221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное воспитание младших школьников

Интеллектуальное воспитание учащихся

Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.

Интеллект, в его понимании, — это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.

Цель интеллектуального воспитания:

  • Развитие и формирование интеллектуальных способностей.
  • Развитие умений и навыков интеллектуального труда.
  • Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Аспекты интеллектуального воспитания

Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика.

(за счет приобретения новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, выработки культуры интеллектуальной деятельности, формирование потребности в умственном труде и т.д.).

Рост индивидуального своеобразия склада его ума.

(за счет поддержки индивидуальных интеллектуальных склонностей, предпочитаемых способов обработки информации, личных житейских впечатлений и т.д.).

Специфика интеллектуального воспитания

  • Создание условий для интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения (в рамках позиции «каждый человек умен на свой лад»)
  • Выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциация и интеграция понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, рост умения работать с противоречивой и парадоксальной информацией и готовности доверять своей интуиции и т.д.)
  • Индивидуализация процесса обучения с точки зрения учета индивидуальных склонностей, предпочтений, убеждений каждого ученика (шире его личного опыта)
  • В интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды).

Ориентация на интеллектуальное воспитание предполагает, что в интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды), тогда как ориентация на интеллектуальное развитие порождает представление о необходимости раздельного обучения детей с разным уровнем интеллектуальных способностей (в виде отбора детей в первый класс со ссылкой на сложные инновационные программы, классы со специализированным или профильным обучением, элитные частные школы и т.п.).

Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности, форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя.

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: » СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ЛЕКЦИЯ 3. СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.Цели и задачи умственного воспитания младших школьников.

2. Психологические основы умственной деятельности.

Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ростов н /Дону, 2004. – 352 с.

Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И.П.Подласый. – М.: Владос, 2008. – 464 с.

1.Цели и задачи умственного воспитания младших школьников

Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности.

Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленный организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, формирование культуры умственного труда, вооружение их знаниями основ наук, а также формирование научного мировоззрения и национального самосознания, развитие умственных сил и способностей, овладение мыслительными операциями.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Ум — функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Культура умственного труда представляет собой умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, осуществить план действий, оценить результаты.

Умственная работоспособность достигается в результате длительной и организованной умственной деятельности.

Умственное развитие — совокупность психических изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка, в связи с возрастом, обогащением опыта социальной среды.

Умственное воспитание — процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Основная цель умственного воспитания — развитие общего уровня ребенка.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Основные мыслительные операции:

а) анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

б) сравнение — основано на установлении сходства и различия между объектами;

в) синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе переходить от частей к целому;

г) обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

д) абстрагирование — отвлечение, которое основано на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, не существенных.

Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженных словом или группой слов. Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в виде утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение — на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, по аналогии (индукция — это логический вывод от частного к общему; дедукция — от общего к частному; аналогия — от частного к частному на основе некоторых элементов сходства).

Средствами умственного воспитания являются все виды деятельности — игровая, спортивная, продуктивная, умственная, трудовая и т.д.

Задачами умственного воспитания является:

1. Формирование системы научных знаний о природе, обществе, мышлении, формирование мировоззрения.

2. Развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных потребностей и интересов.

4. Формирование речи.

5. Сенсорное развитие.

Читать еще:  Интеллектуальное развитие ребенка 6 лет

6. Формирование учебной деятельности.

7. Формирование основных психических процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.).

2. Психологические основы умственной деятельности

Познавательная деятельность протекает в двух видах: восприятие (сенсорная и практическая форма) и мышление. Они представляют собой разные стороны познания, которые различаются объектами (что познается) и средствами, внутренними механизмами (как осуществляется познание). Поэтому познавательные способности делятся:

а) сенсорные способности — это восприятие предметов и их внешних свойств, что больше способствует формированию эмпирического мышления;

б) интеллектуальные способности — выявление скрытых свойств предметов, их связей и отношений, что влияет на формирование теоретического мышления.

При чувственном восприятии, в основном, познаются внешние свойства предметов (величина, цвет, форма, положение в пространстве). Они отражаются в сознании в виде представлений и образов. Наивысшей формой отражения является теоретическое мышление, которое является средством познания внутренних свойств предметов и связей между ними: количественных, временных, причинно-следственных, пространственных. Результаты мышления влияют на развитие психических процессов: каково мышление у ребенка — такова его психика.

Восприятие и мышление тесно связаны между собой. Восприятие — это основа для развития мышления. В свою очередь, мышление совершенствует и кристаллизует восприятие. Поэтому для обеспечения полноценного умственного развития ребенка необходимо одинаково заботиться как о развитии восприятия, так и мышления.

В учебной деятельности происходит не только научение, но и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются, закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера и т.д.

Основное содержание воспитательной работы в начальных классах связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересах, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Все это закладывается уже с дошкольного возраста и зависит от окружающей среды и активности самого ребенка.

В конце младшего школьного возраста закрепляется потребность в достижении успехов и потребность избегания неудач. Дети начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимают, что их успехи зависят от старания. Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые им взрослыми.

Основные виды мышления

К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность в использовании человеком наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного (логического) мышления.

1. Наглядно-действенное мышление формируется с самого рождения ребенка до четырех лет. Связано с реальными преобразованиями объектов в процессе его практических действий. Мышление отражает развитие ручных умений ребенка по исследованию познаваемого объекта (ломает игрушку, изучает ее устройство). Такая практическая деятельность приводит к анализу результатов и получению новой информации о познаваемом объекте. Основная функция наглядно-действенного мышления заключается в получении сведений о скрытых свойствах объекта, которые выявляются в ходе практических преобразований. Основным способом осуществления наглядно-действенного мышления является способ, который обозначается, как путь «проб и ошибок».

2. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на образы и представления. Практические преобразования исследуемого объекта заменяются воображаемыми (представляемыми) преобразованиями, т.е. без практического действия ребенок оперирует конкретными образами предметов. В этих образах сочетаются обобщенные представления о скрытых свойствах объектов. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Особенность этого мышления заключена в установлении непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств, а ситуация преобразуется только в образном плане. Это мышление возникает в возрасте 4-5 лет и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой и продуктивной деятельности.

3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление осуществляется при помощи логических операций с обобщенными понятиями. Это мышление является результатом развития ранних видов мышления. Ребенок учится оперировать конкретными образами предметов, которые постепенно преобразовываются в обобщенные образы предметов. При этом происходит сравнение, сопоставление образов, в результате чего детьми выделяются существенные признаки определенного класса объектов.

Интеллектуальное воспитание младшего школьника в учебно-познавательной деятельности

Интеллектуальное воспитание младшего школьника

в учебно-познавательной деятельности

Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить интеллектуальные способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще к отдельным предметам в частности.

Учёба – труд, и труд не лёгкий. Не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и трудиться не просто. Если в школе пытаются облегчить труд ученика, то и в жизни, выйдя из стен школы, он будет искать лёгкие пути, так как не научиться, не привыкнет за время учёбы преодолевать трудности. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот не лёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьника, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем возрасте. В 1 классе только начинают формироваться способы учебной работы, Поэтому необходима непрерывная чёткая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательность, памяти, логического мышления.

Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного освоения материала.

В начальной школе закладываются основы логического мышления. Главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Развитию логического мышления способствуют уроки математики и конструирования, а также внеклассные занятия по математике.

Сначала вводятся доступные детям логические упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций.

В процессе выполнения таких логических упражнения ученики практически учатся сравнивать различные объекты, в том числе и математические, строить правильные суждения на доступном и на их жизненном опыте проводить несложные доказательства. Логические упражнения постепенно усложняются.

В начальной школе на уроках математики используются упражнения со счетными палочками. Это задачи геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Их нельзя решать каким либо усвоенным раннее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению фигуры.

Упражнения со счетными палочками можно объединить в 3 группы:

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек./См. приложение Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать или добавить указанное количество палочек. /см приложение/ Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданною фигуры.(см. приложение)

В ходе обучения способами решения, задач на развитие мышления даются в определенной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные учащимися умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.

В младшем школьном возрасте с целью развития мышления используют задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры). См. приложение.

Читать еще:  Тема интеллектуальное воспитание

В первое время для решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признака, отличия детям необходим подробный зрительный анализ групп фигур с обобщением и сопоставлением признаков. В ходе упражнений процесс анализа постепенно сокращается.

На уроках математики и во внеклассных занятиях можно использовать загадки, главная особенность которых состоит в том, что они представляют собой логическую задачу.

Загадка – это первое логическое упражнение, доступное младшим школьникам, вызывающее интерес у детей. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого, ребенок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того насколько они характерны для данного объекта.

Решение логических задач основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

В первом классе полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и написать ее или показать ее.

Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких вы дружочков!

Вид ее как запятая,
хвост крючком, и не секрет:
любит всех она лентяев,
а ее лентяи – нет.

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.

Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.

Есть, друзья такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.

На уроках можно использовать загадки содержащие:

Чем больше из нее берёшь,
Тем больше она становится.

Говорит она беззвучно
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь в 10 раз умней.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ:

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот,

Загадки нужно использовать при изучении нумерации чисел в первом десятке

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном

Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам,
Я ответил: трам-трам-там

/Барабан /(см Приложение)

Загадки можно предложить при изучении темы «Меры времени».

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше – каждый час.

На руке и на стене,

И на башне в вышине

Ходят с боем и без боя.

Всем нужны — и нам с тобою.

Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Не воротятся назад.

При знакомстве с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:

Каждый день роняет листочек,

Весь лист опадёт.

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 соколов,

Выпускали 365 лебедей.

/Месяцы, недели, дни/

После отгадывания загадки необходимо добиться обоснованного, доказательного ответа на вопрос «Как ты догадался? Объясни». Это заставляет ребёнка еще раз выделить все признаки, указанные в загадке, и сопоставить их с отгадкой. Такая работа развивает логическое мышление, математическую логику. Все это способствует формированию обобщений, умению давать определения понятиям, развитию мыслительных операций.

Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь. Все это способствует формированию обобщений, умению давать определения понятиям, развитию мыслительных операций.

Игра также является одни из средств развития логического мышления – крайне необходимого для учебного процесса. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных отображений животных, растений, домов, кораблей, предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Для успешного воссоздания фигур – силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме того, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате трансформации.

Такие игры направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребенка в счете, вычислениях.

На уроках математики в 3 , 4 классах ввести нестандартные задачи, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных интересов и способностей, расширяет кругозор, способствует математическому развитию. Позволяет учащимся использовать математические знания в повседневной жизни.

1. Как с помощью двух бидонов емкостью 5 и 8 литров отлить из молочной цистерны 7 литров молока.

РЕШЕНИЕ: Два раза наполнить 5-илитровый бидон и вылить в 8-и литровый бидон. Тогда в 5-и литровом бидоне останется 2л молока. Вылив из 8-и литрового бидона молоко в цистерну, в этот бидон перелить оставшиеся 2 литра молока, затем добавить еще 5л. В 8-и литровом бидоне будет 7 литров молока.

2. Сколько всего четырехзначных чисел можно составить из 0 и 1?

ОТВЕТ: 1000, 1001, 1010, 1011, 1100, 1110, 1101, 1111. и т. д ( см. приложение)

Часть задач указанного вида можно решать с опорой на наглядно представленное условие, но можно проводить работу только по текстовой части условий этих задач, чтобы дети практиковались рассуждать.

Говоря о развитии познавательных процессов, нельзя не остановиться на внимании. Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Ребенок не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: он всматривается, вслушивается, отгадывает загадку, пытается прочитать слово или рисует, играет…

Основные виды внимания ребенка – произвольное и непроизвольное.

Когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредотачивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается интересом и носит характер игры, тогда говорят о непроизвольном внимании.

Такое не волевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цепи, преобладает у младших школьников. Однако постепенно появляются зачатки производного, активного внимания. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизводного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка и взрослого.

Основные виды внимания ребёнка – произвольное и не произвольное – тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения. Не может остановить безразличным, не пробудить внимание ребёнка живая, эмоциональная, выразительная речь учителя.

Разнообразны задания на развитие внимания. Каждое задание имеет не только ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование внимания, но и обязательно несёт в себя определённое математическое содержание и умственную нагрузку. Задания на развитие внимания предполагает развитие основных характеристик мышления и мысленных операций.

К заданиям на развитие внимание модно отнести

а) Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в школу в платьях разного цвета: одна – в белом. Другая – в сером, третья – в чёрном, Катя была не в чёрном, Валя не в чёрном и не в сером. Угадай, в каких платьях были девочки.

б) Три брата учились в разных классах одной школы: Ваня, Саша, и Коля.

Ваня был не старше Коли, а Саша – не старше Вани. Назови имена старшего и младшего братьев.

2. Различные виды лабиринтов.

1) Обычные, степень трудности продвижения, по которым определяется длиной пути количеством встречающихся тупиков, входов и выходов.

2) С указанием направления движения в виде «письма», которые может быть:

в) представлять собой последовательность ответов на примеры, которые надо выбирать и решать по мере приближения к искомой цели.

Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей старшей группы

Выполнение этих и аналогичных им упражнений способствует формирование важных умений: целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути с постоянным контролем, находить самый короткий путь.

Заключительный этап работы с такими лабиринтами – задания творческого характера, состоящие в том, что ученикам задается лабиринт, «письмо» к которому они составляют сами.

3. Задания с геометрическим материалом:

1) Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигуре ABCDE

2) Сравнение фигур. Чем похожи и чем отличаются?

3) Который путь длиннее от А до В – по ломаной ACDEB или по ломаной AMKODTHPB

4)Практические работы «Преврати в квадрат», «Раздели квадрат»

4. Упражнения с таблицами чисел:

а) задания «Отыщи числа», «Назови по порядку».

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Творч. и проектная деятельность (советы учителю)
  • Воспитание интеллектуальной инициативы младших школьников

Воспитание интеллектуальной инициативы младших школьников

Воспитание интеллектуальной инициативы младших школьников через приобщение к проектно-исследовательской деятельности

Сычева Эвелина Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа 559 Санкт-Петербурга

Интеллектуальная инициатива— это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности. Впервые роль интеллектуальной инициативы была раскрыта в работах Дианы Борисовны Богоявленской.

Ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, роли школьного учебника, функции учителя.

Ребёнок приходит в школу с желанием учиться. Почему же он теряет интерес к учёбе? В этом серьёзная проблема обучения младших школьников.

Главный смысл моей деятельности состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В своей работе я использую как традиционные развивающие, так и инновационные методы, стараюсь строить работу исходя из потребностей ребёнка.

Среди разнообразных направлений, инновационных педагогических технологий, наиболее адекватной современным требованиям к образованию является использование одной из близких мне технологий проектной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и , во-вторых, направлен на получение результата. В основе проектной деятельности лежит проблемный, исследовательский, поисковый, творческий методы обучения.

Проект – это специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое ( продукт, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.)

Противники проектно-исследовательской деятельности в начальной школе утверждают, что маленький ребёнок не может быть исследователем и первооткрывателем. Ему самому ещё учиться и учиться. Да, это так. Ребёнок не изобретает законов и научных понятий, т. е. в обычном смысле слова не создаёт ничего нового. Наследие культуры существует ещё до него и является «новым» только для него. Однако, освоить созданное человечеством он может только сам, только усилием и трудом собственной мысли. Результат «открытия для себя» — это изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний, умений. Иначе говоря «открытие для себя» — это во многом «открытие себя».

Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Важные из них:

1) качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями – предметниками, работниками школьной библиотеки, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).

Проекты бывают разные.

По количеству участников: 1) личностные; 2) парные; 3 ) групповые.

По продолжительности: 1) краткосрочные; 2) средней продолжительности; 3) долгосрочные.

По типу деятельности: 1) творческие; 2) исследовательские; 3) игровые;

4) практико- ориентированные; 5) информационные.

По количеству предметов: 1) монопроект; 2) межпредметный проект.
Этапы проведения проекта.

1. Подготовительный или вводный (погружение в проект) — выбор темы и её конкретизация — определение цели и формулирование задач.

2. Поисково — исследовательский этап — определение источников информации -планирование способов сбора и анализа информации — проведение эксперимента -сбор и систематизация материалов.

3.Трансляционно –оформительский этап — анализ информации и формулировка выводов. -предзащита проекта -доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

4.Заключительный этап — публичная защита проекта — подведение итогов. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемые»: -конкретное решение теоретической проблемы -поделка -результат готовый к внедрению (газета, гербарий, реферат, серия иллюстраций, сказка, коллекция, костюм, макет, сценарий праздника, наглядные пособия, и т.д.)

Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, уроки технологии и другие.

Например,проект «Семья – вечнозелёное дерево».

Эта тема близка каждому. Без семьи мы просто не смогли бы жить, радоваться миру, учиться, творить и поэтому мы решили создать проект. Название проекта было выбрано детьми.

Цель: узнать, какова роль семьи в жизни человека.

Задачи:

· Выяснить значение семьи для человека.

· Изучить тему семьи в народном творчестве.

· Узнать о родственных связях и составить словарик «Родня».

· Развивать интерес к семейным традициям, истории своей семьи, родословной.

· Оформить собранный материал для использования на классных часах, уроках, родительских собраниях и т. д.

Дети разделились на группы:

1. Исследователи — искали значение слова «семья» в разных источниках и подготовили вводную статью.

2. Собиратели находили пословицы и поговорки о семье.

3. Историки изучали истории своих семей, попытались составить семейное древо.

4. Корреспонденты — провели социологический опрос: “Какие семейные праздники отмечают в вашей семье?» Составили викторину с вопросами.

5. Оформители собранные материалы собрали в папку-раскладушку.

Результатом проекта явился собранный материал, который помог при проведении классного часа и родительского собрания. А самое главное, что работа над проектом увлекла детей и вылилась в несколько новых :

1. Многие сочинения позднее были представлены в школьной газете.

2. Проект «Нет в России семьи такой».

3. Проект «Красна изба пирогами».

4. Словарик «Родня» пополнился историей происхождения слов (например: «невеста – невесть откуда»).

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Работать, используя метод проекта, интересно. Ценно то, что знания и умения добываются в результате собственного труда.

В каждом деле есть свои изюминки, только надо увидеть их и раскрыть. Верить, что главное дело получится. От такой работы надо просто получать удовольствие!

1. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование.

2. Савенков А. И.Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.

3. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector