221madou.ru

Мама и Я
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дата публикации: 20.09.2017 2017-09-20

Статья просмотрена: 2125 раз

Библиографическое описание:

Козловская Е. С., Мурашкина Л. М., Никитенко Е. А., Конради Е. В., Комарова И. Ю., Дурнева О. В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 112-115. — URL https://moluch.ru/archive/172/45660/ (дата обращения: 23.03.2020).

Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т. е. от манипуляций руками к пониманию сути предмета.

Раннее детство — особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функцией головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребенка [5, с.15].

Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Задачами умственного воспитания являются:

‒ развитие действий с предметами;

‒ развитие игровой и других видов деятельности;

‒ формирование основных психологических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоционального развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий);

‒ развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений);

‒ формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего мира).

Указанные задачи реализуются через следующие средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий представлений); сенсорного развития посредством дидактических игр.

Ребенок отрыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на то, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.

Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования — постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже знакомо, все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира.

Детям необходимо всестороннее развитие. Чем больше они познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ваш малыш должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.

Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем непережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому ребенку необходимо дать возможность самостоятельно познавать мир через сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представление) [1, с. 9–10]. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые, каким-либо предметов, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они могут сами. Но это не так: дет как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать в ребенке [4, с. 6–7].

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 3–4].

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочных и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 3 года девочке

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и предметов. Так, в области формы — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, и человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным развитием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений. [2, с. 12–13]

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка. А для полноценного сенсорного развития нам помогают дидактические игры, которые помогают сделать процесс обучения интересным, доступным, эмоциональным, позволяя ребенку получить свой первый, собственный опыт.

  1. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001, 9–10 с.
  2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 1978. 12–13 с.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1983. 4–5 с.
  4. Сакулинина Н. П. и Подьяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1969. 6–7 с.
  5. Фролова А. Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. — К. «Радянська школа», 1989, 15 с.
  6. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. Перм. Гос. Пед. ун-т. — Пермь, 2010.

«Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет через дидактические игры»

Долгосрочный проект по развитию сенсорных способностей и мелкой моторики рук с детьми средней группы.

Просмотр содержимого документа
«»Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет через дидактические игры»»

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

категории Левкина Н.В.

Проект познавательно-игровой, срок-сентябрь 2015-май 2016г.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры ,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Вестник Педагога

Автор: Колешня Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад «Буратино»
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Конспект
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Дата публикации: 09.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Читать еще:  Развивающие игры на 2

Конспект мастер-класса для родителей

в группе раннего возраста по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей

раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель:
познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях.
Задачи
: — дать представление о «дидактической игре» и о её целях; — показать различные виды дидактических игр, упражнений для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Ход мастер-класса: Уважаемые родители! Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Коротко о теории. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал интересным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Изготовленная руками воспитателя, игра позволяет ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов. Для предстоящей деятельности мы проведем с Вами небольшую разминку для наших пальчиков, которая так нравится Вашим детям.
Игра: «Приветствие»
Цель игры: способствовать развитию мелкой моторики, помогать усвоить названия пальцев рук. Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний. » Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам.
«Игра с Ежиком»
(с использованием массажных мячиков). Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) Помассируем бока. (катаем между ладошек) «Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Игра: «Человечек»
«Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ — топает малыш». Ускоряйте и замедляйте движение.
В игре можно предложить пальчикам малыша «прогуляться» вместе с Вашими. Чтобы было веселее, поиграйте в догонялки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять. И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками. Игры на развитие слухового восприятия.
1.Дидактическое упражнение

«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др. Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково. — Как гремит эта баночка? (тихо) — Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят). — А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат. И т. д., пока не будут найдены все пары.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве. Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф. Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление. Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой), громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль). Игры на развитие тактильных ощущений
Тактильные карточки.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка. Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны — жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре. Описание игры: Предлагается найти пару каждому типу поверхности; Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый); Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом; Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой). Игры на развитие зрительного восприятия.
1. Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем
сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов. Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах). Описание игры: Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку. В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка — не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки — пробы.
2. Дидактическая игра: «Угостим кукол».
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук. Материал: крупные бусины трех цветов. Описание игры: Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам. Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
3. Дидактическая игра: «Разноцветный кубик»
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей. Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет. Описание игры: сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, вначале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки “паровозиком” на стол и выложить цвета “вагончиков”. После каждому из «вагончиков» необходимо найти нужное “окошко” и закрыть его. Игры на развитие восприятия формы.
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела). Описание игры: положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук. Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур. Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же. Игры на развитие восприятия размера.
Дидактическая игра: «Разложи по размеру»
Цель: учить соотносить предметы по величине. Описание игры: По просьбе педагога нужно разложить по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др. Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! Памятка для родителей Развивающие игры с пуговицами. Игры с пуговицами отлично развивают: — мелкую моторику и тактильное восприятие; — зрительно-моторную координацию; — точность движений и внимание; — математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); — эмоциональное и творческое развитие 1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д. 2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. 3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу. 4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую): в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую — маленькие. 5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя –белая –синяя -белая. Предложите ребенку продолжить закономерность. 6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.
Игра «Забавная змейка»
Цель: стимулирование тактильных рецепторов. Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Описание игры: предложить ребенку нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Игра «Больше — меньше»
Цель: учить ребенка различать предметы по размеру. Материал: прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера. Описание игры: сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.
Спасибо за внимание.

Читать еще:  Какие развивающие игрушки для детей до года

Игры для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет

Автор: Богер Евгения Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ № 466 «Жемчужинка» (МБДОУ № 466), г.Нижний Новгород.

Описание материала: предлагаю вам конспект мастер-класса для родителей детей группы раннего возраста (2-3,5 лет) по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр». Вашему вниманию предлагается конспект мастер-класса, направленный на знакомство родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях.

Игры с пуговицами отлично развивают:
— мелкую моторику и тактильное восприятие;
— зрительно-моторную координацию;
— точность движений и внимание;
— математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
— эмоциональное и творческое развитие

1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.

3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую): в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую — маленькие.

5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.
6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.

Игра «Забавная змейка»
Цель: стимулирование тактильных рецепторов.
Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок.
Описание игры: предложить ребенку нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.

Игра «Больше — меньше»
Цель: учить ребенка различать предметы по размеру.
Материал: прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера.
Описание игры: сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×