221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальные игры воскобовича

Развивающие игры Воскобовича
статья на тему

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. В этой статье я предлагаю Вам ознакомиться с наиболее популярными играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvivayushchie_igry_voskobovicha_office_word.docx918.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры Воскобовича

Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы.

История возникновения методики Воскобовича

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел отношения к педагогике и психологии. Изначально, игры были созданы автором для своих собственных детей, в начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направления на всестороннее развитие ребенка.

На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию детей.

Принципы методики Воскобовича

Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки.

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Вторым принципом методики является игра с пользой . Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.

Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала . Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.

Специфика развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Популярные развивающие игры Воскобовича

Все игры Воскобовича имеют различную направленность:

— развивают у ребенка логическое мышление и воображение

— формируют математические навыки

— направлены на конструирование и моделирование

— развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.

Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.

— « Геоконт» вводит детей в мир геометрии

— развивает мелкую моторику рук

— развивает психические процессы

— помогает изучить цвета, формы и велечины.

Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.

«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:

— навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве

— развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.

Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их.

Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.

Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей:

— навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей:

— развивается усидчивость и внимательность.

Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверята-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Ребенок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, что она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Так же ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, штрихует, обводит грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.

Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.

Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.

Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:

— знакомит малыша с различными цветами

— формирует математические навыки

— прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.

Ларчик – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях.

Предназначен для детей 3 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.

Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.

Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича

Если вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.

В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите ребенка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения. Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте с детьми разминку.

Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с детьми на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам и чаще хвалите малыша.

Статья «Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет» В.Воскобовича

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

интеллектуально – творческого развития

детей дошкольного возраста 3 – 7 лет» В.Воскобовича

Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича известны давно. В прошлом инженер – физик. Толчком к изобретению игр послужило двое собственных детей и «пустые» полки магазинов в эпоху Перестройки. Игры широко использовались в детских садах г. Санкт-Петербурга и имели положительные отзывы воспитателей. На данный момент игры востребованы по всей России.

Всем известно, что развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе. Так появилась идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр Воскобовича, которая осуществилась в 1998 году. Технологию назвали «Сказочные лабиринты игры». Данная технология – это синтез игровой технологии и технологии развивающего обучения, которая отличается высокой эффективностью и практической доступностью.

К играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового леса. Сказка-методика представляет собой модель опосредованного обучения. Это такое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например «Геоконт» — Чудесная Поляна Золотых плодов, Малыш Гео, Ворон Метр; «Волшебная восьмёрка» — это арена Цифроцирка и т.д. Ребёнок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «переживает» таинственные и весёлые сказочные приключения. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Цель технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

1.Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3, и 7 лет, и школьники, т.к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность игр.

Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.

3.Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.

4. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

Технология решает следующие задачи:

— развитие у ребёнка познавательного интереса , желания и потребности узнать новое.

развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

— развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

— гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.

— формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

— построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:

— игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

— игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

— универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Этапы освоения игр детьми

и роль взрослого на каждом из них

На первом этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребёнка, играет и занимается вместе с ними.

На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, предлагают новые решения предложенных задач, составляют схемы. Взрослым создаётся творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива.

Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то малыш с ней занимается на всех этапах. Переход от одного этапа к другому должен быть постепенным.

Для организации игр можно использовать сказки-методики Фиолетового леса или адаптировать известные сказки. Задания ставит не взрослый, а сказочный персонаж. Сюжет может включать одну игру или комбинировать несколько знакомых игр. Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности. Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.

«Сказочные лабиринты игры» с ФГОС ДО

«Сказочные лабиринты игры»

Развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое.

Развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам и явлениям окружающей действительности.

Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Развивать гармонично сбалансированное эмоционально-образное и логические начала.

Формировать базисные представления (об окружающем мире), речевые умения.

Строить педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Строить образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированный на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающий социальную ситуацию его развития.

Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических видах деятельности, возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Строить развивающее вариативное образование, ориентированное на зону ближайшего развития.

Организовывать виды деятельности, стимулирующие развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.

— интеллектуально-игровой центр – объёмный или плоскостной «Фиолетовый лес», «населённый» сказочными персонажами сказок методик к развивающим играм Воскобовича (трансформируемый), способный меняться в зависимости от образовательной задачи;

— один комплект игр и игровых пособий (в соответствии с возрастом детей), способный обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

— должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

— должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;

-трансформируемость пространства предполагает возможность изменения пространственно-предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Развитие сенсорных способностей.

Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышление, воображения, речи).

Тренировка мелкой моторики.

Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.

Развитие творческих способностей.

Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Фантазирование вслух, игра звуками и словами. Хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания. Развитие воображения, фантазии.

Овладение основными формами и видами игры.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игра, общении, конструировании и др.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Способен к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивающимся и проявляющимся в игре.

Владеет разными формами и видами игры.

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Развита крупная и мелкая моторика.

Может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить, поделки из различных материалов.

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;

предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;

конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

К универсальному блоку относятся:

1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,

2. Предметные универсальные средства — комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,

3. Графическое универсальное средство — Игровой графический тренажер «Игровизор».

При использование традиционных пособий (мольберт, фланелеграф, школьная доска), вызывают некоторое неудобство. Поэтому был создан комплект ларчик, который поможет создать комфортное условие для работы и качественно провести ООД в детском саду и в школе.

1. Прочное прикрепление демонстрационного материала на ковролине.

2 . Новые элементы обеспечивают разнообразие, наглядность, динамизм игр и занятий.

3. Сетка на коврографе помогает знакомить дошкольников с пространственными, количественными отношениями, обеспечить построение различных геометрических контуров.

Коврограф «Ларчик» — это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы : зажимы, кармашки.

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.

Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус — с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.

Комплект «МиниЛарчик » размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.

Коврограф Ларчик содержит:

— сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)

— образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)

— знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)

— вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)

Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.

В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.

Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.

Цель: совершенствуем умение ориентироваться на листе (ковровой-поляне); формируем представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, и устанавливать отношения между целым и частью.

Материалы : мини-коврограф, осколки зеркала, 1 – круглое, 2 — овальное

Сегодня ранним утром отправилась Фифа в гости к пчелке Жуже. Фифа была модницей и очень любила смотреться в зеркало. Поэтому для своей подруги она решила подарить зеркало. Пока она до Жужи добиралась, зеркало выпали из сумочки и разбились.

Осколки разлетелись в разные места Ковровой полянке. Попробуем найти и собрать осколки зеркал ( Дети берут полянки и осколки зеркал. Под диктовку воспитателя располагают осколки).

Верхняя часть зеркал разлетелась в сторону Л ь В а и П а В лина. К ЛьВу попало два осколка синего цвета, а к ПаВлину один голубого ( Дети выкладывают на полянке находя расположения животных).

Нижняя часть зеркал разлетелась в сторону Л а Н и и П о Н и. К ЛаНи попало два осколка синего, а к ПоНи один осколок голубого.

Все осколки найдены, необходимо собрать зеркала.

-Какой формы зеркала получились? (овальной и круглой).

— На сколько осколков разбилось овальное зеркало? ( На 2 осколка). Равные ли осколки?

— Сколько осколков составляет круглое зеркало? (Из 4-х). Равные ли осколки.

-Какое из зеркал разбилось на меньшее количество частей? Сколько Их?

-Какое из зеркал разбилось на большее количество частей? Сколько Их?

— Что больше целое зеркало или одна из 2 равных частей (половина его).

-Что меньше целое зеркало или одно из 4 равных частей (половина его).

— Как называется две части овального зеркала? ( 2 одинаковые половинки).

-Как называется одна из 4 частей круглого зеркала (1/4 часть).

-Итак, зеркала готовы. Как вы думаете, какое из зеркал подарит Фифа своей подруге Жуже. Почему?

Овальное зеркало для Фифы, так как она овальной формы, занимает три клетки в длину, и одна клетка в ширину. Круглое зеркало для Жужы, так как она круглой формы, занимает 2 клетки и в длину и ширину.

Формирование интеллектуальных и математических способностей детей через использование развивающих игр Воскобовича В.В.

Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов.

Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной инициативной и продуктивной жизнедеятельности детей.

Работая много лет по развитию интеллектуальных, математических способностей детей, я использую алгоритмы, «Оригами», развиваю творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребенка.

Подтвердились мои наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм.

Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.

Однажды прочитав о творческой деятельности Воскобовича В.В., авторе-изобретателе развивающих игр руководителе «Центра развивающих игр», города Санкт-Петербурга, меня привлек его двухцветный, волшебный квадратик, который способствует развитию интеллектуальных способностей, мышления, творчества детей. Этот квадратик состоит из 32-х картонных, прямоугольных треугольников. Тканевая основа, оклеенная с двух сторон треугольниками, придает квадратику гибкость и дает возможность многократно складывать из него различные фигуры.

Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление.

Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Решив взять для работы развивающие игры Воскобовича В.В., я вышла на контакт с автором этих игр, который поддержал меня и предложил мне новые развивающие игры и литературу.

Изучив имеющий материал по развивающим играм я поставила перед собой цель: «Использовать логико-математические игры Воскобовича В.В., для обучения и интеллектуального развития детей».

Качественная реализация развивающих игр Воскобовича В.В. невозможна без определения уровня знаний детей.

Я провела первичную диагностику, которая показала, что умственная активность составляет — 25%, уровень логического мышления — 30% интеллектуальные и познавательные способности — 25%.

После первичной диагностики, чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:

  1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.
  2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
  3. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы.
  4. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
  5. Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.

Эти задачи я решила выполнять, как одну из составных частей наших клубных часов « В мире волшебного квадрата». C этой целью я составила годовой тематический план. (приложение № 1).

Развивающие игры Воскобовича В.В. я подбираю, исходя из основной темы каждого занятия.

Так при знакомстве детей с «отрезком», «ориентировкой на листе бумаги»…, ввожу игру «Геоконт» так как она помогает детям построению фигур на листе бумаге по координатам поля, что способствует подготовки детей к освоению простейшего программирования, находить отрезки, сравнивать их по длине. Используя игру «Геоконт» знакомлю детей с таким свойством как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение), применяю схемы, которые способствуют формированию символической функции сосзнания. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле. Эта игра погружает детей в мир геометрии, где дети осваивают основные понятия: «луч», «отрезок», «прямая»…

Во время темы «знакомство с геометрическими фигурами», «цвет, форма, величина», применяю игру «Чудо-крестики», «2-х цветный и 4-х цветный квадратики», которые способствуют закреплению цвета, формы, величины предмета, освоению схем сложения предметов.

На занятиях я учу превращать квадратики в разные фигуры, осваивать приемы конструирования, дети учатся давать характеристику геометрическим фигурам.

Проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа.

На занятии «Части и целое», использую игру «Прозрачный квадратик»-нетающие льдинки, где дети учатся конструированию целого квадрата. В ходе выполнения тематического плана я разработала конспекты применения развивающих игр, как части занятий по математике. (приложение № 2)

Используя игры Воскобовича В.В. на занятиях возникла необходимость оформить «Интеллектуально-игровой центр», где разместила все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающею среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на занятиях, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Это такие игры как, например:

1. Обведи меня пальчиком (меняя направление)

2. Играем в прядки:

а) Сосчитай квадратики;

б) Найди самый маленький (большой).

3. Путешествие в квадратике

а) Покататься по дорогам — диагоналям;

б) Какие дороги самые длинные (короткие);

в) Алгоритмы превращения квадратика (приложение № 3);

г) Построй по схеме фигуру.

Во время проведения таких разминок, дети дают характеристику геометрическим фигурам, сравнивают по форме, величине, цвету, закрепляют счет, превращают из одной фигуры в другую, знакомятся с понятием «диагональ» и «центр».

Итоговая диагностика на конец года показала, что пространственное воображение увеличилось на 25%, повысилась умственная способность на 35%. Логическое мышление возросло на 30%, сенсорные познавательные способности на 35%. (приложение № 4).

Увеличился словарный запас, улучшилась связная речь, ведь дети сами рассказывают, что у них получилось, развивается мелкая моторика рук, тем самым идет подготовка к письму. В сюжет сказки, которую придумали дети, вплетены задания на перевоплощение квадратика в разные предметы, которые дети последовательно конструируют по схемам, памяти в процессе игровой деятельности.

лисичкарыбка

ежиксапожоксамолет

палаткацветок.

Все превращения квадратика отразили на фотостенде «Удивительные приключения квадратика». Немаловажную роль в работе с детьми оказали родители в изготовлении пособий по математике, для «Игровизора», двухцветного квадратика на каждого ребенка, в придумывании стихов, истории, сказок о волшебном квадратике. Так как эти игры вызывают у детей неослабевающий интерес, на основе центра я создала кружок «Удивительные приключения квадратика», который провожу 1 раз в неделю. Составила перспективный план кружка на год (приложение № 6). Применяя несколько лет развивающие игры Воскобовича В.В., хочу отметить, что они дают положительный результат в образовательном процессе. Дети с удовольствием играют, я решила что мы будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми на клубных часах в группе продленного дня в 1 классе.

Разработанное мною тематическое планирование и конспекты занятий по использованию игр Воскобовича В.В., дают возможность развивать познавательные, интеллектуальные, математические способности детей.

Данную работу я начала внедрять в практику работы своих коллег и с этой целью я провожу семинарпрактикум «Влияние развивающих игр Воскобовича В.В. на интеллектуальное развитие детей».

Используемая литература.

  1. Ханс Горг Мелхорн «Гениями не рождаются», Москва, «Провещение», 1989
  2. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина «Детство» Программа развития и воспитания в детском саду, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000
  3. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, 2003
  4. Инна Светлова «Повышаем интеллект»
  5. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003.
  6. В.В. Воскобович, « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
  7. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича

Дата публикации: 19.11.2015 2015-11-19

Статья просмотрена: 2395 раз

Библиографическое описание:

Егошина С. Н. Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/archive/102/23397/ (дата обращения: 23.03.2020).

Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать … таланты!

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты.

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича.Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес — познание – творчество» — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы.

Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).

Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»).

Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий.

Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах.

Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке. На самом деле Фиолетового Леса в природе нет, поэтому его внешний облик будет немного отличаться от настоящего леса. Это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в которых есть сказочные города, озёра, ручьи, острова, школы, связанные с играми определённой направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк это мир занимательной математики, в котором дети знакомятся с персонажами Магноликом, забавными зверятами-цифрятами и играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Черепашками».

Второй вариант – это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним.

Читать еще:  Беседы по интеллектуальному воспитанию
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector