221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуально познавательное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуально познавательное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальные способности, в обобщенном смысле, являются совокупностью самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Интеллект – основная форма познания человеком действительности.

Интеллект присутствует у человека с рождения. Проявляется по мере взросления и возникновении потребности в нем. Наиболее интенсивное развитие происходит в возрасте от 1 до 12 лет.

Каждый человек обладает различными типами интеллекта, выраженными в разной степени: вербальный интеллект, логический интеллект, пространственный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, духовный интеллект, творческий интеллект, существует даже способность к необычным решениям.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями познания. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира, от туда мы и приходим к термину «познавательного развития».

Интеллектуально е развитие детей рассматривается как жизненно необходимая составная часть формирования всесторонне развитой личности. Интеллектуальное развитие отражает состояние познавательных и творческих возможностей личности .

Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным . На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей. В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно — манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию . В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень — более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями. Старший дошкольник (5-7 лет) познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к школьной учебной деятельности, которая вскоре для него станет ведущей деятельностью. Поэтому развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей имеет важное значение.

Также, немаловажным фактором, является то, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Интеллектуальное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Основной вид деятельности дошкольника – игра.

Почему игра значима для ребенка?

*у довлетворяет потребность детей в общении со взрослыми,

*поддерживает познавательную активность детей,

*активизирует разнообразные умственные (познавательные) процессы,

*доставляет эмоциональную радость,

*применяет имеющиеся знания в различных игровых условиях.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт).

Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. Игра влияет и на личностное развитие ребенка.Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.Возникает интерес к рисованию и конструированию. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность.

Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом вам помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова — действия», «Расскажи — что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Читать еще:  Развивающие интеллектуальные игры для детей 6 лет

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Далее, я хотела бы представить ряд игр и упражнений, используемых мною в работе с детьми, которые позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, структурным, целостным, что очень важно для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка в целом.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.
Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.

Игра «Сделай так»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:

1. По образцу построить из кубиков такое же строение.
2. По образцу нарисовать узоры.

Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет.
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.;
Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Методы познавательного развития

Метод проектов и познавательное развитие дошкольников

Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы. Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «. В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные. Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить. Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей. Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации.
Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:

1. Эколог и его помощники.
2. Цветы природы.
3. Где работает эколог.

Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.
Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

Предметный мир «Детство»

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.

Программа «Детство» предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного детства. Организуя познание предметного мира старшими дошкольниками, педагог развивает логику, исследовательский подход, способность к детальному сравнению сходных предметов. Развивая познавательные интересы старших дошкольников, педагог учитывает их пол: мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование. Детей этого возраста интересует история появления и изобретения вещей, поэтому особенно значима роль книги как источника новых знаний. Всему этому учит комплексная программа «Детство».

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

Наблюдение – самый популярный и доступный метод . Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:

Определим плавучесть предметов.
Как вода исчезает.
Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).
Эксперимент с магнитом и металлами.
Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

— Нарисуй букеты в каждой вазе.
— С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.
— Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Читать еще:  Интеллектуальные игры для дошкольников

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.
Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).
Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания (ИПВ) дошкольников. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для ИПВ. Темп ИПР детей дошкольного возраста высок в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты ИПВ трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Особенно велика роль ИПВ в подготовке детей к школе.

Интеллектуально-познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий.

Задачи ИПВ дошкольников

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков

Средства ИПВ дошкольников

Средства ИПВ подразделяются на 2 группы:

1) деятельность детей: бытовая, игра, труд, учебная деятельность;

2) произведения духовной и материальной культуры (предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Сенсорное воспитание дошкольников. Этапы и методика сенсорного воспитания. Обучение как средство интеллектуально- познавательного развития, его сущность.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущение и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение

Большое внимание чувственному опыту уделял и Иоганн Генрих Песталоцци.Но первую развернутую систему сенсорного воспитания предложил Фридрих Фребель. Итальянский педагог, врач Мария Монтессори (1870-1952) создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, кот. и до сих пор явл. основой программ в д/с за рубежом. Огромный вклад в разработку системы сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева.В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над созданием которой работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.

Задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Содержание должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т. е. способов обследования).

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов.

Целью 1 этапа явл. привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках явл. целью 2 этапа сенсорного воспитания. Целью 3 этапа явл. формирование представлений об эталонах. Цель 4 этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В учебной программе дошкольного образования умственное развитие отражено в направлении «Познавательное развитие воспитанника». Содержание которого реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста. Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

Дош-ая дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским («Материнская школа»). Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла – детально разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

Проблемой обучения детей в России от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка.

На развитие дидактики оказало влияние деят-ть Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина.и др. Цель обучения дошк. они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они предлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деят-ть детей. Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К. Крупской.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А. П. Усова.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Основной категорией дидактики является обучение. Обучение– целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение).

Функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения.

Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А. Коменскому.

Принципы (основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе), которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

1) принцип воспитывающего обучения (правильно организованный процесс обучения); 2) развивающего обучения (Обучение должно идти впереди развития); 3) научности (мы даем научные знания доступные для детей); 4) наглядности; 5) систематичности и последовательности (От простого к сложному); 6) доступности (понятен ребенку); 7) принцип осознания процесса обучения (мы опираемся на активность знаний); 8) Принцип учета индивидуальных особенностей.

Читать еще:  Интеллект ребенка 7 лет

В дидактике сложились разные типы обучения:

прямое, проблемное, опосредованное.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность. Типы обучения дошкольников, технология их осуществления. Классификация методов обучения и воспитания, специфика их использования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Формы организации обучения дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения. Современные исследования познавательной деятельности дошкольников.

Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Становление теории трудового воспитания дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике. Современные исследования проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки ее освоения и развития. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1860 ;

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 — 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector