221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры для развития речи

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Игры для развития речи.
    картотека по развитию речи на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    razvitie_rechi.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    «Кто кем (чем) будет?»

    Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

    — яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

    — теленок — коровой или быком — бумага — книгой

    «Птица — не птица»

    Веселая игра на внимание и знание птиц.

    Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:»А муха — это кто?»

    Окуни и воробьи.

    и спасибо шутке!

    С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

    Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

    Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

    В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

    Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

    В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

    Игра с картинами.

    Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.

    Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.

    Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

    С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако. )

    С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

    Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:

    Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.

    — Это находится вверху картины? Внизу?

    — Это живое или неживое?

    Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.

    Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки.

    — Это относится к природе?

    — Это относится к живой (неживой) природе?

    Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

    Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

    Смысл игры объяснять долго — я просто приведу примеры.

    Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами.

    Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».

    «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился»

    «Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару».

    «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос»

    «Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу. ).

    В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

    Детям 3-5 лет условия более простые.

    Например:Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

    Еще примеры для младших дошкольников:

    — молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают.

    — машина, лошадь, трамвай;

    — шапка, платок, сапоги;

    — роза, береза, ёлка.

    Для детей 5-7 лет задания усложняются:

    — дождь, снег, река;

    — врач, турист, шофер;

    — тень, солнце, планета;

    — мороз, вьюга, январь;

    — камень, глина, стекло;

    — дверь, ковер, окно;

    — море, река, бассейн.

    Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).

    Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое».

    Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («. с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

    «Какое что бывает?»

    Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

    — Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.

    — Что бывает длинным?(коротким)

    — Что бывает широким (узким)?

    — Что бывает круглым ( квадратным)?

    В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

    Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.

    С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.

    Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

    Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.

    «Кто без чего не обойдётся»

    Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Почему?»

    Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

    Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

    Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

    Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

    Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

    Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».

    Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.

    Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

    Что растет? Кто растет?

    Кто летает? Что летает?

    Кто плавает? Что плавает?

    Кто самый большой? Что самое большое?

    «Что снаружи, что внутри?»

    Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек-деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.

    Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.

    «Кто это?» знакомимся с профессиями

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

    Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

    2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

    3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

    4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

    Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

    Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала?). Кошка поймала в саду. (кого?). Шерсть у кошки. (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами. (где?). Котята играли мячиком. (как?).

    Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут. (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

    Составление предложения с несколькими данными словами.

    Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

    Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что. » «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что. » «Зимой медведь спит, потому что. » и т. д.

    Отгадай предмет по его частям.

    В эту игру можно играть в двух вариантах.

    Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

    Четыре ноги, спинка, сиденье.

    Буквы, картинки, листы.

    Ствол, ветки, листья.

    Корень, стебель, листья, лепестки.

    Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

    Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

    Лапы, хвост, ошейник.

    Лапы, хвост, хобот.

    На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

    Отгадай предмет по описанию.

    Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

    Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

    Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

    Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

    Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

    Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

    Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В совместной деятельности показывается использование дидактической игры по развитию речи детей. .

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем — речь развиваем!».

    Главное в развитие речи ребенка — это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают.

    Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи. Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколен.

    Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем — речь развиваем!&raquo.

    Консультация для родителей. Игры по развитию речи.

    Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

    Учимся говорить! 10 игр для развития речи, которые понравятся детям

    Многие детки, которым даже еще не исполнилось двух лет, уже умеют хорошо разговаривать. И наоборот, иногда двухгодовалые карапузы овладевают навыками общения намного медленнее, чем малыши помладше. Поэтому нужно и важно заниматься со своим ребенком — в помощь специальные игры для развития речи.

    Источник: instagram @davaipoigraem_kazan

    Не забывайте о важных правилах, которые следует соблюдать во время занятий на развитие речи.

    Правило №1: понятно!

    Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

    «Повторяй за мной»

    Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

    • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
    • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
    • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама».
    • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

    Если что-то особенно заинтересуют кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.

    Источник: instagram @alexeeva.elena0812

    «Колыбельная»

    Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а»(на разных высотах).

    Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

    «Моя энциклопедия»

    Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

    • Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
      Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
    • Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова.
    • Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам.
    • В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

    Источник: instagram @non_anonymoms

    «Первая галерея»

    Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

    • Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
    • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко».
    • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

    Правило №2: радостно!

    Стимулирование самостоятельной речи ребенка всегда должно быть эмоционально окрашено. Во время игр ребенок должен удивляться, радоваться. Тогда кроха сразу же станет повторять за вами новые слова.

    «Говорящий мяч»

    • Сядьте напротив ребенка и возьмите мяч. Киньте его малышу и весело произнесите при этом: «А!» Кроха, кидая вам обратно мяч, тоже должен произнести «А!». Побуждайте его к этому.
    • Затем можно произнести звук, слог или слово, которое уже умеет произносить сам ребенок, например, «ди!» — и он весело скажет «ди!», кидая вам мяч обратно.
    • Затем предложите свои звукоподражания. Кидая мяч, произносите «мяу!». Малыш должен кинуть мяч обратно, произнося «мяу!». Используйте звукоподражания «гага-га», «кря-кря-кря», «му-муму» и любые другие.
    • Если ваш кроха проявит инициативу и произнесет свой слог, непременно поддержите его, повторяя звуки или слова за ним. Пусть в этой игре он станет главным!

    Источник: instagram @alicekuly

    «Звуковая зарядка»

    • Подберите веселую ритмичную музыку: произнося звуки, например гласные, вам нужно будет выполнять какие-либо упражнения.
    • Допустим, говоря «а-а», вы громко хлопаете в ладоши перед грудью, произнося «о-о» — хлопаете над головой, произнося «ы-ы» — хлопаете себя по коленям, говоря «э-э» — показываете рожки, «у-у» — дудите в кулачок.
    • Главное, чтобы эта музыка нравилась ребенку, а упражнения, которые он станет выполнять, были доступными. Тогда малыш с радостью присоединится к такой речевой гимнастике, тренируя правильное звукопроизношение.

    «Говорящие игрушки»

    • Возьмите несколько игрушек, которые «говорят» голосами животных (например: свинку, собачку, тигра, кошечку, слона).
    • Положите их перед ребенком и включайте по очереди каждую игрушку. Нажимаете на свинку — игрушка издает звонкое «хрю-хрю-хрю», нажимаете на тигра — он прорычит «рр-рр-рр». И так по очереди с каждой.
    • После того как игрушка-зверушка издаст звук, повторите его в своей речи, чтобы ребенок запомнил его уже из ваших уст.
    • Затем предложите ему поиграть со всеми этими игрушками, но с условием: для этого нужно, чтобы малыш позвал их к себе.
    • Предложите крохе позвать животных таким же звуком, какой издают сами игрушки. Например, как позвать хрюшку? — «Хрю-хрю-хрю». Любую голосовую реакцию, которую произведет ребенок, эмоционально поддерживайте, это очень важно!
    • Когда кроха произнесет что-то, пусть он получает своеобразное вознаграждение: это может быть игра со зверушкой, малыш может ее погладить, потанцевать с ней, и так по очереди с каждым из животных.
    • После такого увлекательного мини-урока уберите игрушки и доставайте их в следующий раз только на время развивающих занятий.

    Источник: instagram @alena_rudy

    «Домашний театр»

    Игра тренирует восприятие речи и умение понимать простой сюжет. Посадите кроху за детский столик и приготовьте игрушки для одевания на руку (перчаточные куклы). Надев куклы на руки, разыграйте перед ребенком простой сюжет. Например, возьмем петушка и лисичку. Сначала появляется петух. Скажем за него «ку-ка-ре-ку», покажем, как он клюет зернышки, можно для достоверности даже насыпать немного фасоли на стол. Затем неожиданно появляется лиса, петух тут же испуганно убегает, а лиса его догоняет (безуспешно). Малыш будет внимательно слушать, если рассказ будет коротким и эмоциональным. Спектакль не должен длиться дольше 1 минуты.

    «Кто там?»

    Занятие развивает речевой слух у ребенка, а также учит малыша быстро реагировать на звук. Посадите малыша на детский стульчик, перед ним поставьте ширму. Заранее подготовьте игрушки, например уточку, кошечку и собачку. Не показывая игрушку, произнесите неожиданно: «Кря-кря-кря». Как только внимание ребенка будет привлечено, покажите из-за ширмы уточку.

    Малыш сразу потянет к ней ручки, в этот момент попросите его позвать уточку, также произнеся: «Кря-кря». Обязательно вручите крохе эту уточку, пусть он с ней поиграет. Через пару секунд скажите с другой интонацией за ширмой: «Мяу, мяу». Малыш должен опять посмотреть на ширму, через 1—2 секунды покажите кошечку и также дайте ему в руки. Пока малыш играет с кошечкой, произнесите громко: «Гав-гав» — и вручите ему собачку.

    Источник: instagram @pedclin_ru

    «Улыбнись лягушке»

    Подражание — это главная составляющая дальнейшей умственной деятельности вашего малыша. С помощью этой игры хорошо тренируются органы речи, участвующие в звуковой артикуляции.

    • Итак, натяните на руку игрушку-лягушонка, который умеет широко открывать рот. «Маленький, тебя навестила лягушка — ква-ква-ква, подари ей свою улыбку — да-да-да». Во время этой игры ребенок должен улыбаться, поэтому, попросите его улыбнуться лягушке.
    • «Замечательно! А сейчас покажи лягушке, какой ты у нас серьезный! Вот молодец! И снова подари лягушке радостную улыбку. Вот умничка!».

    В процессе подобных игр старайтесь удивлять и завлекать малыша, и вскоре желаемый результат обязательно будет достигнут!

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    . 7 ИГР для развития речи ребенка 1- 3 лет

    В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления -развитие ПОНИМАНИЯ речи и развитие собственной АКТИВНОЙ речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную РЕЧЕВУЮ СРЕДУ:

    как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослому необходимо комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша (прием «разговор с самим собой», комментирование действий самого малыша)
    ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к речевому общению с ребенком всех окружающих его взрослых;
    постепенное усложнение речевого общения;
    каждодневное использование речевых игр и упражнений.

    Какие игры наиболее ЭФФЕКТИВНЫ для РАЗВИТИЯ РЕЧИ?

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, жестовые потешки

    Всем известные старославянские пестушки «Сорока — белобока», «Ладушки» являются не только хорошим материалом для развития РЕЧИ, это еще и ЛЕЧЕБНЫЕ процедуры на базе акупунктуры. Пальцы необходимо сжимать, массировать весь палец – от подушечки до основания, изображать всей рукой героев или предметы (козочка, зайчик, цветок). Круговые движения в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Каждого “детку”, то есть каждый пальчик, вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.Мизинчик отвечает за работу сердца, безымянный — за хорошую работу нервной системы и половой сферы, массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, а указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы АКТИВИЗИРОВАТЬ деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

    Очень нравятся детям жестовые потешки («Ножки-ножки, где вы были?», «Хомка, хомка, хомячок»» и др.)

    Кроме того, можно изображать животных, транспорт – как прыгает зайчик, как летают птички, как летит самолет, как дует ветерок и т.д.

    СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ на развитие мелкой моторики

    Подключите фантазию, и предложите ребенку поиграть с подручным материалом. Например, подобрать крышечки к баночкам, коробочкам. Очень хорошо развивает мелкую моторику знакомство с различным материалом – шерсть, наждак, х/б ткань, замшевая ткань, крупы и др. Развивайте обоняние,

    ПОВТОРЮШКИ — чистоговорки. Это самые простые игры, которые можно придумать. Но результат от них просто потрясающий! Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи будет развиваться музыкальный СЛУХ и чувство РИТМА. По предложенному принципу вы сможете и сами сочинять подходящие к вашей бытовой ситуации рифмовки.

    Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!
    Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
    Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!
    Ручками – хлоп, хлоп!
    Ножками – топ, топ!
    Потянулись, улыбнулись!
    Утро доброе! Проснулись.

    Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, «Ры-ры-ры, я несу. (шары)».

    Простейшие ДИАЛОГИ

    Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:

    «Здравствуй! Как тебя зовут?». Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. «Здравствуй, мишка!» (Пожимайте мишке лапу.) «Здравствуй, мама!» (Отвечайте мишкиным голосом.) «Здравствуй, Боря!» (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.)
    «Телефон» Можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-пии!» Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» — «Я сейчас рисую!» Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.

    Учите малыша интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.

    Игры на развитие ЭМОЦИЙ. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит СТИМУЛИРОВАНИЕ памяти, речи.
    Можно повторять за мамой или отражением в зеркале. Учите ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом. Для этого попробуйте игры «Маме смешно, а Ванюше смешно?», «Веселые зверушки» или «Ой, что это? Ой, кто это?»

    Развитие ГРОМКОСТИ и ВЫСОТЫ голоса.

    С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием «Ура!» или «Гол!» А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки «Баю-бай!» или «А-а-а-а!»
    Постройте из кубиков самый простой домик или найдите картинку с изображением домика или избушки. «Посадите» в Теремок игрушки и побуждайте карапуза отвечать на вопросы «Кто в домике (теремочке) живет?» Позже ребенок может сам спрашивать обычным голосом , а отвечать – «по ролям», например, за медведя — «басом», за мышку — «пищать» и т.д.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком), как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем), посылать «воздушный поцелуй», облизывать «вкусное варенье» и т.д.

    Все эти задания можно найти в АЛЬБОМАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

    Альбом по развитию речи для самых маленьких http://www.sova-toys.ru/product/300/view

    Большой альбом по развитию речи http://www.sova-toys.ru/product/1298/view

    Помните, что общение должно нести положительный эмоциональный отклик у малыша. Только тогда это будет нести пользу! Веселых Вам игр!

    Читать еще:  Развивающие игры до года по месяцам
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector