221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное развитие ребенка 6 лет

Особенности развития ребенка в 6 лет

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции. Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы. Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Особенности развития ребенка в 6 лет

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук хорошо развита

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

У ребенка хорошо развита память

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками. Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей. Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Читать еще:  Интеллектуальные игры в доу

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить. Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте. Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии. Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год. Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.

Математические способности и логическое мышление в ребенке хорошо развивают простые задачки. Дошкольнику намного легче дается счет, сложение и вычитание, если оно имеет под собой практическую основу. Играйте с малышом в магазин, пусть самостоятельно считает деньги, необходимые для покупки, отсчитывает сдачу. Девочек можно приучать к кухне, поручая им измерить сколько продуктов необходимо для приготовления того или иного блюда. Мальчики могут пересчитывать свои машинки, определять сколько у них деталей, как быстро они могут ездить, и сколько километров проедут за час. Таблица умножения им пока еще не нужна, но дома на стенке ее можно повесить. Дети будут пассивно запоминать основные примеры.

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет
материал (подготовительная группа) по теме

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_intellektualnogo_razvitiya_detey_1555.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности интеллектуального развития детей 6 – 7 лет

Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новойинформации. Малыш должен уметь сравнивать простые, конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.

Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление.

Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.

Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание. Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.

Даже природа защищает любознательных — так, оказалось, что активные, увлеченные чем — нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

Дети 6-7 лет способны:

• Называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;

• Считать предметы до 12;

• Осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.

• Составлять разрезные картинки из 10 и более элементов;

• Умеет соотносить часовое время с распорядком дня;

• Указывать, чем знакомые ему простые предметы отличаются друг от друга и чем они похожи.

Что необходимо родителям:

• Старайтесь поддержать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.

• Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое для учебных занятий.

• Эмоциональная поддержка близких неоценима для ребенка, который старается хорошо учиться.

• Вознаграждайте хорошую учебу, одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием.

• Демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.

Водите его в музеи и в исторические места, чтобы расширить его интересы.

«Развивающие игры для детей»

• Искусство правильного восприятия мира

Все дети по-разному понимают то, что видят. Допустим, одному ребенку жужжащий шмель кажется существом, а другому — страшно интересным насекомым. При этом оба правы, ведь мохнатый шмель — он и то и другое. Главное, чтобы взрослые не отмахивались от бесконечных расспросов, а находили время растолковать малышам суть, рассказать о свойствах предмета или явления, за которыми они наблюдают. И помочь поупражняться на сообразительность, точность определения увиденного, объяснения его. Только так можно гарантировать, что формирующееся восприятие ребенка станет осмысленным, целостным, организованным. Одна из самых распространенных, понятных и любимых ребятами методик, помогающих не теряться в окружающем мире и вырабатывать необходимые навыки, — ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА.

• Игра как тренировка памяти:

Каждая возрастная группа имеет свои особенности памяти. Развивая их с помощью все тех же игр, вы даете детям универсальный инструмент для лучшего запоминания учебного материала. ИГРА В «СЛОВА» помогает пополнить словарный запас названий предметов одной группы. Такой игрой можно заниматься дома, в автобусе, на даче, пляже — где угодно. Дети садятся в круг. Взрослый предлагает какую-нибудь тему. Например, фрукты. Игрокам предстоит подобрать существительные по теме. Первый говорит «Яблоко». Второй повторяет это слово и дополняет его, прибавляя «Апельсин». Третий, назвав уже два фрукта, вспоминает про грушу. Четвертый игрок, если он рассеян, возможно, забудет повторить предыдущие слова и в этом случае выйдет из игры. Заканчивается тем, что останется кто-то один — ПОБЕДИТЕЛЬ. А старший тем временем называет новую тему.

• В одно ухо влетело:

Родители знают: возникает момент, когда хочется проверить зрительную и слуховую память ребёнка. Как это сделать? Сядьте с ребёнком за столик, возьмите в руки карандаши, бумагу и занимайтесь художеством. Сначала рисуете вы, изображая какие-нибудь незамысловатые фигурки: квадрат, круг, треугольник и пр. Пусть таких фигурок будет не слишком много, но и не мало. 9 штук — самый раз. Когда картинка готова, попросите ребёнка внимательно посмотреть на нее. Затем спрячьте свой листок и скажите ребенку: «НАРИСУЙ ТО ЖЕ САМОЕ». Это и есть проверка зрительной памяти. Если ваш ребенок из 9 фигур запомнит и нарисует 7 — замечательно, почти гениально; 4 -5 фигур — тоже неплохо; ну а если не больше 3 – это никуда не годится. Нужно с ним почаще играть в подобные игры.

Слуховую память проверяют и тренируют похожим способом. Произнесите громко и внятно несколько простых слов. Например, КОРОВА — МОРОЗ – НОГА – САХАР – КУКЛА – ЦВЕТЫ — МОРКОВКА. Затем попросите повторить ребенка. Если повторил все слова — МОЛОДЕЦ! Если не назвал и половины — нужно позаниматься дополнительно. Эта игра хороша тем, что для нее не требуется выкраивать специальное время — хорошо играется по дороге в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический .

В материале описаны возрастные интеллектуальные особенности, показатели и нормы развития. Даны рекомендации для успешного развития ребенка этого возраста.

Связная речь неотделима от мира мыслей. Умение рассказывать.вступатьв диалог помогает ребенку с особенностями интеллектуального развития социализироваться, развивае его уверенность в своих силах. О то.

Краткая характеристика форм, типов и видов мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.Виды мышления, характерные для детей до школы:1. наглядно-действенное.

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет.

Консультация для родителей.

Развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.Осново.

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста?

Интеллект — это не просто способности мышления. Это еще эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Некоторые родители считают, что их ребенок интеллектуально готов к школе уже и только потому, что он умеет считать, читать, писать. Он обучен, это факт. Но обучаем ли он? Как он может применить тот объем знаний, которым владеет? Иногда случается, что у таких обученных детей запас базовых «формальных» знаний исчерпывается через два-три месяца, дальше им трудно усваивать школьную программу. У ребенка должны заработать связи между отдельными блоками информации, которая непрерывным потоком идет на него, особенно за школьной партой. Если представить наш мозг в виде огромного комода, то ребенок учится свободно открывать ящики этого комода, при необходимости перекладывать вещи из одного места в другое, сравнивать их, находить в них общие и отличительные черты, выбрасывать ненужную «ветошь» и т. д.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ. Не у всех детей к семи, а тем более к шести годам достаточно развит наглядно-образный тип мышления. Что говорить о словесно-логическом? Незрелость этих уровней мышления может тормозить учебный процесс. Это касается и других психических процессов (память, воображение, концентрация внимания, речь). Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума. Просите детей помочь по дому и усовершенствовать какие-то бытовые дела. Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут слоны». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

ОПЫТ ПИАЖЕ. Повторите эксперимент швейцарского психолога Ж. Пиаже. Скатайте из теста или пластилина два одинаковых по размеру шарика и попросите ребенка сравнить их. Малыш увидит очевидное — они абсолютно одинаковы. Затем в его присутствии из одного шарика сделайте лепешку. Покажите ему шарик и лепешку, спросите: «Где теста больше?» Ребенок, у которого преобладает наглядно-образное мышление, скажет, что лепешка больше (для него это будет очевидным фактом). Если он ответит, что шарик и лепешка одинаковы, значит, он уже умеет мыслить абстрактными понятиями. Пиаже проводил этот опыт с семилетними детьми. Далеко не у всех к этому возрасту развивается абстрактное мышление.

IQ-тест

показывает далеко не все интеллектуальные способности. А главное — не раскрывает картину применения этих способностей. Этот тест отражает стандартную и статичную меру интеллекта, во многом опираясь на культурную и экономическую среду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×