221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности интеллекта дошкольников

Портал образования

Автор: Зайцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 10.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития интеллекта у детей

старшего дошкольного возраста

интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте [33].

является важной ступенью в жизни ребёнка. Между 5 и 7 годами многие

повышает их эффективность [16].

способностей наиболее чувствительным является возраст от 3 до 12 лет

(дошкольный и младший школьный возраст) [42].

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, а именно в

период времени от 3 до 7 лет, под влиянием конструкторской, продуктивной,

пространственные особенности и соотношения его частей.

действий происходит ряд этапов.

На первом этапе процесс формирования начинается с материальных и

практических действий, выполняемые с незнакомыми предметами.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сенсорные

процессы, преобразовавшиеся под влиянием практической деятельности. Эти

действия с восприятием предмета.

выглядеть пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему

подсознательном уровне у ребенка [29].

способностей по Ж. Пиаже.

И довольно сложными для ребенка, решающего задачку в

гипотетичном проекте, с поддержкой формальной логики. Но, автономно от

степени проблемы стоящих перед чадом задач, им применяется 2 ведущих

механизма – ассимиляции и аккомодации.

Адаптацию к находящейся вокруг среде с поддержкой данных 2-ух

становления по спирали индивида. Разглядим воздействие данных устройств.

Когда свежая задачка изменяется и подгоняется под уже имеющуюся схему

истории в состав тех, с которыми ребёнок овладевает без конфигурации

наличных схем воздействия. При аккомодации схемы поступков меняется

так, дабы, возможно, было их использовать, к свежей задаче.

приспособление. А заканчивает приспособление установление равновесия,

когда запросы среды (задачи), с одной стороны, и схемы поступков, которыми

становление, по Ж. Пиаже, жаждет к размеренному равновесию [35]. На

любом возрастном рубеже равновесие нарушается и восстанавливается, и

подростковом возрасте, на уровне формальных операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,

окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него.

И, чтобы познать объекты, он их трансформирует — производит действия с

ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает.

Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями,

становится все более адекватным. На основе действия формируются новые

интеллектуальные структуры [28].

стадий, порядок следования которых всякий раз остается постоянным. До 7 —

8 лет взаимодействие ребёнка с миром вещей и людей подчиняется законам

способности ещё надо воплотить в жизнь. Возрастные рамки возникновения,

зависимости от энергичности самого ребёнка, богатства или же бедности его

спонтанного навыка, от культурной среды.

переломного этапа (около 7 — 8 лет) общественная жизнь начинает выступать

Социализация – по мнению А.В. Мудрик — это процесс адаптации к

социальной среде, который приводит к тому, что ребёнок переходит от своей

оказывается способным к сотрудничеству [36].

возраста происходит следующим образом.

ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На

основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.

К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов,

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В

формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса

признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

нрав. Малыши не могут управлять собственным восприятием, не умеют

отмечают не ключевые признаки, не самое весомое и значительное, а то,

величину, форму [44].

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс

совершенствования внимания. Внимание — это психический процесс, который

обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из

большого потока информации выделить наиболее важную роль для человека.

Свойственной особенностью интереса малыша дошкольного возраста

считается то, собственно что оно вызывается внешне красивыми предметами,

мероприятиями и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока же у

Внимание малыша в начале дошкольного возраста отображает его интерес к

находящимся вокруг предметам и производимым с ними действиям. Малыш

устремлен, пока же внимание не потухает. Возникновение свежего предмета

малыши не могут долгое время заниматься одним и тем же делом [43].

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением работы

ребят и их передвижением в общем интеллектуальном развитии внимания

приобретает гигантскую сосредоточенность и стабильность. Так, в случае

если младшие дошкольники играют в 1 и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6

годам продолжительность игры растет до 2-ух часов. Это разъясняется тем,

вступлением свежих обстановок. У ребят растет стабильность внимания и

при рассматривании иллюстраций, слушании рассказа и сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в

два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает

картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для

себя деталей [6, c. 87].

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться

одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для

решения поставленной задачи [19].

собственно что это дело необходимое и его надо в обязательном порядке

закончить. Он не отвлекается, в том числе и на больше увлекательную для

него работу, пока же не окончит начатое. Случается и так, собственно что

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с

деятельности, как учебная и трудовая.

В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные

для этого возрастного периода:

воспроизводить до нескольких предметов сразу);

В третьих: у детей мало практического опыта, поэтому способность к

быстрому переключению, а также распределению развито слабо;

Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще

не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и

среднем дошкольном возрасте [18].

Внимание в данном возрасте, как правило, изредка появляется под

воздействием морально установленной задачи или же рассуждений, т. е.

практически не считается случайным. Возможно, представить, что с началом

восприятие и интенсивное владение речью.

В дошкольном возрасте ключевым обликом памяти считается образная.

Её становление и перестройка связанны с переменами, которые происходят в

предохраняет глобальность. Малыш большей частью выделяет более яркие

Запоминания и проигрывания протекают быстро, но бессистемно. Малыш

«перескакивает» с 1-го признака предмета или же компонента истории на

иной. В памяти он нередко держит не главное, а значительное забывает.

Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к

систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают

«картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности

влечет за собой преобразование представления [24].

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе

активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных

запоминания материала от этих его индивидуальностей, как эмоциональная

контраст. Как раз вследствие этого дети длительное время припоминают

чувственностью педагога оставляют бездонный отпечаток в памяти малыша

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным

воспроизведение возникает раньше, чем непроизвольное запоминание, и в

своем развитии как бы обгоняет его.

Является, собственно то, что с возрастом возрастает скорость, с которой

информация извлекается из длительной памяти и переводится в оперативную,

большинства неплохо развивающихся ребят младшего и среднего школьного

возраста хорошо развита конкретная и механическая память.

Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-

либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов

и манипулировать ими [51].

Становление воображения может помочь ребенку, лучше постичь мир,

благополучно развиваться, действенно улаживать трудности. Эти функции

воображению следует активно развивать.

Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных

проецирования их другим людям или даже предметам.

придуманными приятелями и неприятелями. Креативный процесс у ребят

нередко проецируется на иные предметы и появления, случается развитие

устойчивого переживания. Малыши делают дивные произведения, в которых

отражаются испытанные ими переживания; они быстро отыскивают методы

для передачи данных переживаний [2].

Читать еще:  Беседы по интеллектуальному воспитанию

методе донесения идеи, а еще в розыске плана.

способом подключения, когда любой отдельный элемент действительности

принимает участие в разработке единственного целого образа; в это время

составляющие присутствуют не на основном, а на второстепенном месте.

В предоставленном возрасте малыши могут производить планирование

поочередно приводится в воздействие и в том числе и имеет возможность

правиться в ходе выполнения [1].

Впрочем, без исследования и управления, без побуждающих инициатив

со стороны взрослых малыш не имеет возможность все полноценно развивать

воображение, не сможет адресовать его в необходимое русло.

В случае если аффективное воображение функционирует без нетяжелой

патологии, к долгим глубочайшим переживаниям в облике аутизма; малыш

имеет возможность всецело уйти в вымышленный мир, замещая настоящие

угасанием, вследствие того собственно что предоставленная психологическая

численность которых с взрослением ребят помаленьку минимизируется [20].

Старший дошкольный возраст характеризуется высочайшим уровнем

благополучно справляется с верным произношением всех звуков родного для

их языка, умеет регулировать громкость и темп речи, формулировать радость,

вопрос и иные интонации. Любой малыш в предоставленном возрасте уже

содержит богатый лексикографический припас, но продолжает обогащать

личный лексикон свежими единицами речи. Это могут быть отдельные слова

или цельные словосочетания.

Впрочем, в данном этапе особенное внимание обращается уже не на

припасе малыша бывает замечен весь ряд синонимов (схожих по значению

слов), антонимов (слов, обратных по смыслу), неоднозначных текстов.

В данном возрасте заканчивается эта значимая степень становления

речи, как усвоение грамматики.

предложениями, а еще сложносочиненными или же сложноподчиненными

системами. Они начинают критически относиться к ошибкам в грамматике,

могут отлично держать под контролем речевой процесс. Как раз в данном

всевозможных типов слова: повествований, описаний, размышлений. У ребят

предложения или же частей выражения с соблюдением их структур [25].

Речь детей-старших дошкольников выделяется другими особенностями.

определенных звуков, обычных для их языка (наиболее нередко проблемы

появляются с сонорными или же шипящими). Некоторые ещё не обладает

собственной интонацией. Иные не могут регулировать темп собственной

грамматические формы (чаще всего малыши не управляются с постановкой

существительных в родительный падеж многочисленного количества, а еще

проблемы при словообразовании).

синтаксическими системами. Кое-какие старшие дошкольники имеют все

шансы допускать в их построении ошибки, в итоге чего неверно объединяют

текста в услугах или же неправильно связывают предложения меж собой в

собственной речи [12].

становление фантазии, в первую очередь наглядно-образного. Его развитие

находится в зависимости от развитости у малыша фантазии. Ключевые части

мышления методом применения речи как способы постановки и заключения

всевозможных инструкциях: усвоение и интенсивное внедрение речи как

способы мышления, слияние и взаимообогащающее воздействие приятель на

образного и словесно-логического; выделение, обособление и сравнительно

автономное становление в умственном процессе 2-ух фаз: предварительной и

исполнительной. На предварительной фазе заключения задачки исполняется

тест ее критерий и вырабатывается проект, а на исполнительной фазе данный

проект реализуется буквально. Приобретенный итог вслед за тем соотносится

с критериями и задачей. Ко всему произнесённому следует прибавить умение

рассуждать логически и воспользоваться мнениями [37].

1-ое из названых направлений связано с формированием речи у ребят, с

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.
Читать еще:  Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 — 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Читать еще:  Изучение физического развития детей дошкольного возраста

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Развитие интеллекта и умственных способностей у детей

Интеллектуальные способности позволяют личности успешно решать разноплановые задачи. По теории Дарвина все здоровые люди с рождения наделены примерно одинаковым уровнем интеллекта, но в дальнейшем его развитие зависит от уровня активности индивида, его желания трудиться.

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Виды интеллекта и их особенностей у детей

Развитие умственных способностей детей — это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

  • Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
  • Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
  • Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
  • Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
  • Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
  • Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
  • Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
  • Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста также требует времени и сил. Ученые не согласны с мнением о том, что возможности интеллекта – природное качество. Врожденной может быть особенность строения головного мозга, которая позволяет эффективно выполнять определенные задачи. Ее называют задатком. Выделяют способности репродуктивного и творческого уровня. Первые позволяют максимально усвоить знания, а вторые – способствуют созданию чего-то инновационного. Два уровня деятельности тесно переплетаются в жизни и всегда дополняют друг друга.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка

Выделяют следующие способности интеллекта:

  • концентрация — выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
  • аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
  • абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
  • логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
  • образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
  • дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
  • прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
  • критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.

Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы. Важно правильно определить способности и склонности малыша.

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера. В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира.

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет. Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно.

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

Методики развития интеллекта для взрослых

Люди старшего поколения также могут развивать интеллектуальные способности. Интересные упражнения позволят увлекательно провести свободное время.

Улучшить умственные способности взрослым людям помогут:

  • решение логических задач;
  • интеллектуальные игры;
  • занятия физикой, химией, математикой;
  • чтение;
  • изучение иностранных языков;
  • игра на музыкальных инструментах, живопись.

Нужно обращать внимание на особенности развития интеллекта детей. На развитии интеллектуальных способностей благоприятно отразится изучение научной литературы и исследований, просмотр научно-популярных каналов. Это поможет человеку стать эрудированным и всесторонне развитым. Узнавая больше, люди расширяют возможности общения, карьерного роста и увеличения доходов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector