221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры как средство эстетического воспитания

«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

«. Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечет к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.

Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида:

1. Игры с предметами;

2. Настольно – печатные игры;

3. Словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Например, «Составь букет», «Создай портрет», «Занимательная палитра», «Лесная полянка».

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Лучики» дети смотрят на лучики разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) о свойствах и качествах различных материалов, углубляются представления о существенных характеристиках предметов, ребята учатся выделять особенности деталей, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например, подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, лисья и плоды»

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку.

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

В своей работе я использую такие игры:

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся.

Например: -воробей…птица , -мухомор…гриб.

«Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева «Это правда или нет?» все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребёнка, а так же является ведущим видом деятельности. В своей работе я использую игры, не только рекомендованные программой, но и самостоятельно.

Представленный дидактический материал показывает привлекательность и доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность понятий «воспитанность», «доброжелатель.

. Сущность арт — педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребёнка, его адаптации в современном мире в процессе обучения, воспитания и развития средствами искусства через художественно-творче.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний .

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Необходимо чтобы игра погружала детей в любимую деятельн.

Дидактические игы в художественно-эстетическом развитии.

В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельнос.

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 05.12.2019 2019-12-05

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Курникова Л. А. Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 495-496. — URL https://moluch.ru/archive/287/64720/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье раскрыты вопросы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения народных игр.

Ключевые слова: народная игра, старший дошкольный возраст, эстетическое воспитание.

Значение народной игры в эстетическом воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста очень велико. Старший дошкольный возраст является особенным возрастом для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Г. И. Бабурина и Т. Ф. Кузина отмечают, что целесообразность изучения народных игр и их практическое применение в эстетическом воспитании старших дошкольников описывали в своих трудах такие исследователи как А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др. Высокую оценку роли игры в воспитании давал К. Д. Ушинский [1]. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость изучения национальных народных игр педагогами дошкольного воспитания [4].

По мнению Г. И. Бабуриной, актуальность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования в воспитательно-образовательном процессе обусловлена недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи [1].

При этом, как считает Г. И. Бабурина, эстетическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных способностей личности старшего дошкольника через формирование «эстетического мышления», способствуя целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры определенной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, определяющих формирование предпосылок теоретического мышления и познания [1].

К примеру, необходимо постоянно формировать у старшего дошкольника эстетическое отношение к действительности и искусству, развивая при этом его интеллект.

Данный процесс может проходить неуправляемо, стихийно и спонтанно, так как в процессе общения с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок все равно эстетически развивается. Однако, при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, да и такое развитие очень часто обуславливается его стремлением к развлечениям.

В связи с этим, Г. М. Науменко подчеркивает, что без продуманного педагогического воздействия ребенок может сформировать ложные ценности и идеалы [2].

Народная игра представляет собой одно из средств, сохраняющих и передающих общечеловеческие ценности и традиции народа, средством вхождения в социум, освоения нравственного, трудового и эстетического опыта предыдущих поколений, которое тесно связано с песней, плясками, потешками, загадками, сказками [3].

Народная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая являетсяещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка [2].

Народные игры — традиционное средство педагогики, способствующее отражению образа жизни народа, его быта, труда, обычаев.

Участвуя в них, дети приобретают такие качества, как честь, смелость, мужество, сила, ловкость, выносливость; смекалка, выдержка, выдумка, находчивость, воля, стремление к победе [2].

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста педагогически ценны тем, что воспитывают у них ум, характер, нравственные качества, физически развивают детей, способствуя пробуждению интереса дошкольников к народному творчеству [4].

Народные игры являются удивительно совершенными и ценными произведениями народного творчества, создаваемыми и оттачиваемыми десятками поколений, вбиравшими в себя опыт целого народа.

Современные дети с удовольствием играют в народные игры, привлекающие их и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью, и эстетикой своей организации.

Использование народных игр предполагает обращение внимания детей старшего дошкольного возраста на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение. И здесь на помощь педагогу могут прийти словесные и наглядные методы, которые следует использовать в соответствии со следующими требованиями:

– воспроизводить народную игру нужно эмоционально, выразительно, четко, чтобы детям было понятен смысл, содержание игры, её эстетическая ценность;

– необходимо добиваться яркой образности, так как в противном случае встреча с игрой несущественна и бессмысленна [1].

В качестве приемов для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры и воспитания у них устойчивого интереса к народным играм необходимо:

– знакомить детей с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

– использовать демонстрацию личного примера при разучивании игр;

– применять демонстрацию примера ребёнка при создании игрового образа;

– использовать костюмы, атрибуты и пр. [1].

Народная игра в сочетании с другими средствами воспитания является основой начального этапа эстетического воспитания детей, развития активной, гармоничной, духовно богатой личности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, являясь фундаментом для дальнейшего развития нравственных чувств и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Таким образом, народные игры являются не только важнейшим источником и средством развития всех сторон личности детей дошкольного возраста, но и играет огромную роль в эстетическом воспитании дошкольников. Они помогает почувствовать красоту родного языка, развивает творческое мышление.

  1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2005.
  2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. М. Науменко. М., 2008.
  3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. М., 2005.
  4. Ушинский К. Д. Родное слово Часть 1. М., 2002.

Игра как метод художественно-эстетического воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Коленик Наталья Сергеевна

учитель английского языка

МБОУ СОШ №15 г.Березники

Устинова Анастасия Сергеевна

учитель английского языка

МАОУ СОШ №28 г.Березники

Игра, как метод художественно-эстетического развития и воспитания ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением «художественно-эстетическое воспитание» подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Задача художественно-эстетического воспитания в школе — сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.

Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;

обогащение эмоционального мира ребёнка;

развитие творческого восприятия произведений искусства.

В школе обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства.

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Одним из эффективных способов воспитания художественно-эстетической культуры является такой метод, как игра. Понятие «игра» имеет разные определения:

• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).

Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей. Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Играть – это производить опыты со случаем» (Новалис). «Игра – это дитя труда, – писал В. Вундт. – Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда…». Игра – это тот вид детской деятельности, в которой для достижения цели ребенок, обучающийся, осваивает новые виды деятельности и способы их осуществления, что является серьезным трудом, но осуществляющемся в приятной, веселой атмосфере или форме. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые являются средствами побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— Развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— Коммуникативную: освоение диалектики общения;

— Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— Коррекционную: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Мы бы хотели привести свой пример из практики осуществления художественно-эстетического воспитания с помощью игровых технологий.

Например, на уроках английского языка важно приобщать обучающихся к богатой художественной иноязычной культуре. В рамках внеурочной деятельности нами была выбрана форма проведения дней английского языка по известному литературному произведению Дж.Роулинг «Гарри Поттер», основанные на различных игровых технологиях. Целью проведения дней английского языка являются развитие познавательной, творческой активности учащихся, популяризация английского языка и культуры, повышение мотивации к изучению иностранного языка, приобщение к духовно-нравственной культуре. Задачами являются:

выявление одаренных детей;

развитие познавательной активности учащихся;

формирование и систематизация языковых знаний и навыков;

развитие креативного мышления учащихся, навыков самостоятельной и творческой работы;

воспитание таких морально-нравственных качеств как преданность, честность, умение ценить дружбу

развитие художественно-эстетического восприятия мира.

В рамках данного мероприятия нами были использованы различные виды игровых технологий: интеллектуальные, творческие сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические игры, которые были ориентированы на возраст учащихся. Например, для учащихся начальной школы мы использовали игры, развивающие мелкую моторику, дидактические и творческие игры, опирающиеся на соответствующий уровень знаний школьников. Учащиеся 5-6 классов проходили квест-игру по станциям, которая также состояла из различных двигательных, интеллектуальных и творческих игр. Для учащихся 7-9 классов была подготовлена интеллектуальная игра «Своя игра». Особенностью всех видов игр нашего мероприятия является погружение в художественный мир произведения Дж.Роулинг «Гарри Поттер», т.е. каждая игра сопровождалась какой-либо историей из данного произведения, поэтому данное мероприятие содержало в себе еще и элементы сюжетно-ролевой игры, погружая детей в мир магии. Делая выводы из проведенного нами мероприятия, можно сказать, что игровые технологии как метод духовно-нравственного развития и воспитания ребенка являются самыми эффективными в приобщении ребенка к художественно-эстетическому опыту человечества.

Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 г.

Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001г.

Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 г.

Картотека с играми по развитию эстетической культуры младших школьников

Картотека. Игры по развитию эстетической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Картотека с играми по развитию эстетической культуры младших школьников»

Игра: «Отсроченная отгадка»

Ход игры: В начале урока предлагается загадка (удивительный факт), отгадка которой является ключом для понимания и будет открыта в процессе игры.

Игра : «Лови ошибку»

Ход игры: Учитель намеренно допускает ошибку в названии художественного или музыкального произведения, в имени автора или в сюжете, а ученики должны найти ошибку и исправить ее.

Пример слов: Чайков(Чайковский), картина: «Бурлаки на Оке» («Бурлаки на Волге»), Васельков (Васнецов) и т.д.

Ход игры: Игра представляет собой творческий проект. Ключевое слово записывается на доске. Дети должны написать самостоятельные ассоциации или дополнить ряд ассоциаций.

Игра: «Краски и цвета»

Ход игры: Дети находятся в кругу, в то время как лидер находится в центре. Лидер называет цвет, и каждому ребенку придется найти этот цвет, например, в одежде ребенка рядом с ним. Ребенок, который не выполнил задачу, становится лидером.

Ролевая игра: «Мы в зрительном зале»

Цель: дать ребятам пример морально-эстетического поведения в общественном месте(кинотеатр, театр, общественное мероприятие)

Ход игры: Ученики составляют стулья, имитируя ряды кресел. Часть детей рассаживается, а нескольким ребятам нужно занять свое место (стулья помечены). Оставшиеся ученики– наблюдатели. Сначала дети высказывают свои предположения о поведении в зрительном зале, затем учащимся предлагается пройти к своему “креслу”. Наблюдатели и участники игры высказывают свои замечания – что было сделано хорошо, а что неправильно, какие почувствовали неудобства, какие слова должны прозвучать в тот или иной момент. ролями.

Ролевая игра: «Скажи нет!»

Цель: подготовить детей к поведению в любой жизненной ситуации.

Ход игры: детям предлагается ситуация которая может случиться с каждым. Их задача выйти из этой ситуации наиболее мирным путем.

Ситуация: Незнакомец на улице предложил вам конфету. Ваша задача наиболее вежливо от неё отказаться.

Упражнение: «Вежливые прятки»

Ход игры: Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего, завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости.

Водящий должен узнать ученика по голосу.

Слова: «Прости», «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего»

Вот условие игры: По просьбе учителя дети исполняют определенные

Команды. Если учитель не произносит волшебного слова, то команду дети не выполняют.

2. Попрыгайте на правой ноге.

3. попрыгайте на левой ноге, пожалуйста.

4. . Ну ка быстро поквакайте!

5.Будьте добры, возьмите за руку стоящего рядом одноклассника.

6. Улыбнитесь друг другу, будьте любезны.

Ролевая игра: «Самый вежливый»

Цель: подготовить детей к поведению в любой жизненной ситуации.

Ход игры:: детям предлагается ситуация которая может случиться с каждым. Их задача выйти из этой ситуации наиболее мирным путем.

Ситуация: Вам сказали или сделали что-то обидное, высмеивают, стараются вывести из себя. Ваша задача удержать себя от неблаговидного поступка, грубого слова, агрессии.

Ролевая игра: «Самый культурный»

Цель: подготовить детей к поведению в любой жизненной ситуации.

Ход игры:: детям предлагается ситуация которая может случиться с каждым. Их задача выйти из этой ситуации наиболее мирным путем.

Ситуация: Вы не специально обидели или помешали кому-то, и человек стремиться отомстить. Ваша задача выйти из этой ситуации наиболее мирным путем.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Отделение школьного образования и прикладной информатики

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Картотека с играми по развитию эстетической культуры младших школьников

Читать еще:  Развивающие игры для ребенка 2 месяца
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector