Основы интеллектуального воспитания учащихся
Интеллектуальное воспитание учащихся
Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.
Интеллект, в его понимании, — это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.
Цель интеллектуального воспитания:
- Развитие и формирование интеллектуальных способностей.
- Развитие умений и навыков интеллектуального труда.
- Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Аспекты интеллектуального воспитания
Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика.
(за счет приобретения новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, выработки культуры интеллектуальной деятельности, формирование потребности в умственном труде и т.д.).
Рост индивидуального своеобразия склада его ума.
(за счет поддержки индивидуальных интеллектуальных склонностей, предпочитаемых способов обработки информации, личных житейских впечатлений и т.д.).
Специфика интеллектуального воспитания
- Создание условий для интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения (в рамках позиции «каждый человек умен на свой лад»)
- Выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциация и интеграция понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, рост умения работать с противоречивой и парадоксальной информацией и готовности доверять своей интуиции и т.д.)
- Индивидуализация процесса обучения с точки зрения учета индивидуальных склонностей, предпочтений, убеждений каждого ученика (шире его личного опыта)
- В интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды).
Ориентация на интеллектуальное воспитание предполагает, что в интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды), тогда как ориентация на интеллектуальное развитие порождает представление о необходимости раздельного обучения детей с разным уровнем интеллектуальных способностей (в виде отбора детей в первый класс со ссылкой на сложные инновационные программы, классы со специализированным или профильным обучением, элитные частные школы и т.п.).
Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности, форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя.
Психолого — педагогические основы интеллектуального развития школьников в личностно – ориентированном обучений
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Северо- Казахстанская область
КГУ «С редняя школа №5»
учитель казахского языка
Уаисова Алма Сурагановна
улица Мира 195, р.т. 51-05-83
Психолого — педагогические основы интеллектуального развития школьников
в личностно – ориентированном обучений.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.Возникновение таких проблем, трудностей,
неожиданостей озночает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытного.Следовательно, нужно все более глубокое познание мира,открытие в нем все новых и новых процессов,свойств и взаимоотношений людей и вещей.Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке , когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел»,от его умения организовать систематическую позновательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная педагогика и психология.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической основой концепции проблемного обучения явлется теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубенштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Значительный вклад в раскрытие прблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я. Галперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, М.И.Махмутов и другие.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно – ориентированное развивающее обучение к деятельностной и личностной модели обучения.
Такая модель обучения требует новых форм организаций учебного процесса и педагогических технологий.
Популярность личностно – ориентированного подхода в обучений обусловлена рядом об ъ ективных обстоятельств :
1.Во- первых, динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного,сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и остоваться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
2.Во- вторых,современные школьники прагматичны в мыслях и действиях,мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействий с учащимися.
3.В – третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает, то что соответствует его интересам потребностям и возможностям.Когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт,может активно действовать, экспериментировать и исследовать на практике.
Стимулирующее воздействие внешней мотиваций на процесс обучения может быть достаточно сильным,поэтому его важно строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом этапе ощущали продвижение к поставленной цели.Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения казахским языком.(книжки- малышки, различные журналы, книжки «Сен білесің бе?»)
Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остается искусственным компонентом этой ситуации.Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, к фантазии, к игре. Игра раскрепощает ребенка,стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие.Использование игровых форм обучения : ролевых,
дидактических,национальных игр является отличительной особенностью интенсивных методов.Задания творческого характера, предпологают выполнение в первую очередь речевых упражнений , а также составление рассказов по картинке, различных диалогов по темам.
Особое место в интенсивном обучении отводится работе с музыкой, песнями, стихами, наглядными пособиями .Замечено,что прослушивание, заучивание стихотворений,песен и пословиц не только создает паузу для расслабления, отдыха, но и включает в работу над материалом урока.
Для повышения мотивации к изучению государственного языка и развития школьников в личностно –ориентированном обучении, можно использовать постановки сказок на казахском языке.
Воспитание интеллектуального развития школьников в личностно- ориентированном обучений основывается на применений системы творческих заданий стимульно – продуктивного, эвристического и креативного уровней в сочетаний с приемами эмоцианально – интеллектуального стимулирования: реализации потенциала личности в ситуации успеха, использование индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм работы, создание благоприятного микроклимата в учебной группе.
научная статья по теме Содержание интеллектуального воспитания в современном образовательном процессе Биология
Цена:
Авторы работы:
САМУС ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «Содержание интеллектуального воспитания в современном образовательном процессе»
4. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Самус Елена Владимировна, учитель английского языка,
МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка, соискатель кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ
Ставропольский Государственный Университет, г. Ставрополь, Россия
В информационном обществе XXI века, происходит смена образовательной парадигмы, при которой основой современного воспитания является интеллектуальное воспитание креативной, критически мыслящей, коммуникабельной, уверенной в своих знаниях, готовой к самореализации личности.
Ключевые слова: содержание; интеллектуальное воспитание; современный образовательный процесс; познавательная деятельность.
THE CONTENTS OF THE INTELLECTUAL EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Elena Samus, the teacher of the English language Advanced Language Learning School # 1, Competitor of the department of pedagogy and psychology of higher institutes of education of Stavropol State University
Stavropol State University, Stavropol, Russia samusm@yandeх. ru
Annotation of the article: The educational paradigm is being changed in the information society of the ХХI century. In this case upbringing of the creative, sociable, self- confident, always ready to self-realization personality becomes the basis of the intellectual education.
Keywords: The contents; intellectual education; modern educational process; cognitive activity.
XXI век провозглашен международными организациями веком образования. Новые тенденции общемирового процесса развития информационного общества XXI века выдвигают научные знания на передний
план и требуют качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала каждой отдельно взятой страны. Российской системе образования предстоит сегодня решить важные задачи: подготовить научную, техническую и управленческую элиту для инновационного развития и достичь хорошего уровня массового образования. В связи с этим, в современном процессе образования остро встает вопрос о содержании интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Целью интеллектуального воспитания становится — воспитание такого человека, который мог бы быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно, диалектично мыслить; быть ответственным в труде; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта.
Ведущими задачами воспитания в государственной образовательной политике являются: соблюдение основных гарантий прав и законных интересов; обеспечение благоприятных нормативных, экономических и иных условий для духовно-нравственного, физического, интеллектуального и психического развития, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации; самореализация личности детей в социуме; раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Эти задачи предусмотрены Конституцией РФ (ст. 43); Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
В последние несколько лет в научных исследованиях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также — писателей, политиков особую актуальность приобретает проблема интеллектуального воспитания. В современной педагогической практике используются авторские концепции, которые конкретизируют, углубляют и развивают многие положения федеральных законов и программ. К ним относятся концепции Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой, И.А Зимней, И.М. Ильинского. Анализ научно обоснованного отбора содержания знаний для интеллектуального развития личности дан в методологических исследованиях Бондыревой С.К., Гребенюк Н.И., Холодной М. А.. Обновление содержания образования рассматривается Краевским В.В., Хуторским А.В., Якиманской И.С.
Зимняя И.А. в своей статье «Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода к общей стратегии воспитания» отмечает, что «содержание воспитания представлено тремя составляющими: ценностями, личностными чертами (качествами) и саморегуляцией (эмоционально-волевой), как ответом на вопрос, что воспитывается в человеке,
вообще, и в образовательной системе, в частности» [1, с.470]. Воспитание является важной функцией обучения. Задачи обучения органично связаны с задачами воспитания и соответственно задачи воспитания находят свое отражение в содержании и методах обучения, поскольку «любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием, как члена общества» [2, с.26].Особое значение в этой связи приобретает проблема интеллектуального воспитания учащихся, суть которой заключается в «обогащении ментального (умственного) опыта каждого ученика» [3, с.273].
Содержание интеллектуального воспитания зависит от конкретно-исторических условий, изменяющихся со временем целей и условий обучения. Различные эпохи и цивилизации развивающе влияют на организацию процесса интеллектуального воспитания: при обосновании содержания познаваемого знания, подборе методов и форм образования. Интеллектуальное воспитание всегда закономерно влечет за собой развитие у детей познавательной потребности, интеллектуальных способностей, глубокого эмоционального отношения и волевого напряжения к процессу и результатам получения знаний. У ребенка возрастает познавательная потребность, необходимость приобретения новых знаний об окружающем мире, жизни природы и общества. Причем удовлетворение познавательной потребности требует от ученика напряжения воли, серьезных трудовых, особенно интеллектуальных усилий. Постепенно процесс познания и трудового напряжения сливаются. Как следствие появляется любовь к интеллектуальному труду. Процесс приобретения новых знаний доставляет глубокое удовлетворение и радость, влечет за собой переживание эстетических чувств. Гребенюк Н.И. в статье «Духовность как познающая сущность человека, методологическая основа Элитарного образования и развития интеллекта человечества, определяющего высшую ступень развития духовности» отмечает, что «познавая, осмысливая свое место в мире XXI века, человек стремится познать универсальные законы бытия, духовную сущность своего интеллекта» [4, с.5]. В своем исследовании Гребенюк Н.И приходит к выводу, что «современное осмысление духовности как высшей степени одухотворенности познавательного человеческого бытия приводит к пониманию того, что интеллектуальная элита рождается из глубин духовного. » [4, с.6].
В результате интеллектуального воспитания меняется характер познавательного отношения к миру. Таким образом, содержание интеллектуального воспитания заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка, которое и выступает в качестве психологической основы интеллектуального роста личности. Проблему интеллектуального воспитания в нашей стране активно разрабатывает М.А. Холодная. На ее взгляд интел-
лектуальное воспитание это форма организации образовательного процесса, позволяющая создать условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка с целью подготовки его к успешной жизнедеятельности. Холодная М.А. дает следующее определение интеллектуальному воспитанию — «это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д., в том числе в ситуации решения учебных задач) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д.)» [3, с.273]. Исходя из результатов исследования Холодной М.А, можно понять, что чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и, в то же время, объективированной является его индивидуальная «картина мира».
Актуальность проблемы интеллектуального воспитания обусловлена возрастающей потребностью общества в гармоничном развитии личности. Это подтверждается законом «Об образовании» (72) РФ, определяющим ориентацию содержания современного образования на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации. В качестве таких условий предполагается формирование у ребенка базовых интеллектуальных качеств, таких как: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума [5].
Следовательно, в понятие интеллектуальное воспитание включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг. Целью интеллектуального воспитания является развитие гармоничной интеллектуально образованной личности. Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи: 1) «формирование у школьников способности к умственному труду» [6, с.55]; 2) развитие у учащихся самостоятельности мышления и творческой самореализации; 3) формирование эмоционально-ценностного отношения к миру через организацию познавательной деятельности; 4) «создание условий для развития и сохранения уникальности ума каждого школьника» [7, с.261]; 5)«формирование го
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Биология»
ВАРФОЛОМЕЕВА ЗОЯ СЕМЕНОВНА, ПОРТНОВ ДАНИИЛ ОЛЕГОВИЧ — 2011 г.
Интеллектуальное и умственное воспитание в развитии дошкольников
Умственные способности ребенка лежат в основе его полноценного всестороннего развития. Ведь в это понятие входят развитие психики, мышления, логики, внимания, памяти, восприятия, речи, творческих способностей. Важную роль в этом играет интеллектуальное воспитание в дошкольном учреждении и дома – систематическая целенаправленная работа по воздействию на маленького человека с целью развития этих важных сфер. Когда и как этим нужно заниматься?
Каждому возрасту – свое
Чтобы понять, с какого возраста заниматься этими сферами, нужно знать теоретические основы умственного воспитания. Прежде всего – возраст, в котором ребенок наиболее готов к развитию тех или иных способностей.
- Основой полноценного развития всех интеллектуальных способностей ребенка можно считать эмоциональный этап, который длится от рождения до полуторагодовалого возраста. В этот период наиболее важна благоприятная эмоциональная атмосфера в семье. Кроме того, познавательные процессы имеют сенсорную специфику – малыш изучает окружающий мир через прикосновения. Поэтому тактильному развитию на данном этапе – зеленый свет. Пусть трогает предметы, различные по форме, размеру, из разных материалов, с разными свойствами.
- Логический этап (от года до 5 лет) является благоприятным для закладки и дальнейшего развития логического мышления, а также музыкальных способностей. Конструкторы, логические задачки, развивающие игры, головоломки, музыкальные занятия помогут в интеллектуальном воспитании на этом этапе.
- Речевой этап продолжается от рождения примерно до 10 лет. Это время для расширения кругозора, словарного запаса, тренировки слухового восприятия информации, развития памяти, чтения, активного общения.
Поэтому эффективное умственное воспитание должно строиться с учетом этих особенностей.
Занимайтесь развитием речи ребенка с первых же месяцев его жизни. Больше с ним говорите, даже если он пока еще не понимает смысла сказанного, затем побуждайте говорить самого, отвечать на вопросы, обсуждайте с ним все происходящее, читайте много книжек. Ведь речь – это важнейшее средство коммуникации, с помощью которого ребенок сможет последовательно, связно, полно излагать свои мысли, делать выводы, строить отношения со сверстниками, общаться с воспитателями в саду, принимать участие в обучающих и познавательных играх.
Как достичь цели?
Собственно, какие это цели? Какие задачи должны решаться в процессе воспитания интеллектуальных и умственных способностей малыша? Основные из них следующие:
- формирование адекватных представлений о мире, законах природы и социума;
- развитие психически обусловленных познавательных процессов (таких, как память, речь, восприятие, воображение, мышление);
- развитие любознательности и воображения;
- развитие простейших приемов умственной деятельности;
- речевое развитие.
Как решают эти задачи в детском саду? Прежде всего, в самой понятной и приятной для дошкольников форме – игровой, что обусловлено психологией возраста, а также в процессе физического и трудового воспитания, любой продуктивной деятельности. В ходе таких игр и занятий, используя доступный и понятный детям материал, воспитатели учат малышей сравнивать, наблюдать, размышлять, делать первые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать навыки коммуникации, ставить и достигать цели. В конечном счете все эти навыки помогают стимулировать дошкольника к активной познавательной деятельности.
Особую роль в этом важном процессе играет организация личного опыта малыша. Наблюдение, эксперименты, простейшие опыты над обыденными вещами (особенно – над природными явлениями) помогают детям дошкольного возраста накопить такой опыт.
Занимаемся дома
Основное условие для успешного умственного развития – любящая семья, в которой всегда поймут, помогут, поддержат, похвалят за успехи, посоветуют, придадут уверенности. В такой обстановке ребенок будет более продуктивно и гармонично развиваться.
Второе необходимое условие – воспитание в виде игры. Такая форма способствует:
- повышению интереса к учебе;
- творческой и познавательной деятельности;
- развитию мышления, логики, памяти и других интеллектуальных процессов;
- раскрытию склонностей и талантов ребенка;
- повышению усидчивости, концентрации внимания;
- нравственному, трудовому, физическому воспитанию;
- развитию наблюдательности, воображения, чувства прекрасного.
При этом ребенок не отдает себе отчет в том, что он учится, познает. Это происходит незаметно для него.
Учите своего малыша играть в шашки, шахматы, разгадывать ребусы, кроссворды и головоломки, собирать конструкторы, пазлы. Эти занятия прекрасно способствуют интеллектуальному развитию.
Третье условие – учитываем склонность ребенка к развитию тех или иных способностей, соответственно возрасту.
Современные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Но помните, что увлечение ребенка компьютером или телефоном далеко не всегда полезно. Чаще всего это лишь дополнительная нагрузка на органы зрения и психику, поэтому ограничивайте время, которое малыш проводит, «общаясь» с современной техникой.
Как играть?
Важно подбирать игры на развитие разных способностей ребенка. Ниже приведены некоторые из них.
Для развития восприятия формы прекрасно подходит узнавание предметов, находящихся в мешке, на ощупь. Цветовое восприятие тренируют, например, подбирая пары к предметам заданного цвета. Для развития восприятия размеров можно просить малыша расставить несколько предметов по возрастанию или убыванию их величины. Восприятие времени тренируется при помощи наводящих вопросов: «Какое время года сейчас? Как ты это понял? Что быстрее растет, цветок или человек? Почему?».
Можно поиграть с ребенком в пуговицы. Для этого двум игрокам понадобятся расчерченные в клетку листы бумаги, а также одинаковые наборы различных пуговиц. Ведущий на своем поле выкладывает несколько пуговиц, а затем накрывает их бумагой. Ребенок должен повторить раскладку на своем поле.
Еще одна игра – «Найди изменение». Малышу показывают картинку, дают запомнить. Затем показывают похожее изображение, на котором что-то отсутствует или заменено. Ребенок должен вспомнить, что именно.
С ребенком договариваются, что он хлопнет, услышав правильно построенную фразу, топнет – услышав фразу с какой-то ошибкой (снег всегда идет летом).
Отслеживание начала и конца какой-то линии, переплетенной на рисунке с несколькими другими, – также прекрасная тренировка внимания.
Малышу предлагают представить себя потерянным шарфиком, маминой шубой, найденной перчаткой, смятой или аккуратно сложенной рубашкой и т. д.
Также полезно взрослому и дошкольнику нарисовать разные закорючки и обменяться рисунками. У кого получится дорисовать их до логических картинок – тот победил. Другой вариант – малышу предлагают незаконченное изображение и просят назвать, что изображено.
Здесь хороши игры по типу «съедобное-несъедобное» (например, «бывает – не бывает»). Полезно отгадывать предметы по их описанию, додумывать – «что будет, если…».
Умственные и интеллектуальные способности не прогрессируют сами собой. Для этого ребенку нужно получать соответствующий опыт, а затем использовать его. Давая ему этот опыт в игровой форме, важно помнить, что все дети отличаются скоростью мышления. Кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее. Нельзя ругать малыша за его «тугодумство». У него просто свой ритм. А вот похвала, поддержка помогут любому малышу развить интеллект, хорошо подготовиться к школе и дальнейшей социализации.