221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуально познавательное развитие дошкольников

Тема2.2.3.Познавательное развитие дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1.Определение понятий «интеллектуально-познавательное воспитание», «интеллектуально-познавательное развитие», «амплификация развития».

Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения.

интеллектуально-познавательное развитие-это развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии. Подготовка к предстоящему обучению в школе – построение информационно-логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций. Развитие воображения и творческих способностей.

амплификация – это расширение или увеличение чего-нибудь. Иногда могут возникать такие образы, которые не вызывают определенных ассоциаций. Если они очень емкие, описать их обычными словами практически невозможно. В этом случае используются символические значения, но образ все равно остается на уровне бессознательного восприятия.

Амплификация развития – это способ преодолеть возникающие сложности.

2.Условия интеллектуально-познавательного воспитания и развития.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

3.Особенности развития познавательных процессов и деятельности у детей в дошкольном возрасте.

-развитие памяти(произвольная и непроизвольная)

4.Психолого-педагогические основы интеллектуально-познавательного воспитания и развития.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для развития личности ребенка- речи, мышления, познавательной активности. Дети младшего дошкольного возраста активно экспериментируют с предметами, их привлекает яркость, качества и свойства предметов. Знакомство с новым предметом, его рассматривание позволяют ребенку обобщить свой познавательный чувственный опыт, овладеть сенсорными эталонами цвета, формами, величины. Задача педагога помочь ребенку овладеть предметными действиями требующими преодоления спонтанной активности. Ребенок осваивает предметные действия знакомясь с бытовыми предметами.

Для развития интеллектуально – творческого потенциала в группе должна быть создана предметно-развивающая среда , которая обеспечивает активное и полноценное развитие детей.

Предметно – пространственной среда должна соответствовать возрастным особенностям детей. Организация образовательного пространства обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх ,эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

5.Содержание умственного воспитания детей. «Энциклопедические» знания дошкольника (Я.А. Коменский). Особенности знаний о предметах быта, о труде и профессиях, о природе, явлениях общественной жизни. Причины, определяющие сложность усвоения общественных представлений. Проблема систематизации знаний в современных условиях.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные Средства умственного воспитания: Игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты ум­ственного развития, но без них последнее невозможно. По­этому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Определение объема и содержания зна­ний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка до­школьного возраста, — одна из традиционных проблем пе­дагогики. Первенство в решении этой проблемы принад­лежит Я. А. Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее ос­нование принцип энциклопедичности.Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ре­бенка какими-либо отдельными сторонами действитель­ности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о тру­де, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Комен­ский определил еще одно требование к знаниям для ма­леньких детей: они должны служить воспитанию.Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: пред­метное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;

• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);

• воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел Программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятель­ности.

Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников. В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности.

1.Сложность усвоения нового режима жизни, деятельности(вовремя проснуться, собрать необходимые принадлежности, дисциплинированно вести себя на уроках, четко выполнять все требования учителя, добросовестно выполнять домашние задания, общественные поручения). Дети, недостаточно подготовленные физически, психологически и педагогически к этому режиму, привыкают к нему с трудом. У них возможны срывы, конфликты.

2.Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Учитель — самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учителю, в котором видит (точнее, хотел бы видеть!) прежде всего справедливого, доброго, внимательного человека. С другой — он чувствует и даже понимает, что учитель — это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать общую атмосферу жизни и деятельности коллектива. Поэтому одна часть детей видят в своем учителе прежде всего человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) -именно педагогическое, «учительское» начало. Здесь многое определяется тем опытом, который накопил ребенок в детском саду.

6.Диагностика интеллектуально-познавательного развития дошкольников.

Диагностика –это приём, позволяющий выявить на основе результатов решения формализованных задач (тестов) уровень развития умственных способностей человека. Следует помнить, что результаты диагностического обследования дают приближённую информацию об умственном развитии ребёнка и только в совокупности с результатами наблюдений и других исследований могут послужить основанием для тех или иных мер педагогической коррекции. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют установить, соответствует ли развитие психики ребёнка условно принятой возрастной норме или отклоняется от неё. Важно учитывать, что симптомом серьёзного неблагополучия в темпах умственного развития ребёнка являются ярко выраженные отклонения результатов диагностики в сравнении с возрастной нормой.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНина Чубарова

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

2 Теоретические основы интеллектуально- познавательной сферы

3 познавательные процессы СХЕМА ОЩУЩЕНИЯВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬВНИМАНИЕМЫШЛЕНИЕВООБРАЖЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

4 Ощущение Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Возникновение ощущений РАЗДРАЖИТЕЛИРАЗДРАЖИТЕЛИ Рецептор (орган ощущений, трансформирующий энергию определенного вида в нервный процесс) Возбуждение Центр в коре Головного Мозга (перерабатывает нервные импульсы в ощущения)

5 ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ СХЕМА ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ПО ВЕДУЩЕМУ АНАЛИЗАТОРУ (МОДАЛЬНОСТИ) ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ РЕЦЕПТОРОВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ РЕЦЕПТОРОВ С РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ 1.ЗРИТЕЛЬНОЕ. 2.СЛУХОВОЕ 3.ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ 4.ОБОНЯТЕЛЬНОЕ 5.ВКУСОВОЕ 6.МЫШЕЧНО-СУСТАВНОЕ 7.ТЕМПЕРАТУРНОЕ 8.БОЛЕВОЕ 9.СТАТИКО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ 1.ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЕ 2.ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ 3.ПРОПРИОЦЕПТИВНОЕ 1.ДИСКАНТНОЕ 2.КОНТАКТНОЕ

6 Восприятие Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды восприятий По ведущему анализатору: 1.Зрительное. 2.Слуховое. 3.Осязательное. 4.Обонятельное. 5.Вкусовое. 6.Кинестетическое. По форме существования материи: 1.Восприятие пространства (формы, величины, глубины, удаленности, направления). 2. Восприятие времени (отмеривание, воспроизведение, оценка). 3. Восприятие движения (ускорения, быстроты, темпа, амплитуды, формы, продолжительности).

7 Возрастные особенности восприятия у дошкольников Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер, т.е свойства предмета (цвет, вкус, величина) на отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

8 ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ – ЭТО ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В НАПРАВЛЕННОСТИ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ СОЗНАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ДРУГИХ. ВИДЫ ВНИМАНИЯ ПО МЕХАНИЗМУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ (ВОЗНИКАЕТ ПРИ ПОМОЩИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ). 2. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ВЫЗЫВАЕТСЯ НОВЫМ, СИЛЬНЫМ, НЕОБЫЧНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ). 3. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПО НАПРАВЛЕННОСТИАКТИВНОСТИ 1.ВНЕШНЕЕ 2.ВНУТРЕННЕЕ

Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей старшего возраста

9 СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – СВЯЗАНА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ УСПЕШНОЙ НАСТРОЙКИ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ. ОБЪЕМ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ ОДНОВРЕМЕННО ОТЧЕТЛИВО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОДНОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНЦЕНТРАЦИЯ – ВЫРАЖАЕТСЯ В СТЕПЕНИ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЕ. УСТОЙЧИВОСТЬ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ. ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ БЫСТРО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОГО ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ.

10 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВНИМАНИЯ – НА 2-3 НЕДЕЛЕ ЖИЗНИ В ВИДЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. В НАЧАЛЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА ОТРАЖАЕТ ЕГО ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩИМ ПРЕДМЕТАМ И ВЫПОЛНЯЕМЫМ С НИМИ ДЕЙСТВИЯМ. РЕБЕНОК СОСРЕДОТОЧЕН ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ УГАСНЕТ ИНТЕРЕС. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ПРЕДМЕТА ВЫЗЫВАЕТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ МОГУТ ИГРАТЬ В ОДНУ И ТУ ЖЕ ИГРУ – МИНУТ. СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ – ДО 1-1,5 ЧАСОВ. ДЕТИ 4-6 ЛЕТ НАЧИНАЮТ ОВЛАДЕВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. ПОДДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОМ УРОВНЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ, ЧАСТАЯ СМЕНА ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАНЯТИЯ ПРОДУКТИВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

11 ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ – ЭТО СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙСЯ КАК ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНДИВИДОМ ЕГО ОПЫТА. ВИДЫ ПАМЯТИ, ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ 2. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ 3. ОПЕРАТИВНАЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ 2. ОБРАЗНАЯ 1)ЗРИТЕЛЬНАЯ 2) ОБОНЯТЕЛЬНАЯ 3)СЛУХОВАЯ 4) ВКУСОВАЯ 5) ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 4. СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 1. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ 2. ПРОИЗВОЛЬНАЯ

12 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ УЗНАВАНИЕ – ПЕРВЫЙ ПРОЦЕСС ПАМЯТИ, ПОЯВЛЯЮЩИЙСЯ У РЕБЕНКА. ПОСЛЕ 8 МЕСЯЦЕВ ФОРМИРУЕТСЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ПАМЯТИ ОБРАЗА. К ДОШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ ПАМЯТЬ СТАНОВИТСЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ. ПАМЯТЬ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НЕПРОИЗВОЛЬНА. РЕБЕНОК НЕ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛИ ЧТО-ТО ЗАПОМНИТЬ И НЕ ПРИЛАГАЕТ НИКАКИХ УСИЛИЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ. В ЕГО ПАМЯТИ ЗАПЕЧАТЛЕВАЮТСЯ ИНТЕРЕСНЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, КРАСОЧНЫЕ СОБЫТИЯ И ОБРАЗЫ, А ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ СТАНОВЯТСЯ ГОДАМИ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ. В 4-5 ЛЕТ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОРВАТЬСЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, ОДНАКО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ И ПРИПОМИНАНИЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЭПИЗОДИЧЕСКИ И ЗАВИСИТ ОТ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОРУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО. 6-7 ЛЕТ – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. ДЕТИ ОСВАИВАЮТ СЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЮТ ИХ БЫСТРО, ТОЧНО. МНОГИЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ГИМНАСТИКОЙ, АКРОБАТИКОЙ, ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ, ТАНЦАМИ.

13 МЫШЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ – ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБОБЩЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ МЫСЛЬ, ФИКСИРУЮЩАЯ ПРИЗНАКИ ОТОБРАЖАЕМЫХ В НЕЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОТЛИЧАТЬ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ ОТ СМЕЖНЫХ С НИМИ СУЖДЕНИЕ МЫСЛЬ, ВЫРАЖАЕМАЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ИСТИННОЙ ИЛИ ЛОЖНОЙ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, В ХОДЕ КОТОРОГО ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СУЖДЕНИЙ ВЫВОДИТСЯ НОВОЕ, НАЗЫВАЕМОЕ ВЫВОДОМ, ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ИЛИ СЛЕДСТВИЕМ

14 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИЛИ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ В ПРОЦЕССЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗ – МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ СИНТЕЗ – МЫСЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ СРАВНЕНИЕ – УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА ИЛИ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ АБСТРАГИРОВАНИЕ – ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТА И ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ОБОБЩЕНИЕ – МЫСЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ИХ ПРИЗНАКУ

15 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ПО ФОРМЕ: 1.ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ ДО 3-Х ЛЕТ) 2. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ (4-7 ЛЕТ) 3. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ ПО ТИПУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ 1.ПРОДУКТИВНОЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) 2. РЕПРОДУКТИВНОЕ (ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЕ)

16 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТИ ОБНАРУЖИВАЮТ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ОНИ НАЧИНАЮТ ЗАМЕЧАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СВЯЗИ. ЭТИ ОТНОШЕНИЯ ВЫЯСНЯЮТСЯ ДЕТЬМИ ПУТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБ И ОШИБОК, Т.Е. ПРИ ПОМОЩИ ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ. РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОДНИ ВЕЩИ И ДЕЙСТВИЯ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДРУГИХ, СЛУЖИТЬ ИХ ЗАМЕНОЙ – ФОРМИРУЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К ЗАМЕЩЕНИЮ – УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РЕШЕНИИ УМСТВЕННЫХ ЗАДАЧ УСЛОВНЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ. ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ ОПЫТА МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА ВСЕ БОЛЬШЕ ОПИРАЕТСЯ НА ОБРАЗЫ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТ ТОГО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИЯ. ОСНОВНЫМ ВИДОМ МЫШЛЕНИЯ, ПРИСУЩИМ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТАНОВИТСЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ДОШКОЛЬНИК МОЖЕТ «ПРОДЕЛЫВАТЬ» РЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В УМЕ. ПРИ ЭТОМ ОН ОПЕРИРУЕТ ТОЛЬКО ЕДИНИЧНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ, Т.К. К УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ ОН НЕ ГОТОВ. В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

17 ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ – ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРЕДМЕТА ПУТЕМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ПО СПОСОБАМ АКТИВНОСТИ: 1.ПРОИЗВОЛЬНОЕ 1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (СНОВИДЕНИЯ, БРЕД, ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, ГИПНОТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ: 1.ВОССОЗДАЮЩЕЕ 2.ТВОРЧЕСКОЕ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 2.ТЕХНИЧЕСКОЕ 3.МУЗЫКАЛЬНОЕ И ДР.

18 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНО С ФОРМИРОВАНИЕМ ДРУГИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫШЛЕНИЯ. В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИМЕЕТ ВОССОЗДАЮЩИЙ ХАРАКТЕР И ВОЗНИКАЕТ НЕПРОИЗВОЛЬНО, В ВИДЕ ОБРАЗОВ ПОЛУЧЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ: ПРОСЛУШИВАНИЕ РАССКАЗОВ, СКАЗОК, СТИХОВ, ПРОСМОТРОВ ФИЛЬМОВ. В ВООБРАЖЕНИИ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОКАЗАЛО НА РЕБЕНКА СИЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, СТАЛО ДЛЯ НЕГО ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНЫМ. ВООБРАЖЕНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ С НИМИ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЯВЛЯЕТСЯ СЕНЗИТИВНЫМ – ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ – ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. В 5-6 ЛЕТ У ДЕТЕЙ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ. ЭТО СОЗДАЕТ ОСНОВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВОГО ОБРАЗА. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГРАХ, СОЗДАЮЩИХ ПРОСТОР ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ В РИСОВАНИИ, КОНСТРУИРОВАНИИ И Т.П.

19 Задачи интеллектуально-познавательного развития Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии. Подготовка к предстоящему обучению в школе – построение информационно-логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций. Развитие воображения и творческих способностей.

20 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

21 ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ДЕТИ 4-5 ЛЕТ) РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

22 ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ; РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК. ЗАДАЧИ: ОБУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ, ОБЪЕМА, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ, УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ; РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ; РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ, ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ; РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО, СЛУХОВОГО И МОТОРНОГО АНАЛИЗАТОРОВ; РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ; РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБОБЩЕНИЯ, ОТВЛЕЧЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ; РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ; РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ; СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

23 ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «СКОРО В ШКОЛУ» ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ; РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ; РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ, САМОКОНТРОЛЯ, САМООРГАНИЗОВАННОСТИ, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.

24 ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ «ПРОФЕССОР УМА» ЦЕЛЬ: ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К УСПЕШКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

25 ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ЦРР ЦЕЛЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ЦРР ЗАДАЧИ: РАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ; ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ; ОВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ПСИХОТЕХНИКАМИ, НАЦЕЛЕННЫМИ НА ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания (ИПВ) дошкольников. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для ИПВ. Темп ИПР детей дошкольного возраста высок в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты ИПВ трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Читать еще:  Интеллектуально познавательное развитие детей дошкольного возраста

Особенно велика роль ИПВ в подготовке детей к школе.

Интеллектуально-познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий.

Задачи ИПВ дошкольников

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков

Средства ИПВ дошкольников

Средства ИПВ подразделяются на 2 группы:

1) деятельность детей: бытовая, игра, труд, учебная деятельность;

2) произведения духовной и материальной культуры (предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Сенсорное воспитание дошкольников. Этапы и методика сенсорного воспитания. Обучение как средство интеллектуально- познавательного развития, его сущность.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущение и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение

Большое внимание чувственному опыту уделял и Иоганн Генрих Песталоцци.Но первую развернутую систему сенсорного воспитания предложил Фридрих Фребель. Итальянский педагог, врач Мария Монтессори (1870-1952) создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, кот. и до сих пор явл. основой программ в д/с за рубежом. Огромный вклад в разработку системы сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева.В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над созданием которой работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.

Задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Содержание должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т. е. способов обследования).

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов.

Целью 1 этапа явл. привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках явл. целью 2 этапа сенсорного воспитания. Целью 3 этапа явл. формирование представлений об эталонах. Цель 4 этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В учебной программе дошкольного образования умственное развитие отражено в направлении «Познавательное развитие воспитанника». Содержание которого реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста. Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

Дош-ая дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским («Материнская школа»). Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла – детально разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

Проблемой обучения детей в России от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка.

На развитие дидактики оказало влияние деят-ть Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина.и др. Цель обучения дошк. они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они предлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деят-ть детей. Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К. Крупской.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А. П. Усова.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Основной категорией дидактики является обучение. Обучение– целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение).

Функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения.

Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А. Коменскому.

Принципы (основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе), которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

1) принцип воспитывающего обучения (правильно организованный процесс обучения); 2) развивающего обучения (Обучение должно идти впереди развития); 3) научности (мы даем научные знания доступные для детей); 4) наглядности; 5) систематичности и последовательности (От простого к сложному); 6) доступности (понятен ребенку); 7) принцип осознания процесса обучения (мы опираемся на активность знаний); 8) Принцип учета индивидуальных особенностей.

В дидактике сложились разные типы обучения:

прямое, проблемное, опосредованное.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность. Типы обучения дошкольников, технология их осуществления. Классификация методов обучения и воспитания, специфика их использования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Формы организации обучения дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения. Современные исследования познавательной деятельности дошкольников.

Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Становление теории трудового воспитания дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике. Современные исследования проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки ее освоения и развития. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1861 ;

Игровая НОД по интеллектуально-познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

«Бросайка «

Скачать:

ВложениеРазмер
programmnoe_soderzhanie.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

  1. развитие у детей познавательных процессов, мыслительных операций: пространственного воображения, сообразительности и логического мышления, развитие слуховой и зрительной памяти;
  2. совершенствование представления детей о числах и отношениях между ними в пределах 10; закрепление правильного произношение гласных звуков, различение гласных звуков по схемам; закрепление знаний разных видов народно-прикладного искусства, совершенствование умения детей композиционно размещать узор на изделии; закрепление правил дорожного движения, дорожных знаков; обобщение и систематизация знаний детей о родном городе, стране, в которой мы живем, формирование уважительного отношения и интереса к государственной символике;
  3. воспитание умения действовать сообща в коллективе сверстников, уважительного отношения друг другу, формирование адекватно оценивать деятельность других детей и свою деятельность, радоваться успехам своей команды и команды соперников.

игровой и соревновательный прием, сюрпризный момент, использование разных видов наглядности (иллюстративный материал, схемы), объяснение и словесная инструкция, вопросы, использование музыкального сопровождения и художественного слова, дифференцированная оценка деятельности детей.

организация игр и занятий с детьми старшего дошкольного возраста по математике, развитию речи и подготовки к обучению грамоте, по ПДД, декоративно-прикладному искусству, патриотическому воспитанию, выбор состава и названия команды, изготовление эмблем.

Подготовка к занятию:

разработка конспекта, подбор и оформление атрибутов, пособий, музыкального сопровождения, художественного слова, оформление группы.

Материал и оборудование:

магнитная доска, мольберты, магнитофон, конверты с заданиями и схемами, панно «Солнышко», «Тучка», костюм клоуна, большой кубик.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Рада

приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Бросайка». Сегодня мы с вами интересно проведем время, и начнем мы с веселой загадки.

Его шутки и смех

Кто догадался, ребята, про кого эта загадка. Правильно, это клоун.

После того как дети отгадали загадку под музыку входит клоун.

Клоун: Здравствуйте ребята! Какие вы красивые. А вы знаете, как меня

зовут? Меня зовут Клёпа! А вы знаете, что лежит у меня в карманах? Чего в них только нет. В них картинки, и бумажки, где написаны загадки, и задачки интересные, игры, песенки чудесные. В эти игры поиграйте и на вопросы отвечайте. А еще у меня есть кубик, бросишь кубик, выпадет цифра, а на эту цифру у меня есть для вас задание. Будем играть?

Клоун: Но сначала послушайте правила нашей игры:

  1. В игре соревнуются две команды.
  2. Каждая команда получает отдельное задание, которое вы должны выполнить вместе, всей командой.
  3. О выполнении задания команда сообщает поднятием руки.
  4. Та команда, которая первая даст правильный ответ, получает фант.

Вот теперь можно начинать! Начинаем играть?!

Воспитатель: Подожди, Клёпа. Ты еще не познакомился с нашими

Клоун знакомится пожатием руки с детьми и спрашивает: — А как называется ваша команда?

Воспитатель: Клёпа, начинай! Итак, бросаю кубик. Выпала цифра 1.

Черные птички на каждой страничке

Молчат , ожидают , кто их отгадает (буквы).

А теперь команды послушайте задание.

Вам нужно зачеркнуть две одинаковые буквы, так чтобы не зачеркнутой осталась одна буква и подобрать ей схему произнесения звука.

Команда, которая первой даст правильный ответ, получит фант

Дети выполняют задание, команда, первая справившаяся с заданием, поднимает руку.

Клоун: Молодцы ребята! Команда «» получает свой первый фант.

Воспитатель: Играем дальше?

Воспитатель: Клёпа, бросай свой волшебный кубик.

Клоун бросает кубик.

Клоун: Выпала цифра 2.

Проживают в трудной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают всех на свете (цифры).

А сейчас задание, слушайте внимательно.

Попрошу я всех ребят

Цифры строить быстро в ряд!

И поставить нужный знак (+) или (-).

Мне работать что-то лень,

Отдыхаем целый день.

И болтаем, и скучаем,

В игры разные играем.

С вами мы хотим, ребятки,

Поиграть сегодня в прятки!

Цифра спрячется, друзья,

Попрошу тогда вас я Её правильно назвать,

Она явится опять.

Воспитатель: Каждой команде предлагаются карточки с заданиями (числовой ряд с пропущенными цифрами, примеры с пропущенными знаками сложения и вычитания, неравенства с пропущенными знаками больше, меньше и равно):

12 3 . 4 5 6 7 8 9

Дети выполняют задание, команда, первая справившаяся с заданием., поднимает руку.

Клоун: Команда «» первой правильно справилась с заданием. Вот вам за это фант.

Воспитатель: Клёпа, тебе нравится играть с нашими ребятами?

Воспитатель: Тогда бросай кубик.

Там где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Ребята, а вы знаете правила дорожного движения? А загадки сможете разгадать?

Он и вежливый и строгий.

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой Самый главный командир.

Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный.

Горят и день, и ночь

Зеленый, желтый, красный (светофор).

Добежала зебра до угла И на мостовую прилегла.

И оставила свои полоски

Навсегда лежать на перекрестке (разметка «пешеходный переход»).

По обочине дороги.

Как солдатики, стоят.

И мы строго выполняем

Все, что нам они велят (дорожные знаки).

Воспитатель: Сейчас проверим, ребята, знаете ли вы дорожные знаки?

Итак, команды, выходите на ковер и как только заиграет музыка команда «» выбирает запрещающие знаки, команда «» предупреждающие знаки (звучит песня дорожных знаков).

Клоун: Первой в этом конкурсе была команда «». А теперь, расскажите,

ребята, что обозначают ваши знаки.

Дети объясняют , что запрещают , или, о чем предупреждают знаки.

Клоун: Молодцы. Но, лучшими в этом конкурсе была команда «».

Воспитатель: Клёпа, а ты ничего не забыл дать ребятам?

Клоун: Ну конечно, вот вам фант.

Воспитатель: Играем дальше, ребята? Клёпа, бросай кубик.

Клоун: Цифра 4. Ребята послушайте задание: каждой команде необходимо составить из фрагментов узор и назвать вид декоративно-прикладного искусства.

Воспитатель: Ребята, у каждой команды на столах лежат доски и фрагменты Хохломского и Городецкого узора ( ведущий дает фрагменты вперемешку’). Вам необходимо на доске составить узор, назвать вид декоративно-прикладного искусства и название элементов, из которых составлен узор. Чья команда первая правильно соберет узор, назовет вид декоративно-прикладного искусства, получит от Клёпы фант.

Клоун: Итак, команда «» собирает Хохломской узор, команда «»

Деты под русскую народную музыку дети собирают узор.

Клоун: Первая выполнила это задание команда «». Назовите, ребята, вид декоративно-прикладного искусства и название элементов, из которых вы составили узор?

Клоун: Команда «» заслужила еще один фант.

Клоун: Ребята, я приглашаю вас потанцевать. Выходите на ковер и повторяйте все движения за мной!

Физкультминутка, (музыкально-ритмическая игра с Клоуном «Как кричит крокодил? »)

Клоун: Я бросаю кубик, будьте внимательны. Цифра 5.

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть

Только солнце спрячется

Тучка вся расплачется,

А как солнышко найдется

В небе радуга смеется.

Воспитатель: Ребята, послушайте мое задание: на столах лежат схемы эмоционального состояния, настроения человека. Посмотрев на эти схемы, вы сможете определить состояние человека: весело ему или грустно.

Клоун: А еще говорят, что настроение бывает солнечное или дождливое (человеку грустно, он плачет и его сравнивают с тучкой, из которой идет дождик). Я вам приготовил солнышко и тучку. Команда «» должна выбрать схемы, на которых изображено «дождливое» настроение, а команда «.» выбирает схемы, на которых изображено «солнечное» настроение. После того, как вы выполните задание, вам необходимо назвать каждую схему, то состояние, настроение, которое она обозначает.

Звучит веселая музыка, дети выбирают и расставляют схемы, затем называют каждую.

Клоун: Какие же вы молодцы, ребята! В этом конкурсе победила команда «». Фант ваш.

Воспитатель: Клёпа, а у тебя есть еще для ребят задания?

Клоун: Есть, и я бросаю кубик цифра 6. Какое задание в этом конверте? Я буду читать вам вопросы, и какая команда даст больше правильных ответов получит фант. Кто знает ответ, поднимайте руку.

  1. В какой стране мы живем?
  2. Столица нашей родины?
  3. Как называется самая главная площадь нашей страны?
  4. Какие русские народные сказки вы знаете?
  5. Каких русских писателей вы знаете?
  6. Каких русских художников вы знаете?
  7. Как называется город, в котором мы живем?
  8. А стихи, про родной город кто-нибудь знает?
  9. Какое животное изображено на гербе города Пушкино?

10. Назовите последовательность цветов российского флага.

Клоун: Я рад, что вы справились и с этим не простым заданием. Вот вам фант.

Воспитатель: Ребята, у Клёпы закончились задания, давайте подсчитаем, сколько фантов у каждой команды и, какая команда у нас победила. Воспитатель, клоун и дети подсчитывают фанты и объявляют победителей. Команды награждаются грамотами за первое и второе место.

Клоун: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях и очень грустно с вами расставаться! К сожалению, мне пора возвращаться. Но напоследок, мы с вами обязательно поиграем. Выходите на ковер и стройтесь в круг.

Клёпа проводит с детьми игру «Большой хоровод». После этого прощается и уходит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес.

Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки.

Совместная деятельность с детьми доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и н.

Основой умственного воспитания детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к.

Выступление на педагогическом совете на тему: «Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Цель: закрепление полученных ранее знаний по правилам дорожного движения. Активизация словарного запаса детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Воспитание потре.

Перспективное планирование игровых досугов, направленных на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector