221madou.ru

Мама и Я
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорное развитие дошкольников посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Елена Кузнецова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

МБДОУ «Детский сад №72

г. Йошкар-Олы «Солнышко»

Кузнецова Е. И., воспитатель.

Аннотация: Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Средством сенсорного развития дошкольников являются дидактические игры.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дидактическая игра, внимание, память.

— Всякий ребенок в известной мере есть гений,

И всякий гений в известной мере – ребенок.

Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте.

Сенсорное развитие дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном средний уровень. Обеспеченность практическим игровым материалом дидактическими играми позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением. Дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.

Возможность обучать детей посредством активной, интересной для них деятельности,- вот отличительная особенность дидактической игры.

В нашей группе 26 детей, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.

Поэтому, мы старались организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

Вся наша работа ведётся совместно с родителями. Родители – это первые помощники в нашей работе. Совместно с родителями были выполнены дидактические игры сделанные своими руками, подобран материал (бусины, пуговицы, разноцветные палочки, крышки, пробки т. д.). В дидактических играх мы стремились заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателей.

Дидактическая игра используется не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Игры-поручения, основанные на интересе детейк действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций,в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона –или животных: волка, гусей и т. д. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата,выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

Хочется выделить крышечкам от Фрутоняня, которые мы использовали. Крышка представляет собой шестигранную форму. На каждой из сторон находятся и чередуются пазы их двух и трёх выемок: диаметр 3 см и толщина 2 см.Мы собрали крышечки с 7-ми расцветок: синий, фиолетовый, красный, зелёный, оранжевый, жёлтый, белый. Крышки соединяются по принципу конструктора «черепашки». Все цвета яркие и сочные были использованы такие игры,как: «Собери змейку одного цвета», «Собери по образцу», «Продолжи последовательность», «Подбери пару», собирали и объемные фигуры к ним разработан образцы схем.

Подобные игры, помимо обучающей функции, являются хорошей тренировкой координации движений рука-глаз, развивают внимательность, наблюдательность, ловкость рук. Крышечки Фрутоняни стали любимыми для детей.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, мы заметили, что у детей появились такие качества, как интерес и любознательность. У них выработались активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма,количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В. В. Юршайкина. — М. : Просвещение, 1994 — 64 с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду / А. К. Бондаренко — М. : Просвещение, 1991. — 197с.

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А Козлова, Т. А Куликова 8-е изд., переработанное и дополненное — М. : Академия, 2007. — 416с.

4. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 192с

«Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр». Теоритическая часть Введение Актуальность темы обусловлена тем, что именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом.

Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Чем богаче и правильнее речь ребенка,.

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Мастер-класс для воспитателей Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» Актуальность Тема»Сенсорное развитие детей 2-3лет через дидактические игры» выбрана не случайно. Сенсорное развитие составляет фундамент.

Проект в первой младшей группе «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Проект в первой младшей группе на тему «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Тип проекта.

Читать еще:  Развивающие игры с пальчиками

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие математических способностей посредством дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста (Слайд 1) Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры.» Работая в детском.

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»

Хочу поделится опытом по теме «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры«

В 2017-2018 учебном году мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». В самом начале я исследовала развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, мною была создана картотека сенсорных игр для детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и поэтому продолжаю развивать свою тему по самообразованию в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом я углубила и конкретизировала проблематику своей темы по самообразованию – «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Актуальность моей работы заключается в следующем:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностейявляется наиболее важной темой во всестороннем развитие детей.

Просмотр содержимого документа
««Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»»

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»

Хочу поделится опытом по теме «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры«

В 2017-2018 учебном году мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». В самом начале я исследовала развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, мною была создана картотека сенсорных игр для детей младшего дошкольного возраста.. В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и поэтому продолжаю развивать свою тему по самообразованию в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом я углубила и конкретизировала проблематику своей темы по самообразованию – «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Актуальность моей работы заключается в следующем:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностейявляется наиболее важной темой во всестороннем развитие детей.

Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

-Изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей младшего дошкольного возраста

— продолжать развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста;

— изучить литературу по данной теме;

— проанализировать содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте;

— выявить специфику руководства дидактическими играми младших дошкольников;

— создать картотеку дидактических игр по сенсорике для младшего дошкольного возраста;

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим в младшем дошкольном возрасте.

Методика руководства дидактическими играми.

Ознакомление с окружающим будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр.

Приступая к работе над проблемой «Развитие, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Работу проводила поэтапно:

— на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, величина).

— на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.

— на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей в семье». Родители активно принимали участие в созданию игр по сенсорике.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

На протяжении всего учебного года дети посредством подобранных мною дидактических игр совершенствовали умения выполненять действия с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста) — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛюдмила Ахматова

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)

2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. 2. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ними: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. 3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч). 4. Учить детей называть свойства предмета.

3 Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром развивает наблюдательность готовит к реальной жизни позитивно влияет на эстетическое чувство является основой для развития воображения, развивает внимание обеспечивает усвоение сенсорных эталонов влияет на расширение словарного запаса ребенка влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

4 Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой- принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи – *В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. *В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

Читать еще:  Правовое воспитание дошкольников игры

5 В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. *В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир – Осязание (тактильное восприятие) Зрительное восприятие Восприятие формы Восприятие величины Слуховое восприятие

6 Игры для развития осязания (тактильного восприятия) К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

7 Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.

8 Зрительное восприятие Основные параметры зрительного восприятия: Цвет Форма Величина Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию; 2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); 3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

9 Игры, способствующие развитию цветового восприятия

13 Восприятие формы Конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; 2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; 3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности; 4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета; 5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

21 Восприятие величины Конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; 2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); 3. формировать отношение к величине как к значимому признаку; 4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»; 5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин; 6. обратить внимание на относительность величины предметов; 7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

24 Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

28 Учиться, играя, так интересно! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПОДГОТОВИЛИ: Воспитатели Детского сада 70 «ГОЛУБОК» Простякова Светлана Николаевна Шаптефрац Ирина Анатольевна

«Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей 2-3 лет.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вологодского муниципального района

«Куркинский центр образования»

воспитателя: Быстровой Ирины Борисовны

«Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей 2-3 лет.»

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Что такое сенсорное развитие:

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы -геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховое восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),свои -во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда о,и считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых«единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Читать еще:  Развивающие игры от года

Сенсорное развитие ребенка после трех лет

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая

деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за

состоянием сенсорного развития детей.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним изпервых элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.

В своей работе по сенсорному воспитанию младших дошкольников я использовала следующие виды дидактических игр :

• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,

«Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать,

группировать предметы по величине.

• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка»,

«Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать,

группировать предметы по форме.

• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь

букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

• Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку»,

«Построй башенку» и т.п. Цель этих игр — способствовать закреплению

качеств предметов (величина, форма, цвет).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость развития способностей является бесспорной. По мнению А.Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д.). Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию.

Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала, одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к окружающим. В работе мы используем разные виды дидактических игр для формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.

Во второй младшей группе нами работа по развитию сенсорных способностей будет продолжаться, продолжим закрепляет умение приветливо обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют, что надо, что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами, подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей.

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических

игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×