221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий

Инновационный педагогический опыт «Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Инновационный педагогический опыт

«Развитие умственных способностей детей средствами

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности»

Актуальность и перспектива

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности — тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Игра – основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать свои знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений.

Таким образом, игры очень важны для разностороннего развития дошкольника. Развлекаясь, ребенок тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Условия формирования ведущей идеи опыта

Главной идеей для формирования моего опыта на тему: «Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий» то, что именно в дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребёнка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Решение разного рода нестандартных задач в этом возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

На формирование опыта работы оказали влияние и изучение методической литературы:

З.А. Михайлова «Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста:

Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»

Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце…» (набор игр с цветными счётными палочками Кюизенера), для детей 3 – 10 лет

Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша.

Также, большую роль в формировании идеи сыграл опыт моих коллег воспитателей, что в совокупности, определило тему моего педагогического опыта «Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий».

Теоретическая база опыта

В современном российском образовании стали укрепляться новые тенденции, ориентированные на развитие функционально грамотной личности, сознания, деятельности обучающегося в процессе обучения. Если раньше приоритетной целью обучения являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность обучающегося, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Это происходит в процессе их активной умственной деятельности. Именно игровая деятельность дошкольников способствует развитию у них умственных способностей: внимания, памяти, логического мышления и воображения.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. В исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Читать еще:  Игры на развитие жестов и мимики

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, важно знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует. Особенно важное место занимают развивающие дидактические игры. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Таким образом, мы видим, что уровень развития игры является важнейшим показателем в развитии умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства, методы, исходя из основной задачи ДОУ, в основе которой лежит развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья.

Сознательное и прочное усвоение детьми знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому обучение должно быть развивающим, чтобы обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать у детей познавательные процессы и способности. Свою работу я организую так, чтобы образовательный материал становился предметом активных действий воспитанника.

Игры и занятия подбираю так, чтобы они вырабатывали у детей способность самим находить ответ на неизменный вопрос «как».

Стараюсь делать всё возможное, чтобы каждое занятие было насыщено интересным содержанием, творческими задачами. В занятия включаю познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат, понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, считать, сравнивать, обобщать, использую сюрпризные моменты для мотивации образовательной деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон, естественную творческую обстановку, стимулирует активность детей. Особое внимание уделяю на формирование творческой активности детей: поиска оригинального решения, самостоятельного составления логических задач. Выделение обучающих и развивающих задач подчиняла основной цели: эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников через игру, на которую базируется мой опыт.

Таким образом, систематическое упражнение в решении задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, гибкость мышления, память, инициативу, воображение.

Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого расширился опыт познания.

Играя, дети научились понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, научились находить ошибки, предвидеть результаты своих действий.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познали отношения больше – меньше, столько же, больше (меньше) на 1, 2, 3, 4, 5. Кроме этого дети освоили пространственные отношения (слева направо, выше, чем…и др.), понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину», «быть одинакового (разного) количественного значения». Цветные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша способствовали развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.

Применение игровых технологий позволили вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые дети раскрыли свои способности, стали раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Дети научились высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих сверстников, активно формулировать речевые умения, слушания, рассказывания.
Таким образом, можно сделать вывод: игровые технологии позволяют формировать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции воспитанников. Игра позволяет сделать образовательную деятельность интересным, качественным, реализует их интеллектуальный и творческий потенциал.

Читать еще:  Детские игры на развитие внимания

Важно помнить о главном — не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Современные родители, к сожалению, не могут уделять достаточного внимания развитию детей в семье, в том числе, и умственному из-за своей занятости, неопытности. Но желают видеть своих детей умными и успешными, охотно помогли мне организовать для детей развивающую среду.

С родителями был проведён круглый стол, были представлены идеи по работе над данной темой, родители охотно согласились сотрудничать через различные формы взаимодействия:

На родительском собрании прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей; тесты и анкеты с целью выявления знаний родителей о развивающих играх;

Стендовая информация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет»;

Мастер-классы «Поиграем вместе»;

Семинар-практикум «Сенсорное развитие».

Адресные рекомендации по использованию опыта

Инновационный педагогический опыт « Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий » может быть использован воспитателями детских садов и родителями, делилась опытом с коллегами

Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Читать еще:  Развивающие игры для детей статья

Вид проекта:
• познавательно — исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь — май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап

Игровые технологии развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

о технологиях: блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры Воскобойнича, игры Никитина

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Сложное интегральное образование,

включающее разные познавательные

процессы и функции (мышление,

память, внимание, воображение,

речь) в их взаимосвязи.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка . В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Цель технологий интенсивного развития интеллектуальных способностей

Создание условий и содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми

• Развитие наглядно-образного мышления.

• Обучение детей соотнесению формы и образца.

• Развитие памяти: визуальной, моторной, ассоциативной.

• Обучение детей устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы,

• Развитие концентрации и распределения внимания.

• Развитие зрительно-пространственной ориентации.

• Развитие мелкой моторики рук, сенсомоторной координации

  • Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.

• Развитие произвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.

  • Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
  • Развитие пространственных представлений (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
  • Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.

Выполняя задания с палочками, дети осваивают:

состав числа , соотношение палочек по размеру

порядковый счёт , понятие «между»

пространственные отношения (слева, справа, короткий, длинный, длиннее, короче; выше, чем; ниже, чем).

Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

Познавательно- исследовательская деятельность

Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами:

Работа с логическими блоками Дьенеша

В играх Никитина заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.

Развивающие игры Воскобовича

Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.

Игровые технологии представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они является

и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

и формой обучения,

и самостоятельной игровой деятельностью,

и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector