221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение физического развития детей дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно от­метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми — замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

Изучение физического развития детей дошкольного возраста

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. У дошкольников оно направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, освоение культурно-гигиенических навыков и правил.

Деятельность детей в дошкольном возрасте выражается, прежде всего, в движениях. Представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития.

Чрезвычайно важно развитие:

— координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства);
— способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение);
— внимания к своим движениям и действиям других;
— умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение);
— инициативности в движениях;
— анализа движения по качеству его выполнения (мышление);
— развитие речевых умений и навыков, связанных с движениями.

Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

У физического развития существуют оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений.

Читать еще:  Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.

Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Физическое развитие у детей 4-5 лет проходит очень интенсивно. Детям этого возраста просто необходимо двигаться: так они снимают напряжение. Поэтому в этом возрасте важная задача — стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки.

Физическое развитие важно не только с точки зрения укрепления мышц – активность влияет на качество психического развития, формирование личности. При отсутствии физической активности малыши становятся вялыми, часто болеют, на фоне сверстников выглядят неумелыми, застенчивыми. Это плохо сказывается на самооценке, мешает правильно общаться, заводить друзей. Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию.

Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Занятия физкультурой также помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте, а это отрицательно сказывается на функционировании эндокринной системы.

Очень важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Кроме того, улучшаются основные свойства нервной системы — сила, подвижность, уравновешенность.

Необходимо отметить, что у дошкольников физическое развитие малышей 4 лет отличается от развития 5-летних детей. Давайте рассмотрим оба возраста, чтобы увидеть различия.

В 4 года ребенок:

— хорошо бегает, но все еще имеет проблемы с координацией движений;
— выполняет некоторые простые гимнастические упражнения: мостик, стойка на одной ноге, преодоление препятствий, и т.п.;
— может пробежать до 150 метров;
— прыгает вперед и назад, может сделать 5-6 прыжков вперед подряд;
— умеет лазить по шведской стенке, правда, ручки еще слабые;
— делает кувырок вперед.

В 5 лет ребенок:

— бежит уже 200-250 метров без остановки, на бегу может перепрыгнуть через небольшое препятствие;
— движения более уверенные, ребенок реже падает;
— развивается равновесие – кроха может пройтись по бревну;
— прыгает через скакалку, крутит обруч;
— любит упражнения на шведской стенке: может часами лазить, спрыгивать.

Таким образом, мы видим, значительную разницу между физическим развитием 4-х и 5-ти летних детей.

Для ребенка интерес к движениям очень важен. Не принуждайте кроху 4-5 лет долго сидеть спокойно и играть в тихие игры. Это приведет к тому, что малыш будет перевозбуждаться, плохо спать ночью. Движения — возможность сбросить напряжение, дать выход энергии. Если малыш не посещает садик, то обязательно чаще ходите с ним гулять на улицу. На площадке он сможет побегать, полазить, поиграть с другими детьми в активные игры.

Чтобы физическое развитие проходило правильно, с ребенком нужно заниматься. Например, утром пригласите малыша позаниматься с вами зарядкой.

Вот самые простые упражнения для ребенка 4-5 лет:

— 5 приседаний;
— наклоны в разные стороны;
— «мельница», повороты с вытянутыми руками;
— постоять на одной ноге, поменять ногу;
— прыжки на одной и двух ногах;
— бег на месте (1-2 минуты).

Такие упражнения можно выполнять и дома, и на спортивной площадке. Когда кроха сможет без труда справляться с упражнениями, вводите что-то новое. Например, предложите потихоньку пробежать круг вокруг стадиона.
Такие упражнения для детей полезны не только с точки зрения физического развития. Они помогают концентрироваться, ставят некую задачу перед малышом. Ему хочется научиться делать что-то лучше, быстрее – это способствует волевому развитию.

Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.

Вот эти правила:
1. Нельзя заниматься, если у ребенка простуда, он болеет. Это сильная нагрузка на сердце и легкие.
2. Малышу 4-5 лет надо подбирать только простые упражнения, рассчитанные на его возраст.
3. Должно быть не более 5 повторений одного упражнения для малыша 4 лет, и не более 10 – для 5 летнего ребенка.
4. Если малыш жалуется, что ему тяжело, то лучше уменьшить нагрузку. Нельзя заставлять делать что-то через силу, особенно если ребенок жалуется на боль.
5. Не следует ругать кроху, если что-то не получается. Указывайте на все ошибки мягко и тут же показывайте, как делать правильно.

Таким образом, надо всячески поощрять двигательную активность малышей, учить их и получать удовольствие от совместных занятий спортом. Если у вас есть возможность отдать ребенка в секции, где есть элементы спортивной подготовки, это также положительно скажется на его общем развитии. Только занятия лучше подбирать, исходя из интересов и особенностей вашего малыша. Кому-то больше подойдет плавание, кому-то – борьба или танцы, а некоторые дети предпочтут занятия физкультурой в игровой форме.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» для детей, начиная с 3-х летнего возраста, организованы разнообразные занятия, включающие в себя физическое развитие. Это и УШУ, и МИНИ-ФУТБОЛ, и плавание, и танцы с хореографией. Есть и специальная программа, направленная на комплексное физическое развитие детей. Занятия проходят в игровой форме. Все программы по психологическому развитию детей разного возраста также обязательно включают в себя и элементы физического развития. В программу по подготовке детей к школе также обязательно включены физкультминутки и специальные физические упражнения на развитие внимания, памяти и т.п. Занятия проводят опытные специалисты: психологи, педагоги, известные спортсмены, имеющие специальное педагогическое образование для занятий с детьми. В нашем развивающем центре «Летиция» родители обычно записывают детей на 2-3-4 программы: общее психологическое развитие, художественное развитие (рисование, музыка, танцы), иностранный язык и физическое развитие (УШУ, мини-футбол, комплексное физическое развитие для малышей). Такой набор программ в целом наиболее благоприятным образом сказывается на психическом, физическом и личностном развитии ребенка. Приходите к нам заниматься! И мы уверены, что вы не пожалеете!

В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в дошкольном возрасте . Особенно важно физическое воспитание в дошкольном детстве [2], в связи с тем что, происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.

О значении физического воспитания говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.

Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Ещё одним действенным методом повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских образовательных учреждений, по мнению В.Г. Алямовской, Н. Ефименко, К.К. Утробиной является внедрение новых педагогических технологий.

Важность целенаправленности организации работы по физическому воспитанию отмечали такие ученые, как Ю.Ф. Змановский, В.А. Кудрявцева, В.Г. Алямовская, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Важнейшей задачей , определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей

1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;

3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Главным условием физического развития дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка [4].

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку [5]. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Следующим важным условием считаем, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, т.е. возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [6]. Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания дошкольников.

Четвертым условием физического развития детей дошкольного возраста является – творчество , а в частности двигательное творчество. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач [7].

Еще одним важным условием считаем единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Так как, обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти:

— эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик;

— образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми;

— словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения;

— двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми;

— произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие — не только естественный, но и социально обусловленный процесс.

Это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, п ередаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся:

закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни;

законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по отношению к морфологическим);

посте п енность и возрастная сменяемость п ериодов развития ( п ериоды поступательного развития сменяются п ериодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают п ериоды инволюционных изменений) и др.

Однако действие этих естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (условий распределения и использования, материальных благ, воспитания, труда, быта и т. д.), в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер — быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным [7].

Зная и умело, используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принци п е, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обес п ечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического развития в принци п е управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс, прежде всего и состоит с п ецифическая социальная функция (назначение) физического воспитания.

Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых — условия материальной жизни общества.

Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как с п ециальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия, непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, сте п ень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни [8].

Здоровый образ жизни — еще одно важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [8].

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Читать еще:  Развитие интеллектуальной и волевой сферы учебной деятельности

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.

Итак, з адачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания [9]. Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального.

1. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48 с.

2. Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.

3. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

5. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. – М.: 1985.- 59с.

6. Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983, — 227с.

7. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Мектеп жасына дейінгі балалар дене т әрбиесінің теориясы мен методикасы. –Алматы: «Мектеп», 1985. -293 б.

8. Неменко Б.А. Оспанова Г.К Балалар мен жасөспірімдер гигиенасы (Оқулық).- Алматы 2002.344б.

9. Меңжанова Ә. Мектепке дейінгі педагогика. –Алматы: «Рауан», 1992. -208 б.

Б ұл мақалада мектеп жасына дейінгі балалардың физикалық дамуының шарттары, тәрбие, жас мөлшердегі өзгерістері,мәселесі қарастырылған.

In this articie the author considers problems about terms of physical development, education, age-related changes of preschool childrens.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студент, фельдшерского отделения ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

студент, фельдшерского отделения ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

преподаватель ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

преподаватель ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. При этом базисным показателем является уровень развития ребенка, прежде всего, физического.

Как отмечают многие исследователи, именно уровень физического развития ребенка, в первую очередь, является прямым отражением качества его жизни и во многом определяет уровень его здоровья, созревания систем организма, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям и болезням, степень и скорость адаптации ребенка к окружающей его жизни. Физическое развитие, как и здоровье ребенка в целом, является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов [1-3].

Физическое развитие, как мера способности организма ребенка к оптимальному функционированию, характеризует здоровье ребенка на первичном уровне, когда еще незаметно, хотя и обусловлено, снижение общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Выявляемые по итогам медицинских профилактических исследований показатели физического развития отражают стадии движения ребенка от здоровья к болезни и выступают в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека [3, c. 12], а всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

Актуальность оценки уровня физического развития детей дошкольного возраста обусловлена тем, что ее результаты, как правило, являются решающими аргументами для выработки требований определенных изменений в методах физического воспитания, питания и, в дальнейшем, обучения детей, пересмотра гигиенических нормативов общей физической и интеллектуальной нагрузок в программах дошкольного воспитания, изменения в подходах к организации развивающей среды для каждого ребенка, а также при планировании диспансерной и профилактической работы детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

Материалы и методы.

Цель исследования: изучить и оценить физическое развитие детей дошкольного возраста на примере контингента детей педиатрических участков детских поликлиник г. Курска.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования физическое развитие детей дошкольного возраста.

Методы исследования: антропометрия, статистическая обработка данных, анализ вариационных рядов (рядов распределения), сравнительный анализ, ранжирование.

Исследование показателей физического развития проводилось с помощью антропометрических измерений (длины и массы тела, окружностей головы и груди) среди детей дошкольного возрастов трех возрастных групп (3-4 года, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет) по 50 человек в каждой. Общее количество исследуемых составило 150 детей педиатрических участков детских поликлиник г. Курска.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты измерений длины и массы тела детей в исследуемых возрастных группах рассчитаны в виде вариационных рядов. Анализ полученных данных показал, что длина тела детей в возрасте от 3 до 4 лет в среднем составляет 96,7 см, у детей в возрасте от 5 до 6 лет – 112,3 см; в возрасте от 6 до 7 лет – 125,1 см (рисунок 1).

Наименьшее среднее квадратическое отклонение от средней арифметической длины тела детей наблюдается в возрастной группе 5-6 лет (±3,79), наибольшее – в возрастной группе от 6 до 7 лет (±6,87), что объясняется небольшим ускорением роста в этом возрасте. Уровень разнообразия значений длины тела детей для всех возрастов оказался слабым, в пределах 3,37-5,49 %.

Рисунок 1. Длина тела детей разных возрастных групп

В ходе анализа результатов измерений массы тела детей в разных возрастных группах выявлено следующее: у детей в возрасте от 3 до 4 лет масса тела в среднем составляет 15,1 кг. У детей в возрасте от 5 до 6 лет масса тела в среднем составляет 19,27 кг; в возрасте от 6 до 7 лет – 25,57 кг (рисунок 2).

Наименьшее среднее квадратическое отклонение от средней арифметической массы тела детей наблюдается в возрастной группе 3-4 лет (±0,58), наибольшее – в возрастной группе от 6 до 7 лет (±2,08), что объясняется тем, что процесс нарастания массы тела в возрасте от 6 до 7 лет более интенсивен. Уровень разнообразия значений массы тела детей всех исследуемых возрастов слабый, в пределах 3,83-7,86 %.

Рисунок 2. Масса тела детей разных возрастных групп

Результаты средних значений окружностей головы и груди у детей в каждой возрастной группе представлены на рисунке 3, из которого видно, что увеличение размера окружности головы происходит менее интенсивно, темп прироста в пределах 107 %, чем увеличение размера окружности грудной клетки, темп прироста которых находится в пределах 135 %.

Рисунок 3. Средние значения окружностей головы и груди у детей разных возрастных групп

Для анализа соответствия выявленных показателей физического развития детей средним стандартным показателям для каждой возрастной категории детей нами взяты средние значения антропометрических данных (длины и массы тела) каждой возрастной группы, полученные расчетным путем.

Сравнительный анализ соответствия средних величин массы и длины тела детей в каждой возрастной группе стандартным показал, что во всех возрастных группах показателям средней длины тела соответствует показатели средней массы тела в средней зоне центильных вероятностей (от 25-75 %), что свидетельствует о гармоничности физического развития большинства детей в каждой из исследуемых групп.

Выводы:

  1. Результаты оценки физического развития детей дошкольного возраста позволяют вносить необходимые изменения в методы физического воспитания и питания детей, в гигиенические нормативы общей физической и умственной нагрузки, в программы развивающего обучения детей и оснащения детских дошкольных учреждений, в планирование диспансерной и профилактической работы детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
  2. Во всех возрастных группах исследуемого контингента показателям средней длины тела соответствует показатели средней массы тела в средней зоне центильных вероятностей (от 25-75 %), что свидетельствует о гармоничности физического развития большинства детей в каждой из исследуемых групп.
  3. Уровень разнообразия значений длины и массы тела детей для всех возрастов исследуемого контингента оказался слабым.
  4. В результате анализа средних квадратических отклонений от средних арифметических значений длины и массы тела детей наибольшие отклонения установлены в возрастной группе от 6 до 7 лет, что объясняется более интенсивными физиологическими процессами нарастания массы тела и ускорения роста в этом возрасте.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector