221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка в 6 месяцев игры

Как правильно развивать ребенка в 6 месяцев и чем его занять: полезные игры и развивающие занятия

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте кроха уже умеет ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои любимые игрушки, будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка – помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Формируем мелкую моторику

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения – такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.

Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку , надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан . Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).

Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: когда в норме дети начинают агукать?). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

В какие развивающие игры играть с ребенком? Предлагаем варианты

Навыки ребенка в 6 месяцев

В этом возрасте ребенок умеет уже очень много. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой игрушку, держаться пальчиками за руку взрослого, а некоторые дети в 6 месяцев могут уже сидеть. Малыш, скорее всего, пытается ползать на четвереньках, приближаясь к интересующей игрушке. А если взять его за подмышки, он будет упираться и отталкиваться ножками, как бы пританцовывая. Возможно, дитя пытается самостоятельно встать, держась за край кроватки. Шестимесячный ребенок изучает игрушку, ощупывая ее, а если игрушку спрятать, начнет искать. В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут, но с родителями ему будет интереснее.

Ребенок меньше кричит и плачет, теперь он пытается взаимодействовать с взрослыми с помощью лепета. Может создаваться впечатление, что малыш уже произносит слова, но это не так. В этом возрасте дети успешно имитируют взрослую речь, но смысловой наполненности в лепете пока нет. При этом малыш пытается понять смысл сказанного вами, например, он может найти взглядом вещь, о которой говорится, узнать по голосу отца и мать. В детском мышлении появляется первичное понимание о причинно-следственных связях. Он знает, что если нажать на кнопку – заиграет музыка и т.д. Малыш начинает интересоваться функциями и качествами окружающих предметов и просит показать их у взрослых.

Развитие ребенка с помощью игр

Стимулировать развитие навыков и умений малыша лучше всего с помощью игр. Например, развитие речи можно поддерживать с помощью красочных книжек, которые содержат не только картинки, но и короткий текст. Читайте детям вслух, это поможет малышам раньше заговорить.

Важно начать развивать мелкую моторику рук. Тут помогут игры с коробочками или формочками, матрешками. Вложите ребенку в ладошки небольшой шарик, размером 5-6 см в диаметре, своими руками сожмите его руки с шариком внутри и покатайте его там. Поможет развитию мелкой моторики рук сжимание специальной игрушки-пищалки и игры со спиральками, по которым нужно двигать фигурки.

Игры, способствующие психоэмоциональному развитию

Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.

Развитию речи поспособствует игра «Разговор с чашкой». Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка). Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.

Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.

Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.

Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.

В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.

Игры для развития координации

Медленно и внятно расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите фразу «Птички полетели», аккуратно поднимите руки малыша наверх и хлопните в ладоши. Через какое-то время он начнет ждать этого момента и заранее смеяться, а в дальнейшем и сам начнет хлопать в ладоши.

Ребенок будет учиться сохранять равновесие, если папа или мама посадят его на плечи и слегка пораскачивают. Малыш начнет контролировать свои движения, а кроме того, увидит мир с новой точки зрения.

Поможет развитию координации и покачивание малыша на ноге. Для этого сядьте на удобный стул и посадите малыша на ногу. Возьмите его за руки и начните покачивать ногой в такт какой-нибудь песенке.

Если ребенок уже учится ползать, соорудите для него полосу препятствий из нескольких подушек в разноцветных наволочках. Пускай малыш попытается перебраться через них.

Если ребенок не хочет ползать, можно подтолкнуть его к этому с помощью крутящегося шарика. Начните медленно вращать шарик на некотором расстоянии от ребенка, привлекая его внимание. Скорее всего, малыш заинтересуется и подползет поближе к шарику.

Поиграйте с мячиком, посадив ребенка на пол и начав катать перед ним мячик туда-обратно. Чтобы ребенку было веселее, пойте ему какую-нибудь песенку.

Игра в туннель поможет развитию не только координации, но и мыслительных навыков, пространственному ориентированию, решению задач. Чтобы построить туннель, вам понадобятся картонная коробка и небольшое детское одеяло. Обрежьте коробку с двух сторон, сделав туннель. Положите малыша на пол с одной стороны этого туннеля. Перейдите на другую сторону туннеля и позовите малыша. Когда он заберется в коробку, завесьте ваш конец туннеля одеялом, чтобы малыш не видел вас, а потом протяните руку к ребенку и потяните его к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.

Как развивать ребенка в 6 месяцев: игры и игрушки

Чтобы понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев, важно знать, насколько изменилось его восприятие мира к этому возрасту, какие навыки он освоил. Различия в приобретении навыков и знаний у детей сильно разнится, это связано соответствии сроков гестации (внутриутробного развития) нормальному времени вынашивания и генетическими особенностями.

Что должен уметь и знать малыш в полгода

Несмотря на различия между детьми, есть общие сведения о нормальном развитии. Сравнение существующих показателей с усредненными помогает понимать – соответствует ли «палитра» навыков и способностей стандартным. Если по трем-пяти показателям кроха отстает от сверстников, это повод задуматься о консультации с наблюдающим врачом.

Таблица 1. Среднестатистические данные о навыках и возможностях полугодовалого младенца.

Тип показателяПрименение
Физическое развитие в размерах *МальчикиДевочкиРост, см63…69 (67,3…71,9)62,5…68 (61,2…70,3)
Вес, кг6,6…9,0 (6,4…9,8)6,3…8,3 (5,7…9,3)
Окружность головы, см42,0…45,5 (40,9…45,8)41,5…44,2 (39,6…44,8)
Окружность груди, см41,4…47,641,6…45,8
Физические навыкиБлагодаря подвижности и способности садиться и вставать с поддержкой можно начинать развивающие занятия для детей 6 месяцев, пассивную и активную гимнастику, игры
Пищевые привычки«Педагогический» прикорм – важный этап учебы маленького человека. Удобно использовать игровые формы кормления, столовые приборы и посуду в виде игрушек
СонПри засыпании или пробуждении младенец уделяет внимание мобилю или погремушкам, мягким игрушкам в кроватке
Тактильные навыкиПолезно использовать развивающие игрушки для детей 6 месяцев с разными фактурами – дерево, пластик, текстиль
РечьАктивное речевое общение ускоряет развитие разговорных возможностей малыша, делает его «словарь» разнообразнее
Общение, отношение к окружающимДля увеличения числа знакомых предметов и людей, обстановки следует расширять «круг общения», посещать с деткой людные места, организовывать общение со сверстниками. Оставлять сына или дочку одного с незнакомыми, даже родными людьми, недопустимо!
Бытовые возможностиВ этот период начинается активная тренировка бытовых навыков – от еды до одевания. Важно заложить спокойной и позитивной отношение к процессам ухода и гигиены
МоторикаУлучшить крупную и мелкую моторику поможет развивающий коврик для детей от 6 месяцев и игрушки разных видов

*- данные отечественных педиатров и сведения ВОЗ, второй показатель приведен в скобках.

Зрительные и слуховые возможности

Отдельно стоит сказать об улучшении зрения и слуха крохи:

  • появляется различие контрастных цветов и оттенков, ощущение глубины и расстояния;
  • воспринимает близкие и далекие звуки, умеет их отличать. Четко слышит интонации, интересуется сменой характера звуков;
  • различает характер музыки – веселая, грустная, ее темп и высоту звучания. При правильной мотивации пытается повторить мелодию, узнает ее при повторе.

С этими особенностями связан один из вопросов – как развивать ребенка в 6 месяцев (мальчик и девочка) – с помощью музыки. Важно формировать у малыша правильное восприятие звучания. Для этого подходят классические произведения, адаптированные или подобранные для детей до года. Это стимулирует развитие слуха, при использовании песен – и речи.

Одновременно развивать зрение и слух помогут развивающие мультики для детей 6 месяцев. Видеоряд в таких мультфильмах упрощен и рассчитан на восприятие младенцев, то же касается музыки. Рекомендуем видео серии Baby Einstain (Бэби Эйнштейн), выпускаемые для детей возрастом от 6 месяцев до 5 лет. Удачно, если удается предложить малышу игрушку, виденную им в развивающем видео.

Неадаптированные сюжеты (передачи и фильмы для взрослых, мультфильмы для детей 3 и более лет) не дают требуемого познавательного эффекта. Полугодовалый младенец не понимает, что происходит на экране, но реагирует эмоционально. При выраженной реакции взрослых эмоциональность восприятия усиливается. Пример: мама во время кормления смотрит боевик, вздрагивая при резких звуках (выстрелах, криках). Малыш будет нервно реагировать на подобные звуки в реальности.

Если малыш смотрит не адаптированное видео, важно объяснять происходящее на экране, не предлагать агрессивные или изобилующие громкими, пугающими звуки сюжеты. Просмотр любого видео родителями (особенно матерью) во время кормления или ухода за крохой, нежелателен – внимание взрослых в это время должно быть сосредоточено на младенце.

Важно: просмотр мультфильмов, даже при явном интересе младенца, допустим не более 30…60 минут в сутки!

Игрушки для полугодовалых

С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:

  1. безопасность для маленького пользователя (отсутствие острых углов и кромок, легко отрывающихся/отламывающихся фрагментов, токсичных красителей и прочего);
  2. привлекательность – яркие цвета (лучше контрастные, светлые), приятная на ощупь поверхность, интересный звук;
  3. размеры, подходящие габаритам малыша;
  4. возможность очистки (стирки, мытья) поверхности.

Этим характеристикам соответствуют:

  • разнообразные погремушки;
  • небольшие мягкие кубики и мячики;
  • плавающие игрушки для ванной;
  • подушки и «зверушки» без аллергенных наполнителей;
  • сортеры, промышленного производства и самодельные;
  • текстильные книги и картинки;
  • составные многофункциональные игрушки, в том числе развивающий куб для детей от 6 месяцев.

Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).

Развивающие игры для детей 5-6-7 месяцев

Занятия с дочкой или сыном проводятся только в игровой форме и условно делятся на развивающие:

  • моторику – используются крупные и мелкие игрушки, их перекладывание, катание, бросание, ощупывание;
  • координацию – предметы разного размера и фактуры поднимаются и бросаются, складываются, малыш ползет к определенной вещи, перебирается через препятствия, проползает через «туннель»;
  • психоэмоциональную составляющую – выбор одного из нескольких предметов, изучение отражения в зеркале, поиск «спрятанного», рассказы взрослых о разных вещах и явлениях.

Любые игры с малышом в той или иной мере включают в себя элементы развития моторики, координации, сенсорного восприятия и эмоций. Не обязательно разделять грани обучения, важнее внимательно следить за реакциями маленького человека.

Особенно эффективны комплексные занятия. Пример: произнесение стихов или потешек (песенок) с сопровождением движениями и использованием подручных предметов. В ходе такого общения детка быстро выучивает названия частей тела, признаков предметов «на слух» и может показать на себе или вещи.

Важно: при общении с младенцем используются одни и те же слова для обозначения предметов или действий, нежелательно «сюсюкать» — изменять слова для «лучшего» понимания их малышом. Звуки проговариваются четко, предложения составляются простые, словарный запас ограничен.

Заключение

Правильное развитие ребенка требует со стороны родителей внимания и старания. Чем больше времени уделяется младенцу, тем быстрее он научится говорить и двигаться, тем более активным и любознательным станет. Жалеть время на развивающие игры с малышом, совмещать занятия с ним и отвлекающие процессы (просмотр фильмов, компьютерные игры, сосредоточенное чтение, работа) нельзя.

Развитие шестимесячного младенца – переходный этап от элементарной заботы о новорожденном к регулярным занятиям с подрастающим ребенком.

Растем и развиваемся: игры с ребенком в 6 месяцев

Вот уже полгода позади. Кроха стал таким активным! Теперь к его ежедневным потребностям покушать и поспать прибавились новые занятия: познавать самого себя и мир вокруг. Игры с ребенком в 6 месяцев теперь должны быть более подвижными и активными. А так как у малыша развивается предметная деятельность, то и без развивающих игрушек не обойтись. Как играть с ребенком в полгодика, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно?

Ниже представлены варианты игр, которые можно взять за основу, организуя досуг своего малыша. Однако стоит помнить: они рассчитаны на здоровых и развитых в соответствии с возрастом детей! Если у малыша диагностированы какие-либо отклонения от нормы, посоветуйтесь с педиатром.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать — лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.

Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:

На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!

«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, — утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».

Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.

Познаем себя!

Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».

«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:

Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать, Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь. Поем любой звук.

«Вот такие у нас щечки – маленькие»

Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:

Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…

В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.

Развиваем слух, играя

Слушать, слышать, подражать очень важно для малыша! Мир звуков огромен, знакомьте своего ребенка с ним как можно раньше. Говорите постоянно, когда ребенок находится рядом: рассказывайте обо всем, читайте стихи, пойте.

«Как говорит собачка?»
Пусть малыш видел животных только на картинках, все равно играйте с ним в звукоподражания: «мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква» помогают не только узнавать животных, но и развивать детскую речь. Приложите пальчики ребенка к своим губам, когда мяукаете или жужжите, так он узнает, что звуки «ощутимы» – они теплые и щекочутся.

Важно, чтобы игрушки издавали звук. Не обязательно покупать игрушечное пианино или планшет: погремушки, неваляшки, резиновые зверушки с пищалками заинтересуют шестимесячного малыша не меньше. Потрясите погремушкой за спиной ребенка, а когда он повернется на звук, переместите игрушку в другое место, например, под одеяльце, и снова позвените. Находить источник звука – отличное упражнение для развития слуха.

Развиваем речь

Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.

«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»

Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.

Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».

Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.

Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».

Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.

Тренируем зрение

Кроха в 6 месяцев узнает родных и радуется их появлению. Подобным образом он реагирует на хорошо знакомые предметы. Ребенок внимательно следит за перемещением любимых игрушек не только поворотом головы, но и всего тела. Как развивать зрение с помощью игр?

«Далеко-высоко-близко»
Выберите яркую игрушку. Поднеся ее близко к лицу малыша, привлеките внимание ребенка каким-либо звуком. После отдалите игрушку примерно на метр, снова привлеките внимание ребенка. Можно поднимать игрушку, заставляя кроху следить за ней взглядом, либо, наоборот, опускать вниз. Такие занятия предупреждают развитие косоглазия.

Малыш уже узнает какой-то предмет и реагирует на вопрос мамы: «Где мишка (кукла, мячик и т. д.)»? Усложните задачу, задавайте этот вопрос, когда знакомый предмет расположен в другом месте.

Отличный тренажер – небольшая (до 0,5 л) пластиковая бутылка, наполненная не более чем на две трети подкрашенной водой или крупами (лучше – ассорти). При этом бутылка должна удобно размещаться в руках ребенка, чтобы он мог вертеть и крутить ей: булькающая вода или перекатывающаяся крупа развивают не только зрение, но и слух.

Пальчиковые игры

Развитая мелкая моторика ребенка – это не только хорошая координация движений, но и речь! Об этом неустанно твердят и педиатры, и неврологи, и логопеды.

Какие игры способствуют развитию моторики? Прежде всего, пальчиковые. Уделять внимание пальчикам при массаже стоит с самого рождения малыша. До того времени, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сгибать и разгибать пальчики в такт приговоркам, это должны делать взрослые.

Но стоит помнить, что физическое воздействие на пальцы ребенка должно быть настойчивым, но легким, не причиняющим боли. Суставы пальчиков еще хрупкие, и их легко травмировать!

Пальчиковые игры нужно проводить несколько раз в день. Начинать с небольшого массажа-растирания, чтобы улучшилось кровоснабжение. Далее переходить непосредственно к упражнениям, сопровождающимся ритмичными приговорками, например:

Мальчик-пальчик, улыбнись! Братцам-пальцам поклонись!(сгибая большой пальчик)
С этим братцем (загибая указательный) в лес сходи,
С этим — (средний палец) печку растопи,
С этим – суп свари густой (безымянный),
С этим (мизинец) – песенки попой!

Сгибая поочередно пальчики на каждой из ладошек, начиная с большого:

Раз, два, три, четыре, пять!
Нужно пальчикам поспать!
Разгибая по одному с мизинца:
Этот пальчик спать не хочет,
Этот – на весь дом хохочет,
Этот – хочет пошуметь,
А вот этот – песню спеть.
Тут родители пришли (массируя большой пальчик),
Шалунишки спать легли! (сжимаем ручку в кулачок)

Способствуют развитию моторики занятия с мелкими предметами. Прочно пришейте к куску ткани пуговицы разных форм и размеров и периодически давайте малышу их перебирать маленькими пальчиками.

Анна, мама двухлетней Арины: «В свое время нам очень помогли советы знакомого логопеда. С полугода мы стали заниматься пальчиковыми играми. Помимо того, что и говорить стали рано, уже в год небольшими фразами, так теперь я даже не боюсь давать ребенку ножницы. Под моим присмотром, разумеется, дочка уже неплохо ими орудует, координация очень хорошая!»


Игры с водой

Играть с водой можно во время гигиенических процедур. Главное, сопровождайте все действия словами! Каждый раз, умывая кроху, приговаривайте:

Водичка, водичка,
Умой Маше (другое имя) личико;
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Сделайте каждое купание незабываемым, «приглашайте» в ванночку семейство резиновых утят или небольшой мячик.

Ксения, мама девятимесячной Карины: «Дочка не случайно родилась по Зодиаку Рыбой. Воду обожает с рождения. Каждое наше купание – целое театрализованное представление: здесь и игрушки, и мочалки, и кричалки! А мы с папой – зрители. От нас требуют аплодисментов. Счастью нет предела».

Если кроха еще неуверенно сидит, замените на время ванночку глубоким пластмассовым тазиком: так и спине будет опора, и за игрушками тянуться далеко не нужно. При гипертонусе можно добавлять в воду отвары трав (лист брусники, шалфей, пустырник, корень валерианы), таким образом, игры будут иметь и лечебный эффект.

Игры с водой помогают развивать и тактильные ощущения. Налейте в мисочки воду разной температуры: комнатной, чуть потеплее, теплую. Опускайте поочередно в каждую из мисок ручку ребенка, приговаривая:

Это чистая водица для купанья не годится – холодна!
Эта чистая водица – умываться нам сгодится – неплоха!
Эта теплая водица для купанья пригодится – хороша!

Занятия с водой полезны не только для психического и эмоционального развития ребенка, они укрепляют иммунитет: вода – отличное средство для закаливания.

Развивающие игрушки

Для развития координации движений, тактильных ощущений, мелкой моторики необходимы соответствующие игрушки. С 6 месяцев ребенок способен играть одновременно с 2–3 предметами, и это позволяет делать игры более разнообразными, привносить в них сюжетность.

Например, построили башню из нескольких кубиков, а машинка-шалунишка, которой управляет мамина рука, въехала в постройку и сломала ее! Сколько смеха вызывает у малыша звук падающих кубиков и растерянное выражение на мамином лице! Повторяя регулярно эту игру, вы скоро заметите, что ребенок сам пытается толкать машинку в сторону сооруженной вами башни. Так малыш овладевает причинно-следственными связями.

Наполните ведерко или коробочку небольшими игрушками, покажите, как это весело, когда игрушки рассыпаются по ковру, если ведерко перевернуть! И уже сейчас можно тренировать координацию и мелкую моторику, ручкой ребенка складывая игрушки обратно в ведро.

Игровое поле малыша должно быть достаточно информативным: яркие игрушки разнообразных форм и фактур, среди которых обязательны и такие, которые реагируют на действия крохи, – звенят, пищат и т. д.

В каждом доме есть немало предметов, которые пригодны в качестве интересных и развивающих игрушек: деревянная и пластмассовая посуда, крышки от кастрюлек, пластиковые бутылки.

Развивающие игры для детей 6 месяцев не требуют приобретения особых, дорогих игрушек, разрекламированных модными производителями. Достаточно самых элементарных. Главное, чтобы игрушка не содержала мелких, непрочно прикрепленных деталей была изготовлена из безопасных материалов, ведь малыш все пробует на вкус!

Играйте с ребенком не только дома. На прогулке в позволяйте ему трогать листочки, травинки, камешки. Комментируйте все, что привлекает внимание ребенка, поясняя: «Это птичка, а это бабочка», «Вот какой большой дом!», «Посмотри, какая машина!».

Заключение

В 6 месяцев ребенок – не беспомощный малыш. Сейчас у него формируется игровая деятельность, а игра – важная составляющая правильного, гармоничного развития. Малыш стал общительнее, он лепечет и вполне способен проявлять радость или недовольство так выразительно, что родители все понимают. Слуховой и звуковой анализаторы малыша продолжают совершенствоваться. Особое же внимание стоит сосредоточить на развитии мелкой моторики. Это важно не только для ловкости пальцев, но и для формирования речевых навыков. А лучшими помощниками в этом станут развивающие игрушки с мелкими деталями разных размеров и фактур.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector