221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры это определение

Статья для родителей: «Что такое развивающие игры».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Статья для родителей «Что такое развивающие игры».

Игра — ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина (1978 ), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

При выборе в магазине той или иной игры для ребенка, не все родители задумываются о том, какие развивающие функции несет в себе эта игра и будет ли она полезна ребенку.

Развивающие игры – это те игры, которые направлены на интеллектуальное или физическое развитие ребенка.

Типы , характер , содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами, применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов .

Начало применения развивающих игр допускается в возрасте от года в зависимости от

развития ребенка в каждом частном случае .

Сущность и особенность развивающих игр.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.

2.Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до

непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.

5.Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8.Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и. осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.

9.Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.

10.Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

11.Играя в эти игры со своими детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

12.Придерживайтесь основополагающих рекомендаций и тогда: настойчивость, целенаправленность, желание думать и искать оригинальные решения станут одними из качеств вашего ребенка.

Развивающие игры бывают различными:

приобретенные в магазине готовые комплекты с инструкцией по применению или комплекты, избранные для игр самим ребенком, содержащие предметы-заместители.

игры, изготовленные собственноручно;

Существует множество классификаций развивающих игр.

Наиболее содержательно представлены в книге Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Все развивающие игры были классифицированы следующим образом.

Классификация развивающих игр:

«Абак» в переводе с арабского означает «счётный столик». Современные счетные столики представляют собой подставки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.

Абаки могут быть выполнены в виде игрушек-каталок, паровозиков, фигурок, иметь в своём составе от трёх-четырёх до нескольких десятков счётных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушки индивидуально каждому ребёнку.

Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры – вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в рамку. Рамки с силуэтами (прорезями разных форм) могут быть плоскостными (в виде планшета) или объёмными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить её в отверстие.

Вкладыши в основание. Это набор предметов определённой формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой. Это и традиционная русская матрёшка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется од двух- трёх до десяти и более.

Это традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собою башенки, мельницы, человечков, животных. Игрушка может быть напольной, настольной и даже уменьшатся в кармане.

Бусы и шнуровки

Нанизывая бусы, малыш учится по-разному складывать пальчики в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щёпотью»), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев — «пинцетный захват»). В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребёнка, скоординировать движения обеих рук.

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки «лото» с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов. Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам — цвету, форме, размеру.

Трехлетним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования. Позже к разнообразным мозаикам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-«ходилки» с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5-4 лет увлекательные соревнования-путешествия по самой разной тематике.

Блоки и конструкторы

Блоки и конструкторы строительные — один из основных видов игр данного типа — ставят своей целью обучению детей конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры.

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида.

Первый вид предлагает составить изображение из нескольких частей. Это «Квадрат», «Сложи узор», «Радужное лукошко».

Второй вид предлагает наборы всевозможных деталей, которые надо научится сопоставлять по признакам: цвету, форме, размеру.

В свою очередь классифицируются на речевые и сенсорно-двигательные. Речевые развивают активную связную речь ребенка.

Сенсорно-двигательные тренажеры развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы). Такие тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Ребенок может самостоятельно крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами — дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Читать еще:  Развивающие игры для 7 месячного ребенка

Список использованных источников:

Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» / Т.М. Бондаренко. — Изд.: Воронеж, 2009 г. — 192 с.;

Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» / В.В. Воскобович. — СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;

Воскобович, В.В. Развивающие игры / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. — СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. — 43 с.;

Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.;

Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. — Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. — 80 с.: ил.;

Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. — 160 с.: ил.;

Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. — СПб.: Детство – Пресс, 2004. — 79 с.: ил.;

Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. — СПб.: Детство – Пресс: 2010. — 112 с.;

Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…» / Б.Б. Финкельштейн. — СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. — 46 с.: ил.;

Что такое развивающие игры для дошкольников

Развивающие игры для детского сада. Характеристика

В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях. Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников. Однако в большинстве случаев игры, которым приписывается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребенка с точки зрения взрослых понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков. Эмоциональное благополучие ребенка, его удовольствие, интересы, его самостоятельное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что, конечно же, глубокое заблуждение.

Развитие — всегда появление чего-то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что- то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребенка и задач его развития возникает в развивающих играх.

В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, не замечает того, что он развивается, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и открытий. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В то же время дошкольники далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру, в особенности совместную. Не умея хорошо играть и предоставленные сами себе, они могут бесцельно слоняться или совершать примитивные манипуляции. Здесь решающая роль принадлежит воспитателю детского сада, который может вносить в жизнь детей увлекательные и полезные игры. Он должен предложить детям готовый игровой замысел, материал и правила (общения и предметных действий).

В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются. Репертуар игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном, это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.

Развивающая игра — не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Цель игры должна формулироваться как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Следовательно, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т.п.

Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание ее может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, заполнить несколько предметов и пр.

Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила. Они доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Чрезвычайно важна роль воспитателя в игре дошкольников. Чтобы она действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх — важный показатель развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие из них учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие возможности и способности.

Читать еще:  Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

Развивающая игра — довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то те из них, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, так как воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии.

Именно в такой последовательности выстроены игры в данном пособии. Решающими условиями нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении ребенка в детский сад. Ввести в детский коллектив, научить общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь оттого, как сложатся отношения ребенка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.

В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребенок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Дошкольники учатся различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. С развитием моторики у ребенка растет возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими и пр.).

Кроме того, приводятся игры на развитие внимания, мышления и речи. Они открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные виды не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям. В этом решающая роль принадлежит воспитателю.

Развивающие игры в дошкольном образовании

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игрыподбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Читать еще:  Развивающие игрушки по возрастам

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

Самое первое упражнение с такой игрой — составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию.Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Любит морковку (заяц).

• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется — поздновато).

Одно из первых заданий на этом этапе — бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее — фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

— образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

— речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

— нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

— мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
11 мая 2016, 7:02