221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры по географии

Развивающая игра «Географические бродилки»

Наталия Яковлева
Развивающая игра «Географические бродилки»

Образовательная область: окружающий мир

(для занятий с детьми 6-8 лет)

Развивающая динамическая игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она может быть использована педагогами школьных и дошкольных учреждений, родителями и гувернерами. Содержащиеся в игре задания направлены на развитие познавательных функций,на формирование у ребенка творческого воображения: вербального и невербального. Динамическая игра «Географические бродилки» поможет раскрыть уровень развития малыша, расширит его познания об окружающем мире, и будет способствовать формированию речи, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук. Игра разбита на четыре части, которые предлагаются детям одна за другой по мере освоения темы.

-обеспечение преемственности дошкольников при переходе в начальное звено посредством интеллектуального и творческого развития

— учить идентификации растений и животных разных природных зон;

— раскрыть возрастные возможности ребенка-дошкольника;

— способствовать развитию фонематического восприятия;

— формировать умение ориентироваться в пространстве;

— закреплять умения устанавливать соответствие между изображением и словом, между количеством предметов и цифрой;

— формировать умения по отгадыванию математических загадок;

— формировать навык самоконтроля и самооценки;

— формировать умение понимать игровую задачу и выполнять ее самостоятельно;

развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

— продолжать знакомство с понятиями «природная зона», «смешанный лес», «пустыня», «заполярье» и «степь»;

— воспитывать любовь к природе и толерантное отношение к одногруппникам.

*Примечание: В играх вместе с педагогом (ведущим) могут участвовать от одного до шести детей. Ведущий сопровождает игроков на протяжении всех игровых сюжетов. Для игры понадобятся фишки или цветные пуговицы, а также «Географические Ордена».

БРОДИЛКИ нам, друзья, помогут

Познать Земли законы,

Покажут трудностей дороги

К любым природным зонам.

Здесь вы отыщите края

Любых частей планеты.

Наш дом — зелёная Земля —

Откроет нам секреты!

Те, кто первыми правильно выполнят все задания, окажутся самыми умными путешественниками!

1. СМЕШАННЫЙ ЛЕС

Вот царство смешанных лесов:

И лиственных, и хвойных —

С оркестром птичьих голосов

Встречает нас спокойно!

Берёзы, сосны тут растут,

Весной кустарники цветут,

И земляника зреет.

Живут здесь белка, заяц, лось,

Енот, бобёр, лисица…

Как хорошо, что довелось

Нам рядышком родиться!

Задание: Давайте с вами прогуляемся по зоне смешанных лесов! Спешите правильно выполнить все задания, чтобы стать ЗНАТОКОМ СМЕШАННОГО ЛЕСА!

При выполнении этого задания для каждого из вас смешанный лес станет родным домом, а его жители — дружелюбными соседями, а еще вы проверите, не разучились ли читать и считать.

Теперь над степью мы летим,

Где царство разнотравья:

Ковыль, чабрец, спорыш, полынь…

Под нашими ногами.

В степи тушканчики живут,

Сурки и антилопы.

Здесь пищу лунь с орлом найдут

И всюду лисьи тропы.

Над степью мы спускались вниз,

Мальчишки и девчонки,

Где рай для сусликов и крыс,

И жаворонков звонких…

В ходе этого сюжета вы не только познакомитесь с жителями степной зоны, но и потренируетесь в чтении!

Перед вами степная зона. Но что это… через нее так просто не пройдешь! Без знаний об этой природной зоне мы с вами застрянем на месте. Чтобы двинуться дальше, определите для каждого кружочка на «тропинке» названия растений и животных, обитающих в этих краях. Возле них разложены цветные колечки-подсказки. Подбирайте слова так, чтобы последняя буква первого слова стала первой для следующего (по типу чайнворда).

Внимание! Проходя через степь, вы наткнётесь на «лишние» рисунки, которые забрались не в свою игру, в надежде, что вы их возьмете в дорогу. Проходите мимо них, обращайте внимание только на степные растения и степных животных.

Бродить для вас настал черед

Над морем золотистым.

Но не вода в нём, а песок

Танцует с ветром быстрым.

Вода и зелень – дефицит

В засушливой пустыне.

Лишь кактус на жаре стоит

И саксаул с полынью.

Верблюд, тушканчик и койот

Зовут пустыню домом,

Шакал, гиена, скорпион

И суслик, всем знакомый…

Задание: «Ребята, раз уж мы забрели с вами в пустыню, помогите животным найти дорожку к воде. Определите, кто из животных самым первым доберётся до оазиса? Посчитайте, сколько дней ушло у каждого на дорогу, они обозначены на тропинках».

Ответ: верблюд – 4 дня, койот – 5 дней, суслик – 6 дней, тушканчик – 7, ящерица – 8, еж – 9, скорпион – 10.

В процессе этого задания вы не только познакомитесь с жителями пустыни, но и потренируетесь в математических действиях!

4. ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ

Сережа, Ярослав и Лида

Хотят освоить Антарктиду,

И в Арктику во льды забраться,

Чтобы во многом разобраться.

Они узнали в новостях

ВСЕ о полярных областях!

И прямиком из самолета

Ребята ринулись в работу:

Животных разных отыскать,

Их из-под снега откопать.

Зверей застала непогода.

(Бывает лютою природа).

Полярный волк, песец с медведем

Оленю и быку – соседи.

Моржей, тюленей и пингвинов

Южнее засыпало, у льдины.

Друзья зовут на помощь всех,

Чтоб побороть полярный снег.

Задание 1: Определите,кто есть кто: «Серёжа не в красном и не в зеленом, Ярослав между Серёжей и Лидой, а Лида не в начала и не в середине.

Задание 2: Посчитайте, кто из путешественников откопал большее количество животных (отыщите цифры на флажках каждого спасателя и суммируйте их).

Задание 3: 8 животных спас победитель. Им были спасены все полярные обитатели. А кто из спасателей побоялся откапывать волка? (минус одно животное). А кто из них не встретил овцебыка и оленя? (минус два животных).

Чтобы географами стать

О Матушке-Земле узнать,

Писать, считать, про все читать…

И многому учиться!

Презентация «Непослушные» слова» Презентация «»Непослушные»» слова» создана с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с несклоняемыми именами существительными.

Презентация «Словообразование» Презентация позволяет воспитать навыки словообразования у детей с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста, дать.

Игры на уроках географии

Разделы: География

Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования ( кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли” ( А. С . Макаренко).

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.

Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 1 месяца жизни

Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит , то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая — “ северные широты”, вторая — “южные широты”, третья — “восточные долготы”, четвёртая — “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Верх — вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся.

“Логическая задача”

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель

“Святой Фока”

“Святой Гавриил”

“Диана”

“Мирный”

М. П. Лазарев

Г. Я. Седов

В. Беринг

В. М. Головин

“Географический детектив”

Гарри-фальшивомонетчик в Америке.

-Мы напали на след Гарри-фальшивомонетчика, — сказал капитан Винтерс инспектору Рафу.

-Нет. Но ещё вчера он был здесь, в Лос — Анджелесе. Гарри выехал из своего номера за час до того, как мы приехали в гостиницу. Зато в номере нашли вот это.

Раф прочитал записку, написанную карандашом:

“Париж-14 августа. Афины- 21 августа. Лондон-3 сентября. Одесса-12 сентября. Москва-21 сентября”.

— Представляешь, теперь мы точно знаем, где его искать. Я завтра же вылетаю во Францию!

— К сожалению, — сказал Раф, ты полетишь не в ту сторону, где надо ловить Гарри. Ближайшие два месяца он не покинет пределов США.

Почему Георг Раф в этом убеждён?

“Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.

Географические вопросы

В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.

Вопросы

Ответы

1. Назовите известного русского путешественника- географа.

1. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.

2. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.

3. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?

4.Парана.

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.

5. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?

6. Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?

7.Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?

8. Папанин.

9. Назовите известный вам канал.

9. Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?

10. Пеннины.

“Географический лабиринт”

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно — по стрелке “НЕТ”.

Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Увлекательная география для школьников

География для школьников – наука, которая редкого ребенка оставит равнодушным. Моря, вулканы, флора и фауна, экспедиции, карты – все это увлекает школьника, расширяет кругозор, но это лишь некоторые грани науки, затрагивающей едва ли не каждую сторону нашей жизни. Как заинтересовать ребенка с малых лет, привить ему интерес к изучению географии и окружающего мира во всем его многообразии?

Первое знакомство с географией

Свои первые «географические» открытия малыш делает на прогулке около дома, а вопросы по географии задает уже в дошкольном возрасте. Сначала совсем еще кроха пытается понять, почему сменяются день и ночь, светит солнце или идет дождь. Спустя время маленький «почемучка» спрашивает, откуда в тучах вода, почему извергаются вулканы и происходят землетрясения.

Ребенок видит мир не так, как взрослый, поэтому у него много вопросов без ответов. Задача родителей — помогать маленькому человеку узнавать окружающий мир и раскладывать информацию «по полочкам».

География в начальной школе

География, хотя и появляется в программе с 5-6 класса, в начальной школе изучается как предмет «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Успех в обучении детей во многом зависит от того, насколько интересная и познавательная информация подается на уроках. Закреплять знания детей об окружающем мире в начальной школе лучше всего в игровой форме, поэтому учителя проявляют фантазию, находчивость, придумывают различные игры и викторины.

Читать еще:  Развивающие игрушки для 3 4 лет

Однако не только педагог должен учить ребенка географии. Родители должны помогать школьнику закреплять знания, упорядочивать их, разбираться в том, что ему непонятно. Вот несколько идей, которые сделают изучение географии увлекательным.

Изучаем глобус и карты

«А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо…» — каждый ребенок знает про доброго доктора Айболита, который спешил на помощь больным зверушкам. Наверняка вы давно рассмотрели Африку на карте. А что такое карта?

Что общего у глобуса и апельсина?

Без глобуса и карт невозможно изучать географию. Чем отличается глобус от карты? Пусть маленький исследователь придет к выводу, что глобус – это объемный макет нашей планеты, а карта — ее плоское изображение. Как же получили это изображение, ведь шар нельзя просто взять и расплющить?

С помощью апельсина покажите, как из объемного глобуса можно получить плоскую карту. Догадались? Правильно, шкурку апельсина нужно аккуратно надрезать на «полюсах» по направлению воображаемых меридианов, снять и положить на лист бумаги. Края апельсиновой корки теперь совсем не сходятся, ребенок обязательно это заметит. Что же это за карта такая кривая?

Действительно, при переносе со сферы на плоскость изображение очень искажается, точки не совпадают, а расстояние между ними теперь заметно отличается. Именно поэтому ученые разработали разные способы переноса объемного изображения на плоскость, чтобы ничего не перепутать. И все же самая точная географическая карта – это глобус.

Какие бывают карты?

Теперь, когда ребенок понял назначение карты, можно рассказать о том, что карты бывают разные, а именно:

  • физические;
  • политические;
  • синоптические;
  • карты полезных ископаемых;
  • карты обитания животных и т. д.

Объясните, что означают эти понятия, и поговорите о том, для чего могут существовать эти карты, люди каких профессий могут ими пользоваться?

Не забудьте сказать, что карта – это не обязательно поверхность всей планеты. Бывают карты стран, городов, районов. Туристы покупают карты-путеводители, а из множества карт можно составить атлас автомобильных дорог.

Домашние опыты

География изучает географическую оболочку земли (ее поверхность), а также геосферы – слои, заполняющие планету изнутри. Как заглянуть внутрь гигантского шара так, чтобы это понял ребенок?

Модель «слоеной» Земли

Младшему школьнику достаточно будет узнать, что Земля внутри имеет несколько слоев — земную кору (континентальную и океаническую), мантию, а также ядро с твердой оболочкой и жидким центром. Легче всего понять устройство планеты на наглядном примере.

Для модели нужен пластилин нескольких цветов:

  • желтый – жидкое ядро;
  • оранжевый – твердое ядро;
  • красный – мантия;
  • коричневый – кора (литосфера);
  • синий, зеленый, белый – вода, суша, ледники.

Сделать макет легко:

  1. Катаем небольшой шарик из желтого пластилина – это жидкое ядро.
  2. Поочередно облепляем ядро слоями оранжевого, красного, коричневого цветов.
  3. Приводим «планету» к привычному виду – делаем белые полюса, синюю воду Мирового океана, зеленые континенты.

После этого пластилиновую Землю желательно подержать полчаса в холодильнике, а затем острым ножом вырезать из нее кусочек в виде арбузной дольки или пирамидки. Теперь ребенок наглядно может увидеть, как устроена планета изнутри.

Извержение вулкана

Домашний вулкан будет интересен школьнику, а сделать его несложно. Сначала попросите ребенка нарисовать свой собственный вулкан или рассмотрите готовое изображение, а затем вместе сделайте макет.

Для этого потребуются:

  • узкая высокая бутылочка (например, от маленького питьевого йогурта);
  • бумага или газета;
  • малярный скотч;
  • пластилин;
  • «лава» — пищевая сода, уксусная эссенция, красная гуашь, средство для мытья посуды.

Делаем макет:

  1. На поднос или тарелку поставьте бутылочку, скомкайте куски бумаги или газеты, с помощью скотча сделайте подобие горы вокруг «жерла», а затем облепите склоны «горы» пластилином.
  2. Приготовьте «лаву»: в отдельной баночке смешайте гуашь, несколько ложек соды и жидкости для мытья посуды, вылейте смесь в «жерло» (ингредиенты можно брать на глаз).
  3. Извержение: слегка разведенный водой уксус вылейте прямо в красную смесь.

Если ребенку понравится опыт, можно сделать ему многоразовый вулкан из соленого теста или купить вулкан для опытов в детском магазине.

Не забудьте рассказать юному исследователю, что вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Полезные прогулки

Прогулка с ребенком – наглядный урок географии. Обычную вылазку на свежий воздух можно превратить в интересное исследование, если запастись блокнотом для записей, бутербродами и хорошим настроением.

Ориентирование на местности

Если у вас есть компас – смело берите его с собой. Покажите, как правильно пользоваться прибором, расскажите про стороны света и не забудьте рассказать, что солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Пусть ребенок выяснит, куда смотрит ваш дом, где ночью появляется Полярная звезда. Может, он расскажет, в каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть в Антарктиду, и почему Японию называют страной восходящего солнца.

Можно составить план двора и придумать свои собственные обозначения для карты: дома, деревья, скамейки, беседки, детская площадка, проезжая часть, тропинка, по которой гуляют собачники. Пусть ребенок обозначит на карте стороны света и расположит объекты в соответствии с компасом. Можно расширить границы, добавить туда любимый магазин, детский сад, дом кого-то из друзей и проложить маршруты. Дома покажите ребенку, как в действительности на настоящих картах обозначаются разные объекты.

Мир, в котором мы живем

На прогулке разговаривайте обо всем, что находится вокруг. Весь окружающий мир – это часть географии. Обращайте внимание на ландшафт, растительность, старайтесь выезжать за город, бывать в местах, где можно увидеть возвышенности, равнины, горы, реки.

Объясните ребенку, почему при наводнении вода не растекается по поверхности земли, а поднимается на много метров вверх; почему в некоторых районах происходят землетрясения, цунами, кто и как определяет сейсмоопасные зоны, относится ли ваша местность к такой зоне. Вспомните про извержение вулкана, расскажите про сход лавины или селевой поток. Почему такие явления называют стихийными бедствиями?

Темы для разговоров можно искать не только на улице, но и дома. Например, полезные ископаемые: что это, почему они так называются? Оказывается, некоторые ископаемые есть у нас в квартире (природный газ, соль, мел, графит – пусть ребенок угадает). Жизнь человека невозможно представить без горных пород, даже посуда и столовые приборы сделаны с их использованием.

Всегда найдется, о чем поговорить за кружкой чая с ребенком. Печеньки похожи на литосферные плиты? Отличный материал для иллюстрации тектонического движения!

Игры и полезные пособия

Школьнику пойдут на пользу географические игры, развивающие память, находчивость, внимание. В пробке или очереди за покупками можно играть в «Города», запоминать столицы и флаги разных стран, а затем устраивать викторину с вопросами: «На флаге какой страны изображен кленовый лист?», «Флаг какой страны имеет те же цвета, что и наш?».

Не обойтись, конечно, и без книг, которые захочется почитать даже взрослым. Вот только некоторые из них:

  • «Земля. Полная энциклопедия», Е. Ананьева, 6+;
  • «Занимательная география в вопросах и ответах», изд. «Робинс», карточки, 3+;
  • «География России. Полная энциклопедия», изд. «Эксмо», 6+;
  • «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира», изд. «Самокат», 0+;
  • «Карты и география», Кен Дженнингс, 6+;
  • «Атлас животных», В. Аладжиди, изд. CLEVER, 7+;
  • «Космос и земля», изд. «Аванта», 6+.
Читать еще:  Игры на развитие мелкой моторики средняя группа

Заключение

Как вы поняли, обучение ребенка географии нельзя возлагать только лишь на учителя. Порой даже самый творчески настроенный педагог физически не может дать ученикам то, что могут дать им родители. Это неудивительно, ведь учитель один, а детей много, каждый со своими задатками, способностями и потенциалом.

Прогулки, опыты, эксперименты, путешествия в соседний парк или даже страну, мини-исследования, первые открытия и самостоятельные выводы – вот то, что сможет по-настоящему вовлечь школьника в изучение науки, вызвав в нем неподдельный интерес. Все это можете дать ему вы, родители, поэтому не упускайте возможность быть рядом с ребенком и вместе с ним проходить этот путь.

Интеллектуальная игра по географии России

Тип урока: урок- повторение.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока: Образовательная: организовать деятельность учащихся по систематизации и закреплению знаний по географии в 8 классе. Развивающая: совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Воспитательная: развитие любознательности, настойчивости в приобретении знаний.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении общих вопросов о природе страны.

Создать условия для реальной самооценки учащихся в ходе игры.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Ход урока 1. Организационный этап.

Игра составлена по подобию телевизионной игры «Своя игра»

Учащиеся делятся на 3-5 команд. Жюри (из 2 учителей) подсчитывают заработанные баллы. Для наглядности лучше записывать баллы на доске.

Играют 3-5 команды.

Вопросы даются по темам, каждый вопрос оценивается от 10 до 50 баллов.

Время на обдумывание вопроса 15-20 секунд.

На игровом поле есть рубрики «Аукцион», «Удача», «Вопрос нужно отдать».

В «финал» выходят команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Отвечающая команда дает ответ, если он верный, то данное количество баллов записывается на счет команды. Если ответ неверный, то баллы вычитаются. Другая команда имеет возможность ответить, если был дан неверный ответ.

Следующий вопрос определяет игрок, давший правильный ответ.

На финал даются несколько тем. Участники по очереди называют тему, которая им не нравится. Остается одна тема. Команды делают ставки (на лист бумаги), и сдают жюри. На обдумывание ответа дается 1 минута. Через минуту член жюри собирает ответы.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

1. Географическое положение1020304050
2. Рельеф1020304050
3. Внутренние воды1020304050
4. Растительный и животный мир1020304050
5. Природные зоны1020304050
6. Исследователи1020304050
7. Рекордсмены1020304050
8. ФИНАЛ

1. Географическое положение:

10 – Российская Федерация – самое большое государство мира. Его площадь составляет….(17,1 млн. кв. км)

20 – Водами каких океанов омывается Россия? (Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов)

30 – На каком крохотном острове нашей страны рождается новый день всего мира? ( на острове Ратманова)

40 – Назовите государство, спрятанное под знаком вопроса( Казахстан)

50 – В каком российском городе установлен единственный в мире обелиск Полярному кругу?( в Салехарде)

10 – Какой рельеф преобладает в России? (равнинный)

20 – Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель)

30 – Самые молодые горы России (Кавказ)

40 – Вопрос нужно отдать сопернику Какую горную систему назвали «каменный пояс земли русской»?( Урал)

50 – Назовите самый высокий действующий вулкан России.( Ключевская сопка)

3. Внутренние воды

10 – Самый крупный левый приток Волги (Кама)

20 – Река, до 1775 года носившая название Яик ( река Урал)

30 – Это озеро — самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. (озеро Ладожское)

40 – По какому озеру можно пройти пешком и проехать в поезде? (По озеру Баскунчак в Астраханской области. Оно заполнено солью и по нему проложена железная дорога)

50 – Назовите 3 основные причины возникновения болот (переувлажнение грунта при большом количестве осадков, малое испарение, замедленный сток)

4. Растительный и животный мир

10 – Фотовопрос. Назовите растение. В какой природной зоне оно встречается? (морошка, встречается в тундре)

20 – Фотовопрос Назовите представленное животное (колонок)

30 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается на 30 баллов

40 – Какая птица является символом Москвы?(Сокол)

50 – Основной целью создания таких заповедников является сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ, а также генофонда растений и животных. Что это за природные участки? ( биосферный заповедник)

5. Природные зоны

10 – Какой природной зоне характерны эти животные (фото рыси, куницы, бурундука) (тайга)

20 – Какой природной зоне характерны эти растения (фото брусники, карликовой березы, ягеля) (тундра)

30 –С чем связано избыточное увлажнение тундры (с низкой испаряемостью)

40 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается на 40 баллов

50 –Какие деревья изображены на картине Шишкина «корабельная роща»? ( Сосны)

10 – Имя этого человека носит море, пролив, остров (Витус Беринг)

20 – Чьим именем названа восточная точка России? (Семен Дежнев)

30 – Совершил путешествия по Уссурийскому краю, горам Сихотэ-Алиня, Исследовал Центральную Азию. Им был открыт тибетский 7-км хребет. (Н.Пржевальский)

40 – Великий русский почвовед (В. В. Докучаев)

50 – Один из самых замечательных путешественников, многие годы руководивший Русским Географическим обществом. В 1906 году за заслуги в открытии и первом исследовании этой горной страны стал носить двойную фамилию ( П. Семенов — Тян-Шанский)

10 – Самое глубокое озеро России (Байкал)

20 – Самый большой остров России (Сахалин)

30 –Какая крепость нашей страны является самой большой в мире? (Московский кремль. Общая длина стен с 20 башнями составляет 2 км 235 м.)

40 – АУКЦИОН. Самый большой полуостров России (Таймыр)

50 – Самое большое и глубокое море России (Берингово море)

Темы для финала:

Назовите единственный в мире заповедник, расположенный в центре многомиллионного города.(Лосиный остров. Он расположен на северо-востоке Москвы. Там живут лоси, кабаны, пятнистые олени и другие животные.)

Ранее этот город находился в лесных дебрях и назывался Дебрянск. Как он называется сейчас?( Брянск)

Эту редчайшую разновидность обыденного и необходимого продукта к столу Екатерины II поставляли из Большого и Малого Малиновых озер в низовьях Волги. О чем идет речь?( Цветная поваренная соль)

Где находится «ноль» в каждом российском городе?( Это главный почтамт. От него считаются все расстояния на автодорогах)

Где живут смоляне?( Смоленск)

Почему Тверская область- «главный колодец России»?( Тверская область расположена на Валдайской возвышенности, откуда берут начало Волга, Западная Двина, Днепр и другие реки.)

Подведение итогов Награждение победителей и отличившихся участников

«Своя игра», способствует развитию логики, оперативной памяти, проявлению и расширению эрудиции. Мероприятие направлено на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций.

Презентация удовлетворяет любознательность, учитывает интерес учащихся, дает углубление основных вопросов содержания школьного курса, развитие познавательных способностей учащихся. На ее основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.

Основными показателями эффективности данной презентации стало:

повышение качества географических знаний и умений школьников;

интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся;

чтение дополнительной литературы;

повышение качества знаний по другим предметам;

приобретение умений работы с различными источниками информации;

повышение общего уровня культуры школьников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector