движение » живой гусеницы», где располагаются лидеры.

Читать еще:  Развивающие игры для детей до года видео

4.» ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО»

Игра способствует выработке правил общественного поведения. Педагог раздаёт карточки между несколькими играющими. Первый игрок кладёт лицевой стороной карточку с изображением плохого действия (например:дети разбрасывают игрушки). Следующий игрок должен перекрыть » плохую» карточку » хорошей»(например: ребёнок уступает место в автобусе старшим).Следующие делают тоже самое. Если у кого — то нет нужной карточки, то он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого закончатся карточки.

Таким образом, проводя с детьми такого рода игры, мы, педагоги, сможем поднять уровень нравственного развития наших детей на более высокий уровень, поможем им легче адаптироваться в этом мире, познать законы общественного поведения и морали.

Картотека игр на нравственное развитие старших дошкольников.

v Игра «Щедрые подарки».

Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей: Один ребенок — Фея Щедрости.

Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

v Игра «Верные друзья »

Цель : формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.

v Игра «Как надо заботиться»

Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

v Игра «Только хорошее»

Цель : формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

v Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

v Игра «Колечко красоты»

Цель : помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

v Игра «Круг честности»

Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Дети делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

v Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

v Игра «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

v Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): — Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

Читать еще:  Игры на развитие памяти 5 лет

Разыгрывается бессловесное действо.

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: — Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир — познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя).

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

v Вариант народной игры «Раз, два, три беги!»

Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.

Особенности игры: — ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников.

Описание игры и приемы ее проведения:

«Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» — обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

— Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить! Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

v Лиса и гуси (Вариант народной игры)

Цель: вызвать желание помогать другому.

Особенности игры и ее воспитательное значение :

— способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

— Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

Описание игры и приемы ее проведения .

В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 — 30 шагов. За одной из них — дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.

Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Есть хотите?

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» -говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «потянем»(два-три раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».

2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

1. Запорожец А. В. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1987. 416 с.

2. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991. 63 с.

3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит, 2000. 256 с.

4. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Институт Психотерапии, 2005. 480 с.

5. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.

6.Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

Нравственное воспитание дошкольников через игру

Долгих Екатерина Владимировна – Воспитатель МОУ «Детский сад №229 Советского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы: 22.04.2018г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через дидактические игры

Духовно — нравственное воспитание дошкольников — целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.

Духовно — нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игра, ведущая деятельность дошкольника в детском саду и имеет важнейшее значение в формировании личности. Любой вид игры оказывает влияние на духовно-нравственное развитие дошкольника.

Читать еще:  Игры для мальчиков 3 года развивающие

Использование дидактических игр в духовно-нравственном воспитании: у дошкольников формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Дидактические игры помогают формировать у дошкольников чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Узоры родного города», «Не ошибись», «Путешествие по городу», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» «Помоги дедушке и бабушке», «Доброе сердце», «Поможем Федоре», «Добро и зло».

Такие дидактические игры способствуют развитию таких ценностей как уважение к старшим, любви и доброты.

Дидактическая игра «Поможем Федоре».

Дидактическая задача: учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К. Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору? (жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федору, как наши дети соблюдают чистоту.

1. формировать у ребенка способность к сопереживанию

2. умение отзываться на горе и радость других людей

3. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям

Оборудование: сердце из картона в середине вырезанное окошечко

Правило и ход игры:

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике. Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами, сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Деловая игра для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников»

Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам деловую игру для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель
Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в Учреждении.
Задачи
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Атрибуты игры: Эмблемы команд, листы бумаги, ручки, памятка «Посеять в детских душах доброту», бланки-протоколы у жюри.
Правила игры: Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Не оспаривать оценку жюри.
Соблюдать культуру речи и тактичность.

14.Не читать длинных нотаций.
15.Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
16.Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т.д.)
17.Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.

Задание 2
«Составление плана этической беседы»
Ведущий: Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы воспитатель не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:
-постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с повседневным опытом;
-подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольника, привлечь их внимание;
-поощрение активности детей, их стремления принять участие в беседе.
Командам дается задание составить план этической беседы.

Задание 3
«Обсуждение ситуаций»
1.Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам конфету, а ты меня примешь в игру». Ваши действия.
2.Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

Задание 4
«Комплимент»
Ведущий: Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается написать как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1.Одобрение внешности
2.Одобрение личностных качеств
3.Одобрение деловых качеств

Задание 5
Соревнование «Пословицы о добре»
Ведущий: Вспомните и назовите пословицы о доброте.
Пословицы о доброте
Доброму слову – добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый.
Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощает.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Не спеши карать, спеши миловать.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помниться.
Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.
Слово лечит – слово и ранит.

Задание 6
Банк идей
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector