221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

Развитие игры в младенчестве и раннем возрасте.
статья (младшая группа)

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_igry_v_mladenchestve_i_rannem_detstve.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и прочее). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года 6 мес.

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат — не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Поля (Лера, Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

Развитие сюжета игр исследовали Н.Михайленко, Н.Пантина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых — объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный руководитель, затем детей забирают родители.

На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу — места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу).

Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата.

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки:

— ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;

— усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

— действия обобщаются и отделяются от предмета;

— ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

— происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

— формируются первые игровые умения;

— складывается способность ставить и решать игровые задачи;

— начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Вопрос 24 Этапы развития игры в раннем возрасте.

В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.

1 этап — Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)

Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2 этап — Отобразительная игра (около года)

В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий ? наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной.

3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет).

Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры — Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры — яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет).. Ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых..

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их

играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений. По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в “дочки-матери” в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет — 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.

Консультация «Особенности игровой деятельности в младенческом и раннем возрасте»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общении передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами л взаимоотношений с людьми

Закрепление элементарного опыт отражение первых представлений происходит в игре: играя ребенок имеет возможность во многих вариантах повторять понятные ему действия, добиваясь того или иного результата. Приобретенные знания становятся всё более обобщенными. Малыш может широко пользоваться ими в конкретных условиях. Игровая деятельность обогащается, что в свою очередь способствует всестороннему психическому развитию ребенка.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в итоге реализуются потребность воздействия на мир. В процессе игровой деятельности развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игровые переживания оста вляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в раннем детстве.

Игра — это не пустая забава, а важный вид деятельности малыша. В игре работает воображение, память, мышление, развивается речь.

Игра для малыша является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами и мира людей со сложными взаимоотношениями.

Игра — это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происходит умственное развитие ребенка, развивается воображение, внимание, память. Кроха 1,6 — 3 лет в своей игре обычно подражает взрослым. Все, что он видит и слышит, переносит в игру — отношения к вещам, действия с предметами, взаимоотношения людей, нормы поведения Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш малыш.

Ребенок на 3-ем году жизни уже сам может найти себе занятие и продолжительное время играть один. Умение ребенка самостоятельно играть нужно развивать, и не только потому, что самостоятельные игры дают возможность взрослым заниматься своими делами, а потому, что это очень важно для ребенка. В игре у него развивается инициатива, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности.

Игра как вид деятельности человека издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека. Ученые изучают игры детей и взрослых, отыскивая их специфичные и отличительные черты.

В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Невозможно изучать психологические аспекты деятельности ребенка, не анализируя ее как деятельность личности (Д.Б. Боговлянская, Т.Н. Овчинникова). Особый интерес представляют работы, изучающие проблемы интеллектуальной активности, в структуру которой входят как качественные способности, так и мотивационные факторы. Интеллектуальная инициатива ведет к установлению новых закономерностей. Уже в раннем детстве мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражается в играх (Л.С. Выготский). Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется.

Проблема организации педагогических условий развития игровой деятельности в раннем возрасте является актуальной, поскольку она, на наш взгляд, менее изучена. Ее изучение помогло бы решению задач развития игровой деятельности в раннем возрасте, дало бы возможность использовать новые методы и приемы воспитания и обучения детей в процессе игровой деятельности.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.) Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность.

Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и прочее). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года 6 мес.

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат — не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно- отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией.

И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена,

Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки культуры В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей раннего возраста.

Ведущая деятельность — такая форма поведения ребенка, в связи с развитием которой развивается психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности возникают новые виды занятий.. Ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению.

Ведущая деятельность формируем и перестраивает отдельные психические процессы. Только в и г ре возникает способность к активному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие психические качества.

Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.

Это позволяет сделать вывод — игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

Игра — особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребе­нок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. К.Д.Ушин-ский, характеризуя решающее влияние окружающей действитель­ности на детскую игру, отмечал: «Присмотритесь и прислушай­тесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ре­бенка отражение действительности, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как от­ражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее пора­жающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случа­лось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже по­лучали чины и брали взятки. . Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вли­ваться в него из окружающей жизни».

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и до­школьного возрастов и достигает своего расцвета в середине до­школьного детства. Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые спо­собствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенство­ванию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно под­черкивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде

всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в посте­пенном переходе ее в работу».

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впер­вые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в до­школьном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ро­левая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф. А. Фрадкина, Н.Я.Михайлен-ко, 3.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). За­рождается игровое действие в ходе овладения предметными дей­ствиями, т.е. в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой си­туации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш пере­ходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы дей­ствия с разными игрушками, связанные с их физическими свой­ствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и пр.). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные пред­метно-игровые действия характерны для ребенка от 5 —6 мес. до 1 года 6 мес.

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально на­блюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, при­обретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предме­тами в соответствии с назначением, принятым в обществе (на­пример, процесс кормления, лечения). Теперь действия направ­ляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат — не реальным, а воображаемым. Ребе­нок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализа­ции игровой цели, поэтому указанные действия приобретают оп­ределенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребе­нок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш по­стоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Под-

черкнем, что возникновение игровых целей возможно в том слу­чае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только от­дельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни: например, за купанием куклы следует укладывание спать. Так в играх появляется «роль в действии», в которой действия связаны между собой логикой, отражающей логику реальных жиз­ненных человеческих отношений.

Как правило, в центре таких действий стоит кукла, являюща­яся заместителем человека. Ребенок выполняет функцию мамы, парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» — отвечает: «Я Юля (Лена, Андрю-ша)». Дети по предложению педагога, родителей начинают назы­вать себя именем взрослого, чьи действия производят, тем самым сравнивая свои действия с действиями взрослого и находя между ними сходство. Зачатки роли появляются между 2,5 и 3 годами, когда ребенок называет куклу именем действующего лица и гово­рит от этого лица. В сюжетно-отобразительной игре действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Впервые за­мещение одного предмета другим возникает, когда необходимо дополнить привычную ситуацию действия отсутствующим в дан­ный момент предметом. Тогда ребенок называет воображаемую пищу, поднося ко рту куклы тарелку: «Это суп. Это кисель», или начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит кук­лу несуществующей конфетой, подносит к ее рту свой кулачок и говорит: «Это конфета».

Развитие игровых действий обусловлено развитием предмет­ных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации.

Так, становится возможным перенос действия, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Ребенок научился самостоя­тельно причесываться гребешком и теперь начинает причесывать гребешком куклу, медведя, обезьянку. В другом случае ребенок может осуществлять такое же действие, но с предметом-замести­телем, когда причесывает себя, куклу, медведя, но не гребеш­ком, а палочкой. Так происходит обобщение действий и отделе­ние схемы действия от предмета. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает иг­ровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные дей­ствия в игровые, направляя их не на реальный, а на воображае­мый результат. В отличие от игрового действия, практические, например с предметами обихода, дидактическими игрушками, преследуют достижение реального результата — сам надел кол-

готки, обул сапожки, собрал пирамидку, матрешку. Действия с сюжетно-образными игрушками, которые передают в обобщен­ной, художественной форме образы людей, животных, предметы игрового обихода и пр., имеют реальный характер, а результат в них достигается мнимый, когда ребенок кормит зайца, укладыва­ет мишку спать.

Еще одно отличие игровых действий от практических состоит в том, что в игровом можно не совершать все необходимые для достижения результата операции. Игровое действие освобождает­ся от операционально-технической стороны, свойственной прак­тическим, и направляется на сознательную цель. Достижение этой цели может расходиться со способом ее достижения в практиче­ском действии, например, малыш кладет в кастрюльку кубики и говорит, что варит суп. Предметы в игровом действии приобрета­ют для ребенка особый смысл, поэтому кубики превращаются в овощи для супа, а палочка — в ложку. Так создается воображаемая ситуация. Условность ситуации дает возможность ребенку действо­вать не с реальными предметами, а с их заместителями, символа­ми, позволяющими мыслить обобщенно, а не конкретно, как в практическом действии. Таким образом, игровые действия — это действия со значением, свободные от операционально-техниче­ской стороны и имеющие изобразительный характер.

Замещение в игре появляется под влиянием обучающего воз­действия взрослого и на первых порах носит подражательный ха­рактер, когда ребенок использует только те предметы, которые показал взрослый. В освоении замещений важная роль принадле­жит слову. Вначале перенос действия ребенок осуществляет на невербальном уровне и правильно его назвать не может. Посте­пенно осознание появляется после совершения действия. К концу третьего года замещение оказывается связанным с замыслом игры. Так, собираясь кормить куклу, ребенок ищет подходящие для этого предметы.

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном дет­стве. Перечислим эти предпосылки:

— ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы,-заместители в соответствии с их игро­вым значением;

— усложняется организация действий, приобретая характер це­почки, отражающей логику жизненных связей;

— действия обобщаются и отделяются от предмета;

— ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

— происходит эмансипация от взрослого, при которой взрос­лый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Развитие сюжета игр исследовали Н. Я. Михайленко, Н. С. Пан-тина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменя­ющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жест­ко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. На­пример, мама варит обед, накрывает на стол, моет посуду. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определен­ных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действия­ми. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых — объект дей­ствия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, на­пример машинист и пассажиры. В третьем персонажи обменива­ются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвеши­вает.

К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения меж­ду персонажами. Например, отношения руководства и подчине­ния в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равно­правным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный руководитель, затем детей забирают родители.

На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу — места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, про­являются интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему иг­рать или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешатель­ства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу).

Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на ос­нове общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого ре­зультата.

Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

— формируются первые игровые умения;

— складывается способность ставить и решать игровые задачи;

— начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в со­вместных играх;

— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Читать еще:  Развивающие игры для 2 летнего ребенка онлайн
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector