221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальное воспитание молодежи

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор успешного воспитания молодёжи

Дата публикации: 21.04.2015 2015-04-21

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Худайкулов Х. Д., Мукимова Д. И., Ганиев О. О. Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор успешного воспитания молодёжи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1063-1065. — URL https://moluch.ru/archive/88/17331/ (дата обращения: 23.03.2020).

В настоящее время человечество вступило в третье тысячелетие, имея в своём арсенале огромные знания и выдающиеся открытия, которые составляют предпосылки достижения каждым человеком совершенства. Мир располагает развитой электроникой, космонавтикой, робототехникой, биоэнергетикой, сотовой связью, лазерной техникой, высоким уровнем использования ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, информатикой и т. п. Количество подобных отраслей, направлений науки и техники, имеющих общечеловеческое значение, будет расти. Решающим фактором социального прогресса, любой социальной сферы является человек. В условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований в нашем государстве проблема воспитания подрастающего поколения и молодёжи приобретает первостепенное значение.

Процессы духовного возрождения в Узбекистане объективно осложнены кризисом идеалов и устремлений людей, сформированных в эпоху социализма. В обществе, среди некоторой части молодежи, существуют опасные тенденции духовного опустошения, социальной апатии, что характерно для эпохи ценностных переориентаций социума. Нельзя воссоздать новый Узбекистан с людьми, которые неспособны свободно реализовать свой потенциал, мыслящими старыми стереотипами, не избавившимися от чувства зависти, страха и национальной неполноценности, далёкими от осознанности, патриотизма.

Необходимость построения нового Узбекистана обуславливает воспитание свободомыслящего, инициативного гражданина — патриота. Любовь к своей Родине, гордость за неё, готовность к самопожертвованию ради её свободы, забота о процветании — важнейшие составляющие патриотизма, который считается одним из духовных основ независимости. После обретения независимости мы избавились от монополии старой идеологии, тем самым открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы научить нашу молодежь самостоятельно мыслить, укрепить у них веру в себя. Ибо если мышление и сознание не избавлены от гнета и давления, человек не может быть свободным.

Государство ведет целенаправленную деятельность в целях обеспечения задекларированных конституционных прав граждан на духовное совершенствование с учетом интересов всех народов и народностей. Во второй части статьи 4 Конституции Республики Узбекистан закреплен принцип «Обеспечение уважительного отношением к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на территории Узбекистана, а также создание условий для их развития». Весь духовный облик граждан отражает отношение государства к их традициям, обычаям и духовным ценностям.

Сфера духовности в Республике Узбекистан признана приоритетной наряду с экономикой, так как построение в Узбекистане правового демократического, гражданского общества не может обойтись без развития духовности. Президент И. А. Каримов особо выделяет проблему дальнейшего духовного обновления общества. Принципы духовного обновления и развития Узбекистана — это опора на такие основы как:

— преданность национальным и общечеловеческим ценностям;

— укрепление и развития культурного наследия народа;

— свободная реализация человеком своих возможностей;

— патриотизм и гуманизм как теоретико-методологическая основа национального возрождения.

Прогресс обеспечивают духовно развитые люди. Овладение техническими знаниями, сложной технологией должно происходить в сочетании с духовным совершенствованием, независимым мышлением. Интеллектуальный и нравственный духовный потенциал — два крыла просвещённого человека. Сегодня «решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания, образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей» [1].

В своей работе «Высокая духовность — непобедимая сила», Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов особое внимание обращает на насущные проблемы, возникающие в духовной сфере, в современной непростой период глобализации на вопросы сохранения и развития духовности, на защиту сознания молодого поколения от разных чуждых идей и идеологий. Подчеркивает, что для реализации целей и задач сохранения нашей духовности, необходимо, чтобы каждый человек осознавал себя достойным гражданином своей страны, глубже осваивал историю богатую культуру и наследие великих предков, осознанно воспринимал сегодняшнюю быстро меняющуюся действительность, самостоятельно мыслил и чувствовал свою причастность к преобразованиям в государстве.

Всякий общественный строй стремится к стабильному функционированию и формированию такой личности, которая бы соответствовала бы его природе и сущности. Общественные, политические институты, моральные, правовые и экономические нормы подчиняются этой цели. Если экономический рост, прогресс являются телом нашего общества, то духовность, просветительство, зрелость политического сознания — это его дух, ум, и душа. В этой связи высшая школа должна воспитывать в каждом гражданине такую личность, которая должна быть носителем мировоззрения независимости. Обладать национальной гордостью, но быть свободной от чувства национализма и национальной ограниченности, мыслить широко, понимать свой гражданский долг, усвоить национальные и духовные ценности в той мере, которая соответствовала бы её профессиональной, политической и социальной роли.

Читать еще:  Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач, стоящих перед нами,- подчеркивает Президент И. А. Каримов, — научить людей высказывать своё мнение, свободно излагать свои мысли. Другими словами, у студентов необходимо формировать и развивать самостоятельное критическое мышление, адекватное потребностям светского демократического государства, современного рынка труда и законам конкуренции.

Следовательно, одной из магистральных линий в концепции политики — повышение качества образования, философии качества в сфере образования является интеллектуальное воспитание обучающихся, формирование нового типа интеллекта, иного образца и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира.

Важнейшей составляющей формирования основ гражданского общества, является постоянная работа в сфере просвещения и духовности, постоянного совершенствования личности. Это должно превратиться в постоянный императив, принцип, основу развития общества и представлять целостную систему действия, важнейшее место в которой должны занять: Духовность — Нравственность — Просвещенность.

И что особенно важно, новое поколение образованная, свободная от всяких пережитков прошлого молодёжь становится сегодня решающей движущей силой демократизации, либерализации, обновления и уверенного роста страны.

1. Из выступления Президента Узбекистана И. А. Каримова в мае 2002 г. на открытии Международного Вестминстерского Университета.

2. Материалы Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуального развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: -Т.: Узбекистан. 2012.с.97

3. Худайкулов Х. Ж. Педагогика. Психология.-Т.: Дизайн-Пресс.2011г.

4. Мухамедова З. Р. «Гармонично развитое поколение-условие стабильного развития, благополучия и процветания общества» сборник научно-методических статей. Ташкент, 2013г. Стр.40–45.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения.

Интеллект – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Критериями интеллекта являются:

1) объем, характеристика и содержание знаний;

2) процесс динамики интеллектуальной деятельности, т. е. ее изменение, а также скорость;

3) способность мыслить критически, т. е. навыки и умения оценки результата;

4) способность к обобщению и его степень;

5) способность к творческому восприятию и стремление к нему;

6) различные другие способности, качество различных видов памяти, характер основной деятельности, а также степень успешности ее осуществления.

Средством и способом развития и воспитания интеллектуальных способностей является обучение.

Этот комплекс предполагает несколько составляющих.

1. Вырабатывание таких психических процессов, как воля, различные виды памяти, образное и логическое мышление, хорошее внимание и восприятие. Эти процессы служат основными условиями, обусловливающими возникновение и формирование познавательного и образовательного процессов.

2. Формирование и организация культуры учебного процесса и интеллектуального труда. Только четкое представление воспитуемых о самом процессе обучения способствует наилучшему усвоению знаний, а следовательно, умственному развитию.

3. Стимулирование и инициация заинтересованности в работе с литературой и различными новыми видами информационных технологий. Для этого прежде всего обязательны ненавязчивая организация досуга воспитуемых и создание различных компьютерных комнат и кружков.

4. Необходимо также обязательное развитие и формирование личностных качеств воспитуе‑мых. К таковым относится выработка самостоятельности, широты кругозора, эрудированности, способности к творчеству и творческим решениям различных жизненных проблем.

Все вышеперечисленные задачи и проблемы интеллектуального воспитания должны решаться разнообразными средствами и методами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, различных государственных деятелях разных стран и отечества, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Читать еще:  Программы развития интеллекта у детей

Дата добавления: 2015-05-16 ; просмотров: 3647 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Интеллектуальное воспитание учащихся

Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.

Интеллект, в его понимании, — это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.

Цель интеллектуального воспитания:

  • Развитие и формирование интеллектуальных способностей.
  • Развитие умений и навыков интеллектуального труда.
  • Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Аспекты интеллектуального воспитания

Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика.

(за счет приобретения новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, выработки культуры интеллектуальной деятельности, формирование потребности в умственном труде и т.д.).

Рост индивидуального своеобразия склада его ума.

(за счет поддержки индивидуальных интеллектуальных склонностей, предпочитаемых способов обработки информации, личных житейских впечатлений и т.д.).

Специфика интеллектуального воспитания

  • Создание условий для интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения (в рамках позиции «каждый человек умен на свой лад»)
  • Выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциация и интеграция понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, рост умения работать с противоречивой и парадоксальной информацией и готовности доверять своей интуиции и т.д.)
  • Индивидуализация процесса обучения с точки зрения учета индивидуальных склонностей, предпочтений, убеждений каждого ученика (шире его личного опыта)
  • В интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды).

Ориентация на интеллектуальное воспитание предполагает, что в интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды), тогда как ориентация на интеллектуальное развитие порождает представление о необходимости раздельного обучения детей с разным уровнем интеллектуальных способностей (в виде отбора детей в первый класс со ссылкой на сложные инновационные программы, классы со специализированным или профильным обучением, элитные частные школы и т.п.).

Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности, форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя.

РупоР

Площадка свободного общения

Воспитание молодёжи — главная задача общества

поделитесь ссылкой в соцсетях


Подрастающее поколение – это будущее нашего общества и правильное нравственное воспитание молодёжи является одной из важнейших задач, в том числе и для государственной власти. А в эпоху сверхразвития средств массовой информации этому аспекту необходимо уделять особое внимание.
Не секрет, что нравственное развращение молодёжи и отрыв её от исторических корней является одним из важных направлений подрывной деятельности спецслужб враждебных государств. И это не преувеличение. Молодым людям, лишённых моральных принципов и не знающих истории своей страны, можно внушить любую идею, вооружить и направить против своих отцов и матерей. Подобную картину мы наблюдаем сейчас на Украине. Боевые отряды молокососов с нацистской свастикой громят всё вокруг, внушая ужас и страх населению. И это происходит в стране, больше многих других пострадавшей от фашистской оккупации, где были расстреляны, повешены и заморены в концлагерях миллионы человек. Как такое могло случиться? А вы почитайте новые учебники истории, по которым учатся украинские школьники – там всё перевёрнуто с ног на голову. Фашистские войска, оказывается, освобождали Украину от русской оккупации, а Бандера — садист, лишённый всяких моральных принципов, лично вешавший и расстреливающий украинцев – провозглашён национальным героем. Украинские дети просто лишены правды, первоисточников и не приучены анализировать, они принимают всё за чистую монету и готовы салютовать нацистским приветствием новым вождям Украины.
Национальный Фронт России выступает за жёсткий контроль со стороны государства за нравственным воспитанием молодёжи. Необходимо разработать молодёжную программу, основными аспектами которой должны являться:
— патриотическое воспитание;
— углублённое изучение в учебных заведениях истории России;
— привитие моральных принципов;
— введение цензуры в СМИ против появления в открытом доступе материалов насильственного и порнографического характера;
— организация бесплатных спортивных секций и внешкольного образования;
— пропаганда и поощрение здорового образа жизни;
— полный запрет на рекламу алкогольных и табачных изделий;
— введение строгого и неотвратимого наказания за продажу несовершеннолетним запрещённых товаров (табак, алкоголь, материалы насильственного и порнографического характера);
— развитие интересов в профессиональном направлении;
— создание условий свободного приложения сил и знаний в различных сферах жизни.

Читать еще:  Развивающие игры на развитие интеллекта

Одной из приоритетных задач, которая должна стоять перед педагогическими и образовательными учреждениями – создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, определения наиболее интересных для него направлений приложения знаний и сил. Развитие интереса к любимому делу – вот что должно ставиться во главу угла, при разработке обучающих и развивающих программ для детей и юношества. Только тогда мы сможем создать общество свободных, разносторонне развитых мыслящих людей, увлечённых любимым делом, которые смогут продвинуть страну на новый этап развития. Общество, где родители будут гордиться достижениями своих детей, а старшее поколение будет хорошо обеспечено и надёжно защищено.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки

2 Комментария

Мы катастрофически теряем

Опубликовано 22 марта, 2016 — 04:49 пользователем Николай_

Мы катастрофически теряем подрастающее поколение. Морально-нравственный уровень упал «ниже плинтуса». А как ему не упасть? Вы посмотрите, что у нас показывают по ТВ в самое семейное время: куча дебильных сериалов, герои которых озабочены только двумя мыслями — где бы денег урвать и кого-бы, извините, «трахнуть». Ладно мы, взрослые люди, можем фильтровать то, что видим и слышим, но дети то принимают всё за чистую монету, они строят своё отношение к жизни на основе этой информации. А если жить так, как нам предлагают эти сериалы — то получатся просто моральные уроды без намёка на совесть. Страшное быдло и отморозки.
Понаставили значёчков 0+, 6+, 12+ и т.д. И всё — выполнили программу по ограждению детей и молодёжи от тлетворного влияния СМИ. Смешно! Какой толк от этих значков — никакого. Если бы программы с ограничением 16+ и больше запретили показывать в дневные и вечерние часы, а разрешили только ночью, тогда бы прграммы резко улучшили своё качество. Ведь ТВ — большой бизнес, чем больше людей смотрит программу, тем дороже в ней стоит реклама, всё очень просто. А ночные программы рекламодателям не нужны, разве что для рекламы презервативов.
Особенной пошлостью отличаьтся СТС и ТНТ.
Сериал Интерны — трахнуть, переспать.
Сериал Универ — трахнуть, переспать, кто, с кем, когда и как.
Сериал Остров — трахнуть, трахнуть, трахнуть.
Камеди клаб — трахнуть, отсосать, переспать и т.д.
Stand Up — просто туши свет, я трахнул, меня трахнули, где бы и скем потрахаться.
И этот список можно продолжать до бесконечности.
Тошнит уже.

Всё так и есть. Огромное

Опубликовано 23 марта, 2016 — 05:38 пользователем Мария_

Всё так и есть. Огромное количество чиновников, все за чем-то следят, законы какие-то пишут, а куда ни глянь — везде сплошной беспредел. Зачем нам столько законов, если большинство из них не выполняется. Лучше меньше — да лучше.
За детей, действительно страшно. Ладно мы — и не такое переживали, а детей испортят, и конец нации. Правильно пишите — запретить показ днём всей этой гадости, молодое поколение должно расти с правильными моральными принципами и с нормальной ориентацией. О какой любви, о каких семейных ценностях можно говорить, если с экранов телевизоров нам внушают, что переспать с кем-нибудь — всё равно, что высморкаться. Фу, как это гадко и мерзко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector