221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2 физическое развитие ребенка дошкольного возраста

Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста

Раздел 2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста. (44 часа, 9-19 недели)

Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста

Основные понятия и термины по теме: физическое развитие, эндокринныежелезы, моторика, массаж, плоскостопие, закаливание, гигиена,ультрафиолетовое облучение.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Критерии физического развития детей.

2.Определение состояния здоровья детей

3.Гигиена закаливания и физического воспитания детей.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1.Критерии физического развития детей.

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их

физическое развитие – совокупность морфофункциональных свойств

организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки

физического развития применяют методику антропометрических

исследований: длину тела (рост), массу тела (вес), окружность грудной

клетки — морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной

клетки, мышечную силу рук — функциональные признаки; состояние опорно-

двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп,

развитие мускулатуры), степень жироотложения – соматоскопические

признаки. Для оценки физического развития учитывают и уровень

биологического развития – формирование зубной системы, моторики, речи,

ростовые процессы, у подростков – степень полового созревания.

Физическое развитие – это также один из показателей здоровья, поэтому

оно может измениться под влиянием заболеваний. Особенно это заметно при

нарушении функции эндокринных желез (гигантизм, карликовость,

неравномерное развитие отдельных частей тела). У детей часто болеющих

или имеющих хронические заболевания (рахит, туберкулез, дизентерию,

гипотрофию) наблюдается замедление роста, снижение веса, ослабление

тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. С другой стороны,

течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его

физически развитием. Поэтому состояние здоровье и физическое развитие

детей необходимо исследовать параллельно.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни меняется и

должно укладываться в определенные возрастные нормы. Нормы

устанавливаются при обследовании больших однородных групп,

климатических условий и этнографических особенностей, которые

пересматриваются каждые 5-10 лет. Чтобы судить о гармоничности развития

сопоставляют данные о росте и массе с окружностью грудной клетки с

использованием оценочных таблиц. Нарушение этих соотношений может

свидетельствовать о дисгармонии в развитии. Частота обследования ребенка

определяется темпами его физического развития. Дети 1 года обследуются

1раз в месяц, от 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в

полгода. Ослабленных и отстающих в развитии детей обследуют чаще,

результаты фиксируются в индивидуальной карте.

2.Определение состояния здоровья детей.

В отечественном здравоохранении принято более широкое определение

здоровья: «Здоровье – естественное состояние организма,

характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и

отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей это означает

возможность посещать детские дошкольные учреждения (ДДУ), овладевать

умениями и навыками в соответствии с программой детского сада.

Для оценки здоровья используют следующие критерии:

1.наличие или отсутствие хронических заболеваний (врачи-специалисты)

2.уровень функционального состояния основных систем организма

3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

(число заболеваний за год)

4.уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и

степень его гармоничности (детский психолог)

К числу факторов, обуславливающих здоровье детей, относится

окружающая среда, в том числе социальная, наличие и отсутствие

отклонений в анте-, пери- и раннем постнатальном развитии.

3. Гигиена закаливания и физического воспитания детей от 1 до 6 лет.

Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему,

способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких,

органов пищеварения и выделения, состав крови м обмен веществ,

повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться

следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность,

учет индивидуальных особенностей ребенка. Средства закаливания просты и

доступны: не кутать детей, не бояться свежего воздуха, систематически )4-5

раз в день) проветривать комнату, летом держать окна открытыми, т.к.

стекло не пропускает УФ лучей, необходимых ребенку. В помещении, где

находится ребенок, категорически нельзя курить.

Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед

купанием – первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры.

Температура воздуха для грудного ребенка должна быть не ниже 22 С. После

привыкания к этой температуре при воздушной ванне может быть 20 и 18 С.

Их продолжительность вначале не должна превышать 2-3 мин, затем время

можно постепенно увеличивать и для детей 6 месяцев можно довести до 15

мин., а для детей 6-12 мин до 20 -25 мин и до 2 раз в день. Обнажать тело

нужно постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса, и затем до конца.

Летом лучше это делать во дворе, чтобы попал УФ.

Очень полезно закаливание водой.К закаливанию водой приступают

постепенно и осторожно. С 3-4 мес. можно применять влажные обтирания.

Кожу ребенка предварительно надо подготовить. Для этого сухой фланелью

или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело,

руки и ноги до розового цвета. Спустя 1,5-2 недели, можно перейти к

обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной водой и

отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы и

ноги. Сразу же вытирают смоченную часть тела сухим полотенцем до

покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части должно быть под

одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1стакан воды 1 ч. Ложку

соли или одеколона. Обтирания лучше делать после утреннего сна 5-6 мин,

темпер. Воды 32-33 С, а примерно через неделю постепенно можно довести

Гигиеническую ванну не следует делать горячей. Темп. Для 6 –мес.

ребенка должна быть 36,5-37,5 С, а для более старших 36 С. После ванны

полезно облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже, а постепенно на 2-3 град.

ниже. Начиная с 10-11 мес. утром и вечером лицо шею и руки до локтя надо

умывать прохладной водой (не ниже 18-20С).

Детям очень полезны прогулки. Приучать к холоду надо постепенно,

начиная с прогулок дома с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе.

Закаливание должно вызвать у ребенка хорошее настроение. Если ребенок

плачет, значит процедура выполняется неправильно. Особенно закаливание

полезно ослабленным детям, поэтому предварительно надо посоветоваться с

врачом. Если ребенок заболел, раздражен, плохо спал, отказался от груди и

др., то закаливание прекращают.

С конца 1 мес. ребенку полезен массаж, а со 2-го – гимнастика, которые

проводят ежедневно в одно и то же время через 30 мин после еды в течение

5-12 мин. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз. Детям от 1,5 до 3 мес.

можно делать комплекс упражнений из приемов массажа (поглаживание) и

активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук, ног,

выкладывание на живот, массаж спины, живота, стоп, разгибание

позвоночника в положении на боку. При проведении массажа поглаживания__д.б. легкими, плавными и направлены от периферии к центру. Например, массаж рук от кисти к плечу по внутренней и наружной поверхностям; поглаживание ног к паховому сгибу по наружной и задней поверхностям голени и бедра, обходя коленную чашечку и избегая толчков в области коленного сустава.

К 3-4 мес. уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей.

Между мышцами сгибателями и разгибателями установилось равновесие,

поэтому в комплекс упражнений вводят пассивные движения: отведение рук

в стороны и скрещивание на груди, массаж ног, поворот со спины на живот

при поддержке за руки, массаж спины, отклонения головы назад в

положении на животе на весу, массаж живота.

В 4-6 мес. вводят движения, направленные на побуждение к ползанию и

на развитие рук. Ребенка чаще укладывают на живот на жесткую

поверхность. Делают следующие упражнения: отведение рук в стороны и

скрещивание на животе, массаж живота, скользящие шаги, поворот со спины

на живот за ноги, массаж спины, «парение» на спине, сгибание и разгибание

ног вместе и по одной, приподнимание верхней части тела из положения на

Детям в возрасте от 6до 10 мес. делают упражнения для мышц туловища

и ног, костно-связочного аппарата для подготовки к сидению, стоянию,

ходьбе, предотвращения плоскостопия и искривления позвоночника.

Упражнения включают охватывающие движения руками, скользящие шаги,

массаж живота, поворот со спины на живот вправо за ноги, массаж спины,

присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, круговые

движения руками, поворот со спины на живот влево за ноги, приподнимание

туловища из положения на животе при поддержке за руки, ползание.

Читать еще:  Интеллектуальное развитие ребенка 6 лет

От 10 мес до 1 г 2 мес.сгибание и разгибание рук, скользящие шаги,

круговые движения руками с кольцами, поворот со спины на живот в обе

стороны, массаж спины, наклон туловища и выпрямление, массаж живота,

поднятие выпрямленных ног до палочки по команде, присаживание

самостоятельное с фиксацией ног, напряженное выгибание из положения

сидя на коленях у взрослого, приседание при держании ребенка за руки с

Комната должна быть проветрена, температура 20-22 С. Стол для

гимнастики должен быть покрыт сложенным вчетверо байковым одеялом ,

сверху клеенка и пеленка. Руки матери должны быть вымыты, согреты, без

колец и часов, с ребенком надо разговаривать или напевать ему.

К году у ребенка 8 зубов, он вырос на 25 см, масса увеличилась втрое, он

ходит , 10-15 слов, понимает все, что Вы говорите, сосредоточенно слушает,

У детей до 2-х лет улучшается ходьба. Дети могут ходить по траве, по

ограниченной поверхности, взбираться на бугорки, бегать, развивается

лазание. Поэтому от родителей необходимо большое внимание для

Развитие детей на 3-м году. За счет большего окостенения скелета и

совершенствования развития всех органов ребенок становится более

выносливым. Возрастает работоспособность нервной системы,

бодрствование увеличивается до 6-6,5 часов. Но дети еще не способы на

длительное ожидание, они не могут долго сидеть или сохранять одну и ту же

позу. Он быстро устает от однообразных действий, например, идти в одном

направлении, не меняя темпа движений, легко возбуждается, если

бездействует. В развитии основных движений (ходьбы, бега, лазания,

бросания) нарастает умение управлять движениями, согласовывать их в

соответствии с окружающими условиями (хорошая координация) у 30% .

В возрасте 3-4 г. ходьба имеет неравномерный темп и недостаточную

четкость движений, несоблюдение заданного направления, боковые

раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами,

ноги при ходьбе полусогнуты. Бег (отрыв обеих ног от пола), «полетность» ,

уже присутствует, но пока плохо заметна. Прыжки и подпрыгивания, а

также в длину с места и через палку характерны для большинства детей этого

возраста У 4-леток половина детей делают неплохой толчок и приземление

на полусогнутые ноги, но еще отсутствует взмах рук при прыжке. Метание

, как навык, пока отсутствует, т.к нет хорошего замаха рукой и поворота

туловища. Легче удается бросание и ловля мяча, чем бросание вдаль. При

лазании отмечается приставной шаг, движения рук не всегда сочетаются с

В 5-6 лет координация движений улучшаются, шаг при ходьбе

становится равномерным, более согласованы движения рук и ног. Бег,

«полетность», в возрасте 4-5 лет у 20 % детей очевидна, особенно при

наличии тренировки. Хорошая координация движений наблюдается у 70-75%

Увеличивается длина прыжка с места, с разбега, но взмах рук используется

слабо, слабое отталкивание, приземление на всю стопу. НО они хорошо

прыгают на одной ноге с продвижением вперед. При метании большинство

детей делают правильный взмах рукой и поворот туловища, лучше

выдерживается направление броска и попадание в цель. Полностью

овладевают навыком лазания, переменным шагом. Умеют стоять на 1 ноге,

ходить на носках и пятках, ходить по уменьшенной площади опоры

(скамейке, бревну и на разной высоте).

К 7 годам практически у всех детей достигается координация движений

рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает

скорость ходьбы на расстояние. При ходьбе у большинства детей правильная

осанка. 90% детей хорошо бегают. Могут выполнять прыжки на месте и с

продвижением как на 2-х, так и на одной ноге, в длину с места, с разбега и в

высоту. Умеют использовать взмахи рук при отталкивании, большинство правильно приземляются на полусогнутые ноги. При тренировке дети

хорошо овладевают навыком метания в цель. К 6-7 г. детям доступно

выполнение разнообразных и сложных упражнений в равновесии как на

месте, так и в движении. Создавая режим дня, необходимо предусмотреть

утреннюю зарядку. Это комплекс ходьбы, дыхательных упражнений,

упражнений для коррекции осанки (повороты, наклоны, приседания,

прыжки, бег). Упражнения надо делать вместе с ним, а зарядке придать вид

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Проведите наблюдения за детьми от 3 до 6 лет во время совершения

прыжков. Опишите разницу в использовании рук и ног.

2. Сделайте опрос в группах дошкольного возраста, чтобы узнать их

отношение к утренней зарядке, подвижным играм и др.

3. Предложите возможные мотивации для детей, которые не любят физкультуру.

Форма контроля самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Перечислите принципы закаливания детей.

2. Каков основной критерий закаливания детей разного возраста.

2 физическое развитие ребенка дошкольного возраста

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. У дошкольников оно направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, освоение культурно-гигиенических навыков и правил.

Деятельность детей в дошкольном возрасте выражается, прежде всего, в движениях. Представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития.

Чрезвычайно важно развитие:

— координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства);
— способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение);
— внимания к своим движениям и действиям других;
— умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение);
— инициативности в движениях;
— анализа движения по качеству его выполнения (мышление);
— развитие речевых умений и навыков, связанных с движениями.

Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

У физического развития существуют оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений.

Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.

Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Физическое развитие у детей 4-5 лет проходит очень интенсивно. Детям этого возраста просто необходимо двигаться: так они снимают напряжение. Поэтому в этом возрасте важная задача — стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки.

Физическое развитие важно не только с точки зрения укрепления мышц – активность влияет на качество психического развития, формирование личности. При отсутствии физической активности малыши становятся вялыми, часто болеют, на фоне сверстников выглядят неумелыми, застенчивыми. Это плохо сказывается на самооценке, мешает правильно общаться, заводить друзей. Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию.

Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Занятия физкультурой также помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте, а это отрицательно сказывается на функционировании эндокринной системы.

Очень важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Кроме того, улучшаются основные свойства нервной системы — сила, подвижность, уравновешенность.

Необходимо отметить, что у дошкольников физическое развитие малышей 4 лет отличается от развития 5-летних детей. Давайте рассмотрим оба возраста, чтобы увидеть различия.

Читать еще:  Интеллектуальное развитие детей 4 5 лет

В 4 года ребенок:

— хорошо бегает, но все еще имеет проблемы с координацией движений;
— выполняет некоторые простые гимнастические упражнения: мостик, стойка на одной ноге, преодоление препятствий, и т.п.;
— может пробежать до 150 метров;
— прыгает вперед и назад, может сделать 5-6 прыжков вперед подряд;
— умеет лазить по шведской стенке, правда, ручки еще слабые;
— делает кувырок вперед.

В 5 лет ребенок:

— бежит уже 200-250 метров без остановки, на бегу может перепрыгнуть через небольшое препятствие;
— движения более уверенные, ребенок реже падает;
— развивается равновесие – кроха может пройтись по бревну;
— прыгает через скакалку, крутит обруч;
— любит упражнения на шведской стенке: может часами лазить, спрыгивать.

Таким образом, мы видим, значительную разницу между физическим развитием 4-х и 5-ти летних детей.

Для ребенка интерес к движениям очень важен. Не принуждайте кроху 4-5 лет долго сидеть спокойно и играть в тихие игры. Это приведет к тому, что малыш будет перевозбуждаться, плохо спать ночью. Движения — возможность сбросить напряжение, дать выход энергии. Если малыш не посещает садик, то обязательно чаще ходите с ним гулять на улицу. На площадке он сможет побегать, полазить, поиграть с другими детьми в активные игры.

Чтобы физическое развитие проходило правильно, с ребенком нужно заниматься. Например, утром пригласите малыша позаниматься с вами зарядкой.

Вот самые простые упражнения для ребенка 4-5 лет:

— 5 приседаний;
— наклоны в разные стороны;
— «мельница», повороты с вытянутыми руками;
— постоять на одной ноге, поменять ногу;
— прыжки на одной и двух ногах;
— бег на месте (1-2 минуты).

Такие упражнения можно выполнять и дома, и на спортивной площадке. Когда кроха сможет без труда справляться с упражнениями, вводите что-то новое. Например, предложите потихоньку пробежать круг вокруг стадиона.
Такие упражнения для детей полезны не только с точки зрения физического развития. Они помогают концентрироваться, ставят некую задачу перед малышом. Ему хочется научиться делать что-то лучше, быстрее – это способствует волевому развитию.

Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.

Вот эти правила:
1. Нельзя заниматься, если у ребенка простуда, он болеет. Это сильная нагрузка на сердце и легкие.
2. Малышу 4-5 лет надо подбирать только простые упражнения, рассчитанные на его возраст.
3. Должно быть не более 5 повторений одного упражнения для малыша 4 лет, и не более 10 – для 5 летнего ребенка.
4. Если малыш жалуется, что ему тяжело, то лучше уменьшить нагрузку. Нельзя заставлять делать что-то через силу, особенно если ребенок жалуется на боль.
5. Не следует ругать кроху, если что-то не получается. Указывайте на все ошибки мягко и тут же показывайте, как делать правильно.

Таким образом, надо всячески поощрять двигательную активность малышей, учить их и получать удовольствие от совместных занятий спортом. Если у вас есть возможность отдать ребенка в секции, где есть элементы спортивной подготовки, это также положительно скажется на его общем развитии. Только занятия лучше подбирать, исходя из интересов и особенностей вашего малыша. Кому-то больше подойдет плавание, кому-то – борьба или танцы, а некоторые дети предпочтут занятия физкультурой в игровой форме.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» для детей, начиная с 3-х летнего возраста, организованы разнообразные занятия, включающие в себя физическое развитие. Это и УШУ, и МИНИ-ФУТБОЛ, и плавание, и танцы с хореографией. Есть и специальная программа, направленная на комплексное физическое развитие детей. Занятия проходят в игровой форме. Все программы по психологическому развитию детей разного возраста также обязательно включают в себя и элементы физического развития. В программу по подготовке детей к школе также обязательно включены физкультминутки и специальные физические упражнения на развитие внимания, памяти и т.п. Занятия проводят опытные специалисты: психологи, педагоги, известные спортсмены, имеющие специальное педагогическое образование для занятий с детьми. В нашем развивающем центре «Летиция» родители обычно записывают детей на 2-3-4 программы: общее психологическое развитие, художественное развитие (рисование, музыка, танцы), иностранный язык и физическое развитие (УШУ, мини-футбол, комплексное физическое развитие для малышей). Такой набор программ в целом наиболее благоприятным образом сказывается на психическом, физическом и личностном развитии ребенка. Приходите к нам заниматься! И мы уверены, что вы не пожалеете!

«Особенности физического развития дошкольников 2-3 лет».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Методическая разработка на тему:

«Особенности физического развития дошкольников 2-3 лет».

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…….6

1.1. Понятие «физическая культура», «физическое воспитание»………..6

1.2. Цель и задачи физического воспитания………………………………. 9

1.3.Средства физического воспитания……………………………………..12

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ…………………..…….14

3.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ………………………16

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

В документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [5].

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

Таким образом , к моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.

Актуальность проблемы определила выбор темы реферата.

Цель: изучить особенности физического развития дошкольников

1.дать понятие « физическая культура», «физическое воспитание»;

2.определить цель и задачи физического воспитания;

3.определить средства физического воспитания;

4.выявить особенности развития ребенка 2-3 лет;

5.охарактеризовать физическое воспитание детей 2-3 лет.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Физическое развитие детей дошкольного возраста.

В этой статье речь идет о том, что среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.

Строго фиксированную границу между отдельными периодами детства провести трудно, но среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение. В этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Читать еще:  Интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения».

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту.

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения.

Сроки начала и окончания окостенения различны для различных костей. Так, сращение подвздошной, седалищной и лобковых костей начинается только с 5-6 лет. По мере роста и развития ребенка с переходом его в вертикальное положение формируются физиологические кривизны позвоночника в шейном и поясничном отделах с изгибом вперед, а в грудном и крестцовом — назад. К 6-7 годам они отчетливо намечаются, но только к 14-15 годам становятся постоянными. Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном — от двигательной активности ребенка. большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен — это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей. Это подтверждается исследованиями, выявившими значительную гипертрофию костной ткани при чрезмерной нагрузке на руки при длительной тренировке в метании и на толчковой ноге при тренировке прыжков в высоту.

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%.

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, пос сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Вдыхаемый через нос воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол (носо-легочный рефлекс). Улучшению управления дыханием способствует пребывание и активная двигательная деятельность детей на воздухе (подвижные игры, лыжи, санки и др.).

Как указывалось ранее, функцию сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать изолированно от функций других систем организма. Работоспособность детского сердца высокая. Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза. Развитие мышечной ткани сердца заканчивается к 10-12 годам, а иннервационный аппарат сердца совершенствуется примерно к 7-8 годам. Частота пульса продолжает уменьшаться (в 3-5 лет — 72-110 ударов в 1 мин, в 6-7 лет — 70-80 ударов в 1 мин). Артериальное давление увеличивается, особенно в период с 6-7 до 10 лет.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту.

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление. Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам. В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально. Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, т.е.е могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Совершенствуется анализаторная деятельность коры головного мозга, становятся более понятными явления окружающей среды, усиливается роль тормозных процессов. Значительно усиливается роль тормозных процессов. Значительно проявляются типологические черты характера. Речь делается связной, ребенок может хорошо передать свои мысли, впечатления. Легко образуются условно-рефлекторные связи, чтение, письмо, проявляется относительный приоритет над эмоциями.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Такой подход к оценке двигательных качеств позволяет понять причины неравномерного формирования двигательных возможностей у детей и обязательное обеспечение соответствующих условий для их всестороннего физического развития.

Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector