221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры монтессори

Картотека дидактических игр по методике Монтессори

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Картотека дидактических игр по методике Монтессори.

Разложи все по порядку
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (не более 10 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите ребенку: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами, если ребенок не знает как, то покажите ему. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Волшебное сито
Перемешайте в миске манку и горох. Объясните ребенку, что вам надо отделить весь горох от манки. Обязательно покажите отдельно горох и манку. Спросите: «Как это сделать? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Возьмите сито и с его помощью просейте манку. Малыш может не понять, что происходит. Поэтому надо объяснить ему, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — горох. Просеянный горох надо пересыпать в приготовленную миску. Обязательно похвалите ребенка за хорошие результаты.

Рыбалка
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов, которые не тонут: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

Не просыпь и не пролей
Как научить ребенка наливать воду в стакан? Для тренировки подойдет манка. Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Если манка просыпится на стол, пусть малыш сам уберет ее, для этого подойдут щетка и совок. Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал.

Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Если вода пролилась на стол, то покажите, как собрать разлитую воду губкой.

Где же лужа?
Данная игра приучает ребенка к чистоте: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте рядом две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на стол. Затем пролейте немного воды на стол и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Смети, но не просыпь!
Хотите вырастить помощника? Тогда эта игра вам подойдет лучше всего. Она поможет научить ребенка убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно -тогда на пол ничего не просыпется.

Поймай-ка!
Поставьте две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

Пересыпаем ложкой
Поставьте две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Вначале, манипулируя рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало -подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой. Полезно сочетать это упражнение с размешиванием.

Готовим лекарства
Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

Веселые дорожки
Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Песок надо сыпать тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками и т.п.

Лепим колобки, колбаски и блинчики
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед. Покажите, как делать «колобки», «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите соблазн лепить вместо него.

Открой и закрой
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Для изучения форм и размеров, а также для развития моторики и координации используйте и специальные пособия — рамки-вкладыши Монтессори.

На полу нарисован круг. Дети встают на линию круга друг за другом и идут вслед за взрослым, стараясь не сойти с линии. На следующих занятиях во время движения по кругу можно использовать ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.).

Дети сидят на стульчике вокруг круга. Взрослый ставит около каждого ребенка по колокольчику и называет одного ребенка по имени. Ребенок со своим колокольчиком идет по кругу, звонит в него, а потом садится на место. Затем вызывается следующий ребенок.

Дети сидят на полу. В центре круга стоит металлофон с ударной палочкой. Взрослый несколько раз ударяет по металлофону и передает палочку другому ребенку. Тот сочиняет свою музыку и передает палочку дальше.

Упражнения в повседневной жизни

Покажите ребенку, как можно скатывать и раскатывать коврик.

Ребенку надо из одной миски пересыпать гречку, горох или рис в другую миску при помощи чайной ложки.

Приготовьте три кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губку. Научите ребенка, как приподнимать кувшинчик с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольется на поднос – ребенок вытирает ее губочкой.

Переливание воды через воронку

При переливании воды можно использовать воронку. Но здесь уже понадобятся бутылочки с зауженными горлышками.

Читать еще:  Развивающие игры с годовалым ребенком дома

В миску налита вода, в которой плавают теннисные шарики. Ребенку нужно ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.

Ребенок капает из пипетки капельку жидкого мыла в мисочку с водой. Затем венчиком взбивает пену.

Вам понадобятся различные емкости: надувной шарик, стакан, бутылка, формочка и т.д. Из кувшина с водой ребенок осторожно выливает воду в надувной шарик, наблюдая, как вода принимает форму шарика. Затем выливает воду обратно в кувшинчик и заливает в следующую емкость.

Рамки со шнурками, кнопками, пуговицами, крючками и петлями, бантиками, застежками «молния» и т.д. Изготовьте квадратную рамку с двумя половинками ткани, скрепленными с помощью кнопок (или шнурков, или английских булавок, или липучек и т.д.). Покажите ребенку, как нужно расстегивать и застегивать данные приспособления.

Упражнения в сенсомоторике

Для развития зрения

Цилиндры и блоки с углублениями

4 деревянных блока с углублениями, чтобы можно было туда вставлять и вынимать цилиндры. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Подбирая подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий — низкий, толстый — тонкий, большой — маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий — мелкий, широкий — узкий и т.д.).

Вам понадобятся 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика — 10 см. Кубики выкладываются в вертикальной и в горизонтальной плоскости различными способами.

Приготовьте 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждый длиной 20 см. Боковые стороны их — квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Нужно выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой.

Приготовьте 10 деревянных штанг, покрашенных в красный цвет. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Вам нужны деревянные коробки с несколькими пар табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.

Для развития тактильных чувств

По кругу на полу насыпают гладкие камушки, песок, кладут полотенце, кусочки меха, деревянные дощечки. Дети, предварительно вымыв ноги, осторожно идут по дорожке под тихую музыку.

В корзинку складываются деревянные фигурки разной формы (в виде деревьев, грибочков, домиков, кругов и т.д.). Ребенок, не глядя, достает из корзинки фигуру и пытается угадать, что это за предмет.

Ребенку предлагается на ощупь с завязанными глазами дать характеристику различным лоскуткам ткани: «Эта мягкая, эта грубая, эта тонкая».

Пары шершавых табличек

На дощечки приклеиваются шершавые поверхности с разными зернами. Нужно на ощупь найти парные таблички.

Меховые и кожаные таблички

На деревянные дощечки наклеены квадраты кожи и меха разных сортов. Ребенок раскладывает таблички на меховые и кожаные. А затем составляет пары, отыскивая одинаковые таблички.

Для развития чувства тяжести

В коробке лежат 7 табличек одинакового размера, но разных сортов дерева. Надо взвесить таблички на кончиках пальцев и подобрать их по парам.

Для развития термического чувства

Несколько бутылочек с водой разной температуры. Необходимо рассортировать их по парам.

Для развития чувства обоняния

Цилиндры с запахами

Приготовьте две коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары.

Для развития чувства вкуса

Дети пробуют кусочки нарезанных фруктов и овощей и определяют, что они съели.

Для развития слуха

Приготовьте красные и синие коробочки, заполненные цилиндрами. Цилиндры наполнены материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой красной коробочке соответствует одна синяя. Необходимо путем сравнения подобрать пары.

За ширмой пошуршите газетной бумагой, целлофановым пакетом, постучите двумя камнями друг о друга или деревянными палочками и т.д. Дети отгадывают, что за предметы могут издавать такой звук.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага

Игры для развития детей от 1,5 лет по методике Монтессори

Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори, привлекают родителей тем, как здесь общаются с детьми, и не в последнюю очередь — Монтессори-материалами. Действительно, от этих развивающих игр и наборов трудно оторваться! Но смысл их не только в красоте, но и в той пользе, которую они приносят развитию ребенка. Рассказываем, как провести игры по методике Монтессори дома.

Все пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта. В первую очередь ребенку предлагают найти пары предметов, отличающиеся только по одному признаку, например высоте, длине или толщине. В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре или издаваемому звуку. Позже ребенка просят по порядку организовать группу предметов на основе одного признака: например, по длине, высоте, оттенку цвета, форме и т.д.

Дети считают эти игры и загадки интересными, потому что они сложные именно настолько, чтобы разумно их стимулировать. Они также учат названия предметов — от геометрических форм до растений и животных.

Сегодня вас ждут 6 игр на определение цвета, формы и размера предметов, а также 4 занятия для развития тактильной чувствительности.

Занятия, которые мы предлагаем здесь, проще тех, которые практикуют в монтессори-школах, но основаны на тех же принципах. Многие предметы для них можно сделать самостоятельно, а возможно, они уже есть среди игрушек вашего малыша.

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Будьте осторожны с мелкими объектами: маленький ребенок может их проглотить либо засунуть в нос или уши.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Башня из кубиков (1,5–3 года)

Очень хорошее занятие для развития сенсорного опыта у детей — работа с деревянными кубиками разного размера. В монтессори-школах используются наборы под названием «Розовая башня». Можно купить набор деревянных кубиков, которые вставляются друг в друга по принципу матрешки и из которых тоже можно построить башню.

Пирамидка (2–4 года)

Есть много разновидностей этой игрушки, но обычно она состоит из основания с одним или несколькими стержнями и набора элементов. Задача ребенка — найти одинаковые элементы: например, квадраты, восьмиугольники и круги. Затем он должен отыскать самый большой элемент этой группы, надеть его на стержень и продолжить собирать пирамидку, пока она не будет готова. Если ребенок перепутает элементы местами, то сможет сам заметить ошибку: крупные детали будут выдаваться над более мелкими.

Простые пазлы (2–5 лет)

Выбирайте деревянные пазлы с привлекательными картинками. Избегайте картонных и тех, в которых элементы не подходят по размеру к рамке. Если ребенку еще не исполнилось 4 лет, выберите пазлы, где у каждого элемента есть ручка для держания.

Читать еще:  Развивающие игрушки это

Совмещение разноцветных табличек (3–5 лет)

В монтессори-школах используются готовые наборы разноцветных деревянных табличек, при помощи которых дети учатся различать основные цвета, тона и оттенки, а также узнают их названия. Таблички можно сделать самостоятельно.

Из табличек можно создать три отдельных набора цветов. В наборе элементы должны быть одного размера и отличаться только цветом.

Малышам можно начать с набора, содержащего 6 табличек трех цветов: по две желтые, красные и синие. Попросите ребенка совместить парные таблички и выучите с ним названия 3 основных цветов.

Когда ребенок освоит это задание, подготовьте набор табличек из 11 пар основных цветов и тонов: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, черный и белый. Предложите найти парные таблички и назвать цвета.

Чтобы усложнить задачу, создайте третий набор табличек, состоящий из 7 оттенков каждого из 9 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Предложите ребенку расположить их по порядку от самого светлого до самого темного. Когда все таблички будут аккуратно выложены на подносе, у вас получится красивая демонстрация разных цветов.

Есть также много игр с такими табличками. Например, попросите ребенка найти табличку цвета, который ближе всего к цвету какого-то предмета в комнате. Еще один вариант: покажите ребенку табличку из третьего набора цветов и попросите его по памяти найти табличку с цветом, который на один тон светлее или темнее показанного вами.

Третий вариант — научить создавать более светлые или темные оттенки, добавляя белую или черную краску в основной цвет. Начав с основного цвета и понемногу добавляя белую краску, ребенок может создать набор оттенков от темного к светлому, похожий на набор из деревянных табличек.

Игра на внимание (3–5 лет)

Эта игра (ее еще называют мемори) поможет ребенку развить зрительную память и навыки узнавания. Ее можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Нужно вырезать из тонкого картона 16 карточек размером со стандартную игральную карту. Нарисуйте или вырежьте два одинаковых набора из 8 разных геометрических форм. Можно использовать картинки с изображениями животных. На каждую карточку приклейте геометрическую фигуру или картинку. В результате у вас должен получиться набор из 16 карточек одного размера, состоящих из 8 пар с разными геометрическими фигурами или картинками.

Чтобы начать игру, перемешайте карточки и разложите их картинками вниз в форме квадрата. Первый игрок одновременно переворачивает 2 карточки. Если картинки на них совпадают, игрок забирает обе себе. Если нет, игрок переворачивает их картинками вниз. Каждый старается запомнить, где располагается какая карта, чтобы при следующем ходе перевернуть совпадающие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не совпадут.

Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не раскладывая их по рядам.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет)

Еще один вариант упражнения — корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т.д.

Подготовьте парные лоскутки каждого вида. Попросите ребенка с закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, правильно ли он выбрал.

Дощечки с наждачной бумагой (3–5 лет)

Для этого упражнения нужен набор из 6 пар деревянных дощечек, на одну из поверхностей которых приклеена наждачная бумага с разной зернистостью. Задача — с закрытыми глазами на ощупь найти дощечки с одинаковой поверхностью. Когда ребенок соберет пары дощечек, то может перевернуть их и проверить правильность своего выбора. Парные дощечки выглядят одинаково.

«Волшебный мешочек» (3–6 лет)

Это одна из любимых детских игр. Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

картотека игр с использованием пособий М.Монтессори
картотека по коррекционной педагогике на тему

картотека разработана и апробирована для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_po_montessori_microsoft_office_word.docx18.46 КБ
sensornoe_razvitie_kartoteka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

с элементами пособий М.Монтессори

Учитель-дефектолог: Котина Н.А.

Картотека игр с элементами пособий М.Монтессори

«Бусы порвались» «В сад за ягодами» «Ягоды рассыпались»

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный, средний). Развитие координации движений, аккуратности. Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умений сортировать предметы по цвету.

Возьмите любую небольшую коробочку и сложите туда бусинки разных цветов и размеров. Предложите ребенку разложить эти перемешанные бусинки в две или три другие коробочки по принципу цвет, размер или форма. Причем пусть ребенок попробует сам выбрать этот принцип. Бусинки ребенок должен брать только двумя пальчиками. Начиная это упражнение не берите слишком много бусин, чтобы ребенку эта игра не надоела.

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, обогащение тактильных ощущений.

Возьмите поднос и рассыпьте немного крупы, а затем покажите как можно собрать крупу с помощью щетки и совка.

Постепенно усложняем задачу. Рассыпьте крупу разных сортов и предложите отобрать ребенку каждый вид крупы отдельно в кучку, а затем уже смести с помощью щетки и совка.

После занятия покажите ребенку как можно вымыть поднос при помощи губки, а затем предложите ему помыть поднос самостоятельно.

«Беспорядок» « Игры с водой: вылови из воды»

«Игры с водой. Пипетка»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук. Развитие движений рук.

Возьмите большую кастрюлю или тазик и вместе с малышом побросайте туда разные мелкие предметы. Например, пуговицы, мячики, фишки, детали от конструктора и т.д. Важно, чтобы ребенок бросал поочередно то правой, то левой рукой и непременно тремя пальцами. Затем наполните емкость водой и предложите ребенку поиграть в рыбака, который будет ловить рыбу. В качестве «удочки» возьмите поварешку, ложку с длинной ручкой, дуршлаг или палочку. Пусть ребенок пробует выловить предметы разными «удочками» и обязательно только одной рукой, не прибегая к помощи другой. Ваша задача комментировать процесс «рыбалки», а именно какие предметы плавают, а какие лежат на дне.

«Рисование на манке»

Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка.

Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок — слегка встряхните поднос и рисуйте снова.

Сухой пальчиковый бассейн.

Насыпьте в большую миску много гороха. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, затем найти и достать игрушки.

«Рамки-вкладыши» «Чей малыш?» «Кто что любит?»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие навыков пользования предметами быта. Совершенствовать работу обеих рук. Развитие соотносящих действий.

Представляют собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Каждый вкладыш имеет маленькую ручку, чтобы вынимать и вкладывать фигурку в гнездышко. Монтессори дала идею игры, сейчас в магазинах можно найти множество различных модификаций рамок вкладышей, это различные зверюшки, фигурки, предметы. Можно изготовить фигурки самостоятельно из плотного картона. Обклеить края бумагой или скотчем , для удобства. Просто играть с такими рамочками можно с детьми 10-12 месяцев.

Цель: Развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мускулатуры рук. Активизация тактильных ощущений. Развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.

«Крышечки» «Шумовые баночки» «Цилиндры»

Цель: развитие слухового восприятия.

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

«Липучка» «Молния» «Пуговицы»

Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать целостный образ предметов окружающего мира.

Возьмите несколько кусочков плотной ткани, вырежете из них разных животных. Например, зайчика, морковку, машинку, колеса, ежика, грибочки. Вместо рта , носа или глаз пришейте пуговицы разных размеров или нарисуйте их фломастерами или пришейте кусочки блестящей бумаги. На машинке пришейте пуговицы или кнопки или прилепите липучки, а на колесиках сделайте прорези или петли для крючков. С другими «игрушками» проделайте то же самое. Смысл в том, чтобы к машинке, например, можно было прилепить колеса липучками или вдеть в прорезь пуговку или закрепить колеса крючком. Для этого занятия пойдут в ход любые подручные средства:шнурочки, ремешки, тесемочки, пуговки, крючки и т.д.

«Лоскутки ткани» «Подбери правильно»

Цель: развитие тактильной чувствительности. Знакомить с различными фактурами ткани. Развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам.

Возьмите кусочки ткани разной текстуры. Например, мех, хлопок, кожа, мохер, шерсть. Важно, чтобы они отличались друг от друга по текстуре. Посоветуйте ребенку внимательно приглядеться,подержать, потрогать или даже понюхать кусочки ткани. Затем одну пару лоскутков положите в непроницаемый пакет, а вторую на стол. Предложите малышу найти в мешочке пару для кусочка ткани, который Вы оставили на столе. Т.е. ребенок должен на ощупь найти нужный кусочек и собрать все пары лоскутков.

Цель: умение ориентироваться на плоскости. Развитие силы пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации.

Возьмите непроницаемый мешочек и положите туда любимые игрушки ребенка. Например, расческу, мягкую игрушку, свисток, маленькую куклу и т.д. Завяжите малышу глаза, а потом предложите вытаскивать из мешочка предметы и называть их. Когда это упражнение будет освоено, поменяйте предметы. Можно усложнить задачу, предложив ребенку вытаскивать игрушки на определенную букву. Например, куклу, кошелек, кружок и т.д. Второй вариант этого упражнения. Положите в мешочек предметы из дерева, пластмассы, бумаги, резины и т.д. Предложите ребенку вытаскивать из мешочка сначала деревянные предметы, затем бумажные и т.д.

Цель: развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки. Создавать целостный образ предметов окружающего.

Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента. Пусть малыш продемонстрирует свои творческие способности. Ведь мы, родители, так хотим , чтобы наш ребенок был самым лучшим, самым умным.

«Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие у ребенка наблюдательности и воспитание бережного отношения к одежде.

К этим материалам относятся — рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

«Доски для ощупывания поверхности»

Цель: Развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. Очень хорошая подготовка к письму

С помощью кончиков пальцев учатся определять гладкую и шершавую поверхности. Происходит утончение тактильных ощущений, чувственное сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори. Домашние игры от Монтессори

Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №46 «Солнышко», г.о. Королёв Московской области. Консультация «10 домашних игр от Монтессори» будет полезна воспитателям, работающим с детьми раннего возраста, а также ответственным родителям, заинтересованным во всестороннем развитии своих малышей.

Цель: Популяризация и распространение накопленного педагогического опыта для раннего развития детей, ознакомление с развивающей методикой Марии Монтессори.

Мария Монтессори (1870г.-1952г.) – итальянский врач, педагог, учёный, философ.

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может сделать это сам. И самым главным самостоятельным выбором каждого ребенка является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, все элементы которой находятся в поле детской досягаемости, использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, уделяя особое внимание осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила несколько направлений, в которых очень важно помочь ребенку с развитием.

Это следующие направления:
— упражнения практической жизни — чтобы быть свободным и умелым;
— сенсорика — чтобы воспринимать окружающий мир ярко и тонко;
— математика — для развития ума;
— язык — для общения и радости познания;
— «космос» — чтобы найти своё место в этом огромном и чудесном мире.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми играми-пособиями в духе Монтессори из группы упражнений практической жизни и сенсорики. Все пособия очень просто сделать из того, что есть под рукой.

УПРАЖНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Наводите уют и порядок в доме вместе. Вместе мойте посуду (или каждый свою, или по очереди). Пусть у каждого будет свой инструмент для мытья и подметания пола. Дайте ребенку его личную салфетку для вытирания пыли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector