221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умственное воспитание детей в игре

Умственное воспитание детей в игре
консультация (младшая группа) на тему

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
umstvennoe_vospitanie_detey_v_igre.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Умственное воспитание детей в игре.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интелектуальный уровень ее осуществления.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интелектуальном уровне.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.

Во – первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность — воображаемая ситуация.

Во – вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра . По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительнойигры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий:

наступает следующий этап в развитии игры: она становится Сюжетно — отобразительной . Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной , включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Кроме того, хорошее игро — действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме.

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежитв ней самой. Это означает, что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа — это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер — ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа — это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры — драматизации, игры- развлечения.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т. д.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

«Умственное воспитание детей в игре». Консультация для воспитателей МДОУ

Светлана Курносова
«Умственное воспитание детей в игре». Консультация для воспитателей МДОУ

Управление образования Администрации городского округа Саранск

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад №116 комбинированного вида

«Умственное воспитание детей в игре»

(Консультация для воспитателей МДОУ)

Консультация для воспитателей МДОУ «Умственное воспитание детей в игре»

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Уровень развития мышления ребёнка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень её осуществления.

Взрослый должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определённой задачи. Практически задачи могут быть самыми разнообразными.

Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчит достижение поставленной цели.

Практические задачи, которые должен решить ребёнок, отличаются от учебных. Игры, в частности сюжетно-отобразительная и сюжетно-ролевая, не являются в этом смысле исключением. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребёнка, его опытом, знаниями. Эту особенность игры отмечали многие учёные. Л. С. Выгодский, например, видел источник её возникновения в противоречии между желанием действовать, как взрослый, и невозможностью немедленно включиться во «взрослую жизненную ситуацию».

Ребёнок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от взрослых. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Так разрешается противоречие, о котором говорил

Игровые задачи, которые решает ребёнок на протяжении раннего и дошкольного детства, резко отличаются от практических. В игре цель- мнимая, а условные, игровые действия обобщены. Для этапа сюжетно — отобразительной игры в раннем и младшем дошкольном возрасте характерно индивидуальное решение игровых задач. Это не значит, что игра не развита,- такова особенность данного этапа.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности.

Если всё, что происходит с ребёнком в повседневной жизни, перенести в его игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет её главная особенность – воображаемая ситуация. В игре результат деятельности, так же как и её цель, игровые условия, в которых эта цель предстаёт перед ребёнком, не имеют практической значимости.

Известно, что в повседневной жизни дети получают не только чёткие, конкретные знания, но и неясные, гипотетические. При этом неясные знания (общего характера) имеют тенденцию переходить в знания чёткие, определённые, и наоборот.

Неясные знания можно назвать общими.

Общие знания, взаимодействуя с конкретными, способствуют возникновению у дошкольников познавательной активности, создают как бы перспективу дальнейшего развития знаний в системе.

Игра дошкольников, получивших конкретные представления, имеет явно выраженный репродуктивный характер.

Обогащение жизненного опыта дошкольников знаниями общего характера ведёт к резкому изменению картины игры. В решении игровых задач они проявляют больше творческой инициативы.

Перспективные знания, систематизируя конкретные и общие, приводят к тому, что в игре на базе исходного сюжета возникают новые сюжетные линии, ставятся новые игровые задачи. В ходе развёрнутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путём действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путём логических, аргументированных рассуждений.

Таким образом, умственное развитие ребёнка в игре тесно связано с той «пищей для ума», которую он получает вне игры.

Так что же такое игра, как деятельность, в которой с большей или меньшей полнотой, глубиной и обобщённостью отражён мир, окружающий ребёнка?

Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определённых задач. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределённостью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Малыш мыслит действиями, а эти действия и есть обобщённые образы внешнего мира. На каждом следующем витке развития игры эти образы становятся информативнее и обобщённее.

Очень важным моментом является установление преемственности содержания внеигрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и дальнейшем переносе в игру.

Более обобщённое игровое действие (способ воспроизведения действительности) переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.

Особенно показательно замещение игрового действия словом.

Одни и те же игровые задачи могут решаться детьми разными способами, и чем более обобщённые действия лежат в их основе, тем легче они могут быть перенесены в другие условия, заданные воображением ребёнка или воспитателем, планомерно формирующим игру. Как только игра перестаёт быть простым освоением игрушек (знакомство с их свойствами, она приобретает не только наглядно-действенную, но и наглядно-образную основу, которая постепенно начинает преобладать.

Мотивом игры становятся не действия с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействие и взаимоотношения людей.

Если своевременно не сформировать всю «иерархию» предметных способов решения игровых задач, то ролевое поведение запаздывает. Дети не могут перейти к коллективной игре. По-видимому, для этого им необходима новая интеллектуальная основа деятельности – наглядно-образное мышление.

Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребёнок в состоянии заместить собой образ другого человека – взять на себя роль и действовать в соответствии с её содержанием.

В ходе развития игры ребёнок осваивает правила, т. е. ставший нормой общественный опыт поведения. Исторически, по-видимому, правила возникли из сюжетно-ролевых игр, которые эволюционировали в традиционные народные.

Усвоение правил в игре – это усвоение обобщённого социального опыта, что несомненно, способствует умственному развитию.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Следует культивировать ещё один вид игр – экспериментирование с различными предметами, специальными забавными, «умными» игрушками, основанными на использовании механических, гидравлических, магнитных, электротехнических и электронных устройств.

Важно, чтобы игры были не только поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают своё назначение как средство воспитания.

В наше время возникает новый вид игр – компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны,- могут стать важным средством развития основ логического мышления.

1. С. Л. Новосёлова «Игра дошкольника»; М; П; 1989.

2. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает»; М; П. ; 1991.

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре» «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре». Консультация для воспитателей. Подготовила Прусс И. А. воспитатель МБДОУ №53.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр» «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры» В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного.

Доклад для выступления на Мпо «Умственное воспитание дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС» На сегодняшний день все большую актуальность приобретают вопросы всестороннего развития детей, начиная с раннего возраста. В условиях дошкольного.

Консультация для воспитателей «Нравственно-экологическое воспитание детей» Консультация для воспитателей «Нравственно-экологическое воспитание детей» Нравственно-экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание.

Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» Материально-технические и медико-санитарные условия в ДОУ должны обеспечивать необходимый уровень.

Интеллектуальное и умственное воспитание в развитии дошкольников

Умственные способности ребенка лежат в основе его полноценного всестороннего развития. Ведь в это понятие входят развитие психики, мышления, логики, внимания, памяти, восприятия, речи, творческих способностей. Важную роль в этом играет интеллектуальное воспитание в дошкольном учреждении и дома – систематическая целенаправленная работа по воздействию на маленького человека с целью развития этих важных сфер. Когда и как этим нужно заниматься?

Каждому возрасту – свое

Чтобы понять, с какого возраста заниматься этими сферами, нужно знать теоретические основы умственного воспитания. Прежде всего – возраст, в котором ребенок наиболее готов к развитию тех или иных способностей.

  • Основой полноценного развития всех интеллектуальных способностей ребенка можно считать эмоциональный этап, который длится от рождения до полуторагодовалого возраста. В этот период наиболее важна благоприятная эмоциональная атмосфера в семье. Кроме того, познавательные процессы имеют сенсорную специфику – малыш изучает окружающий мир через прикосновения. Поэтому тактильному развитию на данном этапе – зеленый свет. Пусть трогает предметы, различные по форме, размеру, из разных материалов, с разными свойствами.
  • Логический этап (от года до 5 лет) является благоприятным для закладки и дальнейшего развития логического мышления, а также музыкальных способностей. Конструкторы, логические задачки, развивающие игры, головоломки, музыкальные занятия помогут в интеллектуальном воспитании на этом этапе.
  • Речевой этап продолжается от рождения примерно до 10 лет. Это время для расширения кругозора, словарного запаса, тренировки слухового восприятия информации, развития памяти, чтения, активного общения.

Поэтому эффективное умственное воспитание должно строиться с учетом этих особенностей.

Занимайтесь развитием речи ребенка с первых же месяцев его жизни. Больше с ним говорите, даже если он пока еще не понимает смысла сказанного, затем побуждайте говорить самого, отвечать на вопросы, обсуждайте с ним все происходящее, читайте много книжек. Ведь речь – это важнейшее средство коммуникации, с помощью которого ребенок сможет последовательно, связно, полно излагать свои мысли, делать выводы, строить отношения со сверстниками, общаться с воспитателями в саду, принимать участие в обучающих и познавательных играх.

Как достичь цели?

Собственно, какие это цели? Какие задачи должны решаться в процессе воспитания интеллектуальных и умственных способностей малыша? Основные из них следующие:

  • формирование адекватных представлений о мире, законах природы и социума;
  • развитие психически обусловленных познавательных процессов (таких, как память, речь, восприятие, воображение, мышление);
  • развитие любознательности и воображения;
  • развитие простейших приемов умственной деятельности;
  • речевое развитие.

Как решают эти задачи в детском саду? Прежде всего, в самой понятной и приятной для дошкольников форме – игровой, что обусловлено психологией возраста, а также в процессе физического и трудового воспитания, любой продуктивной деятельности. В ходе таких игр и занятий, используя доступный и понятный детям материал, воспитатели учат малышей сравнивать, наблюдать, размышлять, делать первые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать навыки коммуникации, ставить и достигать цели. В конечном счете все эти навыки помогают стимулировать дошкольника к активной познавательной деятельности.

Особую роль в этом важном процессе играет организация личного опыта малыша. Наблюдение, эксперименты, простейшие опыты над обыденными вещами (особенно – над природными явлениями) помогают детям дошкольного возраста накопить такой опыт.

Занимаемся дома

Основное условие для успешного умственного развития – любящая семья, в которой всегда поймут, помогут, поддержат, похвалят за успехи, посоветуют, придадут уверенности. В такой обстановке ребенок будет более продуктивно и гармонично развиваться.

Второе необходимое условие – воспитание в виде игры. Такая форма способствует:

  • повышению интереса к учебе;
  • творческой и познавательной деятельности;
  • развитию мышления, логики, памяти и других интеллектуальных процессов;
  • раскрытию склонностей и талантов ребенка;
  • повышению усидчивости, концентрации внимания;
  • нравственному, трудовому, физическому воспитанию;
  • развитию наблюдательности, воображения, чувства прекрасного.

При этом ребенок не отдает себе отчет в том, что он учится, познает. Это происходит незаметно для него.

Учите своего малыша играть в шашки, шахматы, разгадывать ребусы, кроссворды и головоломки, собирать конструкторы, пазлы. Эти занятия прекрасно способствуют интеллектуальному развитию.

Третье условие – учитываем склонность ребенка к развитию тех или иных способностей, соответственно возрасту.

Современные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Но помните, что увлечение ребенка компьютером или телефоном далеко не всегда полезно. Чаще всего это лишь дополнительная нагрузка на органы зрения и психику, поэтому ограничивайте время, которое малыш проводит, «общаясь» с современной техникой.

Как играть?

Важно подбирать игры на развитие разных способностей ребенка. Ниже приведены некоторые из них.

Для развития восприятия формы прекрасно подходит узнавание предметов, находящихся в мешке, на ощупь. Цветовое восприятие тренируют, например, подбирая пары к предметам заданного цвета. Для развития восприятия размеров можно просить малыша расставить несколько предметов по возрастанию или убыванию их величины. Восприятие времени тренируется при помощи наводящих вопросов: «Какое время года сейчас? Как ты это понял? Что быстрее растет, цветок или человек? Почему?».

Можно поиграть с ребенком в пуговицы. Для этого двум игрокам понадобятся расчерченные в клетку листы бумаги, а также одинаковые наборы различных пуговиц. Ведущий на своем поле выкладывает несколько пуговиц, а затем накрывает их бумагой. Ребенок должен повторить раскладку на своем поле.
Еще одна игра – «Найди изменение». Малышу показывают картинку, дают запомнить. Затем показывают похожее изображение, на котором что-то отсутствует или заменено. Ребенок должен вспомнить, что именно.

С ребенком договариваются, что он хлопнет, услышав правильно построенную фразу, топнет – услышав фразу с какой-то ошибкой (снег всегда идет летом).
Отслеживание начала и конца какой-то линии, переплетенной на рисунке с несколькими другими, – также прекрасная тренировка внимания.

Малышу предлагают представить себя потерянным шарфиком, маминой шубой, найденной перчаткой, смятой или аккуратно сложенной рубашкой и т. д.
Также полезно взрослому и дошкольнику нарисовать разные закорючки и обменяться рисунками. У кого получится дорисовать их до логических картинок – тот победил. Другой вариант – малышу предлагают незаконченное изображение и просят назвать, что изображено.

Здесь хороши игры по типу «съедобное-несъедобное» (например, «бывает – не бывает»). Полезно отгадывать предметы по их описанию, додумывать – «что будет, если…».

Умственные и интеллектуальные способности не прогрессируют сами собой. Для этого ребенку нужно получать соответствующий опыт, а затем использовать его. Давая ему этот опыт в игровой форме, важно помнить, что все дети отличаются скоростью мышления. Кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее. Нельзя ругать малыша за его «тугодумство». У него просто свой ритм. А вот похвала, поддержка помогут любому малышу развить интеллект, хорошо подготовиться к школе и дальнейшей социализации.

Игры для детей. Роль игры в воспитании.

Не многие родители уделяют большое внимание воспитанию детей путем игры. Однако, малышам проще воспринимать информацию через игровую форму. Воспитание детей в игре позволяет увидеть склонности, интересы ребенка. В процессе можно попробовать на себе профессии, которые любопытны малышу. Забавляясь, развивается не только физическая активности, но и интеллектуальные навыки.

Роль игры в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками. Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий. Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать “ взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками “ дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может “ понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика. Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми “ заменителями”. Мальчишки во дворе часто “ стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей. Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики “ работают” инструментами.


Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы отдохнули.Играя, дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

Игра как средство воспитания и развития школьников.

Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.

С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:

  • дисциплине;
  • работе в команде;
  • взаимопомощи;
  • терпению;
  • умению выслушивать собеседника.

Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд. Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень. Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.

Игры по возрастам.

Игры детям в возрасте от 3 до 4.

Игру “ Гуси — гуси” любят дети разного возраста, но именно в возрасте 3-4 года малыш познает коллективную игру. Происходит физическое развитие и развитие памяти. В начале выбирается водящий и “ волк”, остальные “ гуси” стоят лицом к “ волку”. “ Волку” необходимо поймать одного и более “ гусей”.

“ Подбери рифму” — здесь взрослый предлагает небольшое стихотворение без последнего слова, ребятам нужно его угадать. Например:
С длинной шеей великан,
Ростом он с подъёмный кран.
У него веселый нрав,
Потому что он – (Жираф).

“ Да или нет”. Правила таковы: ведущий задает вопрос и кидает мяч игроку. Участник, в свою очередь, должен немедленно ответить “ Да” или “ Нет”. Очень веселое времяпровождение среди сверстников. Играя в эту игру дети развивают внимательность и быстроту реакции.

Игры детям в возрасте от 4 до 5.

“ Быть воспитанным” — здесь развивается внимательность к произнесенным словам, закрепляется важность вежливых слов. В процессе взрослый спросит каждого участника принести что-либо, и его просьба должна быть удовлетворена при наличии слова “пожалуйста ”.

“ Мыши водят хоровод”. Между ребятами выбирают “ кота” и сажают его на стул (лавочку, пенек), чтоб поспал. “ Мыши” подходят потихоньку к “ коту” говоря: “ Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот. Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот — разобьет ваш хоровод”. В этот момент “ кот” начинает ловить детей. В этой игре развивается физическая активность, способность контролировать свои движения (тише, быстрее), память.

Домино, лото — отличное времяпровождения в кругу семьи, которое поможет развить внимательность и терпение.

Игры детям в возрасте от 5 до 6.

“ Слова”. Подойдет детям данного возраста. Здесь не нужно подготовки и дополнительных атрибутов. В нее можно играть по дороге в магазин, домой. Правила очень просты: каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например: мама говорит “ слон”, дите должен сказать слово, которое начинается с буквы “ н”.

Ролевая игра “ Магазин” в данном возрасте может усложняться. Вы можете приклеить ценники к товару, просить посчитать сдачу, взвесить конкретное количество продукта и прочее.

Поиграв в школу, дошкольник подготовится к новой жизни. Сначала родитель выступает в роли учителя, дает задания и проверяет их, хвалит и отпускает на перемены. Затем предложите ребенку быть учителем. Обязательно подыграйте малышу.

Можно понять, что любая игра доставляет детям радость. Позвольте развиваться малышу посредством игр, а еще лучше участвуйте в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.

Читать еще:  Лучшие развивающие игрушки до года
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector