221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное развитие детей в средней группе

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать роль игры в развитии в т.ч. умственных способностей детей. Способствовать развитию детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних ус191 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей с детьми средней группы

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Воспитатели: Савинова Юлия Александровна

Егорушкина Ирина Александровна

Цель: познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать роль игры в развитии в т.ч. умственных способностей детей. Способствовать развитию детско-родительских отношений.

Часть 1. Теоретическая (только для родителей).

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В том, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, развивался его познавательный интерес и познавательная активность, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие умственных способностей, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, а следовательно успешно учиться в школе.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Дошкольное детство — первая ступень в подготовке ребенка к участию в жизни общества и является подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения. В дошкольном детстве основной вид деятельности — игра. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Играя даже в простые игры, у ребенка развивается не только мышление, внимание, память, но и повышается уровень интеллектуальных возможностей.

Сегодня наша встреча посвящена развивающим играм, которые помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. С помощью этих игр дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Использование игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Если в дошкольном детстве не будут сформированы способность к наглядному моделированию, развитое воображение, то наверстать это потом будет чрезвычайно трудно. К

Как уже отмечалось, игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников.

Давайте сегодня, познакомимся и поиграем в некоторые игры, которые способствуют развитию интеллекта ребенка.

2 часть. Практическая (для родителей с детьми)

Цель: обучить родителей практическим навыкам интеллектуального развития ребёнка с помощью развивающих дидактических игр.

Оборудование: дидактическая игра «Собери бусы», «Четвёртый лишний», «Найди отличия» «Подбери картинку», «Собери квадрат», «Чья тень», ИКТ, карандаши, тарелки для раздаточного материала, набор геометрических фигур.

Воспитатель: Сейчас мы хотим вам предложить поиграть вместе со своими детьми. Обращаем ваше внимание, что ваша задача дать ребенку возможность самому найти решение проблемы, помогая ему наводящим вопросом или, обратив внимание на какую-то деталь. Итак, первая игра.

1 задание: «Собери квадрат».

У каждой пары по 3 квадрата разного цвета, разрезанных на 3 части. Это задание как раз для детей 4-х лет. Ваша задача собрать квадраты (задание выполняется за столами). Комментарии (чем старше ребенок, тем на большее количество частей разрезается квадрат. Разрезанным может быть и круг. В эту игру вы можете играть и дома, постепенно усложняя ее содержание).

Оборудование: по 3 квадрата разного цвета на пару (родитель + ребенок).

2 задание: Найди отличия

Перед вами 2 картинки. Они почти одинаковые, но есть небольшие отличия. Рассмотрите внимательно картинки и найдите на картинке 5 отличий. Комментарии (такие задания часто встречаются в детских журналах, они полезны для развития зрительного внимания, мышления, помогают развивать речь, если просить детей отвечать полным предложением) (задание выполняется за столами, ребенок находит отличия, родитель проверяет правильность)

3 задание: Построй по порядку

На рабочей полосе нужно разложить в ряд 5 картинок, располагая их сначала от большого объекта к маленькому (или от низкого к высокому) (слева направо). Старайтесь не помогать, а только контролировать правильность расположения картинок. Потом картинки перепутайте и попросите разложить картинки от маленького объекта до большому (или от низкого к высокому).

Задание выполняется за столами, у участников по 2 набора на пару.

4 задание: Дидактическая игра «Чья тень?»

У каждого из родителей по 2 карточки с нарисованным предметом. На других столах лежат карточки с тенью этих предметов. Ребенку нужно очень внимательно рассмотреть предмет и подобрать к нему тень. Родители, прошу вас давать ребенку по одной картинке. После проверки правильности, эту картинку вы оставляете на столе, а ребенку даете следующую картинку (дети ищут тень предмета, передвигаясь по группе).

5 задание: Дорисуй бусы (задание выполняется за столами)

Перед вами карточка с нарисованными бусами из геометрических фигур. Вам нужно заметить порядок расположения бусин и повторить узор, используя геометрические фигуры.

6 задание: Подбери картинку (задание выполняется за столами)

Перед вами 2 карточки. В верхней части карточки обозначена закономерность расположения, например, по способу питания или месту проживания. Вместе с ребенком обсудите эту закономерность и проследите, какой предмет ребенок выберет на пустое место с нижней части карточки. После того, как ребенок справится с этим заданием, попробуйте предложить ему вторую карточку для самостоятельного выполнения. Свой выбор ребенок должен объяснить полным предложением. Родители могут меняться с другими участниками практикума карточками, т.к. у всех разные изображения.

7 задание: Четвёртый лишний

Перед вами карточка с 4 предметами. Один из этих предметов лишний. В каждом ряду нужно найти эту лишнюю картинку. Указание родителям : не спешите подсказывать детям правильный ответ. Обратите внимание на поиск и анализ мелких деталей (ушей, гривы, хвостов, пятен окраса и др. Поясните ребенку, как проводить анализ. В каждом ряду обведите карандашом выбранный ребенком вариант).

8 задание: классификация с использованием ИКТ

Сейчас на экране мы будем показывать по 4 предмета. Нужно назвать эти предметы одним словом (обобщающим словом «овощи», «фрукты», «птицы», «мебель» и др.)

— Уважаемые родители, играйте с детьми в игры, и это поможет научить вашего ребенка логически рассуждать и нестандартно мыслить.

Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;

Анищенко, О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практич. Психологов дошк. учреждений / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М.В. Мащенко. – Минск: «Асар», 2000. – 112 с.

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 169с.

Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. — 2008. — №12. — С.29 — 34.

Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Просвещение,1982

Б.П.Никитин. Развивающие игры .Москва, «Педагогика» , 1981 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио.

Идея проекта Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» разработан с учётом особенностей современной системы образования, в соответ.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать .

опыт работы с детьми от 3 до 4 лет.

laquo;Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр&raquo.

Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
• познавательно — исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь — май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап

Интеллектуальные игры для дошкольников

Содержание:

Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант – восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

Дидактическими называются игры, проходящие в форме учебных занятий. В них присутствует система оценк .

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём. Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной – не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами, оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат .

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения, что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает – не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она – плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увле .

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект

  • Выдумывание рассказа по картинкам. Показать малышу 4 картинки со сценами из известной ему сказки или рассказа. После этого он должен разложить их в ряд в порядке следования сюжета сказки, после чего он по картинкам должен восстановить и пересказать события сказки.
  • Отгадывание предмета по характерным признакам. Малышу перечисляют эпитеты, относящиеся к предмету, а он должен догадаться, о чём идёт речь. Например, лимон можно описать, как кислый, овальный, жёлтый.
  • Сравнение нескольких предметов. У ребёнка можно поинтересоваться, что общего в словах «книга», «кошка», «крыша». Или пусть он найдёт общее между собакой и кошкой, столом и стулом. Точно так же нужно определить различия между предметами (кустарник и дерево, карандаш и ручка).
  • Пусть малыш подберёт подходящую пару к предмету, которая будет логически с ним связана. Например, колесо-машина, стрелка — …? (колесо вращается в машине, а стрелка в часах, поэтому правильный ответ – часы). По аналогии: медведь – берлога, белка — …?, рыбак – удочка, охотник — …?, поле – трава, лес — …?.
  • Выделение у предметов признаков и анализ понятий. Какой предмет лишний и почему в наборах слов «торшер» – «ночник» – «лампочка», «лошадь» – «овца» – «волк», «морковь» – «огурец» – «картофель».
  • Подобрать слово с противоположным значением. Продавать – покупать, помнить – …?, открывать – …?, сытый – …?, открывать – …?
  • Решение логических задачек. Петя ростом выше Саши, но ниже Тани. Кто выше Саша или Таня? На столе были три тарелки с малиной. Таня съела одну тарелку малины. Сколько тарелок осталось на столе?
  • Поиск логических ошибок. Ребёнку предлагается суждение, а он должен найти в нём ошибку. Например, «лиса хитрая, а зебра полосатая», «кастрюля тяжёлая, а ваза хрустальная», «слива растёт на дереве, а огурец длинный», «матрас мягкий, а кровать широкая».
  • Умение оперировать цифрами в пределах первого десятка. Полезны дидактические игры: «Назови соседей», где нужно назвать большую и меньшую соседку названной цифры. «Исправь ошибку» – дети должны исправить ошибку воспитателя, путающего или пропускающего цифры.

Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

Конспект интегрированного НОД развитие интеллектуальных способностей детей в средней группе Тема: «Цветик — семицветик»

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 «Ягодка»

Конспект интегрированного НОД

развитие интеллектуальных способностей детей

в средней группе

Тема: «Цветик — семицветик»

Воспитатель:

2016г.

Интеграция образовательных областей:

-закрепить умения детей различать перелетных зимующих птиц,

-способствовать запоминанию отрывков самых известных сказок для данного возраста детей,

-закреплять умения различать геометрические фигуры по форме и цвету.

-умение выполнять движения по образцу воспитателя.

-развитие умственных способностей,

-умение развивать речь,

— умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты: имеет элементарные знания о фигурах и цветах, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

Подразделяет птиц на группы зимующих и перелетных. Активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы к занятию: цветок с 7 отрывными лепестками, картинки перелетных и зимующих птиц, 2 «тучки», геометрические фигуры, отрывки из сказок, фонограмма, мяч.

Дети заходят в группу, перед ними на доске цветок и рядом письмо.

— Ребятки, посмотрите письмо, давайте прочтем его.

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик — семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Детки, помогите мне, пожалуйста»

— Ребятки, поможем фее Цвета? (Да)

— Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.

— Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели, чтобы мы оказались в стране Цветалии.

— Ребятки, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите, какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

— Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:

1. Каким что бывает?

• Что бывает мягкое?

• Что бывает твердое?

• Что бывает горькое?

• Что бывает сладкое?

— Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.

(переворачивает лепесток другой стороной)

— Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился.

— Давайте выполним второе задание.

2. Угадай сказку:

• «Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)

• Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка — в печку!

Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом завертелось, закружилось

И помчалось колесом? (Мойдодыр)

А за ним комарики

На хромой собаке. (Тараканище)

У меня зазвонил телефон.

Шоколада. Для кого?

Для сына моего. (Телефон)

Чья это песенка?

Если я чешу в затылке —

В голове моей опилки,

Но хотя там и опилки,

Но кричалки, и вопилки,

А также шумилки,

Пыхтилки и сопилки. (Винни Пуха)

— Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)

3. Зимующие и перелетные птицы.

— Ребята, посмотрите сюда, на этих картинках нарисованы птицы, зимующие и перелетные, все картинки перепутались, давайте мы всех птичек расселим по домикам у зимующих птиц домик с синий дом, а у перелетных в зелёный домик.

(дети выполняют задание, после чего воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

— Молодцы ребятки, мы справились еще с одним заданием. Посмотрите, лепесток окрасился (вешает лепесток)

4. «Дождик из фигур» (на стене заранее наклеены тучи, под ними геометрические фигуры в виде дождя)

— Ребятки, посмотрите, на стену что там нарисовано? (тучи) Правильно, но посмотрите какой необычный дождик, скажите какие геометрические фигуры (Дети называют), Молодцы, посмотрите, еще один лепесток окрасился.

5. Физкультминутка «Разноцветная игра».

6. «Описание зайчика».

7. А теперь нам пора возвращаться в садик. Давайте встанем в круг и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели, чтобы мы снова оказались в нашем детском саду!

— Посмотрите ребятки, мы снова в нашей группе.

— Ребятки, скажите, что мы сегодня делали? Что вам понравилось?

— Ребятки, мне очень понравилось наше путешествие, вы все хорошо себя вели, отвечали на вопросы, выполняли задания.

Читать еще:  Интеллектуально познавательные игры
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector