221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет

Интеллектуальное развитие ребенка 2-3 лет
статья (младшая группа)

На третьем году жизни можно заметить стремительное развитие мыслительных процессов ребенка. Он становится более активным, начинает проявлять более заметный интерес к окружающему, стремительно овладевает разноплановой предметной деятельностью. На этом этапе родителям очень важно организовать развивающую среду, вовлекать малыша в игры, способствующие его всестороннему развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_razvivat_rebenka.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие ребенка 2-3 лет

На третьем году жизни можно заметить стремительное развитие мыслительных процессов ребенка. Он становится более активным, начинает проявлять более заметный интерес к окружающему, стремительно овладевает разноплановой предметной деятельностью. На этом этапе родителям очень важно организовать развивающую среду, вовлекать малыша в игры, способствующие его всестороннему развитию.

Так чем же конкретно занять «будущего вундеркинда», так чтоб это в максимальной приносило пользу?

  1. Игры с разными видами конструкторов. Создавая и разрушая конструкции ребенок осваивает пространство, у него формируются первичные логические связи. Разноцветные, разные по форме детали помогают формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Кроме того, конструктор – это отличный способ развития мелкомоторных навыков.
  2. Рисование карандашами, кисточками, пальчиками и т.д. на песке, обоях, полу, в альбомах. Роль такого творчества сложно переоценить. В процессе рисования активизируются все познавательные и творческие процессы.
  3. Лепка – еще один уникальный способ развития и творчества. В данном возрасте очень важна нагрузка на мелкую мускулатуру руки. Кроме того, пластилин (соленое тесто, глина) уникальный материал для преобразования, созидания и экспериментов. Что в свою очередь очень важно для маленького исследователя.
  4. Пальчиковые игры и гимнастика, особенно сопровождаемые речевым материалом, являются уникальными активаторами не только моторного, но и познавательно-речевого развития.
  5. Артикуляционные упражнения (специальные упражнения на развитие речевого аппарата) позволяют подготовить малыша к становлению звуков родного языка, а также способствуют активизации работы коры головного мозга.
  6. Физические упражнения под музыку, или сопровождаемые текстом, позволяют не только организовать необходимую двигательную активность для ребёнка, но и способствуют развитию координации, памяти, внимания, способности соотносить движения со словами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект направлен на решение проблемы интеллектуального развития и личностно-ориентированного общения детей и взрослых на основе общего дела.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики.

«Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого: он, как губка, быстро впитывает знания. Не надо бояться «перекормить» его: нас должно беспокоить не то, что мы д.

Статья о влиянии дидактической игрушки на развитие ребенка младшего возраста.

В статье говорится о значении оригами для активизации мыслительных процессов у ребенка.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.Г.ГегельДостоинство речи – быть ясной и не быть низкой.

Развитие ребенка в 3 года

Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в 3 года

Границы нормы для мальчиков 3 года

Границы нормы для девочек 3 года

Интеллектуальное развитие ребенка до 3 лет

Вопрос «С чего начать интеллектуальное развитие ребенка 3 лет?» волнует многих родителей. «После трех уже поздно», — отвечает им автор новаторской методики раннего развития Масару Ибука. Именно так мудрый японец, известный как соучредитель Sony Corporation, назвал свою ключевую книгу.

В бестселлере речь идет о том, как важно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка до 3 лет. По мнению Масару Ибука, уже в первые месяцы жизни младенец обладает невероятной способностью к обучению.

Этапы интеллектуального развития ребенка до 3 лет

С рождения до полугода

В первые месяцы жизни для малыша все предметы и явления уникальны. Он еще ничего не запоминает, ничего не анализирует. Его чистое сознание воспринимает внешний мир «здесь» и «сейчас».

Между тем, процесс познания идет уже полным ходом: органы чувств, как губки, впитывает в себя массу информации, а мозг непрерывно перерабатывает ее. Не пройдет и 6 месяцев, как дитя начнет узнавать маму и папу, тянуть ручки к знакомым игрушкам и ощупывать их.

Полугодовалый «умка» обладает уже не только памятью, но и зачатками наглядно-действенного мышления. Он уже способен овладеть лежащей в ногах погремушкой, сообразив, что для этого надо подтянуть пеленку, перебирая ее пальчиками.

Отсутствие речи ребенок прекрасно компенсирует другими средствами общения: жестами, мимикой, плачем. При этом дитя постоянно совершенствует освоенные им коммуникативные навыки. По интонированию его плача мама безошибочно «прочтет» посылаемое ей сообщение: «проголодался» / «хочу пить» / «больно» / «устал» / «соскучился». Подобные контакты – фундамент эмоционального и интеллектуального развития ребенка до 1 года.

С полугода до 12 месяцев

Манипуляции с игрушками и эмоционально-насыщенное общение со взрослыми приводят к развитию у ребенка логического мышления. Он усваивает, что одно действие является следствием другого. Его опыт подсказывает: чтобы услышать, как стукнется о пол мячик, надо его бросить.

В это же время «агуша» делает для себя еще одно важное открытие: начинает воспринимать слова как смысловые ярлыки предметного мира. Данное достижение является отправной точкой в развитии его речи.

И пусть карапуз пока считает птичкой все, что летает: и воробья, и стрекозу, и бабочку. Зато способен уже выделять главные характеристики предметов, отвлекаясь от второстепенных. А это проявление ростков абстрактного мышления, благодаря чему к 12 месяцам в лексиконе малыша набирается до 15 слов.

С 1 года до 2 лет

В данный период ребенок уже улавливает связи не только между манипуляциями, но и между событиями. Малыш осознает их в ретроспективе – помнит, что недавно покушал, – и знает, что в ближайшей перспективе отправится на прогулку.

Именно в это время дети проявляют свои природные наклонности, отдавая предпочтение конкретному виду деятельности. Одни замирают, слушая музыку; другие с удовольствием собирают пирамидки; третьи рвутся к рисованию; четвертые готовы слушать с утра до ночи сказки.

Ребенку становится доступно различение предметов по множественным признакам: цвету, запаху, размеру, форме. К логике добавляется воображение: малыш начинает мысленно моделировать новые ситуации. Пробуждается интерес к ролевым играм: девочки кормят и лечат кукол, а мальчики поглощены отправлением в дальний путь своих машинок.

Существенный сдвиг наблюдается и в речевом развитии. Называние отдельных предметов, признаков и действий дополняется комплексным описанием ситуаций. Ребенок пытается строить целые предложения.

С 2 до 3 лет

В это время разрозненные пазлы картины мира складываются в голове у малыша в одно целое. Он лепечет без умолку, называя и характеризуя все вокруг, приглашая к диалогу окружающих.

В ненасытной любознательности выдает себя, прежде всего, интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. Они становятся неугомонными «почемучками», требующих ясных и исчерпывающих ответов.

Самое время читать им «умные» книжки, ходить в зоопарки, посещать музеи. Необходимо занять ребенка обучающими играми, предоставляющими массу полезной информации.

Следует побуждать ребенка выражать свое мнение по поводу пережитого. Тренировки в рассуждении послужат дальнейшему формированию логики и обогатят речь. Стоит уделить внимание и развитию памяти малыша, прося его передавать свои воспоминания или повторять стихи.

Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет также проявляется в формировании наглядно-образного мышления. Малыши воспроизводят предметы, их признаки и действия на уровне представлений. Они рисуют, лепят, сочиняют по воображению.

К 3 годам формируется и индивидуальное самосознание: малыш начинает воспринимать себя как отдельную личность со свойственными только ей качествами.

Советы Масару Ибука родителям детей до 3 лет:

  • любите ребенка таким, каков он есть: чувство безопасности ускорит развитие мышления;
  • не определяйте за малыша, что для него просто, а что сложно: пусть он сам решит, мультик или органная музыка – подходящая пища для его ума;
  • поощряйте и правшу, и левшу орудовать обеими руками: это способствует полноценному формированию нейронных связей в обоих полушариях головного мозга;
  • не навязывайте ребенку стереотипы, пусть его воображение само подскажет цвет и форму изображаемых им предметов;
  • не сужайте круг общения дитя: многочисленные контакты расширят кругозор малыша и обогатят его практический опыт.

Недопустимо считать новорожденного «несмышленышем» и ограничивать его пространством колыбельки. Чем больше новых впечатлений об окружающем мире впитает в себя ребенок в младенчестве, тем более развитым в интеллектуальном плане он вырастет.

Как развивается ваш малыш? Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет

Уважаемые родители! Имея собственные представления и наблюдения об интеллекте своего ребенка, тем не менее, многие из вас обеспокоены: как бы чего не упустить из виду. Ведь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей всего процесса.

Предлагаем вам некоторые тесты на определение уровня интеллекта и способностей вашего ребенка из книги Ю.Соколовой «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет» (М.: Эксмо, 2005). Советуем несколько раз в неделю уделять по 10-15 минут для подобных занятий.

Перед тем как объяснить ребенку задание, исключите из поля его внимания отвлекающие моменты (телевизор, радио и т. д.) и предложите выполнить все самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Ведь вы проверяете не свои способности, а ребенка. Только убедившись, что данное задание ему не под силу, похвалите ребенка за старание и выразите уверенность, что в другой раз все обязательно получится.

Таким образом, вы будете знать, с чем ребенок не справляется и над чем нужно поработать в его развитии. Если ваш ребенок достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями — его способности и умения соответствуют возрасту.

В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:

ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.

ПАМЯТЬ — запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

МЫШЛЕНИЕ — быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

МАТЕМАТИКА — находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ — называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.

Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.

Математика

Найди на страничке карандаши одинаковой толщины. Какого цвета тонкие карандаши, а какого цвета толстые?

Малыш должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по толщине.

Расскажи, каких предметов на странице много, а каких по одному. Какого они цвета? Каких кубиков больше: желтых или зеленых? Каких шариков больше: синих или красных?

Рассмотри картинку. Каких предметов много, а каких по одному? Покажи их и назови.

Малыш должен уметь пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывая их с существительными.

Развитие мышления

Рассмотри картинки, подбери пару к каждому предмету.

Ребенок должен уметь объяснять свой выбор.

Развитие памяти

Рассмотри первую картинку, расскажи, что на ней нарисовано, постарайся все запомнить.

Когда малыш запомнит рисунок, покажите ему следующую картинку.

Постарайся вспомнить, что изменилось на картинке.

Если малышу трудно ответить, предложите ему посмотреть на предыдущую картинку или задайте наводящие вопросы.

Развитие внимания

Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?

Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.

Знакомство с окружающим миром

Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.

Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Формы интеллектуального развития дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector