221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмоциональный интеллект у дошкольников

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 29.03.2017 2017-03-29

Статья просмотрена: 9731 раз

Библиографическое описание:

Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 23.03.2020).

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое?

Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть субъекты, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе (рисунок 1).

Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Рис. 1. Основа положительной адаптации и социализации детей дошкольного возраста

Определить как развивается эмоциональный интеллект у детей младшего и старшего дошкольного возраста поможет «Дневник наблюдений».

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:

  1. ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  2. ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
  3. формируется эмоциональное предвосхищение;
  4. формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  5. чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.

Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте (табл. 1).

Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций) поЛ.Ю.Борохович

Возраст ребенка

Характеристика проявлений эмоций

3–4 года

Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится.

ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

4–5 лет

Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства.

ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.

6–7 лет

Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?).

Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить.

ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

А теперь, вспомните детей вашей группы. Теперь вы понимаете, почему дети по-разному проявляют себя в общении со сверстниками, что нужно изменить, на что обратить внимание?

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы. Познакомьтесь, пожалуйста с некоторыми из них и проанализируйте, какие подойдут именно вашим детям.

Способы развития эмоционального интеллекта удетей дошкольного возраста:

  1. сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
  2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  3. произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Как вы увидели, один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы. Поэтому, обратите, пожалуйста, внимание на следующую культурную жемчужинку классической литературы.

ПроизведенияЛ.Н. Толстого, как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны несколько рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои — животные и люди. Произведения Л. Н. Толстого знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.

В процессе образовательной деятельности дети также знакомятся с детством писателя.

ВОЛК ИКОЗА.

Волк видит — коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

− Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.

А коза и говорит:

− Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

Беседа после чтения:

  1. Зачем волк звал козу спуститься вниз?
  1. Как коза догадалась о замысле волка?
  2. Как бы ты поступил на месте козы? Что бы ты ответил волку?

Инсценируйте этот рассказ.

Измените содержание рассказа так, чтобы коза не боялась волка.

БЕЛКА ИВОЛК.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

− Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

− Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

− Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Беседа после чтения:

  1. Почему белки всегда веселые?
  2. Почему волк злой?
  3. Как можно помочь волку?
  4. Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?
  5. Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Нарисуйте подарок для волка.

Скажите друг другу добрые слова.

Подберите пословицу к рассказу:

  1. Совет хорошо, а дело лучше.
  2. Легче друга потерять, чем найти.
  3. Доброе слово путь к сердцу открывает.
  1. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
  3. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта.

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение, нравственная норма, федеральный государственный образовательный стандарт.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного.

Развивать Эмоциональный интеллект необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Игра как способ развития эмоционального интеллекта.

Положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Методическая рекомендация педагогическим работникам.

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и.

Читать еще:  Интеллектуально познавательное развитие

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного.

социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход игры, старший дошкольный возраст, социальное взаимодействие, необходимый этап, какая игрушка, часова стрелка.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

Первостепенной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, активное приспособление

– формирование у ребенка осознанного эмоциональноположительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников.

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение, эмоциональная сфера дошкольников, дошкольный.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста.

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития.

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния.

Эмоциональный интеллект дошкольника. Как развивать?

Итак, наконец-то заговорили о важности развития эмоционального интеллектаКонечно, это направление еще не до конца изучено, и не так доступна информация для родителей ♀️

Но постепенно это приобретет массовый характер…

Заботиться об эмоциональной жизни ребёнка также важно, как и о его физическом и интеллектуальном развитии.

Эмоциональный интеллект – это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность понимать эмоции, способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом на шаг впереди.

Эти ребята смогут принимать взвешенные решения, понимать других людей, их намерения, эффективно выстраивать межличностные отношения. Порой это важнее умения перемножать трехзначные числа в уме☝

Как бы не был умен и развит не по годам ребёнок, с запущенным эмоциональным интеллектом он может стать для других «с приветиком»🤷♀️

Это те, кто ляпают не впопад, странно выражают свои эмоции, шутят не в тему😒

Таких и взрослых достаточно😀

А можно не быть гением и вундеркиндом, но преуспевать в учёбе и работе.

Здравствуй, развитый эмоциональный интеллект, выстроенное общение с учителямиколлегами, адекватность реакций, уместность

От степени развития эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его успехи и достижения, удовлетворенность отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни⭐️

Но родители при всем желании не знают, как заботится об эмоциональном интеллекте ребёнка🤷♀️

Везде пишут про важность, но не пишут, А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Рожденные в СССР понятия не имели о раннем развитии, о том, что после трех уже поздно. Почти все шли в школу без предварительной подготовки, не было никаких курсов, не было маркетинга, продвигающего ментальную арифметику, курсы подготовки к школе, скорочтение и т.п.🤦♀️

Поэтому, не обладая полнотой сведений, начали усиленно развивать интеллект🤯, натаскивать дошкольников на академические знания, в надежде, что это гарантирует ему более успешную жизнь, чем у родителей, идущих в 90-х в первый класс без подготовительных курсов.

Но всё течет, всё меняется. Система образования не успевает за технологиями и прогрессом. Так что берём всё в свои руки, если действительно хочется что-то дать большее своему ребёнку.

Того, о чём мы даже не могли и мечтать в силу массового незнания😶

Для кого-то главные ценности – это знания и оценки. А эмоции остаются «за бортом»🚢

Но ответьте на вопрос, какие навыки нужны людям, допустим 30 лет❓

В топе будет эмоциональный интеллект, вместе с умением ставить перед собой цели, тайм – менеджментом⏳, финансовой грамотностью, критическим мышлением🧠. В общем, с тем, чему в обычной школе не учат…😒

Можно как-то познакомится с миром эмоций через сказки, через мультики, но для действительного освоения необходимо живое общение, при чем со взрослыми☝

Потому как в садике сверстники вряд ли знают больше вашего ребёнка по этой теме.

На передний план должны выйти ВАШИ ОТНОШЕНИЯПереживания, рассказы о них, выслушивания их, обмен ими.

Детям дошкольного возраста любую информацию необходимо подавать в формате игры, либо через сказки‼️

Поэтому для вас придумали семейные игры, где можно в игре обсуждать свои эмоции и чувства

Дети редко что-то знают об эмоциональной жизни родителей, которые не имеют отношения к воспитанию. Для ребёнка узнать о личной жизни родителей часто оказывается совершенно новым и неожиданным опытом.

Родитель тогда воспринимается как обычный человек со своими радостями, горестями, разочарованиями и победами.

И такое общение сближает детей и родителей❤️

Для развития эмоциональной компетентности всей семьи можете посмотреть психологические игры

И игры для эмоционального развития «Семейка Гномс», «Путешествие в страну эмоций».

Для того, чтобы сопереживать другому человеку, необходимо правильно распознать его эмоции, как человек чувствует себя в данный момент.

Игра, где предлагается хлопать в ладоши при положительном ответе.

«Кто любит играть с машинкамикукламилего?»

«Кто любит мороженое?»

«Кто любит мыть полпосуду?»

В итоге те, кто играет в игру, смогут увидеть, что несмотря на то, что мы разные, все-таки сколько много у нас общего

Берите любые настольные игры с правилами, чтобы ребёнок учился осознавать последствия своих действий.

Для ребёнка важно отождествлять себя с тем, с кем он общается. Это также способность принять чужую точку зрения.

В помощь игра «Зеркало» Играть в паре. Один – человек, второй – зеркало.

Человек двигается медленно и плавно, а «зеркало» пытается в точности повторить, затем меняются ролями.

Игра «Волшебные очки» Существуют очки, которые видят только хорошее в людях🤓

Играть вдвоем или компанией. Кто-то одевает очки и видит только хорошее в остальных, озвучивает, что видит.

Играть в паре. Руки знакомятся. С закрытыми глазами вытянуть руки вперед, найти руки партнера и «познакомится», попытаться лучше узнать соседа. Опустить руки. Руки «ссорятся». Снова вытянуть руки вперед и «поссорится» руками. Затем «помириться» руками.

Необходимо учить ребенка сопереживать, проживать вместе не только радостные, но и грустные события.

Какая-то игрушка может заболеть, расстроиться, потерять что-то. Расскажите ребёнку, чем он может помочь. Укрыть одеялом, дать теплый чай и т.п.

Всё, что ребёнок переживает в инсценировке становится его внутренним опытом.

Показывайте на своем примере разные варианты общения с другими людьми. А это что значит? Что больше времени проводите вместе. В саду особо не с кого брать пример, только с воспитательницы и няни. Используйте время вместе с ребёнком качественно‼️

Расширяйте представление ребёнка об эмоциях и чувствах. Расскажите об их полярности. Это когда могут плакать от радости😂 или истерически смеяться от испуга или ещё чего-то.

Учите умению осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоции и переживания. Комментируйте. Что-то произошло, ребёнок плачет. «Тебе обидно?», «Ты расстроен?», «Ты злишься?».

И уже спустя какое-то время ребёнок сам точно опишет вам, что он чувствует

Развивайте способность понимать и распознавать эмоциональные состояния других людей.

Обогащайте эмоциональный словарь.

Его можно сделать самостоятельно, вырезая из старых газет и журналов лица, помогая ребёнку определить основные эмоции, а остальные – это оттенки базовых.

И, например, ужас, тревожность, беспокойство – это оттенки страха.

И оттенков очень много.

Вот и покажите их ребёнку, научите различать.

Все-таки и степень разная бывает, ужас и беспокойство — не одинаковы, правда?⠀

Объясните ребёнку, что нет эмоций плохих или хороших, это всё часть нас. И любые эмоции необходимы человеку‼️

Есть книга «Азбука эмоций», нам рекомендовали на курсах её, но я ещё не покупала.

Я заказала серию книг Карнелии Спилман «Когда Я злюсьтревожусьгрущузавидую»⠀

Развивайте опыт эмоционального реагирования. Обучайте техникам и способам управлять своими эмоциями. Может быть потопать ножками, побить грушу🥊, глубоко дышать😤

Учите изменять свои эмоциональные состояния.

Ведите дневник эмоций или сделайте измеритель настроения, где ежедневно отмечайте уровень радости, преобладающую эмоцию.

Комментируйте, почему появилась эта эмоция.

Учите сочувствовать героям сказок.

Ещё ваши помощники – мультфильмы. Но не просто поток телеканала «Карусель», а для развития эмоционального интеллекта.

«Монсики», найдите на Ютубе. Серии по 6-7 минут. Это то, что нужноВедь все же помнят, что просмотры более 30 минут в возрасте 5-7 лет совсем не во благо🙅♀️

И это не о содержании, а о здоровье.

«ГОЛОВОЛОМКА» от Pixar. Это полнометражный мультик. Для старших дошкольников такие можно смотреть не чаще 1 раза в неделю‼️

Только не включаем мультики по схеме «залипни и не мешай», а смотрим вместе и комментируем, что, как и почему.

В этом мультике обратите внимание на момент, когда обыгрывается ситуация игнорирования каких -то эмоций, к чему это приводит!

Не запрещайте детям плакать🙅♀️

И мальчикам в том числе☝Ребенок упал, ему больно, он ударился. 😞

Читать еще:  Игрушки способствующие физическому развитию детей

Запрет на слезы не равно воспитание мужественности. Мальчики, выросшие в таких суровых условиях, где «мужики не плачут» вообще не могут выражать свои эмоции😶

Если ребёнку больно, ему надо посочувствовать, а не учить глотать слёзы😭

К слову у детей, которых не шугают тем, что «мужики не плачут», которых жалеют, нет необходимости искать ласку и внимание родителей через другие вещи. Это так, для размышления😊

Не стоит боятся, что ребёнок вырастет в таком случае плаксой😪

Если рядом адекватный папа, то этого не произойдет

По настоящему успешные взрослые мужчины, без психологических проблем это те, которых долюбили в детстве мамы❤️

Это правда очень суровая картина. Ребёнку больно, он плачет, а родители это игнорируют, либо вовсе бесятся от того, что мальчик вообще смеет что-то выделять из глаз🤯

Наши дети должны быть живыми и эмоциональными. Если вы пожалеете ребёнка, который расстроен, это совсем не значит, что разовьете у него тягу пребывать в этом беспомощном и жалком состоянии постоянно.

Я не запрещаю плакать своему сыну, и поверьте, от этого он не стал реветь круглыми сутками. Он просто знает, что его пожалеют, поэтому, когда падает, может сказать:

«Мне не больно, всё нормально!», даже если и немного больно. У него нет потребности, необходимости преувеличивать, чтобы добиться моего внимания.

И наоборот, где запрещают мальчикам это делать, небольшая ссадина может вызвать истерику, и театр одного актера в помощь, чтоб добиться ласки маминой целый спектакль разыгрывается🤡

И отдельная тема — это определение причины слёз и мальчиков, и девочек, и адекватная реакция родителей. Игнор и крик – так себе решение ситуации, если действительно ребёнку больно или обидно. Другое дело – капризы. Но это уже другая история…

Не запрещайте детям веселиться‼️

Многим говорят «Будешь много смеяться, значит потом будешь много плакать»🤦♀️

И дети верят, подавляют позитивные эмоции, боятся, что если им сильно хорошо сейчас, завтра будет плохо.

Всё это очень объемные темы. И капризы, и страхи, и проявление злости, и другие эмоциональные состояния детей.

Думаю, одна из важных задач, которую необходимо решить системе образования, это как вписать в государственные стандарты развитие эмоционального интеллекта!

Ведь за этим будущее✨

«Уроки» по эмоциям для дошкольников должны быть в расписании, вместе с буквами, цифрами и пр.

Такие знания очень помогут в жизни. Всем.

Эмоционально грамотные люди отличаются от остальных.

В отличие от IQ, который заложен генетически, эмоциональный интеллект можно развивать в течение всей жизни

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Эмоциональный (или социальный) интеллект – это понятие, которое стало общеупотребительным относительно недавно. Если классический и всем хорошо известный коэффициент интеллекта обозначается как IQ (intelligence quotient), то для эмоционального интеллекта используется аббревиатура EI (emotional intelligence), порой его обозначают также как EQ. Многие психологи и социологи сходятся в том, что EI – это то, что оказывает достаточно серьезное влияние на качество жизни человека. Следовательно, на развитие эмоционального интеллекта у ребенка стоит обратить внимание.

Что включает в себя эмоциональный интеллект?

Социальный интеллектуальный уровень – это понятие составное, включающее в себя несколько компонентов. Чтобы вы лучше понимали, что оно из себя представляет и зачем вашему ребенку это нужно, приведем вольное описание популярной модели социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI), включающей в себя пятнадцать способностей.

Внутриличностные способности

Все компоненты ESI делятся на пять групп, первая – самая обширная – касается внутриличностных возможностей:

  • Самоуважение. Оно предполагает понимание своих достоинств и недостатков, и принятие себя вместе с ними. Оно не исключает работу над недостатками, однако предполагает полноценное уважение к себе как к личности на том этапе развития, на котором она сейчас находится.
  • Самовыражение (и/или ассертивность). Суть такой способности заключается в том, чтобы, во-первых, уметь четко и понятно излагать свои мысли, желания, эмоциональные состояния. А во-вторых – не зависеть от оценок окружающих и внешних влияний (естественно, в разумных пределах, потому что иногда прислушаться к окружению бывает полезно).
  • Эмоциональная осознанность. Это одна из важнейших составляющих эмоционального интеллекта, ради развития которой имеет смысл заниматься улучшением EI в принципе. Она предполагает умение понимать возникающие у себя чувства и прослеживать причины их появления. То есть жить и действовать не «по наитию», а с глубоким пониманием своей эмоциональной сферы.
  • Независимость. Такой компонент может показаться немного похожим на ассертивность, однако в действительности он несет немного иной смысл. Независимость – это не способность не поддаваться внешним воздействием, а умение функционировать (в первую очередь – в эмоциональном плане) без зависимости от других людей.
  • Самоактуализация. В основе этой составляющей лежит абсолютно естественное стремление каждого человека к развитию. Самоактуализация – это стремление реализовать свой потенциал, постановка соответствующих целей и их усердное достижение, неуклонное желание становиться лучшей версией себя.

Межличностные способности

Следующая группа способностей касается межличностных отношений:

  • Эмпатия. Так называется способность распознавать и понимать те эмоции, которые испытывают другие люди. Это не обязательно означает, что если, например, кто-то плачет, то человек с высоким уровнем эмпатии тоже должен заплакать – скорее, он должен понять ту боль, или обиду, или разочарование, или еще какое-либо чувство, ставшее причиной слез.
  • Межличностные отношения. В контексте ESI под ними понимается способность налаживать вербальные и невербальные контакты, создавать и поддерживать отношения, включающие в себя взаимопонимание и эмоциональную близость, и в целом умение комфортно социализироваться.
  • Социальная ответственность. Она, наряду с умением вписаться в социум, включает в себя развитие чувства ответственности за других людей, морали, нравственности, способности сотрудничать с другими и руководить ими.

Способности к адаптации

Следующая группа способностей, на улучшение которых, в том числе, направлено развитие эмоционального интеллекта – это способности адаптивные:

  • Оценка действительности. Это умение не только жить внутри своих переживаний, осознавать и понимать их, но и здраво соотносить их с объективно существующей реальностью.
  • Гибкость. Она предполагает умение подстраиваться под окружение и обстоятельства: в плане поведения, переживаемых эмоций, в некоторой степени – даже образа мышления. В этом показателе очень важно соблюсти «золотую середину».
  • Решение проблем. Такая способность включает в себя сразу несколько составляющих. Во-первых, умение понять и четко сформулировать конкретную проблему. Во-вторых, умение найти наиболее рациональное решение этой проблемы. И, наконец, в-третьих – умение результативно действовать в соответствии с выбранным решением.

Общее настроение

К числу способностей, входящих в состав эмоционального интеллекта, относятся и те, что связаны с расположением духа:

  • Счастье. Под этим названием скрывается умение быть счастливым, воодушевленным, жизнерадостным, способность любить других людей и жизнь. Счастье – это состояние души, которое зависит, в первую очередь, от самого человека.
  • Оптимизм. Этот компонент предполагает развитие умения сохранять позитивное отношение, надежду и веру в лучшее даже в достаточно сложных обстоятельствах; рассматривать трудности как новые возможности.

Выход из стрессовых ситуаций

Последняя группа компонентов эмоционального интеллекта – это те способности, что связаны с управлением стрессом:

  • Контроль импульсов. Это, по сути, самодисциплина – умение противостоять сиюминутным соблазнам ради достижения желанного результата в долгосрочной перспективе.
  • Стрессоустойчивость. Такое обширное понятие в контексте ESI означает, в первую очередь, умение управлять своими негативными эмоциями и не погружаться в их пучину.

Отказ от эмоциональной закрепощенности

Первый и самый важный аспект того, как развить у детей эмоциональный интеллект – это пристальное внимание к эмоциям как таковым. Оно включает в себя различные нюансы и методики, которые должны стать вашей каждодневной практикой:

  • Понимание и озвучивание своих эмоций. Ребенок учится чему-либо, в одну из первых очередей, через повторение за родителями. Поэтому вы должны демонстрировать значимость осознания своих эмоций и не стесняться их проговаривать. Если вы злитесь из-за того, что ребенок прогулял школу, или восхищены тем, как удачно он подобрал цвета для своего рисунка – обязательно говорите об этом.
  • Разговоры об эмоциях как естественное положение вещей. В вашей семье должна быть создана такая атмосфера, в которой ребенок не будет бояться говорить, что он чувствует. В которой он сможет рассчитывать на понимание и поддержку, на помощь в том, чтобы разобраться в своих эмоциях и их причинах. Для взрослых людей абсолютно понятно, что если друг ушел играть с другим приятелем – это может вызывать обиду и ревность. Ребенку же нужно это объяснить, равно как и то, что он не должен стесняться своих чувств.

  • Принятие эмоций как равнозначно важных. Понятно, что по мере роста и развития полезно учиться несколько смягчать негативные переживания, однако у ребенка не должно формироваться представление о каких-то эмоциях как о «хороших», а о других – как о «плохих», «запретных». Иначе он будет пытаться подавить в себе вторые, и вместо понимания источников своих чувств будет только сильнее в них запутываться.
  • Яркие проявления положительных эмоций. Учите ребенка тому, что радоваться чему-то, быть счастливым из-за чего-то (пускай даже из-за мелочи) – это нормально и очень здорово. Такие вещи не стоит доводить до фанатизма, но все же если что-то вас радует – наслаждайтесь этим, и подавайте соответствующий пример детям.
Читать еще:  Развитие интеллектуальных функций

Чтение, придумывание и обсуждение сказок

Для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста прекрасно подходят сказки. С их использованием можно проводить занятия двух основных форматов:

  1. Чтение сказок и обсуждение героев, их эмоционального состояния, их поступков. В процессе такого разговора можно затронуть вопросы морали и нравственности, ответственности за свои действия, равно как и за других людей/персонажей.

  1. Придумывание собственных сказок для проработки каких-либо эмоций. Если речь идет о страхе, вы можете придумать с малышом своего собственного ужасного монстра, грустную историю того, как он докатился до такой жизни, и способ его превращения в доброго и счастливого персонажа. Или, например, чтобы проработать обиду, полезно придумать конфликтную ситуацию, в которой обе стороны будут по-своему правы, и понять позицию каждой из них.

Когда ребенок становится старше, вместо сказок можно использовать фильмы, художественную литературу, живопись – то, что ему ближе. Не стоит бояться заводить разговоры о чувствах, ответственности и нравственности с подростками: дети такого возраста хоть и включают режим «колючего ежика» в ответ на все попытки их поучать, однако по-прежнему нуждаются в помощи старших в вопросах развития своего мировосприятия.

Эмпатийные игры

Это также вариант для дошкольников, речь идет, в первую очередь, о различных ролевых играх: в больницу, в магазин, даже в салон красоты. Когда ребенок играет во что-то подобное, к развлечению можно добавить ненавязчивое обучение умению прислушиваться к потребностям других людей, понимать их чувства, сопереживать им.

На это же полезно обращать внимание, когда ребенок играет со сверстниками: например, предлагать поделиться игрушками с другими детьми, учить вежливо просить разрешения поиграть с чужими куклами/машинками/формочками, искать компромиссы в конфликтных ситуациях, и так далее. Не стоит просто отвлеченно смотреть на детские игры, когда в них можно плавно интегрировать такие простые, но, в то же время, очень важные в контексте развития эмоционального интеллекта упражнения.

Поручения и примеры

Это способы обучения эмпатии и ответственности, которые подойдут для детей любого возраста. Сходить в магазин, помочь с уборкой, посидеть с младшим братиком/сестричкой – с такими вещами не стоит перебарщивать, но и недооценивать их значение для развития EI однозначно не стоит. Кроме того, нужно всегда помнить, что ребенок смотрит на вас и усваивает ваши модели поведения. Так что не поленитесь лишний раз придержать дверь соседке с сумками в обеих руках, обнять плачущую подругу, сделать замечание детям, отрывающим лапки паучку – даже если вы устали и очень хотели бы отнестись к этому с равнодушием.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у ребенка – это не такая уж и сложная задача, которая однозначно стоит того, чтобы тратить на нее свое время и усилия.

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую. потому что. и я хотела бы. ».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда. ». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

5 необычных занятий с детьми на свежем воздухе

Наши дети растут в отрыве от природы. Даже если и выбираются летом на дачу. Для них естественна другая среда обитания – техногенная. Как помочь им замечать мир вокруг, почувствовать себя в контакте с водой, растениями, насекомыми, а заодно с интересом провести время вместе? Несколько идей для летнего уикенда.

Алена Владимирская: «Ищите работу прямо сейчас. Потом будет поздно»

В 2017 году летнего спада вакансий не будет – это уникальная ситуация. Почему работу нужно искать уже сейчас, какими ресурсами пользоваться и кому стоит задуматься о перепрофилировании, в онлайн-лекции рассказала Алена Владимирская. Мы выбрали основные моменты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector