221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развиваем ребенка с помощью игр

Физическое и психическое развитие ребенка с помощью игры

Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности занимает основную часть времени малышни. Самое важное, что игра позволяет не только интересно проводить время, но и развиваться в физическом и психологическом плане, помогая становлению индивидуальности и стимулируя раннее развитие дошкольников. Это лучшее средство для формирования основ эмоционального отношения к окружающей действительности.

Неоценимое достоинство таких забав – возможность ребенка реализовать себя как личность в своей среде обитания. В ходе игрового процесса малыш демонстрирует свою общественную жизнь. Это помогает выразить эмоции и наладить общение со сверстниками.

Игра необходима каждому ребенку не только как средство развития, но и как своеобразная школа жизни. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют!

Игра в развитии ребенка

Игры бывают разными. Каждая отдельная забава развивает конкретные способности и возможности ребенка. Так, подвижные игры, отличающиеся разнообразием замыслов, правил, характером выполнения движений, укрепляют здоровье и иммунитет. Кроме того, они полезны для развития движений и координации.

Строительные игры необходимы для развития конструктивных способностей, а также для подготовки к овладению в будущем трудовыми умениями и навыками. Строить можно из чего угодно, но чаще всего в виде строительных материалов выступают песок, кубики, конструктор и даже книги. Чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал, используемый в строительстве.

Кроме вышеперечисленных игр, существуют еще и дидактические. Они наиболее значимы для развития ребенка, ведь специально разрабатываются для обогащения познаний крохи естественнонаучными знаниями. Также каждая дидактическая игра развивает те или иные психические качества и свойства: наблюдательность, память и внимание.

То ли дело сюжетно-ролевые потехи! Они учат детей подражать бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игра в школу, дочки-матери, магазин, больницу и многие другие. Эти забавы имеют не только познавательное значение, но также развивают инициативность, творчество и наблюдательность.

Развлечения для дошкольников

Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.

Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.

Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающие выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.

Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.

С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.

Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.

Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.

К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.

Игра – важное средство развития дошкольника

Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Выше уже отмечалось, что в идеале развлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.

Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.

Социальные навыки

Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от дальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.

Читать еще:  Сенсорное развитие детей через игры

Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.

Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.

Физическая активность

Активные развлечения в физическом плане намного полезнее, чем пассивные, особенно такие как гаджеты, длительное «общение» с которыми чревато проблемами для организма и психики. Активные забавы являются прекрасной профилактикой лишнего веса, особенно если учесть современные тенденции развития детей и общества и количество людей, страдающих ожирением.

Любая активная игра способствует выходу энергии, которую нельзя растратить, играя в компьютерные игры. Чем раньше ребенок поймет, что активное времяпрепровождение может быть веселым и естественным, тем легче ему будет в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни. Также в ходе активных забав легко развивается моторика рук, играющая важную роль в развитии памяти и интеллекта.

Компьютерные игры

О том, насколько полезны или вредны компьютерные игры, специалисты спорят по сей день. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. При этом использовать компьютер в развлекательных целях следует разумно не только детям, но и взрослым. Но так как речь идет именно о младшем поколении, то озадачиваться следует воздействием компьютера именно на него.

Итак, вред от компьютера может быть разного характера. Первым от компьютера страдает зрение. После – спина. Далее – психика. Список можно продолжать долго. Особенно если остановиться на таком «чуде света», как интернет. Для особо сознательных родителей разработаны специальные детские браузеры, позволяющие оберегать чадо от нежелательного контента.

Однако компьютер – это не один сплошной негатив. С его помощью можно использовать интерактивные игры. Это прекрасное средство для интеллектуального развития дошкольника.

Да, главной проблемой в «общении» с компьютером и прочими гаджетами типа смартфонов, приставок, планшетов остается время, которое ребенок уделяет устройству. О том, сколько именно времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, до сих пор спорят специалисты по всему миру. И они так и не пришли к общему знаменателю.

Важно не только контролировать время, проведенное за ПК, но и развлечения, приложения, а также игры. Желательно, чтобы дошкольник проводил время за компьютером с пользой для развития. В этих целях родители должны снабжать его не только полезными приложениями, но еще и интересными. Чем больше таких развлекательно-обучающих игрушек будет у малыша, тем меньше его будут интересовать менее полезные продукты.

Как развивать ребёнка с помощью игры

Во время игры ребёнок, сам того не замечая, познаёт мир и учится новому. Но какие игры выбирать родителям? Книги психолога Мадлен Дени (Madeleine Deny), которые выпускает издательство «Клевер», помогут и развлечь ребёнка, и развить его способности, в том числе память, внимание и мелкую моторику. В статье — несколько идей для развивающих игр с малышом.

Как выучить цифры в игре

Каждую цифру от 1 до 10 Мадлен Дени советует запоминать зрением, на слух и на ощупь. Поэтому в развивающих книжках на каждую из 10 цифр у Мадлен приходится целый комплекс упражнений.

  • Сначала напишите цифру. Попросите ребёнка запомнить, как она выглядит.
  • Затем переходите к цифре, нарисованной блестящей краской, шершавой на ощупь. Малыш может погладить её пальчиком и запомнить написание тактильно.
  • Рядом с цифрой 1 нарисуйте предмет, например торт с 1 свечкой.
  • Цифры хорошо запоминаются на домино. На белом фоне — всего 1 чёрный кружок.
  • Напишите цифру 1 словом «один». Это поможет ребёнку в будущем правильно читать числительные.
  • Попросите ребёнка показать цифру 1 на пальчиках.
  • Попросите ребёнка пальчиком проложить путь, где встречаются 1 цветок, 1 человек, 1 животное.

Как подготовить руку к письму

  • Нарисуйте круги разных цветов внизу страницы. Попросите ребёнка провести от этих кругов линии вверх, выбирая карандаши подходящих цветов.

  • Дорисовки. Можете нарисовать овечку, а ребёнка попросить «накалякать» кудрявую шерсть на её спинке. Или дорисовать волосы человечку, которого нарисуете вы. Или полоски зебре, или радугу.
  • Начните рисовать узор (самый простой), а ребёнок пусть продолжит линию узора и дорисует до конца листа.

Развиваем логическое мышление

Нарисуйте на листе бумаги несколько геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Попросите ребёнка, чтобы из этих геометрических фигур он нарисовал домик, машинку или что-то ещё.

Учимся различать эмоции

  • Вам нужно только нарисовать много кругов или овалов. А ребёнка попросите пририсовать к каждому «лицу» глаза, брови, рот, нос. Пусть ребёнок по-разному раскрасит всех человечков и скажет, кто из них хмурится, а кто улыбается, кто счастлив, а кто грустит.
  • Предлагайте ребёнку разные ситуации, а он пусть изображает, что чувствует. На тебя лает собака, что ты сделаешь? Тебе подарили большой подарок, как ты будешь реагировать? Ты споткнулся, что будет дальше? Мальчик забрал твой мяч, как ты поступишь?
Читать еще:  Уроки логопеда игры для развития речи

Развиваем фантазию

Попросите ребёнка заполнить всю страницу «мыльными пузырями», то есть зарисовать её кружочками. А теперь пусть к этим кружочкам пририсует что угодно, чтобы получились, например, крылья бабочки, цветочки, леденцы и так далее.

Тренируем память

Возьмите любое лото, любые карточки с изображениями, например, животных. Разложите их перед ребёнком. Теперь попросите его отвернуться, закройте ладонью одного из зверей, а ребёнок пусть посмотрит и вспомнит, кого не хватает.

Учим цвета

Нарисуйте разные предметы (например, овощи), но раскрасьте их только наполовину. Вторую половину рисунка должен раскрасить ребёнок.

Развиваем мелкую моторику

Понадобятся чистый лист бумаги, краски и пальчики. Пусть ребёнок окунает пальцы в краску и делает отпечатки подушечками пальцев на бумаге. Пальчиками можно нарисовать разные узоры. А ещё можно раскрасить ладонь, отпечатать на листе бумаги, а потом дорисовать картину, превратив отпечаток ладошки в осьминога, паука или лебедя.

Развиваем ритм и моторику

Пусть малыш потанцует. Правила такие: вы в разных темпах хлопаете в ладоши, а ребёнок на каждый хлопок делает шаг. Когда вы хлопаете медленно, он делает большие шаги. Чем быстрее темп, тем меньше шаги.

Игра на внимание и восприятие

Показывайте ребёнку картинки или фотографии разных предметов. Если то, что изображено на картинке, пахнет хорошо, пусть ребёнок изобразит, как глубоко вдыхает. Если пахнет плохо, то пусть закроет носик пальцами.

Так же учимся различать мягкое и жёсткое. Если на картинке изображено что-то мягкое, картинку надо погладить. Если что-то жёсткое или колючее, нужно отдёрнуть пальчик.

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

— образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

— речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

— нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

— мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Познаем мир с помощью игр

Каждый день наши дети узнают что-либо новое и интересное из окружающего мира. В этом им помогают как родители, которые общаются с ними все время, так и игры, которые используются ребенком каждодневно.

Сегодня мы поговорим о значении игр в развитии крох, и о том, какие игровые занятия можно предложить юному созданию, когда он непосредственно скучает дома.

Что полезного дают игры ребенку?

Вообще, нужно сказать, что игра – это постоянный спутник малыша. Именно с помощью ее ребенок узнает жизнь со всех сторон. Поэтому, если ваш кроха просит поиграть вместе с ним, не отказывайте ему в этом удовольствии.

Нередко родители жалуются на то, что их чадо не интересуется никакими игрушками, и не активен в игровой деятельности. В таком случае внимание крохи нужно направить на различные виды игр, например, на словесные или подвижные. Но при этом не забывать о том, что интерес к игре будет являться главным стимулом для дальнейшего игрового познания мира.

Итак, как же влияют на ребенка в повседневной жизни обычные игры?

Прежде всего, они развивают как фантазию, так и умственные способности. Например, взять сюжетно-ролевую игру, которая благодаря своей уникальности способствует тому, что дети могут сами выбирать себе определенную роль. Часто шалунишки, имеющие задатки лидера, предпочитают примерить на себе роль главных героев, например, образ того же капитана. Для ролевой игры понадобятся обязательно определенные атрибуты.

Если же взять игру “Больница”, то здесь не обойтись без набора детских медицинских принадлежностей и самой куклы. Также хотелось бы отметить, что сюжетно-ролевые игры способствуют как расширению кругозора, так и приобретение определенных знаний и навыков. Ведь играя и подражая взрослым в любой деятельности, ребята тем самым многое узнают, что их окружает.

Что касается подвижных игр, то не для кого не секрет, что благодаря им нашим детям со временем удается проявлять ловкость, силу. Помимо усовершенствования координации движений, юные создания еще и учатся правилам, которые непосредственно есть у каждой игры.

Иногда мамы и папы забывают о таком факторе, как возрастная особенность ребенка. Вы не сможете предложить игровой вид деятельности двухлетнему малышу, который явно подходит для детей 4-5 лет.

Этот нюанс нужно обязательно учитывать при выборе игр, особенно развивающихся. Ведь если игра предназначена для ребят старшего возраста, а вы с упорством предлагаете своему малышу, то скорей всего, ваши действия потерпят фиаско, так как крохе просто будет неинтересно, и он не сможет понять, что же от него хотят.

Ребенку скучно дома

Такое состояние иногда бывает у малышей, когда на улице серо и дождливо, и родители по своей занятости не могут уделить должного внимания сыну или дочке. На помощь приходят игровая деятельность. Предлагаем вашему вниманию следующие забавы, которые помогут крохе, как развеселиться, так и получить пользу от полученных знаний.

Игра “Что изменилось?”. Суть заключается в том, что предлагается набор предметов, которые потом меняют как местами или убирают вообще. Такого рода игры развивают как память, так и внимание. Можно и экспериментировать, усложняя задания.

Например, изменить что-либо в самом предмете. Вот такая, несложная на первый взгляд, игра может настолько увлечь малыша, что в скором времени станет неотъемлемым времяпровождением в семейном кругу.

“Сколько игрушек, шишек, предметов?”. В любой пакет ложится несколько игрушек, и после этого вы предлагаете юному созданию угадать, сколько же их находится. Подсказывать можно и нужно словами “меньше” и “больше”. Таким образом, малыш начинает знакомиться со счетом, и учится понимать значения слом “меньше” и “больше”.

Иногда взрослые, к сожалению, не предпринимают никаких попыток помочь крохе в игровом развитии. Играет сам по себе ребенок, ну и пусть играет. Как минимум, вы должны предложить своему чаду несколько игр, в ходе которых вы бы принимали участие.

Не забывайте о том, что сейчас существуют множество интересных и познавательных игр, которые дают мощный толчок в развитии малыша. Играйте и будьте активными участниками увлекательного процесса под названием “игра”.

Автор: Зинович Нина
написано для сайта Mama66.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
11 мая 2016, 7:02