221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллект детей дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Относительно недавно в интеллектуальном развитии личности стали выделять социальный аспект. А именно, интеллектуальные способности, помогающие человеку общаться и адаптироваться в социуме. Представляет интерес, как формируется социальный интеллект у дошкольников, и насколько данное понятие применимо к дошкольному возрасту.

Что понимают под социальным интеллектом

Далеко не все различают понятия интеллекта, как такового, и социального интеллекта, считая, что это одна и та же характеристика. Прежде чем рассматривать их развитие в дошкольном возрасте, нужно уяснить, в чем состоит различие этих структур.

Напомним, что общий интеллект представлен умением мыслить и широким багажом знаний. Невозможно изъять эти характеристики и у социального интеллекта, только поле применения здесь иное – отношения в социуме.

Нельзя сказать, что социальный является частью общего интеллекта. Это подтверждают примеры общественных отношений. Нередко бывает так, что эрудированный и отлично оперирующий знаниями человек ведет себя среди людей, как слон в посудной лавке. То ли по незнанию, то ли из-за прихоти, он не проявляет стремления понимать окружающих или желания быть понятым другими.

Человек с развитым социальным интеллектом может многого не знать из общедоступных научно-практических сфер, но при этом удивительно легко находит общий язык с людьми, разными и по характеру, и по статусу, и по возрасту.

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • предвидение последствий поведения
  • умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  • умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  • способность анализировать ситуации взаимодействия людей.

Перечисленные способности заметны при непосредственном наблюдении. Но также созданы специальные методики, позволяющие диагностировать уровень их развития. Самой известной из них является стандартизированный тест Дж. Гилфорда.

Методику удобно применять, начиная с подросткового возраста. Измерить социальный интеллект маленьких детей с ее помощью невозможно. Да в этом и нет необходимости. Социальный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, а не измерять.

Формирование социального интеллекта в дошкольном возрасте

Как и другие способности, умение эффективно общаться с окружающими нужно развивать с детства. Знание структуры социального интеллекта дает понятную подсказку, на формировании каких умений следует сконцентрироваться.

Дошкольник, даже в 6-7 лет, не сможет проанализировать ситуации взаимодействия, что подразумевается развитым социальным интеллектом. Но ему доступны для понимания невербальная и вербальная экспрессия.

Невербальная экспрессия включает мимику, позы, жесты, выражающие определенное настроение и чувства человека. Вербальная – это характер речевых высказываний, который определяется тоном, акцентированием, мелодичностью звучания.

Уже трехлетний малыш отлично понимает, что имеют в виду взрослые, когда грозят ему пальчиком. И тональность речи он также воспринимает в соответствии с тем, что она выражает.

В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребенка, способность сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту – способность порадоваться за другого. Эти качества — естественное проявление социального и эмоционального интеллекта.

Умение распознавать эмоции по мимике и жестам

Иногда малыши удивляют тем, как они, обидевшись, переплетают руки на груди и отворачиваются. Как будто их специально обучили этим закрывающим жестам. Очевидно, что все дети используют мимику и жесты в соответствии со своим состоянием и настроением.

Задача состоит в том, чтобы расширить их язык жестов, а также научить пониманию невербальных сигналов других людей.

Обучаясь элементам выразительных движений, дошкольники станут чаще замечать мимические и жестовые сигналы окружающих. Им проще будет выразить свои чувства и эмоции, а также понять чувства сверстников.

Самый подходящий способ научить дошкольника выразительным движениям — познакомить с основными эмоциональными состояниями. Как известно, к фундаментальным относят 10 эмоций:

  • Интерес
  • Радость
  • Удивление
  • Страдание
  • Гнев
  • Презрение
  • Отвращение
  • Страх
  • Стыд
  • Чувство вины

Разумеется, не нужно ребенка знакомить с приведенным списком. Обращать внимание дошкольника, как он выражает ту или иную эмоцию необходимо в игровой форме. И обязательно вместе анализировать, как проявляется интерес, или удивление, или гнев и т.д.

Например, можно заинтриговать малыша: «В моей руке зажат маленький предмет. Что это?». Ребенок проявит активность и нетерпение, чтобы разжать руку и посмотреть на загадочный объект. После этого нужно объяснить ребенку, что он был очень настойчив, потому что ему было интересно. Изобразить ту же мимику заинтересованности, которая отражалась на лице малыша. Пояснить, что, когда человек чем-то очень увлечен, он может быть нахмуренным. У него сосредоточенный взгляд, направленный на предмет своего интереса.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают коротенькие этюды на отображение эмоций. «Представь, что ты откусил конфету, а она… соленая» — в мимике живо отразится эмоция отвращения. «Твоя собачка поранила лапу» — в ответ лицо ребенка выражает сострадание.

Подобные упражнения принесут наибольшую пользу, если обсуждать с ребенком эмоциональные реакции, отзеркаливать его мимику и жесты, обращать внимание на нахмуренные или приподнятые брови, линию рта, положение рук и подобные признаки.

Развитие способности улавливать оттенки речи

Мелодику и тональность речи дети начинают различать гораздо раньше, чем сами заговорят. Ласковые радостные нотки голоса – первое, что слышит ребенок. В дальнейшем добавится понимание строгих высказываний. Это базовый характер речи, обращенной к ребенку.

Еще взрослые успешно тренируют детей на восприятие речевой тональности, связанной болью и страданием. В общении с ребенком распространено демонстрировать, что от его небрежного поведения может кто-то пострадать. Швырнул кубик, стукнул машинкой – боль от подобных действий неизбежна. И совершенно правильно то, что взрослые показывают малышу и мимикой, и голосом, что он причинил страдание. Воспроизведение чувств комплексно – эффективный способ развития социального интеллекта.

Старшие дошкольники хорошо владеют речью, у них уже сформирована звуковая культура высказываний, и они отличают гораздо больше нюансов речевого звучания. Они замечают прерывчатый голос под действием страха, чувствуют насмешливый тон и другие особенности.

Следует заметить, что при высоком уровне социального интеллекта и дети, и взрослые чутко улавливают презрительный, насмешливый, агрессивный тон речи. Но сами подобного неуважительного характера речи не допускают. Хамство, наглость, надменность – признаки низкого уровня социального интеллекта того человека, который их демонстрирует. Если эту истину дети будут знать с дошкольного возраста, появится шанс уменьшить негативные тенденции в социуме.

Развитие понимания причин и следствий в поведении

С детства нужно прививать ответственность за свои действия и поступки. Простейшие причинно-следственные связи ребенок начинает осознавать, осваивая предметную область. Включаясь в активное общение со сверстниками, дошкольнику предстоит научиться выделять причины и следствия конкретных поступков и эмоциональных проявлений. Что гораздо сложнее, чем на бытовом уровне. «Чашка разбилась, потому что упала» – это ребенку понятно. «Почему Даша не хочет со мной дружить?» — это непонятно.

Дошкольники остро чувствуют несправедливость, проявленную со стороны сверстников. Они обижаются и ссорятся, но не связывают действия причинами и следствиями. Поэтому дети так часто обращаются с жалобами к взрослым. Причем, характер жалоб может быть разным:

  • Обида за себя самого (не принимают в игру, мешают заниматься своим делом, обзываются).
  • Обижают другого и его нужно защитить.

В любом из подобных случаев дети ожидают, что взрослый вмешается и восстановит справедливость. Зачастую взрослые реагируют на сиюминутный факт, не вникая в предшествующие события детских взаимоотношений. Хотя, самое время не только выступить в качестве арбитра, но выяснить более глубокие причины и обсудить их с детьми.

В силу малого опыта дошкольники слабо осознают причины поступков окружающих людей, а часто и своего поведения. Особенно им трудно понять переживания и чувства других. Взрослые помогают детям больше разобраться в причинно-следственных связях, если обсуждают с ними не только отношения со сверстниками, но и поступки литературных персонажей, сказочных героев.

Особенности социального интеллекта дошкольников

Взрослые люди получают достоверную информацию в общении, в большой мере ориентируясь на невербальные сигналы. Многие психологи подчеркивают значимость мимики и жестов и отмечают их преобладающую роль по отношению к речи. В то время как взрослые люди отлично управляют речью, скрывая за правильными фразами истинные чувства и мотивы, мимика и пантомимика гораздо меньше поддается контролю.

Дошкольникам сложнее ориентироваться на язык жестов. Это объясняется особенностями развития познавательных процессов детей и становлением форм общения. В дошкольном возрасте только формируется внеситуативное общение. На первый план выходит развитие речевых навыков как основы отношений между людьми. Дети слышат слова и буквально воспринимают смысл сообщений. Вербальная информация для них является главной.

Читать еще:  Коррекция интеллекта с помощью физических упражнений

Ребенок не будет искать иной смысл, даже, если его сверстник протягивает ему игрушку под настойчивые уговоры мамы, что нужно делиться с друзьями. Все мимические сигналы останутся проигнорированными, а дошкольник радостно возьмет эту игрушку.

Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития. Предстоит развивать каждый структурный компонент интеллекта. И в дальнейшем он будет работать на достижение главной цели – устранение барьеров в общении и развитие взаимопонимания в каждом отдельном случае.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 — 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Читать еще:  Беседа в физическом развитии

Особенности интеллектуального развития дошкольника: все для помощи родителям

В нормальной семье родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребенок постоянно интеллектуально развивался.

Это влияет не только на подготовку к школе, но и готовит дошкольника ко всей будущей жизни, а также развивает все стороны его личности.

Дети с развитым интеллектом всегда будут пользоваться популярностью, потому что им будет легко даваться учеба и общение со сверстниками.

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда. Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы. Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Когда лучше начинать развивать интеллект детей?

На все подобные вопросы ответ всегда будет один — как можно раньше.

Поскольку интеллектуальное развитие ребенка начинается еще в утробе матери, родители должны заниматься с крохой уже с момента зачатия.

«Но как можно чему-то учить еще не родившегося малыша?» — спросите вы. Однако это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

В нынешнее время существует огромное множество разных методик, которые помогают закладывать фундамент интеллекта. Ниже приведены самые простые и очевидные из них:

  1. Цветотерапия,
  2. Прослушивание приятной, желательно классической, музыки,
  3. Регулярная физическая активность матери (Важно: только после консультации с вашим гинекологом).
  4. Общение с ребенком,
  5. Тактильное воздействие (например поглаживание живота).

После рождения развитие не заканчивается. Родители должны ежедневно читать вместе с детьми, расширять их кругозор и словарный запас, а также играть в логические игры.

Важно: Пиком интеллектуального развития дошкольника в среднем является период с двух и до восьми лет.

Стадии формирования

  1. Первый этап начинается, когда малышу исполняется два-три года. В этом возрасте очень важно, чтобы занятия проводились в доступной игровой форме: детям много читают, разговаривают, чтобы увеличить словарный запас, показывают предметы разной текстуры, чтобы ребенок понял, что не все вещи одинаковые на ощупь.
  2. Второй этап — три-четыре года, когда начинается период «я сам», и малыш все пытается делать самостоятельно. В этом возрасте важно, чтобы родители хвалили малыша за все его начинания, а также давали посильные поручения и со всей серьезностью относились к его действиям.
  3. И третий этап формирования интеллекта — дошкольный. В этом возрасте родителям рекомендуется проводить все занятия и воспитательные мероприятия в игровой форме. Таким образом, ребенок не будет терять интерес к той или иной деятельности, и тогда в будущем не придется его принуждать к учебе. Настольные, подвижные и даже компьютерные игры помогут дошкольнику овладеть каким-либо навыком просто и в ненавязчивой, приятной ему обстановке.

Как развивать эмоциональный интеллект

Существует множество программ, которые помогают за определенный период времени повысить уровень интеллекта дошкольника.

Например одна из них состоит из трех блоков:

  1. «Азбука эмоций». Родителям необходимо будет познакомить ребенка с базовыми эмоциями и их оттенками путем ролевого образа, знакомого малышу сказочного персонажа. Благодаря данному упражнению дети учатся распознавать чужие и свои эмоции, испытывать эмпатию, сочувствие, сожаление.
  2. «Эмоциональные стратегии» направлены на формирование навыков продуктивного взаимодействия с другими людьми.
  3. «Хозяин своих эмоций». Дошкольнику предлагается воспроизвести разные состояния (печаль, радость, грусть). Таким образом, малыш научится адекватно демонстрировать то, что он чувствует.

Также есть более простые и очевидные способы:

  1. Увлекайте детей творческими занятиями. Отлично для этого подойдут рисование, лепка, конструирование.
  2. Чтение поможет ребенку не только повысить уровень интеллекта, но и развить фантазию.
  3. Некоторые компьютерные игры (дозированно, время пребывания за компьютером должно быть ограничено) помогают развивать логическое мышление.
  4. Задавайте ребенку вопросы, пусть он на них отвечает. А потом просите его задавать вопросы вам. Таким образом вы разовьете способность рассуждать.

Самые эффективные приемы формирования умственных способностей детей возраста 5-6 лет

Во-первых, для того, чтобы развить интеллект у пятилетнего ребенка, родителям необходимо как можно чаще обращаться к загадкам, потому что они чаще всего строятся на всяких небылицах и являются своеобразными ловушками для ума.

Также не менее эффективны упражнения-игры вроде «Верю-не верю», суть которых состоит в том, что вы говорите любые случайные фразы, вроде «у нас на кухне живут слоны», и ребенок должен опровергнуть это или подтвердить.

Потом позвольте ему самому придумать свою небылицу, с которой согласиться или нет должны уже будете вы.

Задания для оценки интеллекта

Классикой является всем известный IQ тест, однако он показывает только стандартную меру интеллекта, не раскрывая всех способностей ребенка.

Тест Пиаже. Попробуйте повторить опыт швейцарского психолога: скатайте два абсолютно одинаковых шарика и попросите дошкольника сравнить их. Логично, что малыш, скорее всего, ответит, что они одинаковы.

Теперь расплющите один из них ладонью, превратив его в лепешку, и спросите, в каком из них больше теста. Если ребенок ответит, что теста больше в лепешке, это значит, что он опирается на очевидные факты, а если скажет, что количество теста одинаково — значит у него развито абстрактное мышление.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть видеосюжет по теме:

«Поиски клада»

Нарисуйте на листе бумаги вместе с ребенком план вашей квартиры или дома. Объясните, что план — это своеобразная карта вашего жилища. Крестиком отметьте место, где будет спрятан клад (как вариант, можно использовать простую игрушку или какую-либо сладость). Предложите малышу найти сокровище. Такая игра научит его ориентироваться в пространстве.

«Радость»

Предложите дошкольнику ответить на вопрос «а что такое радость?» Малыш должен начинать свой ответ с фразы «радость — это. » Такое упражнение научит формулировать свои мысли и поможет сосредоточиться на собственных эмоциях и ощущениях.

В современном мире раннее развитие ребенка в тренде, и это не может не радовать. Однако стоит помнить, что любое обучение должно проводиться в доброжелательной и ненавязчивой обстановке без принуждения.

Подобные уроки должны быть ежедневными, иначе смысла в них не будет вообще. Если родители будут поддерживать малыша и выбирать упражнения с учетом особенностей своего ребенка, то они очень скоро увидят результат.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

Читать еще:  Интеллектуальные игры для младших дошкольников

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М. : «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М. : 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». В дошкольном возрасте познавательное развитие подразумевает и предполагает в себе:.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Интеллектуальное развитие дошкольников Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с.

Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста Добрый день. Хочется представить на ваше рассмотрение мастер — класс для работы с дошкольниками «Развитие коммуникативных компетенций детей.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что ранний возраст – ответственный в развитии человека, когда происходит закладка его личности. Л. С. Выготский, советский.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие. Познавательное воспитание — это планомерное.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников» (из опыта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector