221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальные качества дошкольника

Развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности

В последние годы актуальность формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей значительно повышается. В России не снижается количество людей, погибших на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов.

В связи с этим в последнее время увеличился поток указаний, рекомендаций и приказов по вопросам усиления подготовки детей и персонала образовательных учреждений к действиям в опасных ситуациях.

Особую тревогу сегодня испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение здоровья детей. Под здоровьесбережением в образовательном процессе понимается процесс сохранения здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер личности воспитанника, формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания личностного участия. Задача взрослых (педагогов, родителей) состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Введение в образовательную практику нашего дошкольного учреждения курса “Основы безопасности жизнедеятельности” способствует развитию у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях; позволяет формировать навыки жизнесберегающего поведения.

Чему учатся дети: различать опасность и безопасность, выявлять потенциальную опасность, воспитываем активное, действенное отношение к ней, желание и умение предотвращать опасности.

Учитывая минимальные возможности детей в области предотвращения опасности, в процессе воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста старюсь разворачивать события, позволяющие вырабатывать навыки предотвращения нежелательных вариантов поведения. Безопасность поведения формирую у детей через понимание необходимости соблюдения определённых правил поведения, через развитие сознательных ориентиров в понимании “безопасности – опасности”, через усвоение определённых знаний: о себе и своих родителях, домашнего адреса, о способах избегания опасности в разных ситуациях.

Знания о безопасном и опасном поведении формирую исходя из классификации источников опасности, которую устанавливаем вместе с детьми на основе обсуждения (транспорт, территория, взаимоотношения с людьми, контакт с животными и т.д.). вместе с детьми выделяем возможные опасные явления относительно каждого источника:

Транспорт: отсутствие переходов через дорогу; неумение правильно переходить дорогу, соблюдая правила; стоянки машин в неположенных местах; отсутствие ремней безопасности в легковом транспорте или неприменение их; перемещение в пассажирском транспорте без удержания за поручни и т.д.

Территория: наличие строительных площадок, неограждённые люки и траншеи, наличие арок и проходных дворов, игры в непредназначенных для этого местах.

Люди: нетрезвые, агрессивные, незнакомые группы людей у подъездов, в общественных местах.

Помещение: электроприборы, лекарственные препараты, бытовая химия, неизвестная пища, игры, приводящие к повреждениям тела, проникновение двери чужим людям и т.д.

Целевая деятельность с детьми в условиях реализации курса “Основы безопасности жизнедеятельности” направлена на овладение знаниями о социально и технической безопасности и использовании их в повседневной жизнедеятельности; на формирование потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде; на организацию здорового и безопасного образа жизни.

Занятия с детьми обеспечивают реализацию следующих целевых установок:

  • Освоение знаний о здоровье и здоровом образе жизни,
  • Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью,
  • Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; потребности в соблюдении здорового образа жизни,
  • Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; навыками использования средств индивидуальной защиты,
  • Профилактика детского травматизма,
  • Привитие основ здорового образа жизни, соблюдения санитарно-гигиенических условий.

Содержание системной деятельности было направлено на организацию образовательного взаимодействия по следующим разделам:

  • “Дорожная грамота” – обучение правилам поведения на улицах города, знакомство с дорожными знаками, разметкой улиц и дорог, сигналами светофора и правилами дорожного движения.
  • “Чрезвычайные происшествия” – обучение детей поведению в экстренных бытовых ситуациях (умение пользоваться телефоном в случае пожара, травмы; умение привлекать внимание прохожих в случае необходимости и др.).
  • “Безопасность в помещении” – обучение правильному использованию предметов домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (электроприборы, спички, режущие и колющие предметы, опасные места – балкон, открытые окна и др.).
  • “Как быть здоровым” – формирование представлений о возможностях сохранять и укреплять своё здоровье, предупреждать заболевания, предотвращать травмы; развитие навыков личной гигиены, представлений об анатомо-физиологических особенностях своего организма. Дети овладевают навыками оказания “первой помощи” – сообщить о происшествии взрослым (воспитателю, родителю, соседям); при возможности воспользоваться телефоном на основе знаний номеров соответствующих служб: “скорой помощи”, “пожарной части”. Здоровьесберегающее поведение является важной содержательной линией охраны безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, предотвращения травм, умения разумно чередовать разные виды деятельности человеку необходим определённый уровень знаний и представлений об анатомо-физиологических особенностях своего организма. Приобретая знания о работе различных органов и систем, факторах, воздействующих на их нормальное функционирование, дети устанавливают взаимосвязь между своим поведением и его возможными последствиями. У детей развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
  • “Безопасность на природе” – развитие представлений об опасных ситуациях в окружающей среде, которые могут подстерегать детей во время прогулок и походов в лес, на море, в парк; о ядовитых растениях и грибах; об опасности при использовании воды из загрязнённых водоёмов и возможных способах её обработки.
  • “Безопасность при общении с животными” – обогащение личного опыта ребёнка, направленного на соблюдение правил при контактах с животными.
  • “Ребёнок и другие люди” – развитие представлений о том, что внешность зачастую бывает обманчивой: взрослые с приятной внешностью и дружелюбной улыбкой могут оказаться опасными.

Опыт моей работы показывает, что осуществлять развитие детской осведомлённости о правилах поведения в разных условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы. Результативность работы обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • Системность работы,
  • Доступность её содержания детям,
  • Интегративность образовательной деятельности,
  • Экологизация воспитательно-образовательного процесса,
  • Теоретизация содержания (формирование у детей умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать)

Осуществляя работу в данном направлении, руководствуюсь лучшими российскими традициями воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами обогащаю знания детей через использование методических приёмов, обеспечивающих эффективное усвоение детьми соответствующего материала

Активно использую методы проблемного обучения: вопросы проблемного характера, проблемные ситуации, экспериментирование, решение кроссвордов, тренинги, игровые упражнения, просмотр видеофильмов и др. Использование метода провокаций является принципиально важным в моей педагогической практике. Организую разыгрывание и разбор ситуаций, когда “нельзя уходить с чужим человеком”. Реально происходящие ситуации (заблаговременно спланированные мною) становятся предметом обсуждения с детьми.

Одним из действенных методов доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, участниками которой являются сами дети. Использование игровых ситуаций, ролевых игр способствует и развитию творческих способностей, расширению детского кругозора.

Читать еще:  Программы развития интеллекта у детей

Используя инновационный метод интегрированного обучения, включаю в систему целостного педагогического процесса разные виды детской деятельности: ознакомление с художественной литературой, познавательно-речевая и художественно-изобразительная деятельности, физическое воспитание, музыкально-театрализованная деятельность.

Совместно с педагогом-психологом осуществляю профилактическую и коррекционную работу, направленную на формирование способов выхода из конфликтных ситуаций; осуществляю просветительскую работу с семьями воспитанников. Специально организованные мероприятия помогают убедиться, что никто не застрахован от опасностей. Оказавшись в экстремальной ситуации, важно уметь сориентироваться, оказать “первую помощь”, действовать быстро и решительно. Оказать своевременную помощь может тот, кто обладает определёнными навыками и запасом знаний. Поэтому я убеждена, что осуществляемая мною работа не только актуальна, но жизненно необходима для современного ребёнка.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 — 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Читать еще:  Интеллектуальное развитие картинки

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

Читать еще:  Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Личностные качества дошкольников

Личностные качества дошкольников

Личностные качества дошкольников и их развитие

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных.

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector