221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное развитие ребенка

Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т. е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Само понятие интеллектуального (умственного) развития трактуется разными исследователями по-разному.

В числе первых с призывом заняться исследованием общего умственного развития, общего интеллекта выступили С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. Так, Ананьев говорил об этих категориях, как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.

Указанная проблема исследовалась в самых различных направлениях. Среди этих исследований следует отметить исследования Н. С. Лейтеса, отмечающего, что общие умственные способности, к которым относится прежде всего качество ума (хотя они могут существенно зависеть также от волевых и эмоциональных особенностей, характеризует возможность теоретического познания и практической деятельности человека. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовать действительность. Как показал Н. С. Лейтес, в свойствах высшей нервной деятельности коренятся некоторые активности и саморегуляции, что собой существенные внутренние условия формирования общих умственных способностей.

Психологи пытаются раскрыть структуру общих умственных способностей. Например, Н. Д. Левитов считает, что общие умственные способности прежде всего включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность (быстрота умственной ориентировки, вдумчивость, критичность.

Плодотворно исследовала проблему умственного развития Н. А. Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д. Н. Богоявленским и Н. А. Менчинской о том, что умственное развитие связанное с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний — на это обращал внимание еще П. П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» Таким образом, знание необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.

интеллектуальное развитие — это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д., автоматизированность (непроизвольность применения, сокращенность (свернутость отдельных звеньев,»мгновенность» актуализации)

Интеллектуальное развитие дошкольника

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Что же входит в понятие «умственное развитие» ребенка.

Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам, необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма

В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими)

интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста развивается именно, когда он ненамеренно, а естественным образом, неосознанно впитывает все знания об окружающем мире и о системе мироздания. Тогда к школьному возрасту у ребенка сложится собственное мировоззрение, благодаря которому он будет способен высказывать суждения. Поэтому не следует сводить развитие интеллекта ребенка к примитивному освоению чтения и письма в раннем возрасте, а следует идти по пути развития в самом широком понимании этого слова, где интеллектуальное развитие пересекается с физическим, эстетическим и, в конечном итоге, становится общим.

Особенности интеллектуального развития дошкольника: все для помощи родителям

В нормальной семье родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребенок постоянно интеллектуально развивался.

Это влияет не только на подготовку к школе, но и готовит дошкольника ко всей будущей жизни, а также развивает все стороны его личности.

Дети с развитым интеллектом всегда будут пользоваться популярностью, потому что им будет легко даваться учеба и общение со сверстниками.

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда. Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы. Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Когда лучше начинать развивать интеллект детей?

На все подобные вопросы ответ всегда будет один — как можно раньше.

Поскольку интеллектуальное развитие ребенка начинается еще в утробе матери, родители должны заниматься с крохой уже с момента зачатия.

«Но как можно чему-то учить еще не родившегося малыша?» — спросите вы. Однако это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

В нынешнее время существует огромное множество разных методик, которые помогают закладывать фундамент интеллекта. Ниже приведены самые простые и очевидные из них:

  1. Цветотерапия,
  2. Прослушивание приятной, желательно классической, музыки,
  3. Регулярная физическая активность матери (Важно: только после консультации с вашим гинекологом).
  4. Общение с ребенком,
  5. Тактильное воздействие (например поглаживание живота).

После рождения развитие не заканчивается. Родители должны ежедневно читать вместе с детьми, расширять их кругозор и словарный запас, а также играть в логические игры.

Важно: Пиком интеллектуального развития дошкольника в среднем является период с двух и до восьми лет.

Стадии формирования

  1. Первый этап начинается, когда малышу исполняется два-три года. В этом возрасте очень важно, чтобы занятия проводились в доступной игровой форме: детям много читают, разговаривают, чтобы увеличить словарный запас, показывают предметы разной текстуры, чтобы ребенок понял, что не все вещи одинаковые на ощупь.
  2. Второй этап — три-четыре года, когда начинается период «я сам», и малыш все пытается делать самостоятельно. В этом возрасте важно, чтобы родители хвалили малыша за все его начинания, а также давали посильные поручения и со всей серьезностью относились к его действиям.
  3. И третий этап формирования интеллекта — дошкольный. В этом возрасте родителям рекомендуется проводить все занятия и воспитательные мероприятия в игровой форме. Таким образом, ребенок не будет терять интерес к той или иной деятельности, и тогда в будущем не придется его принуждать к учебе. Настольные, подвижные и даже компьютерные игры помогут дошкольнику овладеть каким-либо навыком просто и в ненавязчивой, приятной ему обстановке.
Читать еще:  Средства интеллектуального развития дошкольников

Как развивать эмоциональный интеллект

Существует множество программ, которые помогают за определенный период времени повысить уровень интеллекта дошкольника.

Например одна из них состоит из трех блоков:

  1. «Азбука эмоций». Родителям необходимо будет познакомить ребенка с базовыми эмоциями и их оттенками путем ролевого образа, знакомого малышу сказочного персонажа. Благодаря данному упражнению дети учатся распознавать чужие и свои эмоции, испытывать эмпатию, сочувствие, сожаление.
  2. «Эмоциональные стратегии» направлены на формирование навыков продуктивного взаимодействия с другими людьми.
  3. «Хозяин своих эмоций». Дошкольнику предлагается воспроизвести разные состояния (печаль, радость, грусть). Таким образом, малыш научится адекватно демонстрировать то, что он чувствует.

Также есть более простые и очевидные способы:

  1. Увлекайте детей творческими занятиями. Отлично для этого подойдут рисование, лепка, конструирование.
  2. Чтение поможет ребенку не только повысить уровень интеллекта, но и развить фантазию.
  3. Некоторые компьютерные игры (дозированно, время пребывания за компьютером должно быть ограничено) помогают развивать логическое мышление.
  4. Задавайте ребенку вопросы, пусть он на них отвечает. А потом просите его задавать вопросы вам. Таким образом вы разовьете способность рассуждать.

Самые эффективные приемы формирования умственных способностей детей возраста 5-6 лет

Во-первых, для того, чтобы развить интеллект у пятилетнего ребенка, родителям необходимо как можно чаще обращаться к загадкам, потому что они чаще всего строятся на всяких небылицах и являются своеобразными ловушками для ума.

Также не менее эффективны упражнения-игры вроде «Верю-не верю», суть которых состоит в том, что вы говорите любые случайные фразы, вроде «у нас на кухне живут слоны», и ребенок должен опровергнуть это или подтвердить.

Потом позвольте ему самому придумать свою небылицу, с которой согласиться или нет должны уже будете вы.

Задания для оценки интеллекта

Классикой является всем известный IQ тест, однако он показывает только стандартную меру интеллекта, не раскрывая всех способностей ребенка.

Тест Пиаже. Попробуйте повторить опыт швейцарского психолога: скатайте два абсолютно одинаковых шарика и попросите дошкольника сравнить их. Логично, что малыш, скорее всего, ответит, что они одинаковы.

Теперь расплющите один из них ладонью, превратив его в лепешку, и спросите, в каком из них больше теста. Если ребенок ответит, что теста больше в лепешке, это значит, что он опирается на очевидные факты, а если скажет, что количество теста одинаково — значит у него развито абстрактное мышление.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть видеосюжет по теме:

«Поиски клада»

Нарисуйте на листе бумаги вместе с ребенком план вашей квартиры или дома. Объясните, что план — это своеобразная карта вашего жилища. Крестиком отметьте место, где будет спрятан клад (как вариант, можно использовать простую игрушку или какую-либо сладость). Предложите малышу найти сокровище. Такая игра научит его ориентироваться в пространстве.

«Радость»

Предложите дошкольнику ответить на вопрос «а что такое радость?» Малыш должен начинать свой ответ с фразы «радость — это. » Такое упражнение научит формулировать свои мысли и поможет сосредоточиться на собственных эмоциях и ощущениях.

В современном мире раннее развитие ребенка в тренде, и это не может не радовать. Однако стоит помнить, что любое обучение должно проводиться в доброжелательной и ненавязчивой обстановке без принуждения.

Подобные уроки должны быть ежедневными, иначе смысла в них не будет вообще. Если родители будут поддерживать малыша и выбирать упражнения с учетом особенностей своего ребенка, то они очень скоро увидят результат.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Читать еще:  Интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М. : «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М. : 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». В дошкольном возрасте познавательное развитие подразумевает и предполагает в себе:.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Интеллектуальное развитие дошкольников Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с.

Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста Добрый день. Хочется представить на ваше рассмотрение мастер — класс для работы с дошкольниками «Развитие коммуникативных компетенций детей.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что ранний возраст – ответственный в развитии человека, когда происходит закладка его личности. Л. С. Выготский, советский.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие. Познавательное воспитание — это планомерное.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников» (из опыта.

Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.
Читать еще:  Игрушки для физического развития детей

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант — онлайн тренажеры для мозга «Викиум».
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.
  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Такие игры необходимы для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.

Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…

Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector