221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллектуальные занятия для детей 3 4 лет

Занятие №3 по развитию интеллекта у детей

Данное занятие-третье из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 2 упражнений и 2 игр.

Упражнение «Подбери такой же»

— знание подобных и различных признаков окружающих предметов является основой дифференциации, благодаря которой мы замечаем разнообразные детали;

— игры на подбор способствуют развитию и укреплению детского сознания.

Оборудование: плотная цветная бумага, ножницы.

Порядок действий. Используя маленькие квадратики бумаги, изготовьте несколько идентичных комплектов с красным, синим, зеленим, желтым, черным и белым цветами.

Сначала положите на стол только две карточки: красную и синюю. Дайте ребенку синюю и попросите: «Положи синюю карточку на другую синюю карточку». Или: «Положи синий цвет на синий цвет». В следующий раз добавьте еще два цвета и предложите выбрать нужный цвет из трех карт. Продолжайте добавлять карточки, пока ребенку не нужно будет выбирать подходящий цвет из шести или большего числа карт.

Не забывайте меняться ролями. Если маленький ученик «ошибся», просто сообщите ему об этом: «Ты положил красную карточку на зеленую. Давай посмотрим вместе и найдем вторую красную карточку. Это она? Нет, это желтая. А что ты скажешь об этом? ».

Варианты. Число вариантов безгранично, поскольку подбирать под стать можно бесчисленное количество предметов.

— Подбирайте вместо цветов формы. Вырежьте различные формы, такие как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д. одинакового и разного цвета.

— Подбирайте текстуры с использованием предметов, например: два ватных шарика, два кусочка вощеной бумаги, два кусочка наждачной бумаги, два кусочка целлофана, два резиновых кольца, два куска губки, два куска ткани, две соломинки, две монеты и так далее.

Игра «Наступить на хвост»

— учить внимательно следить друг за другом, учить сотрудничать и нести ответственность, прикрывая спины друг друга;

— развивать координацию глаз и ног;

— способствовать развитию пространственной ориентации.

Оборудование: ножницы, моток веревки.

Подготовительный этап. Отрежьте для каждого игрока кусок веревки такой длины, чтобы он мог волочиться по земле, если заткнуть его за пояс.

Суть игры заключается в том, что все участники бегают друг за другом, пытаясь наступить на веревки, которые волочатся, и сорвать их с пояса.

Основная задача каждого — собрать как можно больше «хвостов», сохранив при этом свой собственный.

Дети могут работать в парах, при этом они договариваются «охотиться» на определенных игроков и прикрывать спины друг друга в случае нападения.

Никто не выбывает из игры. Даже если участник потерял «хвоста», он может бегать за другими и охотиться на их «хвосты». Однако тот, кто соберет наибольшее количество «хвостов», может быть провозглашен «Тем, у кого больше всего хвостов». Подобное звание предполагает исключение навешивания ярлыков «победителей»/«проигравших», просто констатируя факты.

Легкий вариант: дети могут выдергивать концы веревок или ленты руками вместо того, чтобы наступать на них ногами.

Упражнение «Песочные буквы»

— учить алфавит не только с помощью зрения, но и с помощью прикосновения;

— чем больше органов чувств задействованы, тем лучше запоминание.

Оборудование: клей, плотная бумага, кисточка для рисования, песок, соль или рис, краска.

Подготовка. На бумагу выдавите клей в форме той или иной буквы или нанесите клей с помощью кисточки. Предложите ребенку щедро посыпать свежий клей рисом, песком или солью. Оставьте клей подсохнуть. Затем стряхните излишки песка, соли или риса. Если вы хотите творческой изысканности, смешайте отдельные горстки песка, соли или риса с красками разного цвета и используйте полученный цветной материал для создания разноцветных букв.

Подготовленный таким образом полный комплект букв позволит ребенку осваивать алфавит, изучая буквы на ощупь.

— попросите игроков отвести одну руку за спину. Нужно вложить в эту руку букву. Смогут ли они на ощупь определить, что за букву держат в руке?

— разложите на столе несколько букв. Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь отыскать буквы, которые вы называете;

— Дети старшего возраста могут составлять слова из разложенных на столе букв, в то время как ребенок с завязанными глазами на ощупь ищет названные буквы.

Игра «Прямое попадание»

— тренировка зрительно-моторной координации, умения рассчитывать на свою силу, развитие порядкового счета цифр, опознавание цифр и их добавление.

Оборудование: пустые пластиковые бутылки, набивной мяч или любой другой мяч

Составьте несколько бутылок друг на друга или сложите пирамиду из шести-десяти бутылок, будто это кегли для боулинга.

Игрок становится на расстоянии от семидесяти до ста восьмидесяти сантиметров от пирамиды, в зависимости от своего возраста и умений, и пускает мяч катиться по полу. Подсчитывайте все сбитые бутылки. Участник может делать столько попыток, сколько ему потребуется, чтобы сбить все. Попросите детей помочь вам составить банки для следующего раунда.

Варианты. Оберните бутылки бумагой и на каждой напишите цифру. Составьте банки в ряд и попросите игрока выбить, например, бутылку под номером 2.

Если дети не знают еще цифр, просто называйте их успехи: «Ого, смотри, ты выбил номер 2 и номер 5».

Если дети, знают счет, пусть выбивают и добавляют их: «Посмотрим, ты выбил номер 3, номер 4 и номер 1. Ну, давай посчитаем, какой у тебя счет в этой игре».

Для детей разного возраста нужно давать разные задачи или предложить играть поочередно; скажем, младший называет цифру, старший добавляет цифры, а средний (тот, кто уже знаком с цифрами, но пока еще не умеет делать математические операции, устанавливает банки для следующего раунда. Дети любят всевозможные звания, так что ответственный за счет будет называться «королем счета», ответственный за установку банок – «главным укладчиком», а ответственный за бросание мяча – «суперкидальщиком».

Дополнительная общеобразовательная программа «Смышленые малыши». Направленность: интеллектуально — познавательная. Для детей младшего возраста (с3 до 4 лет)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Цель программы: развитие интеллектуально — познавательных способностей детей четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и умений, посредством игр и игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
kruzhok_smylennye_malyshi_2014-2015.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Утверждаю: заведующий ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 «Светлячок» __________Ю.П.Ламехова приказ от «____»_____2015г.

Дополнительная общеобразовательная программа

Направленность: интеллектуально — познавательная

Уровень программы: стартовый

Возраст воспитанников: 3-4 года

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Автор — составитель: Новикова Светлана Григорьевна, воспитатель, I квалификационная категория

г. Лангепас, 2014г.

Цель, задачи, принципы реализации Программы

Характеристика целевой группы

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формы подведения итогов деятельности

Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы

Календарно-тематическое планирование (описание перечня разделов, тем)

Организация пребывания детей. Календарный учебный график

Предметно — развивающая среда

Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания.

Список используемой литературы

Актуальность . В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе — исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие игры. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка «Смышленые малыши». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре.

При разработке содержания программы использовалась методика по интеллектуальному развитию детей, представленная в учебно — методическом пособии « Логика и математика для дошкольников» / Авт.- сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая/ СПб: «Акцидент», 1997.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: интеллектуально – познавательная.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется система игр и игровых упражнений, способствующих становлению логико – математического опыта ребенка 3-4 лет, освоению средств познания и способов познания.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы, является использование системы развивающих игр, которые основаны на эффективном, универсальном развивающем дидактическом материале, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей, это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.

Программа рассчитана на детей с 3 до 4 лет; набор в кружок по развитию интеллектуально — познавательных представлений и умений осуществлялся по запросам родителей воспитанников.

Форма обучения: групповая.

Вид занятий: игровые занятия.

Срок реализации программы: октябрь 2014 – апрель 2015 года.

Цель программы : развитие интеллектуально — познавательных способностей детей четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и умений, посредством игр и игровых упражнений.

  • Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Формирование представлений о множестве, об операции над множествами (сравнение, классификация).
  • Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
  • Формировать пространственные представления.
  • Формировать представление о математических понятиях.
  • Развитие наглядно — действенного мышления.
  • Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
  • Развивать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата.

Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы .

Содержание программы по развитию интеллектуально — познавательных представлений, умений у детей строится на следующих принципах :

— доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

— наглядность (наличие дидактических материалов).

— демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

— научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

— «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

1.3. Характеристика целевой группы

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно — образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.

1.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

1. Буду созданы условия для сенсорного, математического развития, развития предпосылок логического мышления, внимания, памяти, воображения.

2. Обеспечено возникновение интереса у детей к познанию качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов.

3. Дети освоят доступные способы обследования объектов.

4. Овладеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы.

5. Сформировано умение действовать в условиях простой проблемной ситуации.

6. У детей будут развиты самостоятельность, инициативность.

Диагностика уровня развития познавательных представлений, умений (критерии и показатели оценки). Оценка развития познавательных представлений, умений дошкольников 3-4 лет осуществляется 2 раза в год (в октябре и мае). Диагностические тесты подобраны с учетом:

  • Степени освоения детьми познавательных представлений и умений;
  • Уровня развития мыслительных операций;
  • Способности детей к использованию уже известного объёма познавательных представлений, умений в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Содержание диагностических тестов представлено в учебно – методическом пособии «Математика — это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.

Формы подведения итогов кружковой деятельности.

2.1.Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы.

Содержание программы предполагает осуществление процесса познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности, обогащает их опыт, объем и характер представлений. А также, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Объем предложенного содержания ориентирован на возможности детей четвертого года жизни. В процессе игровых занятий используются различные формы: игровые ситуации и практические занятия с использованием логико — математических, развивающих игр и игровых упражнений, проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, физкультурных минуток.

Структурно каждая игра-занятие включает 2-3 игры, разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием, среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Методы , в основе которых лежит уровень деятельности детей:

— объяснительно — иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

— репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

— частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы , в основе которых лежит форма организации деятельности:

— фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

— индивидуально — фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

— групповой (работа в парах).

— индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

2.2.Календарно-тематическое планирование (описание перечня разделов, тем)

Календарно-тематическое планирование представлено темами:

1. Количество: много, один, ни одного. Количественный счет.

2. Эталоны величины и их использование.

3. Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина) и отношения (сходства)

4. Ориентировка в пространстве.

5. Операции над множествами (классификация по одному, двум признакам, сравнение, сериация).

В содержании развивающих игры-занятия может быть использовано сочетание задач из этих тем.

3.1.Организация пребывания детей. Календарный учебный план.

В соответствии с разделом ХII п. 12.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» длительность занятий по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей 3-4 лет составляет 15 мин.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час).

График работы кружка:

Понедельник 15.30 – 15.45

Среда 15.30– 15.45

Понедельник 16.55 – 17.05

Среда 16.55– 17.05

Календарный учебный график.

Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с перспективным планом по дополнительному образованию. Количество занятий в неделю – 2 занятия, в месяц – 8 занятий. Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы –54 часа. В соответствии с СанПиН занятия не прекращаются во время каникулярной недели.

Календарный учебный график представлен в таблице № 1

Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет: каким путем пойти?

Привет всем от Татьяны Сухих, хозяйки авторского блога о воспитании и развитии деток! Некоторая моя зацикленность на вопросе всесторонней тренировки «соображалки» у дошкольников объясняется тем, что сегодня все больше родителей жалуются на то, что их дети менее сообразительны, чем были они сами в детстве, и просят совета, как это явление побороть. Итак, интеллектуальное развитие детей 3-4 лет – тема сегодняшнего разговора.

Как понять, что мозг ребенка нуждается в усиленной атаке?

Конечно, каждый малыш развивается в собственном темпе, но есть общие критерии, по которым можно сделать определенные выводы об уровне смышлености, уже полученных знаниях и умениях. Если хотите проверить себя и свое чадо, вам в помощь даю перечень желательных достижений трех-четырехлеток:

  • Общее развитие (память, мышление, внимание): знает основные цвета и может их правильно назвать; ловко работает с конструктором и складывает фигуры по образцу; умеет находить сходство и различие между предметами; умеет исключать лишний предмет из одной парадигмы; находит схожие предметы и может объяснить свой выбор.

Кроме того, знает назначение разных орудий труда, инструментов представителей основных профессий; видит ошибки или несоответствия на картинках; может разложить предметы (4-6 шт.) по определенному порядку в соответствии с поставленной задачей; способен запомнить и назвать 4-5 показанных предметов; может пересказать сюжет иллюстрации.

Также ребенок знает свои данные (ФИО), называет дату рождения и называет имена ближайших родственников, плюс – домашний адрес. При этом должна наблюдаться инициативность, стремление к самостоятельности, интерес к окружающему миру и новым знаниям.

  • Математика: определяет понятия впереди, сзади, вверху, внизу, справа-слева; знает цифры 0-9; узнает и называет основные геометрические фигуры. Может выбрать заданное количество (в пределах 10) предметов, посчитать их; сумеет посчитать в обратном порядке от 5 до 1; знает состав чисел 2, 3, 4, 5. Важно уметь сравнивать предметы по разным критериям (величина, высота, ширина, толщина).

Кроме того, четырехлетка определяет, где больше предметов, где меньше, а где – поровну. Учится писать цифры.

  • Практические навыки: умеет пользоваться красками, карандашами, мелками, фломастерами; обводит по контуру и разукрашивает рисунки; может нарисовать круг, прямые, прерывистые и волнистые линии.

Может изобразить простые предметы: домик, грибок и т.п. Всему этому мы обучаем малышей в детском саду, но для «домашних» ребят этот критерий очень важен, не всегда мамы уделяют обучению рисованию достаточно времени.

Отдельно стоит сказать об уровне развития речи, поскольку это самый главный критерий работы мозга.

О чем можно поговорить с четырехлеткой?

Критерии развитости речи: называет явления и предметы из среды, которая его окружает; знает названия деталей одежды и частей бытовых предметов; имеет четкое представление о различиях между телом человека и животных (птиц): руки – лапы, ногти – когти. Сумеет разгадать загадки-описания. Может самостоятельно описать предмет по признакам. Также понимает, как подобрать слово с противоположным качеством предмета (антоним).

Правильно использует предлоги в предложениях, правильно склоняет слова. Умеет задавать, отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Знает несколько прибауток, стишков, потешек. По картинке способен составить короткий рассказик. Пересказ любимой сказки тоже не должен представлять сложности для детей 3-4 лет.

Речевая активность тесно связана с эмоциональным развитием. Малыш в этом возрасте умеет распознавать эмоции и сам может изобразить по просьбе взрослого какую-то «мину» на личике.

Эффективные материалы для «мозговой атаки»

Как обычно, направлю вас в «УчМаг», где есть много отличной литературы по вопросам развития интеллекта:

  • «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет» – эта серия разработана известным педагогом-новатором Земцовой О.М., которая создала такие обучающие детские книги и пособия, которые заслуживают всеобщее восхищения, как педагогов, так и родителей. Помимо серии «Грамотейка», мне нравятся ее книжечки для знакомства с животным миром, математикой и т.д.
  • «Интеллектуальное развитие для детей 3-4 лет» – здесь есть и устные задания, и для выполнения карандашом, а также можно работать с наклейками.

Особое внимание стоит уделять работе над звукопроизношением, поскольку существует аксиома: «как говорю, так и мыслю». Я, если помните, писала два материала по этой теме, кому интересно, прочтите: «Игра на автоматизацию звуков З-С-Ц – «свистящие» нам под силу!» и «Игра на автоматизацию звуков Г-К-Х – исправляем дефекты речи».

Также могу посоветовать прекрасные дидактические игры на звуки:

  • «10 игр со звуками К, Г, Х для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке» ;
  • «10 игр со звуками С, Сь, Ц для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке» ;
  • «10 игр со звуками З, Зь для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке» .

Какой же дорогой идти, чтобы развить мозг ребенка? Помимо авторских материалов Земцовой, стоит обратить внимание на развивающие игры и технологии Никитина Б.П. «Ступеньки творчества», игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича и Харько, а также мои любимые разработки Дьенеша и Кюизенера.

Есть универсальная программа по интеллектуальному развитию в рамках дополнительного образования «Умка» – здесь упор поставлен та ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

В общем, направление поиска я дала, если нужно будет еще углубить материал, жду предложений и вопросов! А пока прощаюсь, и как обычно жду откликов в виде комментариев и лайков, а также – новых подписчиков.

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по развитию логического мышления «ВСЕЗНАЙКИ» для детей 3-4 лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад «Лучик»

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования
по развитию логического мышления
«ВСЕЗНАЙКИ» для детей 3-4 лет

срок реализации – 1 год

Разработчик: Ремнева Ольга Алексеевна,

«ЦРР — д/с «Лучик» города

Мичуринск – Наукоград РФ 2017г.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Предлагаемая программа направлена на развитие памяти и мышления в единстве с творческим воображением, создание предпосылок формирования у детей системного видения мира. Структуру программы составляет развитие восприятия, памяти, внимания, конвергентного и дивергентного мышления. Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления. Данная программа помимо коррекции интеллектуальных и творческих возможностей детей позволяет решить еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребенка. В итоге можно выявить одаренных и отстающих, а также предсказать их

для дальнейшей самореализации и формирования личности интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста , необходимых ребенка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –
форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ– мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место .

Данная программа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет

• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,

• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,

• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,

• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.

Цель программы : создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.

• Развивать логическое мышление ребёнка — (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивное мышление — (на геометрическом материале).

• Развивать память, внимание, творческое воображение.

• Познакомить с количественными представлениями

• Познакомить с геометрическими фигурами, формой предметов,

• Закрепить представление о величине.

• Познакомить с пространственными отношениями.

• Воспитать у детей интерес к занимательной математике, формировать умение работы в коллективе.

Отличительные особенности : содержание курса предусматривает усвоение детьми теоретических и практических знаний, умений и навыков. Деятельность представляет систему занимательных игр, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.

Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.

Занятия проводятся в игровой форме. На занятиях используются такие
методы как: решение логических задач, ответы на поисковые вопросы,
отгадывание загадок.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13 июля 2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 июля 2015г.);

— «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 666;

— «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных организаций», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 29 мая 2013 года № 28564);

— «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»)

Сведения, на основании которых разработана программа. Программа по развитию логического мышления для дошкольников разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети

• отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

• ориентироваться в пространстве и на плоскости;

• сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме

• различать основные цвета и их оттенки

• устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов

• ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)

• составлять целое из частей.

• следовать инструкциям и работать по схемам

Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую диагностику личностного роста и продвижения, шкалу оценивания результатов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы нужны для того, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа своей деятельности.

Способы проверки : Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. начальный контроль (октябрь);

2. итоговый контроль (май).

Методическое обеспечение программы:

Иллюстрации, картинки, наборы геометрических фигур, мягкие игрушки, фланелеграф, куклы, мяч, учебники.

Читать еще:  Закономерности психофизического развития
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector