221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры от 0

Развивающие упражнения и игры для детей от 0 до 1 года

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую – под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка – основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития – помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее.

Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 МЕСЯЦА И СТАРШЕ)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: “Где же шарик? Посмотри, вот он где!”

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: “Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?”
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

• Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: “абу”, “агу”, “бубу”, “а-а-а”, “о-о”, “га-га” и т.п.
• Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
• Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
• Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? – Снимите платок: – А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
• Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска – мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка – ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
• Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”).
• Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
• Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
• Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
• Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
• Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
• В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д.
• Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок – золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Читать еще:  Развивающие игры для детей двух лет дома

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

• Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
• С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.

• “Идет коза рогатая”.
Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
“Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

• “Ладушки-ладушки”.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили —
Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

• Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.

ТОП 10 игр с малышами до года

Игры со взрослыми просто необходимы малышу для гармоничного развития. Кроме массы положительных эмоций и укрепления отношений между крохой и родителями, игры помогают ребёнку узнавать новые слова, усваивать знания об окружающем мире, тренировать ловкость пальчиков и многое другое. В этой подборке – 10 самых лучших игр для деток до 1 года. Все игры прошли проверку временем и точно будут интересны вашему крохе.

Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам – https://yadi.sk/i/tt_2vA2PqXxZ3

  • 1. Ладушки

Эту игру знают, пожалуй, абсолютно все, а текст народной потешки даже заучивать не нужно: он у нас в памяти с рождения.

Где были? У бабушки.

Что пили? – Простоквашку.

Домой полетели (машем руками как крыльями).

Песенку запели (берёмся руками за голову).

Произнося это стихотворение, взрослый ритмично хлопает в ладоши, можно так же в такт покачивать головой и плечами. Со временем малыш начнёт повторять ваши движения. Чтобы ему проще было освоить хлопки, можно взять детские ладошки в свои, и таким образом хлопать вместе.

Это тоже хорошо известная и всеми любимая пальчиковая игра для малышей. Возьмите ладошку крохи в свою руку, и, очерчивая окружность своим указательным пальцем по детской ладошке, приговаривайте:

А затем, пощипывая каждый пальчик:

Переключаемся на другую ручку и так же пощипываем каждый пальчик:

Этому дала, этому дала…Доходим до последнего пальчика: А этому – не дала. Он воды не носил, дров не рубил, печку не топил и кашу не варил.

  • 3. Пальчики

Если играя в Сороку, мы пощипывали и разминали пальчики, то в этой игре будем их загибать. На каждую фразу загибаем малышу один пальчик:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя.

Вот и вся моя семья!

Произнося последнюю фразу, можно крепко обхватить кулачок ребёнка своими ладонями.

В аналогичную игру можно поиграть с малышом перед укладыванием спать:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

  • 4. Мешок с сюрпризом

В небольшой непрозрачный мешочек сложите разные мелочи, отличающиеся формой и фактурой. Предметы в мешочке должны быть такого размера, чтобы ребёнок удерживал их ручкой, но при этом не мог вдохнуть или проглотить их. Например, это могут быть: чайная ложечка, крупная деталь конструктора, грецкий орех, кусочек искусственного меха, пряжка от ремня и т.д. Выдаём «сокровищницу» малышу и наблюдаем, с каким любопытством и удивлением он извлекает из мешочка и рассматривает вещицы.

  • 5. Прятки

Вариантов этой игры очень много: можно просто закрывать лицо руками, а потом открывать, можно прятаться за дверь, шторку. Можно прятать и самого малыша, накрывая его пелёночкой на несколько секунд. Такие прятки обязательно нужно сопровождать словами: «Где же мама? Вот она! А где Ваня? Куда же он спрятался? Вот он!». А можно просто, встречаясь с малышом глазами, говорить «ку-ку».

Полетать под потолком любят все малыши, но физически для мамы эта игра будет тяжёлой, поэтому лучше привлечь к ней папу. Можно поднять малыша за подмышки и покачивать в разные стороны, а можно поиграть в «самолётик»: ребёнок ложится на предплечье взрослого животиком, папа держит его одной рукой под грудку, а другой придерживает спинку и поднимает вверх. Для полноты эффекта нужно включить «звуковое сопровождение» и изобразить звук летящего самолёта.

Для игры понадобится мячик небольшого размера. Усаживаем ребёнка на пол и садимся напротив него. Тихонько толкаем мячик малышу и показываем, что ребёнок должен сделать в ответ. Очень скоро кроха сообразит, как нужно действовать. Разнообразить игру можно, включив в процесс несколько мячиков разного размера: вот покатился большой, вот поменьше, а вот совсем маленький.

Ближе к году детки очень любят рассматривать своё отражение в зеркале. «Друг из зазеркалья» становится для них настоящим открытием. Можно сесть вместе с малышом напротив большого зеркала, запастись разными шапочками, шляпами, панамками, косынками и примерять их по очереди, наблюдая, как меняется образ человечка в отражении (Кстати, есть суеверный “запрет” о том, что ребенку до года нельзя смотреться в зеркале, все это выдумки. В конце статьи можете почитать о суевериях ) .

С большим интересом малыши рассматривают части своего тела и учатся их показывать. Для этой игры можно использовать игрушки (кукол, мягкие игрушки), а можно играть только вдвоём. Суть игры в том, что мама просит малыша показать, где у него ушки, а где носит, а где ротик? Называть части лица и тела можно с любимым мягким мишуткой или куклой, а потом показать их ещё и на маме.

Читать еще:  Развивающие игрушки от 3 лет для девочек

Ещё одна замечательная игра на запоминания частей тела. Соедините указательный и большой палец на обеих руках – получилось «жало» комарика. Сначала поём песенку, «пританцовывая» руками в такт:

Вились-вились…( «вьёмся» руками вокруг малыша)

В ножку вцепились!(слегка щипаем указательным и большим пальцем, как будто ужалил комарик).

Вместо ножки в песенке могут быть щёчки, ручки, животик и другие части тела.

Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам – https://yadi.sk/i/tt_2vA2PqXxZ3

Возможно заинтересует:

Большинство этих игр не требуют специальной обстановки и «реквизита», поэтому играть в них можно и во дворе, и ожидая очередь, и в дороге. Несмотря на внешнюю примитивность, такие игры очень много дают малышу для всестороннего развития. Освоив «классику» игр с малышами, родители могут придумывать свои варианты – это только приветствуется.

Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Во что играть с малышами до года по месяцам

Игры с младенцем необходимы для его развития. Жизнь для него полна загадок, неизвестность пугает. В игровой форме малыш знакомится с окружающим миром, новыми предметами, понимает, как с ними взаимодействовать.

Игры с малышами до года

Польза игр для ребенка

Правильные занятия тренируют внимание, улучшают моторику, развивают мышление, память и интеллект. Главное – подбирать игры по возрасту и обращать внимание на предпочтения крохи. Не все дети растут и развиваются одинаково, предпочтения малышей могут отличаться.

Правила безопасности во время игр

Как играть с малышами до года:

  • Не оставлять ребенка одного;
  • Нельзя использовать острые и колющие предметы;
  • Следить, чтобы игрушки были целыми, без деталей, способных поцарапать или оторваться.

Важно! Дети до года, познавая мир, все пробуют на вкус. Мелкие детали могут привести к удушью или травме пищевода.

Виды игр по функциям развития

До года для ребенка самое главное – человеческое общение. Внимание родителей, телесный контакт крайне необходимы в этом возрасте. Развивающие игры для малышей до года работают по нескольким направлениям, поэтому занятия должны быть разнообразными. Со временем их нужно усложнять, опираясь на успехи крохи.

Когнитивные

Когнитивные или познавательные навыки развиваются, когда малыш взаимодействует с предметами:

  • разные текстуры, отличающиеся на ощупь: шершавые, гладкие, скользкие;
  • шары, имеющие разные диаметр и поверхность: пушистые, колючие;
  • коробочки, наполненные крупами, издающие звуки, если их потрясти.

Обратите внимание! Задача – познакомить малыша с многообразием предметов, научить его различать их. Он должен узнать, что существует мягкое и твердое, холодное и горячее, большое и маленькое.

Интерактивные

Интерактивный тип игр основан на взаимодействии малыша со взрослыми, в процессе ребенок осваивает новую информацию. Например, хорошо себя зарекомендовали пальчиковые игры. Они помогут развить интеллект, речь и мелкую моторику. Простые и веселые стишки сопровождаются сгибанием и разгибание пальцев младенца.

Творческие

Творческие занятия основаны на самостоятельности ребенка. Нужно предоставить ему выбор, чем он хочет заниматься: строить башню или играть в песок. Можно предложить лист фетра и крупные детали из этого же материала, чтобы он пробовал собрать картину. Малышу понравится лепить ткань, ворсинки которой позволяют держаться элементам на основном полотне. Творческие способности развивает музыка, рекомендуют фоном включать классические и детские мелодии.

Социальные

Социальные игры – любые подвижные занятия:

  • Для самых маленьких – «ку-ку», когда мама прячется за ладонями;
  • Хорошо знакома всем игра «по кочкам», когда малыш сидит на коленях, слушает стишок, а в конце проваливается в яму.

Сыграть в них можно в любом месте, это поднимет настроение крохе и станет основой коллективных занятий, к которым дети приобщаются позже.

Другие

Простейшие логические игры, позволяющие проследить причинно-следственные связи, появляются уже в младенчестве. Так, тряся погремушку, ребенок понимает, что она издает звук. Когда он нажимает на кнопку игрушки, знает, что услышит лай или кудахтанье.

Обратите внимание! До года малыши учатся соотносить предметы, постоянно помещая один в другой. Они понимают, что большой шар не влезет в маленькую коробку, а в треугольное отверстие не войдет квадрат. Нужно помочь малышам освоить этот навык.

Игры с малышами до года

Занятия с малышами нужно проводить, когда они в хорошем настроении, сыты и здоровы. Только игры с удовольствием принесут пользу.

Во что играть с малышами до года по месяцам

Возраст, месяцыРазвивающие игры
1Разговаривать, меняя интонацию и тембр голоса
2Использовать погремушки или колокольчик, чтобы ребенок поворачивал голову на звук, гладить ручки разными тканями, развивая осязание
3Катать на фитболе, раскладывать вокруг игрушки, чтобы у крохи возникло желание поползти к ним, слушать музыку
4Повесить дома мобиль или любые предметы, чтобы малыш концентрировал на них взгляд, вкладывать в руку игрушки и аккуратно забирать
5Играть с мячами (мягкими, пластмассовыми, пупырчатыми), показывать картинки с животными, отчетливо называя их
6Предложить игрушки с кнопками, дверцами, позволить малышу стучать и хлопать, выдав кастрюлю и ложки
7Наполнить мешочки разными крупами, показать кубики и книжки из ткани
8Разрешить игры с водой, переливая из одной емкости в другую, можно пересыпать крупы, в это время детей интересуют музыкальные и световые игрушки
9Приобрести сортеры или сделать самостоятельно, можно складывать и доставать предметы из коробки. Научить малыша строить башню из кубиков, собирать пирамидки
10Поиграть в конструктор, тряпичные куклы, показывая части лица и тела. Освоить музыкальные инструменты, пианино или барабан. В это время можно стимулировать малыша к самостоятельному хождению, выдав ему каталку, игрушку на колесах с палкой для опоры
11Научить ребенка цветам, выбирать определенный предмет из предложенных или просить принести знакомую ему вещь. Показывать фотографии с членами семьи
12Предложить пластилин, игры с прищепками, шнуровку. Развивает моторику песок, если не сезон, то можно купить или сделать самим. Соорудить дорожку из ортопедических ковриков, книжек или любых разных поверхностей

Играть с младенцами нужно, когда у них есть желание. Лучше это делать в одно и то же время, дети быстро привыкают к режиму. Для начала достаточно несколько минут в день, постепенно увеличивается продолжительность к году. Если малышу нравится, играть, пока ему ни надоест.

Полезные занятия до года

Развивающие игры для детей до года важны не только для младенцев, но и их родителей. Малыш быстрее освоится и начнет объяснять свои желания, а общение с ним станет интереснее.

Обратите внимание! Игры для месячного ребенка заключаются в общении с близкими. Нужно много говорить с малышом, менять интонацию, тембр, щекотать и обнимать кроху.

Когда ребенок начинает интересоваться предметами, после 3-4 месяцев, стоит показать ему все многообразие, познакомить с разными звуками. Он должен понимать связь между действиями, например, если нажать на выключатель, свет в комнате погаснет. При общении четко проговаривать слова, особенно, когда малыш начинает лепетать. Мелкая моторика важна в любом возрасте, она стимулирует речь и развивает мышление.

Существует множество развивалок, которые понравятся младенцу и принесут пользу:

  • доставать бусины, пуговицы из песка или теста для лепки;
  • вылавливать сачком предметы из таза с водой;
  • вкладывать шарики в прорези или снимать их с клейкой ленты.

Такие занятия актуальны для детей 6-9 месяцев. Ближе к году важны спортивные игры, например, проползти под палкой или внутри тряпичной трубы, забраться в коробку.

Полезные игрушки для детей

Полезные игрушки для детей – не яркие и кричащие герои мультфильмов, а те, что помогают им развиваться. Педиатры советуют приобрести малышу кубики, сортеры, шнуровки. Пупсики помогут ему узнать части тела, их можно одевать, купать, укладывать спать.

Пирамидки развивают логику и моторику. Они существуют не только с кольцами, бывают квадратными, с различными основаниями, в форме колпачков. Последние можно вкладывать друг в друга, строить башню, если перевернуть, применять в играх с водой и песком. Считается, что, чем больше пирамидок у ребенка, тем лучше. Мячи и шары – также незаменимые игрушки. Сначала малыши их трогают, потом начинают толкать, а после понимают, что их можно кидать в ворота или кольца.

Кроха играет в мячи

Популярны бизиборды, развивайки для детей, где собрано множество интересных элементов:

Игры для детей до года – неотъемлемая часть их развития с рождения. Время проходит быстро и весело. Занятия приносят удовольствие не только младенцу, но и родителям, это помогает сблизиться, установить контакт и наладить взаимопонимание.

Видео

Игры и развивающие занятия для детей от рождения до 1 года по месяцам

В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.

Игры и упражнения на разных этапах развития

Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.

Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.

От 0 до 2 месяцев

Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:

  • почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
  • совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
  • вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.

Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.

  • В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
  • Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
  • Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.

Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.

От 3 до 5 месяцев

Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.

Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:

  • положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
  • в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
  • аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
  • практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.

Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.

Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.

От 6 до 8 месяцев

После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.

Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.

Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.

Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.

От 9 до 12 месяцев

Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:

  • стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
  • для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
  • навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.

Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.

Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.

В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале. Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector