221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умные игры для развития мелкой моторики

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук
картотека по теме

В картотеке описаны такие игры как :

  • игры с карандашом
  • игры с шариками
  • волшебный мешочек
  • игры с бусинками
  • игры со шнурками
  • игры со счётными палочками
  • игры по развитию тактильной памяти
  • игры с прищепками
  • игры с сыпучим материалом и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_igr_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию мелкой моторики

  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  • подготовка кисти руки к письму;
  • развитие сенсомоторной координации рук;
  • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  • развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • развитие внимания, восприятия, мышления;
  • развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.
  1. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

1 .«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: 1.Развитие мелкой моторики.

  1. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. развитие чувства ритма;
  3. развитие конструктивного мышления;
  4. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.

  1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А.» Кто больше соберет фасоли ?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

  1. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  2. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: «Давай

покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. « Пуговки-застежки ». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  1. Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  1. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит.

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к лексическим темам.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны.

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев.

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку.

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук.

Цель: совершенствование кисти и пальцев рук.

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Комплекс упражнений и игр для развития мелкой моторики у малышей

Детские психологи доказали, что головной мозг находится в прямой взаимосвязи с умением малыша использовать кисти и пальцы рук, выполнять ими различные действия. Вот почему родителям нужно заниматься с детьми играми на постепенное развитие мелкой моторики. Тренировки должны проводиться регулярно, быть разнообразными и не утомлять ребенка.

Определение

Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями. Развивать ее крайне важно по нескольким причинам.

  • Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
  • Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
  • Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.

Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет. Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами.

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка. Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой. От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

  • «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
  • Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
  • «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Основные игры

Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.

Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.

  • С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.

Для данного упражнения можно использовать практически любую крупу: рис, горох, гречку.

  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.

Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.







Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.

Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь.

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Техника безопасности

Чтобы игры, направленные на развитие мелкой моторики, не причинили малышу вреда, родителям следует соблюдать следующие правила.

  • После занятия тщательно убрать все мелкие предметы, чтобы любопытный ребенок, обнаружив знакомое «развлечение», случайно не проглотил его или не засунул себе в нос или ухо.
  • На протяжении тренировки малыш должен быть под присмотром. Взрослому важно контролировать буквально каждое движение, ведь ребенок еще не понимает, что может причинить себе вред.

Эти несложные правила помогут избежать несчастных случаев.

Развитие мелкой моторики при помощи дидактических игр и упражнений должно войти в привычку и у родителей, и у детей. Необходимо каждый день тренироваться с малышом, придумывая все новые сюжеты и используя самые разные подручные средства.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» В.А.Сухомлинский

Современные реалии диктуют свои порой высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Для наиболее успешной адаптации ребенка в обществе необходимо обеспечить такое развите его речи , которое бы отвечало современным стандартам. М.М.Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, «что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук» [1]. Это значит, что чем больше ребенок понимает, хочет и пытается делать руками, тем он умнее и находчивей. Ведь на кончиках пальцев – стимулятор умственной деятельности, кладезь творческой мысли, «который питает мозг ребенка, расширяет словарный запас, способствует положительному эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает их к осознанным, точным, целенаправленным движениям, облегчает овладение навыком письма» [1]. И если активно воздействовать на центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев, то в свою очередь область мозга отвечающая за речь будет активизироваться. Таким образом, функция руки и речь развиваются параллельно.
Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития, она уходит из нашей жизни. Сегодня в нашем обществе игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. В наши дни, к сожалению, при стремительном темпе жизни взрослых, согласно статистике, у многих детей наблюдается переизбыток современных игрушек и тв-мультиков и, как следствие, отставание в моторном развитии. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, поэтому родители покупают обувь и одежду на липучках или молнии — потому что так быстрее. Именно такой факт отодвинул далеко назад приучение к самостоятельности. Но взрослые зачастую забывают, что детей следует с ранних лет приучать к самостоятельной деятельности, ведь стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, может стать важным моментом в становлении юной личности. Если не так давно дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, мастерили кукол, то сейчас мало кто на это обращает внимание. И об этом из своего детства могут вспомнить не многие взрослые. Поэтому у наших современных детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами. Итог большинство дошкольников неготовы к школе — плохо пишут, плохо говорят и, как следствие, не успешность во взрослой жизни.
Многие современные родители начали задумываться над тем, как же лучше развивать своего малыша. Они покупают разные сортировщики, пальчиковые лабиринты, шнурочки и аналогичные игры тратя на их приобретение много денег и личного времени.
В данной статье предлагаются вашему вниманию игры с использованием предметов и материалов которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для развития игры, а игра в свою очередь способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.
Идея создания игр из нестандартного оборудования пришла не сразу. Необходимость отойти от традиционного понимания натолкнула на поиски чего-то необычного. Хотелось найти нечто такое, что могло доставлять ребенку больше радости, а взрослым меньше хлопот,при этом интересное, развивающее, а главное, доступное. Помимо этого, данные разработки могут использовать как воспитатели в ходе своей ежедневной работы, так и родители.
Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Детям безумно нравится играть с вещами которые вроде бы не предназначены для игр, с предметами которыми пользуются такие взрослые папа и мама. Родителям только остается проявить фантазию и все превратить в веселую сказочную игру. Совместная игра детей и взрослых в непринужденной обстановке позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенка у взрослого есть уникальная возможность стать значимым. Стать для своего ребенка тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Итак. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики малыша.

Игра «Облака»
Оборудование: пена для ванн (средство для мытья посуды), губка для мытья посуды, глубокая тарелка
Описание: Предложить сделать облака и наполнить ими тарелку. Капнуть средства для ванн (для мытья посуды) на губку. Ребенок должен сжимать влажную губку, таким образом создавать пену (облака). Можно чередовать руки.
Игра «Сплети коврик»
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху — вниз», «слева — направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

Читать еще:  Детские развивающие игры до 1 года
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector