221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики

Педагогическая консультация на тему: «Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей второго и третьего года жизни»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

Педагогическая консультация на тему:

«Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики

у детей второго и третьего года жизни»

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка ВПФ. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка.

В результате целенаправленных занятий по развитию пальцев и кистей рук, проводимых родителями и педагогами, совершенствуется мелкая моторика ребёнка, а значит улучшается качество кинестетических и тактильных ощущений, которые малыш получает в процессе действий с предметами. Улучшение качества ощущений способствует формированию более точного представления о свойствах предмета и способах действий с ним. Осуществляя дальнейшее игровое манипулирование с предметом у ребёнка развивается познавательная сфера и речь. Иначе говоря, чем более качественные ощущения поступают в головной мозг ребёнка, тем более интенсивно происходит его развитие.

Для развития мелкой моторики ребёнка второго-третьего года жизни я рекомендую использовать родителям и педагогам следующие игры:

Игры на развитие тактильного восприятия

Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

Перед проведением игры на ощупывание ребенку необходимо подержать кисти рук в мисочке с теплой водой или провести зубной щеткой по подушечкам пальчиков сверху вниз — это повысит их чувствительность.

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь.

Знакомство с качествами предмета на занятии проводится поэтапно:

привлечь внимание ребенка к тактильному объекту;

показать, как обследовать объект;

дать ребенку самостоятельно определить качество предмета.

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

Основной прием самомассажа — поглаживание, манипуляция, при которой рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.

В зависимости от силы поглаживание может успокаивать или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает, сильное, с нажатием, и прерывистое — возбуждает.

Рука ребенка еще очень слаба, поэтому в данном случае речь идет о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону кисти малыш поглаживает мягкой щеточкой, пуховкой или кусочком меха — это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание кончиков пальцев жесткой (зубной) щеточкой повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения).

Для этой же цели служат игры с применением шестигранного карандаша, грецких орехов.

С помощью этих игр у ребенка развивается умение чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением. Обогащается сенсорный (чувственный) опыт малыша.

Посредством осязания, мышечного чувства он начинает различать форму, величину, качество предметов (одни предметы твердые, другие мягкие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются; предметы издают различные звуки: стук, звон).

Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, рассказывая о них, то обогащается его словарь, развивается речь. Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Развивается устойчивость внимания, целеустремленность.

Прежде чем дать ребенку материал для лепки (глину или пластилин), познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он разминается, скатывается, расплющивается).

Покажите, как можно работать с материалом: разминать его пальцами, ощупывать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарики, соединять детали из пластилина. Прежде чем начать работу, необходимо познакомить ребенка с тем реальным предметом, который он будет лепить.

Детям раннего возраста (2 года 6 месяцев — 3 года) важно, чтобы их работа была значима, поэтому то, что делает ребенок, должно иметь утилитарное значение (малыш может кормить кукол, зверей, помогать вам в чем-то, что-то чинить).

Начиная работу, не давайте детям большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может быть причиной отказа ребенка от работы. При планировании работы соблюдайте основной принцип педагогики — идите от простого к сложному.

После окончания работы полюбуйтесь поделкой, похвалите ребенка, поаплодируйте и порадуйтесь вместе со всей семьей или детьми группы, в которой находится малыш. Это повысит его самооценку, его значимость в семье или коллективе сверстников.

Работу с пластилином можно сопровождать чтением стихотворений, потешек, небольших сказок.

При регулярных занятиях к концу третьего года пальчики ребенка станут более ловкими, движения координированными, изделия узнаваемыми.

Этапы работы с пластилином (глиной):

знакомство со свойствами материала, правилами пользования рабочим материалом;

обучение основным техническим приемам работы с материалом;

раскатывание (палочек, цилиндров);

раскатывание (шаров), соединение вместе нескольких форм.

Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи, необходимо, чтобы ребенок работал с бумагой.

Благодаря этим играм развивается также устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Умение подражать очень важно поскольку позволяет малышу заимствовать опыт взрослых. Ребенку раннего возраста очень важен наглядно-действенный показ: взрослый на его глазах проделывает все то, что потом он должен будет проделать самостоятельно. Иногда вам придется действовать совместно с малышом, направлять его движения. Наглядный показ следует сопровождать словом.

Постепенно у ребенка установится связь между вашими действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания, например: «Скатай из бумаги «шарик».

Фольклорные пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Соединение «слово — палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

Проводя игры на выкладывание, мы преследуем следующие цели: развиваем щипковой захват указательным и большим пальцами; совершенствуем движения «глаз — рука»; развиваем воображение; обогащаем словарный запас; совершенствуем зрительное восприятие. Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть объект, который предстоит выкладывать, выделить в нем значительные детали.

Если малыш хорошо владеет речью и мелкой моторикой, можно предложить ему самостоятельно обвести обследуемый предмет и назвать его значимые детали.

Если ребенок еще мал или не способен сделать это самостоятельно по другим причинам, возьмите его руку в свою, вытягивая и удерживая его указательный палец, и начинайте обводить предмет по контуру, называя при этом детали, а затем предложите рассмотреть изображение предмета или его схему.

Читать еще:  Развивающие игрушки 7 8 месяцев

Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребенок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз надо усложнять:

выкладывать на образце (методика накладывания);

выкладывать под образцом;

выкладывать по памяти;

выкладывать со сменой материала — от крупного к мелкому (счетные палочки — спички).

Проводя игры с мозаикой мы преследуем следующие цели: развиваем щипковой захват указательным и большим пальцами; совершенствуем движение «глаз — рука», зрительное восприятие; развиваем воображение и пространственную ориентацию — представления о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Читать еще:  Развивающие игрушки для 8 месячного ребенка
Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 3255 раз

Библиографическое описание:

Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 18-22. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/923/ (дата обращения: 23.03.2020).

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

В своей работе я использую «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр сребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  1. Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
  2. Желательно взрослому знать текст.
  3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.
  4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
  5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.
  6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
  7. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.
  8. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.
  9. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.
  10. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.
  11. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  12. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.
  13. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.
  14. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
  15. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении.Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Скорее всего, каждый когда-либо слышал о важности формирования у детишек точной моторики и об её взаимосвязи с языковыми навыками. Однако отлично «работающие» руки и скоординированность движений влияют не только на речь, но и в целом на психофизическое развитие.

Читать еще:  Развивающие игры от 1

Ручные умения можно и нужно совершенствовать. Одним из самых интереснейших и простых методов развития тонкой моторики считаются пальчиковые игры. Именно эти занятия помогают ребёнку стать истинным хозяином своих ладошек и пальчиков.

Почему пальцы помогают говорить?

Существует определённая зависимость – чем лучше функционируют пальчики и вся рука в целом, тем совершеннее детская речь. Откуда берётся такая связь? Давайте разбираться. Человеческая рука широко «представлена» в коре больших полушарий, вот почему именно моторная ловкость способна помочь в развитии мозга и формировании языковых умений.

Любопытно, но малыши начинают активно проговаривать слова лишь тогда, когда движения их пальчиков становятся достаточно точными. Детские руки словно готовят «плацдарм» для последующего совершенствования речевых умений.

Казалось бы, не следует вмешиваться в естественный ход развития ребёнка – ручки сами с возрастом станут сильными и ловкими и потянут за собой речь. Однако не всегда моторная ловкость приходит в нужное время, именно поэтому и рекомендуется играть с крохой в пальчиковые игры.

В чём польза игр с участием пальцев?

Под пальчиковыми играми понимают один из способов развития тонкой моторики, представляющий собой специальные упражнения для кистей рук и пальцев. Эти занятия способны принести существенную пользу для психофизического развития маленького ребёнка. Итак, игры с участием пальчиков:

  • развивают и совершенствуют речевые умения. Проговаривание стишков, сопровождающееся изменением положения пальцев, улучшает связи между полушариями головного мозга и активизирует языковой центр;
  • развивают способность слушать и слышать слова взрослого человека и выполнять его инструкцию;
  • активизируют творческие способности, поскольку ребёнок начинает воспринимать свои ручки в качестве «инструмента» для рассказывания различных историй и стихов;
  • развивают мелкую и крупную моторику, увеличивая подвижность конечностей, гибкость, ловкость и умение координировать свои движения;
  • ненавязчиво формируют начальные математические представления (ребёнок в игре пересчитывает свои пальчики);
  • помогают концентрации и распределению внимания;
  • совершенствуют память, поскольку в процессе игры ребёнок запоминает положение пальчиков, последовательность действий и инструкцию в виде стихотворения;
  • способствуют развитию эмоций, формированию хороших взаимоотношений между ребёнком и взрослым.

Помимо этого, пальчиковые игры – возможность весело и увлекательно проводить время с ребёнком в перерыве между домашними хлопотами, в общественном транспорте, при укладывании крохи в кроватку. А ещё с их помощью можно отвлечь малыша от каприза, мгновенно переключив его внимание.

Когда начинать?

В развитии ребёнка имеются так называемые сенситивные возрастные этапы, когда он наиболее восприимчив к формированию каких-либо психических процессов. Для речевых умений такой период наступает в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в это время малыш начинает активно общаться, овладевать основами речевого поведения. Однако ждать наступления полуторагодовалого возраста не стоит, заниматься пальчиковыми играми можно с младенчества, но делать это нужно правильно.

  1. В 3 месяца можно проводить своеобразную гимнастику. Родители поглаживают ладошки и пальчики, подтягивают малыша, который крепко сжимает кулачки вокруг пальца мамы или папы.
  2. С детьми 6-7 месяцев проводят ежедневные тренировки, которые представляют собой массаж кистей и пальцев. Также родители могут разминать и поглаживать ладони по 3 минутки каждый день.
  3. С 10 месяцев под строгим надзором взрослых малыши могут катать пальцами шары из дерева, пластилина и пластика разного размера. Массаж и разминание пальчиков продолжается.
  4. Начиная с 1,5 лет, родителям нужно подключать распространённые народные забавы – потешки, занятия с пальчиковым «звериным» театром. Кроме того, малышей учат шнуровать, расстёгивать пуговки и собирать крупные пазлы.
  5. С 3-летками занимаются уже достаточно сложными пальчиковыми играми с обязательным повторением малышом текста стихотворений. Также нужно заниматься мозаикой, нанизыванием бусин, шнурованием и выкладыванием узоров из круп и макарон.
  6. К 6 годам ребёнок уже умеет рисовать карандашом, раскрашивать, заниматься лепкой. А пальчиковые игры становятся ещё более совершенными – подключается сложный пальчиковый и кукольный театр, что даёт малышу возможность импровизировать, проявлять своё воображение.

Таким образом, в каждом возрасте существуют свои занятия на совершенствование мелкой моторики. Поэтому родителям не стоит зацикливаться только на пальчиковых играх, а применять все варианты двигательных упражнений.

Примеры пальчиковых игр

Эти замечательные упражнения разнообразны по содержанию и выполнению, так что их условно можно разделить на несколько групп и определить назначение.

Игры-манипуляции:

  1. «Ладушки», «Сорока-белобока» – нужно щекотать и поглаживать детскую ладошку указательным пальцем.
  2. «Мальчик-пальчик», «Мы делили апельсин», «Пальчики пошли гулять», «Этот пальчик – дедушка» – малышу необходимо по очереди загибать каждый палец.

Подобные задания дети могут выполнять сами (если позволяет возраст) или же с помощью родителей. Упражнения совершенствуют фантазию и воображение: малыш представляет определённый образ, глядя на каждый палец.

Сюжетные игры с пальчиками:

  1. «Пальцы здороваются» – ребёнок отставляет большой пальчик в сторону, а подушечки остальных пальчиков с ним соприкасаются (сначала упражнение выполняется правой рукой, затем левой, а потом – двумя).
  2. «Цветочки распускаются» – сжать кулачок, а затем по очереди выставлять пальца (правой, левой рукой, одновременно обоими).
  3. «Грабельки» – ладошки повернуть к себе, а пальчики переплести между собой.

К подобным упражнениям относят и пальчиковые игры, позволяющие ребёнку изображать мебель, транспорт, зверей, птиц и деревья.

Игры со звуковой гимнастикой:

Малыши по очереди соединяют пальчики каждой ручки друг с другом, выпрямляют поочерёдно каждый палец или сжимают пальчики в кулачок, произнося при этом определённые звуки: к-г, ж-ш, з-с.

Гимнастика для мозга:

  1. «Кольцо» – ребёнок по очереди перебирает пальчики, при этом важно соединять в колечко большой пальчик последовательно с указательным, средним и т.д.
  2. «Кулачок – ребро – ладошка» – малыш по очереди меняет 3 положения: ладошка, сжатая в кулачок, ладошка ребром на столешнице, ладошка лежит на столе.
  3. «Ухо – носик» – ребёнок левой ручкой берется на кончик носа, а пальчиками правой руки ухватывается за правое ухо. По команде он опускает руки и меняет их положение.
  4. «Восьмёрка» – ребёнок рисует в воздухе горизонтальную восьмёрку 3 раза: поначалу правой рукой, затем левой, потом – обеими ручками.

В эту группу пальчиковых игр входят специальные упражнения (их ещё называют кинезиологическими), которые помогают компенсировать работу левого полушария головного мозга.

Игры, которые сочетаются с самомассажем:

  1. «Моем ручки» – ребёнок выполняет движения, напоминающие мытьё рук.
  2. «Солим капусту» – малыш ребром правой ладошки постукивает по ладони левой руки. Затем обеими руками имитирует посыпание солью и смятие капусты (пальцы сжимаются в кулачок).
  3. «Гусь щиплет траву» – ребёнок пальчиками правой руки щиплет кисть левой.

В подобных пальчиковых играх применяются обычные для массажа движения: ребёнок разминает, растирает, надавливает и пощипывает кожу кистей рук. Чтобы упражнение было более эффективным, дайте малышу грецкие орехи, каштаны, массажные мячи.

Пальчиковый театр:

  1. «Бабочки» – малыш сжимает пальчики в кулак и по очереди выпрямляет мизинчик, безымянный и средний пальчики, а указательный и большой соединяет в колечко. Выпрямленные пальчики делают быстрые движения, напоминающие трепетанье крыльев бабочки.
  2. «Сказка» – ребёнок разыгрывает какую-либо сказочную историю, во время представления каждый пальчик становится определённым персонажем.
  3. «Осьминожек» – детские пальчики превращаются в щупальца осьминогов, которые гуляют по морскому дну.

Итак, пальчиковые игры – потрясающая возможность развить тонкую моторику пальцев малыша и провести время весело и с удовольствием. Выбирайте те упражнения, которые нравятся ребёнку, занимайтесь с ним регулярно, постепенно усложняя задание. Результатом ваших трудов станут хорошо развитые речевые навыки, творческие и интеллектуальные способности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector