221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуально познавательное развитие

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания (ИПВ) дошкольников. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для ИПВ. Темп ИПР детей дошкольного возраста высок в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты ИПВ трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Особенно велика роль ИПВ в подготовке детей к школе.

Интеллектуально-познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий.

Задачи ИПВ дошкольников

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков

Средства ИПВ дошкольников

Средства ИПВ подразделяются на 2 группы:

1) деятельность детей: бытовая, игра, труд, учебная деятельность;

2) произведения духовной и материальной культуры (предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Сенсорное воспитание дошкольников. Этапы и методика сенсорного воспитания. Обучение как средство интеллектуально- познавательного развития, его сущность.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущение и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение

Большое внимание чувственному опыту уделял и Иоганн Генрих Песталоцци.Но первую развернутую систему сенсорного воспитания предложил Фридрих Фребель. Итальянский педагог, врач Мария Монтессори (1870-1952) создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, кот. и до сих пор явл. основой программ в д/с за рубежом. Огромный вклад в разработку системы сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева.В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над созданием которой работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.

Задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Содержание должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т. е. способов обследования).

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов.

Целью 1 этапа явл. привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках явл. целью 2 этапа сенсорного воспитания. Целью 3 этапа явл. формирование представлений об эталонах. Цель 4 этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В учебной программе дошкольного образования умственное развитие отражено в направлении «Познавательное развитие воспитанника». Содержание которого реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста. Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

Дош-ая дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским («Материнская школа»). Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла – детально разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

Проблемой обучения детей в России от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка.

На развитие дидактики оказало влияние деят-ть Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина.и др. Цель обучения дошк. они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они предлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деят-ть детей. Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К. Крупской.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А. П. Усова.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Основной категорией дидактики является обучение. Обучение– целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение).

Функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения.

Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А. Коменскому.

Принципы (основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе), которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

1) принцип воспитывающего обучения (правильно организованный процесс обучения); 2) развивающего обучения (Обучение должно идти впереди развития); 3) научности (мы даем научные знания доступные для детей); 4) наглядности; 5) систематичности и последовательности (От простого к сложному); 6) доступности (понятен ребенку); 7) принцип осознания процесса обучения (мы опираемся на активность знаний); 8) Принцип учета индивидуальных особенностей.

В дидактике сложились разные типы обучения:

прямое, проблемное, опосредованное.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность. Типы обучения дошкольников, технология их осуществления. Классификация методов обучения и воспитания, специфика их использования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Формы организации обучения дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения. Современные исследования познавательной деятельности дошкольников.

Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Становление теории трудового воспитания дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике. Современные исследования проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки ее освоения и развития. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1859 ;

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_poznavatelnykh_i_intellektualnykh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Рыбина О.В. МБДОУ №116 г. Владимир

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Далее, я хотела бы представить ряд игр и упражнений, используемых мною в работе с детьми, которые позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, структурным, целостным, что очень важно для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка в целом.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.
Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.

Игра «Сделай так»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:

1. По образцу построить из кубиков такое же строение.
2. По образцу нарисовать узоры.

Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет.
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.;
Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Методы познавательного развития

Метод проектов и познавательное развитие дошкольников

Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы. Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «. В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные. Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить. Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей. Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации.
Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:

1. Эколог и его помощники.
2. Цветы природы.
3. Где работает эколог.

Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.
Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

Предметный мир «Детство»

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.

Программа «Детство» предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного детства. Организуя познание предметного мира старшими дошкольниками, педагог развивает логику, исследовательский подход, способность к детальному сравнению сходных предметов. Развивая познавательные интересы старших дошкольников, педагог учитывает их пол: мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование. Детей этого возраста интересует история появления и изобретения вещей, поэтому особенно значима роль книги как источника новых знаний. Всему этому учит комплексная программа «Детство».

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

Наблюдение – самый популярный и доступный метод . Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:

Определим плавучесть предметов.
Как вода исчезает.
Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).
Эксперимент с магнитом и металлами.
Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

— Нарисуй букеты в каждой вазе.
— С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.
— Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.
Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).
Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка.

Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ.

Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. .

«Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: лэпбук, проектная .

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному пр.

Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста .

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Далее, я хотела бы представить ряд игр и упражнений, используемых мною в работе с детьми, которые позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, структурным, целостным, что очень важно для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка в целом.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.
Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.

Игра «Сделай так»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:

1. По образцу построить из кубиков такое же строение.
2. По образцу нарисовать узоры.

Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет.
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.;
Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Методы познавательного развития

Метод проектов и познавательное развитие дошкольников

Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы. Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «. В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные. Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить. Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей. Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации.
Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:

1. Эколог и его помощники.
2. Цветы природы.
3. Где работает эколог.

Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.
Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

Предметный мир «Детство»

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.

Программа «Детство» предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного детства. Организуя познание предметного мира старшими дошкольниками, педагог развивает логику, исследовательский подход, способность к детальному сравнению сходных предметов. Развивая познавательные интересы старших дошкольников, педагог учитывает их пол: мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование. Детей этого возраста интересует история появления и изобретения вещей, поэтому особенно значима роль книги как источника новых знаний. Всему этому учит комплексная программа «Детство».

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

Наблюдение – самый популярный и доступный метод . Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:

Определим плавучесть предметов.
Как вода исчезает.
Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).
Эксперимент с магнитом и металлами.
Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

— Нарисуй букеты в каждой вазе.
— С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.
— Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.
Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).
Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.

Тема2.2.3.Познавательное развитие дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1.Определение понятий «интеллектуально-познавательное воспитание», «интеллектуально-познавательное развитие», «амплификация развития».

Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения.

интеллектуально-познавательное развитие-это развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии. Подготовка к предстоящему обучению в школе – построение информационно-логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций. Развитие воображения и творческих способностей.

амплификация – это расширение или увеличение чего-нибудь. Иногда могут возникать такие образы, которые не вызывают определенных ассоциаций. Если они очень емкие, описать их обычными словами практически невозможно. В этом случае используются символические значения, но образ все равно остается на уровне бессознательного восприятия.

Амплификация развития – это способ преодолеть возникающие сложности.

2.Условия интеллектуально-познавательного воспитания и развития.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

3.Особенности развития познавательных процессов и деятельности у детей в дошкольном возрасте.

-развитие памяти(произвольная и непроизвольная)

4.Психолого-педагогические основы интеллектуально-познавательного воспитания и развития.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для развития личности ребенка- речи, мышления, познавательной активности. Дети младшего дошкольного возраста активно экспериментируют с предметами, их привлекает яркость, качества и свойства предметов. Знакомство с новым предметом, его рассматривание позволяют ребенку обобщить свой познавательный чувственный опыт, овладеть сенсорными эталонами цвета, формами, величины. Задача педагога помочь ребенку овладеть предметными действиями требующими преодоления спонтанной активности. Ребенок осваивает предметные действия знакомясь с бытовыми предметами.

Для развития интеллектуально – творческого потенциала в группе должна быть создана предметно-развивающая среда , которая обеспечивает активное и полноценное развитие детей.

Предметно – пространственной среда должна соответствовать возрастным особенностям детей. Организация образовательного пространства обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх ,эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

5.Содержание умственного воспитания детей. «Энциклопедические» знания дошкольника (Я.А. Коменский). Особенности знаний о предметах быта, о труде и профессиях, о природе, явлениях общественной жизни. Причины, определяющие сложность усвоения общественных представлений. Проблема систематизации знаний в современных условиях.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные Средства умственного воспитания: Игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты ум­ственного развития, но без них последнее невозможно. По­этому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Определение объема и содержания зна­ний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка до­школьного возраста, — одна из традиционных проблем пе­дагогики. Первенство в решении этой проблемы принад­лежит Я. А. Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее ос­нование принцип энциклопедичности.Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ре­бенка какими-либо отдельными сторонами действитель­ности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о тру­де, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Комен­ский определил еще одно требование к знаниям для ма­леньких детей: они должны служить воспитанию.Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: пред­метное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;

• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);

• воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел Программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятель­ности.

Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников. В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные трудности.

1.Сложность усвоения нового режима жизни, деятельности(вовремя проснуться, собрать необходимые принадлежности, дисциплинированно вести себя на уроках, четко выполнять все требования учителя, добросовестно выполнять домашние задания, общественные поручения). Дети, недостаточно подготовленные физически, психологически и педагогически к этому режиму, привыкают к нему с трудом. У них возможны срывы, конфликты.

2.Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Учитель — самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учителю, в котором видит (точнее, хотел бы видеть!) прежде всего справедливого, доброго, внимательного человека. С другой — он чувствует и даже понимает, что учитель — это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать общую атмосферу жизни и деятельности коллектива. Поэтому одна часть детей видят в своем учителе прежде всего человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) -именно педагогическое, «учительское» начало. Здесь многое определяется тем опытом, который накопил ребенок в детском саду.

6.Диагностика интеллектуально-познавательного развития дошкольников.

Диагностика –это приём, позволяющий выявить на основе результатов решения формализованных задач (тестов) уровень развития умственных способностей человека. Следует помнить, что результаты диагностического обследования дают приближённую информацию об умственном развитии ребёнка и только в совокупности с результатами наблюдений и других исследований могут послужить основанием для тех или иных мер педагогической коррекции. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют установить, соответствует ли развитие психики ребёнка условно принятой возрастной норме или отклоняется от неё. Важно учитывать, что симптомом серьёзного неблагополучия в темпах умственного развития ребёнка являются ярко выраженные отклонения результатов диагностики в сравнении с возрастной нормой.

Читать еще:  Задачи физического развития детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector