221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние игры на психическое развитие дошкольников

Влияние игры на развитие дошкольников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Как влияют игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Игра как важнейшее условие развития

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна. В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам? Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение. Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей. Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений. Педагогика выделяет множество видов игр: Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств. Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей). Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Влияние игры на психическое развитие дошкольника

Фролова Татьяна
Влияние игры на психическое развитие дошкольника

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, — отмечал он — игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…».

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя,ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

Читать еще:  Игры на развитие мышления для подростков

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. В ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Влияние мультипликации на развитие личности дошкольника Дошкольное детство – значимый период личностного развития. Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Искусство.

Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно.

Мастер-класс для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» Мастер-класс для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель.

Презентация опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника «Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению.

Влияние дидактической игры на развитие младшего дошкольника В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные.

Консультация для родителей «Влияние музыкальной деятельности на развитие ребёнка — дошкольника» • Развитие музыкального слуха помогает детям тонко и сознательно различать звуковысотные колебания, что значительно повышает в будущем их.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей Чтобы ребёнок качественно и своевременно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми.

Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение — это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно.

Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Димчева Надежда Борисовна
педагог – психолог
Иванова Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
Потоцкая Светлана Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольное детство достаточно емкий период в развитии личности, оно занимает временной отрезок от 3 до 6-7 лет. В данном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, речи, воображения и т.д. Ведущей деятельность в данном возрасте является – игра. Кроме того, рассматриваемый возраст – это возраст «почемучек», когда любопытство детей достигает своего апогея и нет предела его любознательности и вопросам. Словом, все важнейшие психические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, что он большую часть времени играет, – дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Замечательный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают наиболее продуктивно осуществить процесс социализации.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т.д. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников; играя, дети учатся подчиняться правилам. Косвенным образом воспитываются навыки поведения в коллективе.

Читать еще:  Игры с годовалыми детьми развивающие

По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Ко второй группе относятся дидактические игры (лото, пирамидки, мозаика и т.д.). У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются такие познавательные психические процессы, как восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития ребенка, в том числе способствуют развитию творческого мышления.

Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры.

(«Больница», «магазин», «школа», «строитель» и т.д.). В сюжетно – ролевой игре знание детей не только уточняются и расширяются, но и силу их неоднократного, практически – действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В нашем дошкольном учреждении старания педагогов нацелены на полноценную организацию игровой деятельности для воспитанников. Важным фактом является то, чтобы дети в летний оздоровительный период получили полноценное развитие, как физическое, так и умственное.

Список литературы:

  1. Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры/ К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
  2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/ Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
  3. Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

Влияние игр на мышление и развитие ребенка

Чтобы понять, каково значение игры для психического развития ребенка, необходимо разобраться с самим понятием.

В дошкольном возрасте именно игра считается основным видом деятельности малыша. В ходе игрового процесса у ребенка формируются основные личностные особенности и целый ряд психологических качеств. Кроме того, именно в игре берут начало отдельные виды деятельности, которые со временем приобретают самостоятельный характер.

Психологический портрет дошкольника достаточно легко можно нарисовать, всего лишь несколько минут понаблюдав за тем, как он играет. Такого мнения придерживаются как опытные педагоги, так и детские психологи, которые игровую деятельность в детском возрасте приравнивают по значению к работе или службе в жизни взрослого человека. Как играет малыш? Сосредоточенно и увлеченно? А может быть, с нетерпением и отсутствием концентрации внимания? Скорее всего, так же он проявит себя и на работе, когда вырастет.

На что влияет игровая деятельность?

В первую очередь стоит отметить ее влияние на формирование психических процессов. Играя, малыши учатся концентрироваться, запоминать информацию, действия. Направлять деятельность дошкольника проще и удобнее всего именно в игре.

В процессе малыш будет учиться сосредоточивать внимание на отдельных предметах, вовлеченных в процесс, держать в памяти сюжет, предугадывать действия. Ребенку крайне необходимо быть внимательным, соблюдая правила. В противном случае сверстники могут отказаться от его участия в дальнейшем.

В игре активно развивается умственная деятельность малыша дошкольного возраста. Малыш по ходу учится замещать одни предметы другими, придумывает названия новым предметам, вовлекая их в процесс. Со временем действия с предметами сходят на нет, так как ребенок переносит их на уровень устного мышления. В результате можно отметить, что игра в данном случае ускоряет переход ребенка к мышлению в отношении представлений.

С другой стороны, сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку разнообразить мышление, принимая во внимание мнения других людей, учат малыша предугадывать их поведение и корректировать на его основании собственную манеру поведения.

Детские игры можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Они отражают жизнь, которую ребенок наблюдает вокруг себя.
  2. Игровая деятельность имеет общественный характер и меняется под влиянием изменения условий жизни ребенка.
  3. Это активная форма творческого отражения ребенка действительности.
  4. Это использование знаний, комплекс упражнений, способ обогатить свой опыт и стимулятор для развития нравственных способностей ребенка.
  5. Речь идет о коллективной деятельности детей.
  6. Такая деятельность стимулирует развитие детей в разных сферах, совершенствуется и изменяется, вырастая во что-то большее.

В дошкольном возрасте дети пробуют внедрять в жизнь элементы ролевой игры, в ходе которой показывают желание приблизиться к жизни взрослых, демонстрируют взаимоотношения и деятельность взрослых с собственной точки зрения.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленткий ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

Игра — это прекрасная возможность для ребенка выразить эмоции, которые в реальной жизни он, возможно, выразить бы не решился. Кроме того, в ходе игрового процесса малыш учится перенимать особый жизненный опыт, моделируя ситуации, планируя и экспериментируя.

Играя, ребенок в дошкольном возрасте учится выражать чувства без опаски быть отчитанным или высмеянным. Он не боится последствий, и это позволяет ему быть более открытым. Показывая чувства и эмоции, малыш учится смотреть на них со стороны, таким образом понимая, что полностью контролирует происходящее и знает, как отрегулировать ситуацию, решить конфликты.

Читать еще:  Развивающие игры для грудничков

На психическое развитие ребенка игра оказывает серьезное влияние, и в этом сложно усомниться. Именно в процессе игры ребенок знакомится со свойствами предметов, учится распознавать их скрытые качества. Его впечатления накапливаются как снежный ком, а в ходе игры они приобретают определенный смысл и систематизируются.

Во время игры дошкольник переносит действия на разные предметы, учится обобщать, развивая словесно-логическое мышление. В игровом процессе малыш обычно сопоставляет себя только с теми взрослыми, которые играют в его жизни важную роль, которых он уважает и любит. Он может копировать отдельные их действия в младшем возрасте и воспроизводить их отношения между собой в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому игру можно считать наиболее реальной школой для развития социальных отношений с моделированием поведения взрослых.

Обучающий процесс и роль в нем игровой деятельности

С помощью игры ребенок получает новые возможности для развития личности, воспроизводя поведение и взаимоотношения взрослых. В процессе ребенок учится налаживать связи со сверстниками, осознают степень ответственности за выполнение правил игры. Таким образом, в ходе игры ребенок учится волевой регуляции поведения.

У дошкольников, как младших, так и старших, именно с игровой деятельностью связаны такие интересные и развивающие занятия, как рисование и конструирование, к которым у малышей с раннего возраста возникает особое влечение.

В ходе игровой деятельности формируется также и учебная деятельность, которая со временем станет основной. Естественно, что учение не может самостоятельно возникнуть из игры. За его ввод отвечают взрослые. Очень важно, чтобы дошкольник приучался к учению именно в ходе игры. В этом случае он будет относиться к нему одновременно легко и с пониманием необходимости соблюдения основных правил.

Влияние игр на развитие речи

На развитие речи игровая деятельность оказывает не менее важную роль, чем на учение. Чтобы стать «своим» в игре, ребенку нужно уметь выражать эмоции и желания словами, то есть иметь определенные навыки речи. Эта необходимость будет способствовать развитию связной речи с использованием большого количества слов. Играя, дошкольники учатся общаться.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже умеют договариваться о том, кто какую роль будет играть в процессе. Прекращение игры может стать причиной разрушения общения.

В ходе игровой деятельности происходит перестройка основных психических функций малыша, а знаковые функции развиваются в результате замещения предметов друг другом.

Игровая деятельность и коммуникабельность

Аналогично другим видам деятельности, игровая потребует от малыша проявления целого ряда волевых качеств для налаживания прочного контакта с участниками. Чтобы игра приносила удовольствие, ребенок должен обладать социальными навыками. Это значит, что дошкольник должен понимать, что нельзя обойтись без общения и желания наладить связь со сверстниками, участвующими в игре.

Дополнительный плюс — проявление инициативы и желание убеждать других, что игра должна проходить по тем или иным правилам с учетом мнения большинства. Все эти качества, которые одним словом можно назвать «коммуникабельность», будут формироваться в процессе игровой деятельности.

В ходе игры у детей часто возникают спорные ситуации и даже ссоры. Считается, что конфликты появляются потому, что каждый из участников имеет свои представления о том, по какому сценарию должна проходить игра. По характеру конфликтов можно судить о развитии игры как совместной деятельности дошкольников.

Произвольное поведение в ходе игровой деятельности

Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения у дошкольника. Именно в ходе игры малыш учится подчиняться правилам, которые со временем будет соблюдать и в других сферах деятельности. Под произвольностью же следует в данном случае понимать наличие образца поведения, которому будет следовать дошкольник.

К старшему дошкольному возрасту для ребенка правила и нормы будут иметь особое значение. Именно они будут оказывать влияние на его поведение. К моменту поступления в первый класс дети уже будут отлично справляться с собственным поведением, контролируя весь процесс, а не отдельные действия.

Кроме того, нужно отметить, что именно в ходе игровой деятельности будет развиваться потребностная сфера дошкольника. У него начнут появляться мотивы и вытекающие из них новые цели. В ходе игры ребенок будет с легкостью отказываться от мимолетных желаний во имя больших целей. Он будет понимать, что за ним наблюдают другие участники игры и он не имеет права нарушать установленные правила, меняя функции роли. Таким образом у малыша развиваются терпение и дисциплина.

Во время ролевой игры с интересным сюжетом и многочисленными ролями дети учатся фантазировать, у них развивается воображение. Кроме того, малыши в ходе игровой деятельности такого рода учатся преодолевать познавательный эгоцентризм, тренируя произвольную память.

Таким образом, у детей игра — это самостоятельная деятельность, в результате которой они учатся познавать различные сферы социальной действительности.

Игрушки — неотъемлемая часть процесса

Играть, не используя игрушки? В дошкольном возрасте это практически невозможно. На игрушку возлагается сразу несколько ролей. С одной стороны, она способствует психическому развитию малыша. С другой – является и предметом для развлечения, и средством для подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Игрушки могут быть из разных материалов и с разными функциями.

Например, популярные дидактические игрушки будут стимулировать гармоничное развитие малыша, улучшая ему настроение, а моторные станут незаменимы для развития моторики и двигательных способностей.

С детства ребенка окружают десятки игрушек, которые выступают в роли заменителей целого ряда предметов из взрослой жизни. Это могут быть модели машинок, самолетов и оружия, различные куклы. Осваивая их, малыш учится осознавать функциональное значение предметов, что способствует его психическому развитию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector