221madou.ru

Мама и Я
25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры с палочками кюизенера

Игры с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Читать еще:  Игры с годовалыми детьми развивающие

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Математические игры с палочками Кюизенера для детей 6-7 лет

Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию игры по использованию палочек Кюизенера на ознакомление с транзитивностью как свойством величины. В работе рассматривается вопросы: понятие «величина», свойства величины. Представленные игры можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям детей дошкольного возраста.

Цель: привлечение интереса к использованию палочек Кюизенера в развитии познавательных способностей детей.

Представление о величине предмета формируется у детей дошкольного возраста. Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Математика – наука о величинах. Если предмет лишен величины, то он просто не существует. Величина – математическое понятие, обозначающее пространственный признак предмета. Она познается только с помощью измерения. Измерение – операция, по средствам которой определяются отношения одной однородной величины к другой однородной величине. Выделяют следующие свойства величины:
Сравниваемость двух и более величин (Например, длиннее-короче; шире-уже; выше-ниже)
Изменчивость: один и тот же предмет может быть разного размера
Относительность: сравнение величины относительно чего-либо. (Например, длинный относительно чего-либо).
Транзитивность: переносность. Если, а>b, b>c, то a>c.
Содержание раздела «Величина» включает множество задач, которые усложняются от группы к группе. В старшей и подготовительной группах одно из усложнений заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие. Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами (если а>b и b> с, то а > с).
Предлагаю вам игры на ознакомление с транзитивностью, как свойством величины с использованием палочек Кюизенера.

«Помоги зайчикам добраться до домика!»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.
Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй. Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика. Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или третья?

Примечание: можно предложить детям сложить домики из геометрических фигур; из палочек Кюизенера.

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:

«Чей домик»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.
Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?

Примечание: можно сделать силуэты матрешек; можно использовать готовые матрешки.

«Мосты»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.
Содержание: Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложи из палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже, шире?

Примечание: мишку, зайчика, мышку можно вырезать из бумаги и приклеить на картон; можно взять игрушки.

«Дорога»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Три машины, палочки Кюизенера.
Содержание: Машины едут в гараж. Дорога, по которой едет первая машина короче дороги, по которой едет вторая машина. А третья машина едет по дороге, которая длиннее дороги для второй машины. Сложи из палочек дороги и гаражи для машин. Что можно сказать о первой и третьей дорогах?
Какая дорога шире (уже) первая, третья?

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:

«Подснежники»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Палочки Кюизенера.
Содержание: В лесу выросли три подснежника. Второй цветок выше первого, а третий подснежник вырос выше второго. Сложи из палочек подснежники. Какой подснежник выше (ниже) первый, третий?

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:

«Лесенки»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.
Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий?

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:

Методические рекомендации:
— Игры на начальном этапе лучше проводить с подгруппой из двух- трех человек или индивидуально;
— содержание каждой игры можно усложнять: выбрать один цвет палочек для дорожки, домика, мостика.

Спасибо за внимание! Удачи и творческих успехов.

Читать еще:  Игры на развитие мимических движений

Цветные счетные палочки Кюизенера. Математика – это интересно!

Вот уже целых четыре месяца я со своей младшей дочкой Аней играю c цветными счетными палочками Кюизенера.

И опять полный восторг. Отечественная компания «Корвет» не подвела и на этот раз. Я уже подробно рассказывала о чудо-кубиках «Сложи узор» и логических блоках Дьенеша. Пришло время рассказать о цветных счетных палочках Кюизенера.

Палочки Кюизенера

Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчислении.

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 2 до 3 лет

Для игр с малышами идеально подойдут такие пособия как:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).

Малыши смогут выкладывать с помощью палочек по образцу простейшие изображения, а также познакомиться с основными цветами и такими понятиями, как «одна — много», «высокая — низкая».

— Анечка, посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости. Так ведь это настоящая сороконожка. По синей дорожке спешит сороконожка. А чтобы ей было удобно ползти, дорожку давай мы ей из палочек построим.

— Аня, наши друзья мышки попали в беду. За ними охотится хитрый кот Васька. Давай скорей спрячем мышек в домиках. Для этого мы закроем домики нашими чудо-палочкам, и злой кот Васька не сможет найти мышек. Закрывай скорей окошки — ты спасешь мышей от кошки.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 3 до 5 лет

Для деток постарше отличными помощниками в играх станут такие пособия как:

  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.

Эти пособия научат ребят сравнивать предметы по длине, ширине, расположению в пространстве; определять и называть числовые значения цветных палочек; осваивать счет; находить признаки сходства и различия между предметами; обобщать по цвету, количеству, числу.

— Анечка, к нам сегодня в гости пришли Мальвина с Буратино. Ой, что-то случилось с их одеждой. Аня, они просят тебя помочь им. Укрась, пожалуйста, их одежду разноцветными палочками.

— Ой, какие милые мальчики. Давай посмотрим, кто из них самый высокий, а кто — самый низкий. Рост их измерим с помощью волшебных палочек.

Пособие с игровыми развивающими ситуациями для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа» помимо интересных карточек включает в себя разноцветные полоски, разделенные на квадраты таких же цветов, как и палочки Кюизенера. Эти полоски можно вырезать и использовать их вместо палочек.

— Анечка, давай построим квадратный коврик для кошки и котенка. Только будь внимательна. Коврик для котенка должен быть маленьким, а коврик для кошки — большим.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 5 до 9 лет

Для старших деток отличным подспорьем для игр будут такие пособия, как:

  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

С помощью этих комплектов ребята с легкостью познакомятся с принципом окраски палочек, с соотношениями цвет — длина — число; смогут распознать закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней; сумеют выкладывать (воспроизводить) предмет по его контуру, освоят операции «декодирования» изображений; познакомятся с симметрией; научатся ориентироваться на плоскости и работать с системой координат.

— Жили-были разноцветные палочки. Лежали они в тесной коробке. И вот однажды, когда все палочки были высыпаны из коробки, они решили построить себе разноцветные домики и жить там семьями.

— Анечка, давай расколдуем маленького котеночка и выложим его из палочек.

Интересными карточками являются карточки с заданиями, позволяющими самостоятельно выкладывать изображение по схеме.

К заданиям повышенной сложности относятся карточки, содержание изображение, закодированное цифрами. Юному игроку необходимо «декодировать» данное изображение и построить его с помощью палочек.

Отличным пособием является математическая игра «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет. В данном пособии ребятам предлагаются задания на конструирование в системе координат. Выполнение заданий такого уровня сложности вначале было непосильно даже для моей старшей 8-летней дочки Маши.

Где купить цветные счетные палочки Кюизенера и альбомы с заданиями

Стоимость цветных счетных палочек Кюизенера колеблется в пределах от 324 до 430 рублей (в зависимости от интернет-магазина).

Вот несколько ссылок на интернет магазины:

Средняя цена одного альбома к цветным счетным палочкам составляет около 200 рублей:

Цветные счетные палочки Кюизенера — отличная игра, умная и полезная.

Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 9 лет, то смело приобретайте ее. Не пожалеете.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) от всех детей, родителей и педагогов!

И напоследок очень бы хотелось процитировать Бертрана Рассела: «Математика заключает в себе не только истину, но и высочайшую красоту — красоту холодную и строгую, подобную красоте скульптуры».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов – участников мастер — класса представление об игровой технологии.
  2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
  3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Читать еще:  Развивающие игры для малышей 2 года

Материал: палочки Кюизенера.

Практический раздаточный материал: условное числовое обозначение комплекта «Палочки Кюизенера».

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на мастер — классе, но, перед тем как его начать, я попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.

Оранжевый- цвет позитивный.

Красный- хорошее настроение.

Желтый — цвет олицетворяет тепло.

Розовый- оптимизм и радость.

Голубой — безопасность и доверие.

Бордовый- сострадание, чувствительность.

Белый цвет- не понимание.

Голубой цвет- доверие.

Тема моего мастер – класса- это «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки логической аргументации окружающего .Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера способствуют:

  • Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше»и мн. др.
  • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  • Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
  • Развиваютсяпсихические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь).
  • Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
  • Развиваетсяумение работать в коллективе.

Всем нам с вами хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кьюзенера которые называют « счетные палочки», «числа в цвете», « цветными линеечками».

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

На втором этапе палочки выступают уже как средство математического обучения( игры на соответствие между цветом, длиной и числом).

Палочки выступают как пособием для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Играя с палочками кюизенера у детей закрепляется представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.

А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

Игры на закрепление цвета. (младший возраст)

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. 3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  4. Перечисли цвета всех палочек на столе.
  5. 6. Отбери палочкиодинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

Игры на закрепление длины. (младший и средний возраст)

  1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу(наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая)палочка? Или палочки одинаковы по длине?
  2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  3. Найди 2 палочки одинаковой длины(разной).
  4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
  5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.

На ориентировку в пространстве. (старший возраст)

  1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
  2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.

Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)

  1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
  2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка — это число 2. (И так до 10).

Задачи. (подготовительные группы)

  1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2)вагон длиннее.
  2. Составь палочку, из одинаковых палочек разными способами.

А сейчас мы с вами проведем разминку разомнем наши пальчики.

Разминка.

В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)

С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)

Поработай ты немножко

Разомни наши ладошки

Палочкой покрутим (крутим пальчиками рук по часовой и против часовой стрелки)

Далее палочки используются для составления и решения задач.

Задание 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета? Ответ: да, поместится.

Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? — Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.

Задание 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка).Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? — Ни одного.

Задание 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра «Назови число — найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

— К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

— К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.

А сейчас прошу дать оценку моему мастер классу кому понравился выложите из палочек солнышко, а кто считает информацию не актуальной тучку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector