221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развиваем речь играя

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»

    Взрослый дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам.

    Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно пообещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями ,об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах. Беседуя с ребенком на различные бытовые темы, взрослые, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка является только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

    ИГРЫ по дороге из детского сада (в детский сад).

    «Я заметил»

    «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

    «Волшебные очки»

    «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

    «Давай искать слова»

    Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

    «Угощаю»

    «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

    «Приготовим сок»

    «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

    «Доскажи словечко»

    Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

    — Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
    — Медведь осенью засыпает, а весной…
    — Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
    — Мокрое бельё развешивают, а сухое…
    — Вечером солнце заходит, а утром…

    «Отгадай, кто это»

    Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

    — Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
    — Бодается, мычит, пасётся?
    — Крадётся, царапается, мяукает?
    — Шипит, извивается, ползает?

    Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

    «Отгадай предмет по его частям»

    — Четыре ножки, спинка, сиденье.
    — Корень ствол, ветки, листья.
    — Носик, крышка, ручка, донышко.
    — Корень, стебель, листья, лепестки.

    «Упрямые слова»

    Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

    «Исправь ошибку»

    Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
    Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

    «Четвёртый лишний».

    Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
    Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

    «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать.

    Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

    «Скажи наоборот».

    Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
    Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
    Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
    Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
    Наречия: далеко-…, высоко- …

    «Подбери слово».

    Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

    «Большой — маленький».

    Ребёнку предлагается назвать ласково,
    н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

    «Отгадай загадку».

    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
    Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
    Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

    «Назови, какой…».

    Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

    «Подумай и ответь».

    Предлагайте детям словесные логические задачи.
    Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

    «Подбери слово».

    Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …

    «Расскажи стихотворение».

    Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

    «Расскажи сказку».

    Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

    Развиваем речь играя

    У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. Поэтому лучше всего в занятия по развитию речи включать игры и использовать наглядный материал. Дети лучше усвоят материал, процесс коррекции будет эффективнее.

    Но подбирать игры развивающие, речь улучшающие, нужно учитывая возраст ребенка и цели занятия.

    Что такое дидактическая игра

    Использование игровых элементов на занятиях − это не значит, что с детьми просто играют без педагогической цели. Такие упражнения нужны для того, чтобы ребенок легче усваивал учебный материал. Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.

    Почему этот способ способствует мотивации детей? Потому что для них создают комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения. Игровая деятельность для дошкольников − их естественное состояние, поэтому на такие занятия они ходят с удовольствием.

    Для результативности взрослый должен понимать, что дидактическая игра имеет педагогическую цель. В случае развития речи − это коррекция звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов. Их обязательно нужно подбирать по возрасту, чтобы ребенку были понятны инструкции, игра была ему интересной.

    Разновидности и особенности игр

    Дидактические игры подразделяются на три группы:

    • с предметами;
    • настольно-печатные;
    • словесные.

    Игры с предметами

    Для игр с предметами используют игрушки, вещи, подходящие по изучаемой теме. Таким образом дети учатся сравнивать, выделять главные признаки. Педагоги «приглашают» игрушку как гостя, но любой предмет, используемый на занятии должен подходить тематике. Игрушки и предметы облегчают изучение лексических тем («Овощи», «Мебель», «Дикие и домашние животные» и другие).

    Для детей младшего возраста выбирают вещи, резко различающиеся по признакам, потому что им трудно находить менее выраженные различия между предметами. Для дошкольников 4-5 лет используйте предметы с небольшими различиями, включайте задания на классификацию, развитие памяти.

    Кроме того, вы можете обыгрывать различные ситуации («Покупатель и продавец», «Воспитатель в детском саду» и другие), что способствует не только автоматизации звука, но и обогащению словарного запаса и формированию связной речи. При работе с детьми 6-7 лет игрушки и предметы используют в небольшом количестве, потому что теперь ведущей деятельностью становится учебная − подготовка к школе.

    Настольно-печатные игры

    Они состоят из картинок разных видов (парные, разрезные), лото, домино. Лучше всего сделать картотеку, чтобы их было удобно хранить. Настольно-печатные игры должны быть основой для ваших занятий, потому что являются наглядным материалом, который помогает скорректировать все стороны речевого развития.

    Детям предложите разделить картинки по определенному признаку («В одну стопку положи карточки, в названии которых есть звук С, в другую – Ш»). Или попросите поделить картинки по месторасположению звука в слове. Цель этих заданий − развитие фонематических процессов.

    Для обогащения и уточнения словарного запаса попросите выбрать картинки только на определенную тематику. Во время выполнения этих заданий задавайте уточняющие вопросы, малыш будет учиться четко формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

    Настолько-печатные игры удобно использовать для коррекции связной речи. Предложите детям составить рассказ по картинке или пусть расположат изображения в верном порядке. Изображения подбирайте, чтобы они соответствовали возрасту и изучаемой лексической теме, корректируемому звуку.

    Словесные игры

    Этот вид чаще всего используют в логопедической работе. Во время выполнения заданий детей просят выделить основные признаки, описать вещь или явление, отгадать описываемый взрослым предмет. Словесные игры особенно важны на этапе автоматизации звука, поэтому для удобства поделите их на группы по звукам.

    Иногда для постановки звука используют такую словесную игру, как сказка. Взрослый рассказывает малышу (а для детей младшего возраста дополняет картинками) сказку, так ребенку легче освоить правильную артикуляцию. Для автоматизации в самостоятельной связной речи (когда малыш самостоятельно рассказывает, а не повторяет за взрослым) предложите ему продолжить сказку, которую вы начали ему рассказывать.

    Словесные игры помогают не только отработать правильное произношение нужного звука. При помощи них дети дошкольного возраста учатся формулировать свою точку зрения, составлять развернутые предложения, делиться своими впечатлениями.

    Для детей 2-3 лет

    Заниматься детским развитием нужно с возраста 2 лет, хотя большинство родителей считают, что в этом возрасте с малышом можно только играть. Но если вы используете дидактические игры, имеющие образовательную и воспитательную цели, то сможете играя заниматься обучением дошкольника.

    Учитывайте, что в два года малыш начинает понимать обращенную к нему речь и различает интонации окружающих. К трем годам он активно использует речь как инструмент для познания окружающего мира и общения с людьми. Задачи родителей в этот период:

    • поддерживать стремление ребенка к общению;
    • обогащение словарного запаса;
    • коррекция звукопроизношения;
    • научить составлять и общаться простыми предложениями.

    Задания нужно подбирать, чтобы они решали перечисленные задачи и способствовали речевому развитию ребенка. В этот возрастной период речь не является основным инструментом для изучения окружающего мира. Поэтому в дидактических играх задействуйте все органы чувств.

    Пускай малыш внимательно рассмотрит игрушку, потрогает ее, спрашивайте его об ощущениях. Маленьким детям нравится, когда им разрешают поиграть с природным материалом. Называя предметы или явления, объясняйте их значение, так вы обогатите, уточните словарь. Это важно, потому что в возрасте трех лет запас слов у ребенка резко увеличивается.

    Нужно помочь овладеть малышу простыми грамматическими категориями: образование единственного и множественного числа не только у существительных, но и у глаголов, род существительных, прилагательных. Используя настольно-печатный наглядный материал, взрослый учит малыша находить общие признаки у предметов или явлений, объединять их. Также используйте игры на соотнесение вещей по простым признакам. Предложите ребенку собрать картинку из маленьких кусочков. Или можете использовать для этого кубики.

    Словесные игры для детей 2-3 лет построены на повторении гласных, отработке их артикуляции, соединении их с согласными. Играйте с высотой голоса, интонациями − вы сформируете базу для выразительной речи. Предлагайте ему изобразить эхо, показать, как разговаривают животные, их детеныши. Описывайте артикуляцию во время произношения звуков, в сопровождении стихов и картинок выполняйте простые артикуляционные упражнения.

    Включите в словесные задания потешки, двустишия, сопровождайте их движениями рук, ног. Вы не только формируете темпо-ритмическую сторону речи, но и общую и мелкую моторику. Многократно повторяйте простые слоги, следите, чтобы звуки малыш произносил четко.

    Для детей 4-5 лет

    В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

    • развитием грамматического строя;
    • развитием диалогической речи;
    • умением составлять короткие рассказы по картинке;
    • соотнесением образа буквы и звука.

    Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

    Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

    Используйте в занятиях такие дидактические игры:

    • «Четвертый лишний»;
    • загадки;
    • «Подбери нужное слово»;
    • «Закончи предложение»;
    • «Поймай звук».

    В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения. Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

    Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

    Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки. Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы. Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова.

    Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

    Для детей 6-7 лет

    В этом возрасте ребят начинают готовить к школе. Ведущей деятельностью становится учебная, но игры используют, чтобы они не уставали и были сконцентрированы на занятии в течение нужного количества времени. В норме звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.

    Основная цель − это формирование навыков письма и чтения. На занятиях используют букварь, прописи. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают базовые элементы письма.

    Используйте больше игр для тренировки мелкой моторики: пальчиковые игры, «вышивание» ниткой, раскрашивание буквы. Также добавьте в настольно-печатный наглядный материал «Домики с окошками» для послогового чтения.

    Формируйте плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий:

    • «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку);
    • «Ветряная мельница».

    В качестве физминутки предложите поиграть на дудочке или подуйте мыльные пузыри. Возраст 6-7 лет не означает, что с детьми нужно проводить занятия без отдыха и игр. Просто их используют не в таком большом количестве.

    В подготовительной группе ребятам нравится принимать участие в спектаклях. Вы можете обыгрывать сказку в домашних условиях. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны, улучшает дикцию, диалогическую и связную речь. С детьми нужно учить стихотворения, обучать пересказу, правильно использовать интонацию.

    Использование компьютерных технологий в обучении

    В современной логопедии их активно используют для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые родители сомневаются в целесообразности использования компьютеров. Появилось большое количество развивающих обучающих мультфильмов для детей разного возраста.

    После просмотра мультика спросите у малыша понравилась ему серия, о чем она, что нового узнал. Следите за тем, чтобы он составлял простые и сложные предложения. Такое общение улучшает диалогическую форму речи. Кроме того, малыш учится говорить о своих впечатлениях окружающим.

    Существуют определенные нормы, сколько времени дети дошкольного возраста могут смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Кроме обучающих мультфильмов, вы можете приобрести логопедические игры, которые сделают занятия занимательнее. Они могут состоять не просто из заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, а быть в виде квеста. Открывается доступ к другому заданию после того, как он даст правильный ответ.

    Примеры дидактических игр

    «Помощники»

    Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

    «Кто как говорит»

    Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

    «Найди ошибку в рассказе взрослого»

    Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

    «Доскажи словечко»

    Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

    Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

    Консультация «Развиваем речь, играя»

    Елена Дедикова
    Консультация «Развиваем речь, играя»

    Речь-это средство общения людей и форма человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом пользуются внешней речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь — «думание», которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

    Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитиевсех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Поэтому на седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, так как правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 4-5 годам и в идеале дети в школу должны приходить с правильным звукопроизношением. Это очень важно для дальнейшего успешного усвоения школьной программы. особенно это касается таких предметов, как русский язык, чтение, развитие речи. Речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В 6 лет ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, иметь достаточный по объёму активный словарь и практически владеть грамматическим строем речи. На практике же многие из первоклассников не могут назвать времён года (а если и знают их названия, то затрудняются назвать их в последовательности); дней недели, месяцев, не обобщают слова и логические группы (типа «мебель», «насекомые», «учебные вещи», не могут назвать профессии людей, не знают даже основных цветов, не говоря уже о розовом, голубом, оранжевом и т. д. ; не могут назвать детёнышей животных (у коровы- «бычонок», у лошади- «конёнок» и т. д.). Одной из основных задач умственного воспитания детей является развитие мышления и речи. Следует приучать детей к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности, активности их мышления и речи. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра-вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

    Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

    Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в

    них, игрушки и мультфильмы. Используйте для этих занятий то, что дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Вводить в его

    словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?»«Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.»«А что есть у дерева?»«Корень, ствол, ветки, листья.» К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

    Рассматривая с ребёнком какой-то предмет,задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?»Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

    На прогулке проводя разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

    Существует много игр, в которые можно играть с ребёнком.

    «Давай проверим, кто из нас самый внимательный?»

    Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

    «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

    «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

    «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

    Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.Например:

    — Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

    — Медведь осенью засыпает, а весной…

    — Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

    — Мокрое бельё развешивают, а сухое…

    — Вечером солнце заходит, а утром…

    «Отгадай, кто это»

    Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает,к какому животному они подходят:

    — Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

    — Бодается, мычит, пасётся?

    — Крадётся, царапается, мяукает?

    — Шипит, извивается, ползает?

    Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

    Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

    Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

    Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

    Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно,необходимо соблюдать несколько условий:

    • Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту ребёнка, не должны быть длительными по времени (5-10 мин).

    • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

    • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.

    • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

    • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

    Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление.

    • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

    Играя с детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках!

    Игротренинг для родителей «Играя развиваем речь» Игротренинг для родителей «Играя развиваем речь» Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической.

    Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с.

    Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого.

    Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» для детей от 6 до 7 лет «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

    Консультация для родителей в формате круглого стола «Развиваем речь, играя» Цель: Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Задачи:.

    Консультация «Развиваем речь, играя пальчиками» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый.

    Лэпбук «Развиваем речь, играя» Мной был создан лэпбук, «Развиваем речь, играя» для детей младшей группы, там представлен игровой развивающий материал для использования.

    Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь» Тема. Играя, равиваем речь Цель: повышение — педагогической компетенции родителей по теме Задачи: — обратить внимание родителей на значение.

    Семинар-практикум «Играя, развиваем речь» Приказ 22.03.2018г. г. Троицк № О проведении семинара — практикума «Играя, развиваем речь» На основании годового плана работы МБДОУ «Детский.

    Тематический вечер «Играя, развиваем речь» План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей» Руководитель:.

    Читать еще:  Развивающие игрушки для детей от 4 месяцев
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector