221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подвижные игры на развитие мышления

Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников.
материал по физкультуре по теме

Подвижные игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
pedsovet_podvizhnye_igry_dlya_razvitiya_psikhicheskikh_protsessov_u_doshkolnikov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников

Подвижные игры игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания. Однако традиционно этот вид физического воспитания используется для преимущественного формирования двигательной сферы дошкольников: совершенствования основных видов движений, развития физических качеств и общих координационных способностей.

Значительно реже подвижные игры применяют для оптимизации психических функций детей. Между тем, именно в подвижных играх, в условиях активной двигательной деятельности, в полной мере проявляются психические возможности ребенка, создаются предпосылки для развития произвольного поведения, формирования познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

Сензитивные периоды – периоды оптимальных сроков развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды.

Подбор подвижных игр осуществляется с учетом сензитивных периодов развития познавательных процессов у дошкольников. В часности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.

Листья (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия цвета и времени года, произвольного внимания.

Ведущий показывает детям «дерево» (пирамидку или стойку), объясняет ребятам, что они – «листочки дерева». По команде педагога «Весна!» все листочки собираются вокруг своего дерева. По сигналу «Осень!» они «опадают» — свободно кружат по залу. Игра повторяется 4-5 раз.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Хитрые мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие речи, произвольного внимания, памяти, глазомоторной координации.

Дети водят хоровод вокруг водящего – «кошки», со словами:

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Ну-ка, кошка, догони!

После этого разбегаются врассыпную, а водящий пытается осалить как можно больше «мышей». Роль кошки может выполнять педагог. По окончании игры отмечаются самые быстрые и ловкие мышки.

Цветные шарики (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование восприятия цвета, произвольного внимания, координации движений.

Ведущий располагает разноцветные шары в разных частях зала. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные двигательные действия. По команде ведущего, назвавшего цвет одного из шариков, например, «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг него. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Кошки – мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование восприятия, произвольного внимания, речи, слухомоторной координации.

Дети-мышки располагаются по одну сторону зала, отгороженную несколькими дугами для подлезания. Один из детей – кот, располагается на противоположной стороне площадки и делает вид, что спит. Педагог вместе с детьми-мышками читает стихи А. Введенского, сопровождая их соответствующими движениями:

Мышка вылезла из норки,

( выбираются из норок, подлезая под дуги )

Мышка очень хочет есть,

( поглаживают себя по животу )

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

( смотрят по сторонам, приставив руку ко лбу )

А на кухне возле шкафа

Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая, когти острые.

( медленно подходит к коту )

Эй, мышка, не зевай:

Убегай из этих мест,

А то кошка съест.

( убегают от кота, который старается догнать мышек

раньше, чем они спрячутся в норки – подлезут под дуги )

Самолет (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, произвольного внимания, воображения.

Дети располагаются на площадке в произвольном порядке. Они – «самолеты в ангарах». Каждый должен запомнить свой ангар – свое место. По сигналу самолеты «вылетают на учебный полет» и двигаются в любом направлении. По следующему сигналу все самолеты летят в свои ангары. Игра повторяется. При встрече с другими самолетами надо «планировать», наклонять туловище вправо, влево, вперед с вытянутыми в стороны руками.

Магазин игрушек (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие воображения, восприятия.

Из числа играющих выбирают водящего – «покупателя». Остальные дети встают в круг и каждый придумывает, какая игрушка, но другим об этом не говорит. Продавец (педагог) предлагает «покупателю» выбрать себе игрушку (указать на одного из игроков). Выбранную игрушку он «заводит», а она показывает то, что умеет делать. Если покупатель угадал название игрушки, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.

Колпачок (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие слухового восприятия, речи, внимания.

Дети водят хоровод вокруг водящего, на голове которого надет колпак или шапочка, закрывающая глаза, и произносят слова:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки.

Колпачок, колпачок, сидит на дорожке.

Ты, колпак, не зевай, нас скорее выбирай.

Дети останавливаются, а водящий, в руке которого находится палочка (или указка), протягивает ее вперед. Тот, на кого показала палочка, должен назвать водящего по имени, а водящему необходимо угадать, кто его назвал. Если имя названо правильно, то водящий становится на место игрока и игра продолжается с новым водящим.

Чьи детки? (для детей 3-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, внимания, мышления.

Каждый ребенок надевает шапочку с изображением какого-либо дерева. Воспитатель раскладывает на площадке плоды и листья (желуди, шишки, орехи и т.д.). По сигналу каждое «дерево» должно собрать своих детей. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет соответствующих предметов.

Орлята (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие произвольного внимания, воображения.

Из играющих детей выбирают водящего. Это – «орел». Остальные играющие – «орлята». Орел учит орлят летать. Он свободно бегает по площадке в разных направлениях, внезапно останавливается и одновременно производит руками движения, следуя за водящим. Выигрывает тот, кто быстро, правильно воспроизводит движения, направления бега и остановки.

Найди предмет (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, произвольного внимания.

Педагог описывает свойства предмета, находящегося в зале. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Затем детям предлагается найти этот предмет (платок). Выигрывает тот, кто первым находит описанный предмет.

К своим флажкам (для детей 4-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование восприятия, произвольного внимания, памяти.

Играющие делятся на группы по 8-10 человек и становятся в круг в разных местах площадки. В центре каждого круга – водящий с флажком в поднятой руке (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме детей с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся приседают и плотно закрывают глаза, а водящие в это время меняются местами на площадке. По команде педагога: «К своим флажкам!» — играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут к нему и строятся в круг. Побеждает группа, быстрее других выполнившая задание. Поражение засчитывается команде, если ее игроки подглядывали, когда водящие менялись местами.

Покажи отгадку (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие мышления, произвольного внимания, оперативной памяти.

Педагог предлагает играющим выслушать загадку и показать отгадку с помощью движений. Выигрывает тот, кто раньше точнее всех изобразил ответ, не произнося его вслух. Загадки могут быть подобраны в соответствии с определенной темой. Например «Птицы»:

Как на зорьке поутру

Ходит барин по двору.

Шапочка набекрень ( петух ).

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки ( гусь ).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это…( цапля )

Самая болтливая ( сорока ).

В сером армячишке

По дворам шныряет,

По ночам кочует –

Коноплю воруют ( воробей ).

Холодов не боится,

Проплывет меж льдин,

А зовется…( пингвин ).

Крикунья хрипловатая ( ворона ).

Запомни картинки (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти.

Детям предлагают в течении 2 минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картинки убирают, а детей просят показать те движения, которые они видели на картинках. Выигрывает тот, кто запомнил больше.

Угадай и догони (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование внимания, памяти, слухового восприятия.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Перед ними (на расстоянии 4-5м), спиной к игрокам встает водящий и закрывает глаза. Игрок, на которого показал педагог, подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет водящего по имени. Водящий должен угадать имя назвавшего его игрока. Если водящий назвал имя неправильно, тогда подходит другой игрок и игра продолжается. Если имя названо правильно, то игрок быстро убирает руку и убегает, стараясь занять свое место раньше, чем его догонит и осалит водящий. В случае, когда водящий догнал игрока, он садится на скамейку, а игрок становится водящим.

Птица без гнезда (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие внимания, пространственного восприятия.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу, — «гнездо», второй за ним – «птица». «Птица» кладет руки на плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз, два, три…». После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим.. При повторении игры меняются ролями.

Почта (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие внимания, воображения, речи.

Играющие строятся в шеренгу по одному и выбирают водящего, который располагается лицом к детям (на расстоянии 3-4 шагов).

Игра начинается с переклички водящего – «почтальона» с игроками:

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполняет задание, делает шаг вперед. Игра заканчивается, как только один из игроков, выполнявший задание лучше всех, пересечет линию, на которой находится водящий. Этот игрок становится новым водящим и игра повторяется.

Магнитик (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование слухового и пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации.

Детям объясняют свойства магнита, показывают, как он притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу педагога: «Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры: «Петя – магнит», названный ребенок останавливается, а остальные дети «притягиваются» к нему, как к магниту, — подбегают и прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побывают в роли магнита.

Дельфины (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации, речи.

Из группы детей выбирают дельфинов (3-5 человек), остальные – рыбы. Рыбы произвольно двигаются по площадке со словами:

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины

Не пугает их волна,

Рядов плещется она.

Проплывает в море кит

И дельфинам говорит:

«Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите».

После этих слов рыбы убегают, стараясь не быть осаленными дельфинами. Дети, которых догнали, выходят из игры. По окончании отмечают самых быстрых дельфинов и ловких рыб.

Северный и южный ветер (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование пространственного восприятия, внимания, зрительномоторной координации.

Из игроков выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронувшись до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и говоря: «Свободен!». Через 2-3 мин. Назначают новых водящих, и игра повторяется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие способствует развитию психических процессов памяти, внимания, восприятия мыслительных процессов дошкольников. Формированию целостной картины мира, развития мелкой моторики, сенсор.

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет.

Презентация и доклад по теме » Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников»+ методика организации и проведения подвижных игр.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про.

Консультация «Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников&quot.

Консультация «Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» Подготовила: воспитатель Кулева М.В.Псих.

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).

• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).

• Если два больше одного, то один. (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая. (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно — вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

— Это круг больше красного? (Да.)

— Он больше синего? (Да.)

— Больше желтого? (Нет.)

— Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает. ».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

Мастер — класс «Влияние подвижных игр с дидактической направленностью на развитие логического мышления»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Влияние подвижных игр с дидактической направленностью на развитие логического мышления».

Игра является доступным видом деятельности для детей, способом переработки полученных знаний окружающего мира. В процессе игры ярко проявляются речевое развитие, мышление и воображение, эмоциональность, активность, потребность в общении детского коллектива, так же влияет на все стороны жизни ребенка. Вот поэтому называют игру спутником детства.

Л.С. Выготский, Д.Б. Элькони, В.А. Сухомлинский исследовали игровую деятельность, при этом одни изучали теорию ролевых игр, а другие особенности влияния дидактических и подвижных игр в дошкольной педагогической деятельности.

Игра умеющая заинтересовать детей повышает их умственную, речевую, двигательную активность и тем самым решает определенные задачи организованной учебной деятельности. Игра – это метод, но он дает положительные результаты в сочетании с другими методами, формами, приемами.

Я предлагаю на современном уровне интеграцию двух групп игр: дидактических и подвижных. Так можно предложить подвижные игры с дидактической направленностью и в то же время будет являться здоровьесберегающим методом в процессе обучения дошкольников.

Целью таких игр является:

— совершенствовать двигательную активность с помощью действий: бежать, бросить, прыгнуть, перепрыгнуть, перебросить, подбросить, догнать;

— развивать познавательную активность детей через развитие речи, ФЭМП, окружающий мир;

— закреплять правильность звукопроизношения.

Для организации и проведения данных игр необходимо соблюдать некоторые условия:

— простые правила игры;

— коррекционно –образовательные задачи игры;

— чередование подвижной игры с игрой малой подвижности;

— присутствие познавательного и оздоровительного эффекта.

Знакомство с подвижными играми дидактической направленности:

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Цель: совершенствовать навык бега по прямой;

развивать быстроту реакции, как различать звуки [Л] и [Р], как автоматизировать звуки [Л], [Р] в словах, предложениях.

Деление группы на две команды, построение в две колоны. На противоположной стороне стоит маленький столик, где лежат листочки из бумаги разного цвета. Игрок, стоящий первым бежит к столу, выбирает листочек. Игроки первой команды выбирают листочки того цвета, где в названии присутствует звук [Л], а другой команды звук [Р]. Бегом возвращаются обратно и передают эстафету следующему игроку команды.

Победа присуждается той команде, которая первая поднимет руки с цветными листочками и не ошибется при выборе листочков.

По определению победителя воспитатель задает вопросы игрокам: «Почему вы выбрали желтого цвета?». Ответ ребенка: «Я выбрал желтый листочек, потому что в названии присутствует звук [Л]».

Подвижная игра «Попади в цель»

(формирование элементарных математических представлений).

Цель: закреплять количественный счет, умение согласовывать числительное с существительным, автоматизацию произношения свистящих звуков; продолжать совершенствование метания в горизонтальную цель способом снизу.

Игроки стоят в колонне по одному, впереди лежит обруч, в котором находятся карточки с изображением определенного числа предметов: два снеговика, три ложки, четыре птички и т.д.

Поочередно играющие правой, левой рукой метают мешочек с песком в обруч стараясь попасть в карточки, где наибольшее число предметов. После попадания в карточку игрок считает предметы изображенные на ней и называет полученное число. Победителем считается игрок, попавший в цель, правильно назвавший число и количество очков.

Предложение на практике убедиться в широком применении данного метода разработав варианты игр в группах самостоятельно по карточкам – подсказкам в виде цветов с текстом.

— При использовании данных карточек, вы можете построить модель подвижной игры с дидактической направленностью, располагая их в виде цветочка в определенной последовательности на мольберте и комментировать. Одной команде интерпретация игра «Попади в цель», другой «Кто быстрее?».

Интерпретация игры «Попади в цель». Карточка с изображением обруча, где в лежат буквы. Назвать три слова на букву, в которую попал участник, например, З – заяц, замок, засов.

Интерпретация игры «Кто быстрее?». Команда делится на две группы. Первая группа берет карточки в предметами, похожими на геометрическую фигуру – круг (солнце, мяч, арбуз, колесо, колобок, тарелка и другие), вторая – на прямоугольник (книга, лист бумаги, альбом, шкаф и другие).

Обдумывают, получают необходимую консультацию для направления хода мыслей. Участники на мольберте составляют модель игры с применением карточек и кратко описывают игру. На мольберте наглядно представлено проведение аналогичных игр, но с другими дидактическими целями в других образовательных областях.

Малоподвижность, то есть гиподинамия уже существует в дошкольном детстве, и поэтому нужно создавать оптимальный двигательный режим дня и здесь главная роль принадлежит подвижной игре. Так как можно подвижную игру использовать в роли дидактической со всеми ее особенностями и назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Тем самым выполняя дидактическую задачу ребенок ощущает радость в движении и более эффективно без вреда здоровью, не ущемляется потребность в двигательной активности. В образовательном процессе игра становится наиболее положительным средством для закрепления знаний, умений и навыков дошкольника во всех областях.

Можно отметить, что двигательная активность превышает в младшем и среднем дошкольном возрасте, а в старшем дидактическая направленность, то есть скорость выполнения.

Основные принципы подвижной игры с дидактической направленность:

— постепенность – от простого к сложному или от знакомых игр к незнакомым;

— соответствие месту, времени, условиям задачам игры;

— соответствие возрастным особенностям детей;

— активность и сознательность выполнения поставленных двигательных и дидактических задач.

Подвижная игра с дидактической направленностью

(младший и средний дошкольный возраст).

Цель: в зависимости от выбранного вида движения, сенсорика, классифицировать предметы, развивать слуховое внимание.

Оборудование: осьминог с щупальцами.

1. Ребенок встает между щупальцами и перешагивает или перепрыгивает на двух ногах через щупальцу и называет ее цвет.

2. Четыре ребенка находятся между щупальцами, оставляя свободное место.

Педагог называет предметы, если они относятся к выбранной теме, то ребята перепрыгивают или перешагивают на следующее свободное место. Но если не относится стоят на месте.

Подвижная игра с дидактической направленностью

«Чья команда победит»

(младший и средний дошкольный возраст).

Цель: развивать быстроту, ловкость, реакцию; грамматический строй речи.

Оборудование: фишки красного, синего, зеленого цветов на каждого ребенка.

Деление на две команды. Синий цвет – твердый согласный звук, зеленого – мягкий согласный звук, красного – гласный звук. На другой стороне зала стоит стол с карточками с изображением предметов. Первый игрок бежит к столу преодолевая препятствия, выбирает карточку с предметом первый звук соответствует цвету фишки. Игрок возвращается к команде передает эстафету. Победа присуждается команде, которая быстрее выполнить задания.

Подвижная игра с дидактической направленностью

«Комары, лягушки, цапли»

(старший дошкольный возраст).

Цель: развивать скорость бега, ходьбу с высоким подниманием бедра, прыгучесть, внимание; формировать представления о экологической цепочке.

Оборудование: маски комара, лягушки, цапли; карточки с изображением комара, лягушки, цапли.

Дети одевают маски. Под музыкальное сопровождение выполняют движения: комары – летают, лягушка – прыгают, цапли – ходьба с высоким поднимания колена. По сигналу лягушки – цапли приседают, лягушки догоняют комаров. По сигналу цапли – комары – приседают, цапли – догоняют лягушек.

Усложнение: сигнал – карточки с изображением лягушки, цапли, комары.

Подвижная игра с дидактической направленностью

«Мы играем и решаем»

(старший дошкольный возраст).

Цель: упражнять в беге с заданиями, в умении сохранять дистанцию во время бега, менять вид движения;

действовать по сигналу;

продолжать развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

закреплять название цифр первого десятка и счет, умение соотносить количество с цифровым обозначением;

воспитывать дружеские отношения в игре, отзывчивость на взаимопомощь.

Оборудование: карточки с цифрами, точками, геометрическими фигурами, карта группы с обозначением условными знаками, бубен, магнитофон, мешочек с мелкими игрушками.

1, 2, 3, 1, 2, 3, ты играть скорей беги!

— Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Мы играем и решаем». Как мы бегаем? На какой сигнал мы останавливаемся?

Перечисляют правила бега при игре и сигнал для остановке.

Число детей в команде должно соответствовать цифре на карточке. За правильный подсчет дается фишка и в конце игры подсчитываются они.

Под музыкальное сопровождение дети бегут по залу. После остановки музыки педагог поднимает карточку с цифрой. Видя карточку с цифрой, дети становятся в команды по количеству той цифры, которая изображена на карточке. Проводится обсуждение: кто первый, почему столько человек в команде и т.д. Победитель определяется по количеству фишек.

Подвижная игра с дидактической направленностью

(старший дошкольный возраст).

Цель: упражнять в отбивании мяча и ловли его двумя руками, в ходьбе врассыпную, на носках, кружении на одном месте;

продолжать развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10, основных цветов, соотнесение цифры и количества движений, также числа и цифры;

воспитывать самостоятельность при игре, эмоциональное благополучие, успешность в детском коллективе.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10, точками, мячи, цифры разноцветные, бубен, карандаш.

1, 2, 3, 4, 5, мячик нас зовет играть!

— Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Веселый счет». Вспомним правила игры. Если бубен звучит медленно – ходьба по залу в одном направлении. Бубен быстро – кружение.

По сигналу: 1, 2, 3 – карточку бери.

Берут мячи в руки и с ними поднимают карточки по сигналу, называют свою цифру. По данной цифре выполняют отбивание мяча о пол двумя руками по сигналу: «1, 2, 3 – отбивать начни». Первый выполнивший задания правильно получает фишку.

Проводится обсуждение по карточкам. Победитель определяется по количеству фишек.

Подвижная игра с дидактической направленностью

«Считай и догоняй»

(старший дошкольный возраст).

Цель: упражнять в беге с увертыванием, в сохранении дистанции при беге, ;

продолжать развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10, геометрических фигурах, цвете, дни недели, месяца;

воспитывать дружеские отношения в игре, оказании взаимопомощи.

Будем бегать, и считать, и здоровье укреплять!

— Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Считай и догоняй». Вспомним правила игры. Давайте выберем ловишку с помощью загадки.

По сигналу «…. Не зевай, а ловить нас начинай». Ловишка ловит тех, кто не называет порядковую цифру от 1 до 10. Кого ловишка не поймал, дается фишка.

Победитель определяется по количеству фишек, когда останется 2 – 3 ребенка.

Картотека игр на развитие логического мышления

Елена Коваленко
Картотека игр на развитие логического мышления

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игра «Я загадала.».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

— Этот предмет летает? (Да.)

— У него есть крылья? (Да.)

— Он высоко летает? (Да.)

— Он одушевленный? (Нет.)

— Он сделан из пластмассы? (Нет.)

— У него есть пропеллер? (Да.)

— Это вертолет? (Да.)

Игра «Цветы на клумбах».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы — круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые — не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Ассоциация».

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр 1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.

Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Методическая разработка. «Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Основной формой для формирования.

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Программа самообразования 2 младшая группа Методологическое обоснование программы Дошкольное детство — период рождения личности, первоначального.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Условия возникновения, становления опыта. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного.

Использование развивающих игр и упражнений в формировании логического мышления. Занятие «Предновогодние проказы Бабы-яги» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Золотой петушок» Использование развивающих игр и упражнений.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Одной из важных задач при подготовке ребенка к школе является развитие логического мышления. Что необходимо знать взрослым (педагогам, родителям).

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.

Читать еще:  Игры на развитие тембра голоса
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector