221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий?

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников.

Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня один только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способностей к какой-либо деятельности. По мнению В. Серебрякова, «Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 — 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Читать еще:  Эмоциональный интеллект у дошкольников

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе. В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Решение проблемы

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, поэтому в нашем дошкольном учреждении существует кружок по интеллектуальному развитию «Маленькие интеллектуалы», целью которого является повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и головоломок. Для успешного развития детей и деятельности кружка были поставлены следующие задачи:

· Создать условия для развития логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, рефлексии у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (найти базовое программно-методическое обеспечение, сформировать банк развивающих игр и головоломок).

· Развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр и головоломок логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, выделение и понимание причинно-следственных связей), произвольное внимание.

· Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

· Пробуждать любознательность, желание и потребность узнавать новое.

· Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности, интеллектуальное трудолюбие.

Новизна работы состоит в создании набора специально подобранных развивающих игр и головоломок для детей 5-7 лет и выработке методических рекомендаций по их использованию.

За время работы кружка был создан банк развивающих игр и головоломок, приобретены пособия по решению логических задач, изготовлены папки для индивидуального решения логических задач, оформлен центр по интеллектуальному развитию, где дети могут самостоятельно заниматься во время свободной деятельности; разработаны конспекты занятий, методические материалы для родителей. В частности, подготовлены консультации по интеллектуальному развитию старших дошкольников, анкеты и памятки. Также проведено родительское собрание на тему «Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка». На протяжении работы по данной теме разработаны и проведены такие мероприятия: открытое занятие «Начинаем играть в шашки», диагностические тесты: «Лишний предмет», «Отремонтируй робота», «Прицепи вагончик», игры: «Закончи слово», «Кто кем будет». В мероприятия были включены разнообразные, наиболее интересные для детей методы и приемы: игровые моменты, использование художественного слова, использование схем, логические задачи, проблемные ситуации.

С целью педагогического и психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста подготовлены и проведены консультации: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников», «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников», «О влиянии двигательной активности на интеллект ребенка». Родители воспитанников получили представление о типах развивающих игр и головоломок, были обучены методическим приемам использования в семье развивающих игр и головоломок. Постоянно проводилась оценка игр и головоломок приносимых родителями с точки зрения их полезности для развития детей дошкольного возраста.

Наша работа по интеллектуальному развитию приносит положительные результаты. У детей появился устойчивый повышенный интерес к развивающим играм и головоломкам, они стали быстрее и лучше запоминать, богаче стало воображение, их не пугают трудные игры, требующие длительного умственного напряжения, возрос самоконтроль, самостоятельность, начали появляться зачатки рефлексии.

Интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшем дошкольном возрасте, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Портал образования

Автор: Зайцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 10.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития интеллекта у детей

старшего дошкольного возраста

интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте [33].

является важной ступенью в жизни ребёнка. Между 5 и 7 годами многие

повышает их эффективность [16].

способностей наиболее чувствительным является возраст от 3 до 12 лет

(дошкольный и младший школьный возраст) [42].

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, а именно в

период времени от 3 до 7 лет, под влиянием конструкторской, продуктивной,

пространственные особенности и соотношения его частей.

действий происходит ряд этапов.

На первом этапе процесс формирования начинается с материальных и

практических действий, выполняемые с незнакомыми предметами.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сенсорные

процессы, преобразовавшиеся под влиянием практической деятельности. Эти

действия с восприятием предмета.

выглядеть пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему

подсознательном уровне у ребенка [29].

способностей по Ж. Пиаже.

И довольно сложными для ребенка, решающего задачку в

гипотетичном проекте, с поддержкой формальной логики. Но, автономно от

степени проблемы стоящих перед чадом задач, им применяется 2 ведущих

механизма – ассимиляции и аккомодации.

Адаптацию к находящейся вокруг среде с поддержкой данных 2-ух

становления по спирали индивида. Разглядим воздействие данных устройств.

Когда свежая задачка изменяется и подгоняется под уже имеющуюся схему

истории в состав тех, с которыми ребёнок овладевает без конфигурации

Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей 3 4

наличных схем воздействия. При аккомодации схемы поступков меняется

так, дабы, возможно, было их использовать, к свежей задаче.

приспособление. А заканчивает приспособление установление равновесия,

когда запросы среды (задачи), с одной стороны, и схемы поступков, которыми

становление, по Ж. Пиаже, жаждет к размеренному равновесию [35]. На

любом возрастном рубеже равновесие нарушается и восстанавливается, и

подростковом возрасте, на уровне формальных операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,

окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него.

И, чтобы познать объекты, он их трансформирует — производит действия с

ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает.

Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями,

становится все более адекватным. На основе действия формируются новые

интеллектуальные структуры [28].

стадий, порядок следования которых всякий раз остается постоянным. До 7 —

8 лет взаимодействие ребёнка с миром вещей и людей подчиняется законам

способности ещё надо воплотить в жизнь. Возрастные рамки возникновения,

зависимости от энергичности самого ребёнка, богатства или же бедности его

спонтанного навыка, от культурной среды.

переломного этапа (около 7 — 8 лет) общественная жизнь начинает выступать

Социализация – по мнению А.В. Мудрик — это процесс адаптации к

социальной среде, который приводит к тому, что ребёнок переходит от своей

оказывается способным к сотрудничеству [36].

возраста происходит следующим образом.

ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На

основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.

К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов,

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В

формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса

признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

нрав. Малыши не могут управлять собственным восприятием, не умеют

отмечают не ключевые признаки, не самое весомое и значительное, а то,

величину, форму [44].

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс

совершенствования внимания. Внимание — это психический процесс, который

обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из

большого потока информации выделить наиболее важную роль для человека.

Свойственной особенностью интереса малыша дошкольного возраста

считается то, собственно что оно вызывается внешне красивыми предметами,

мероприятиями и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока же у

Внимание малыша в начале дошкольного возраста отображает его интерес к

находящимся вокруг предметам и производимым с ними действиям. Малыш

устремлен, пока же внимание не потухает. Возникновение свежего предмета

малыши не могут долгое время заниматься одним и тем же делом [43].

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением работы

ребят и их передвижением в общем интеллектуальном развитии внимания

приобретает гигантскую сосредоточенность и стабильность. Так, в случае

если младшие дошкольники играют в 1 и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6

годам продолжительность игры растет до 2-ух часов. Это разъясняется тем,

вступлением свежих обстановок. У ребят растет стабильность внимания и

при рассматривании иллюстраций, слушании рассказа и сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в

два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает

картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для

себя деталей [6, c. 87].

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться

одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для

решения поставленной задачи [19].

собственно что это дело необходимое и его надо в обязательном порядке

закончить. Он не отвлекается, в том числе и на больше увлекательную для

него работу, пока же не окончит начатое. Случается и так, собственно что

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с

деятельности, как учебная и трудовая.

В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные

для этого возрастного периода:

воспроизводить до нескольких предметов сразу);

В третьих: у детей мало практического опыта, поэтому способность к

быстрому переключению, а также распределению развито слабо;

Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще

не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и

среднем дошкольном возрасте [18].

Внимание в данном возрасте, как правило, изредка появляется под

воздействием морально установленной задачи или же рассуждений, т. е.

практически не считается случайным. Возможно, представить, что с началом

восприятие и интенсивное владение речью.

В дошкольном возрасте ключевым обликом памяти считается образная.

Её становление и перестройка связанны с переменами, которые происходят в

предохраняет глобальность. Малыш большей частью выделяет более яркие

Запоминания и проигрывания протекают быстро, но бессистемно. Малыш

«перескакивает» с 1-го признака предмета или же компонента истории на

иной. В памяти он нередко держит не главное, а значительное забывает.

Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к

систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают

«картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности

влечет за собой преобразование представления [24].

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе

активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных

запоминания материала от этих его индивидуальностей, как эмоциональная

контраст. Как раз вследствие этого дети длительное время припоминают

чувственностью педагога оставляют бездонный отпечаток в памяти малыша

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным

воспроизведение возникает раньше, чем непроизвольное запоминание, и в

своем развитии как бы обгоняет его.

Является, собственно то, что с возрастом возрастает скорость, с которой

информация извлекается из длительной памяти и переводится в оперативную,

большинства неплохо развивающихся ребят младшего и среднего школьного

возраста хорошо развита конкретная и механическая память.

Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-

либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов

и манипулировать ими [51].

Становление воображения может помочь ребенку, лучше постичь мир,

благополучно развиваться, действенно улаживать трудности. Эти функции

воображению следует активно развивать.

Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных

проецирования их другим людям или даже предметам.

придуманными приятелями и неприятелями. Креативный процесс у ребят

нередко проецируется на иные предметы и появления, случается развитие

устойчивого переживания. Малыши делают дивные произведения, в которых

отражаются испытанные ими переживания; они быстро отыскивают методы

для передачи данных переживаний [2].

методе донесения идеи, а еще в розыске плана.

способом подключения, когда любой отдельный элемент действительности

принимает участие в разработке единственного целого образа; в это время

составляющие присутствуют не на основном, а на второстепенном месте.

В предоставленном возрасте малыши могут производить планирование

поочередно приводится в воздействие и в том числе и имеет возможность

правиться в ходе выполнения [1].

Впрочем, без исследования и управления, без побуждающих инициатив

со стороны взрослых малыш не имеет возможность все полноценно развивать

воображение, не сможет адресовать его в необходимое русло.

В случае если аффективное воображение функционирует без нетяжелой

патологии, к долгим глубочайшим переживаниям в облике аутизма; малыш

имеет возможность всецело уйти в вымышленный мир, замещая настоящие

угасанием, вследствие того собственно что предоставленная психологическая

численность которых с взрослением ребят помаленьку минимизируется [20].

Старший дошкольный возраст характеризуется высочайшим уровнем

благополучно справляется с верным произношением всех звуков родного для

их языка, умеет регулировать громкость и темп речи, формулировать радость,

вопрос и иные интонации. Любой малыш в предоставленном возрасте уже

содержит богатый лексикографический припас, но продолжает обогащать

личный лексикон свежими единицами речи. Это могут быть отдельные слова

или цельные словосочетания.

Впрочем, в данном этапе особенное внимание обращается уже не на

припасе малыша бывает замечен весь ряд синонимов (схожих по значению

слов), антонимов (слов, обратных по смыслу), неоднозначных текстов.

В данном возрасте заканчивается эта значимая степень становления

речи, как усвоение грамматики.

предложениями, а еще сложносочиненными или же сложноподчиненными

системами. Они начинают критически относиться к ошибкам в грамматике,

могут отлично держать под контролем речевой процесс. Как раз в данном

всевозможных типов слова: повествований, описаний, размышлений. У ребят

предложения или же частей выражения с соблюдением их структур [25].

Читать еще:  Интеллект у ребенка

Речь детей-старших дошкольников выделяется другими особенностями.

определенных звуков, обычных для их языка (наиболее нередко проблемы

появляются с сонорными или же шипящими). Некоторые ещё не обладает

собственной интонацией. Иные не могут регулировать темп собственной

грамматические формы (чаще всего малыши не управляются с постановкой

существительных в родительный падеж многочисленного количества, а еще

проблемы при словообразовании).

синтаксическими системами. Кое-какие старшие дошкольники имеют все

шансы допускать в их построении ошибки, в итоге чего неверно объединяют

текста в услугах или же неправильно связывают предложения меж собой в

собственной речи [12].

становление фантазии, в первую очередь наглядно-образного. Его развитие

находится в зависимости от развитости у малыша фантазии. Ключевые части

мышления методом применения речи как способы постановки и заключения

всевозможных инструкциях: усвоение и интенсивное внедрение речи как

способы мышления, слияние и взаимообогащающее воздействие приятель на

образного и словесно-логического; выделение, обособление и сравнительно

автономное становление в умственном процессе 2-ух фаз: предварительной и

исполнительной. На предварительной фазе заключения задачки исполняется

тест ее критерий и вырабатывается проект, а на исполнительной фазе данный

проект реализуется буквально. Приобретенный итог вслед за тем соотносится

с критериями и задачей. Ко всему произнесённому следует прибавить умение

рассуждать логически и воспользоваться мнениями [37].

1-ое из названых направлений связано с формированием речи у ребят, с

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий?

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector