221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности интеллектуального развития дошкольников

Портал образования

Автор: Зайцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 10.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития интеллекта у детей

старшего дошкольного возраста

интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте [33].

является важной ступенью в жизни ребёнка. Между 5 и 7 годами многие

повышает их эффективность [16].

способностей наиболее чувствительным является возраст от 3 до 12 лет

(дошкольный и младший школьный возраст) [42].

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, а именно в

период времени от 3 до 7 лет, под влиянием конструкторской, продуктивной,

пространственные особенности и соотношения его частей.

действий происходит ряд этапов.

На первом этапе процесс формирования начинается с материальных и

практических действий, выполняемые с незнакомыми предметами.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сенсорные

процессы, преобразовавшиеся под влиянием практической деятельности. Эти

действия с восприятием предмета.

выглядеть пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему

подсознательном уровне у ребенка [29].

способностей по Ж. Пиаже.

И довольно сложными для ребенка, решающего задачку в

гипотетичном проекте, с поддержкой формальной логики. Но, автономно от

степени проблемы стоящих перед чадом задач, им применяется 2 ведущих

механизма – ассимиляции и аккомодации.

Адаптацию к находящейся вокруг среде с поддержкой данных 2-ух

становления по спирали индивида. Разглядим воздействие данных устройств.

Когда свежая задачка изменяется и подгоняется под уже имеющуюся схему

истории в состав тех, с которыми ребёнок овладевает без конфигурации

наличных схем воздействия. При аккомодации схемы поступков меняется

так, дабы, возможно, было их использовать, к свежей задаче.

приспособление. А заканчивает приспособление установление равновесия,

когда запросы среды (задачи), с одной стороны, и схемы поступков, которыми

становление, по Ж. Пиаже, жаждет к размеренному равновесию [35]. На

любом возрастном рубеже равновесие нарушается и восстанавливается, и

подростковом возрасте, на уровне формальных операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,

окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него.

И, чтобы познать объекты, он их трансформирует — производит действия с

ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает.

Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями,

становится все более адекватным. На основе действия формируются новые

интеллектуальные структуры [28].

стадий, порядок следования которых всякий раз остается постоянным. До 7 —

8 лет взаимодействие ребёнка с миром вещей и людей подчиняется законам

способности ещё надо воплотить в жизнь. Возрастные рамки возникновения,

зависимости от энергичности самого ребёнка, богатства или же бедности его

спонтанного навыка, от культурной среды.

переломного этапа (около 7 — 8 лет) общественная жизнь начинает выступать

Социализация – по мнению А.В. Мудрик — это процесс адаптации к

социальной среде, который приводит к тому, что ребёнок переходит от своей

оказывается способным к сотрудничеству [36].

возраста происходит следующим образом.

ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На

основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.

К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов,

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В

формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса

признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

нрав. Малыши не могут управлять собственным восприятием, не умеют

отмечают не ключевые признаки, не самое весомое и значительное, а то,

величину, форму [44].

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс

совершенствования внимания. Внимание — это психический процесс, который

обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из

большого потока информации выделить наиболее важную роль для человека.

Свойственной особенностью интереса малыша дошкольного возраста

считается то, собственно что оно вызывается внешне красивыми предметами,

мероприятиями и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока же у

Внимание малыша в начале дошкольного возраста отображает его интерес к

находящимся вокруг предметам и производимым с ними действиям. Малыш

устремлен, пока же внимание не потухает. Возникновение свежего предмета

малыши не могут долгое время заниматься одним и тем же делом [43].

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением работы

ребят и их передвижением в общем интеллектуальном развитии внимания

приобретает гигантскую сосредоточенность и стабильность. Так, в случае

если младшие дошкольники играют в 1 и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6

годам продолжительность игры растет до 2-ух часов. Это разъясняется тем,

вступлением свежих обстановок. У ребят растет стабильность внимания и

при рассматривании иллюстраций, слушании рассказа и сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в

два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает

картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для

себя деталей [6, c. 87].

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться

одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для

решения поставленной задачи [19].

собственно что это дело необходимое и его надо в обязательном порядке

закончить. Он не отвлекается, в том числе и на больше увлекательную для

него работу, пока же не окончит начатое. Случается и так, собственно что

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с

деятельности, как учебная и трудовая.

В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные

для этого возрастного периода:

воспроизводить до нескольких предметов сразу);

В третьих: у детей мало практического опыта, поэтому способность к

быстрому переключению, а также распределению развито слабо;

Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще

не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и

среднем дошкольном возрасте [18].

Внимание в данном возрасте, как правило, изредка появляется под

воздействием морально установленной задачи или же рассуждений, т. е.

практически не считается случайным. Возможно, представить, что с началом

восприятие и интенсивное владение речью.

В дошкольном возрасте ключевым обликом памяти считается образная.

Её становление и перестройка связанны с переменами, которые происходят в

предохраняет глобальность. Малыш большей частью выделяет более яркие

Запоминания и проигрывания протекают быстро, но бессистемно. Малыш

«перескакивает» с 1-го признака предмета или же компонента истории на

иной. В памяти он нередко держит не главное, а значительное забывает.

Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к

систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают

«картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности

влечет за собой преобразование представления [24].

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе

активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных

запоминания материала от этих его индивидуальностей, как эмоциональная

контраст. Как раз вследствие этого дети длительное время припоминают

чувственностью педагога оставляют бездонный отпечаток в памяти малыша

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным

воспроизведение возникает раньше, чем непроизвольное запоминание, и в

Читать еще:  Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности

своем развитии как бы обгоняет его.

Является, собственно то, что с возрастом возрастает скорость, с которой

информация извлекается из длительной памяти и переводится в оперативную,

большинства неплохо развивающихся ребят младшего и среднего школьного

возраста хорошо развита конкретная и механическая память.

Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-

либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов

и манипулировать ими [51].

Становление воображения может помочь ребенку, лучше постичь мир,

благополучно развиваться, действенно улаживать трудности. Эти функции

воображению следует активно развивать.

Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных

проецирования их другим людям или даже предметам.

придуманными приятелями и неприятелями. Креативный процесс у ребят

нередко проецируется на иные предметы и появления, случается развитие

устойчивого переживания. Малыши делают дивные произведения, в которых

отражаются испытанные ими переживания; они быстро отыскивают методы

для передачи данных переживаний [2].

методе донесения идеи, а еще в розыске плана.

способом подключения, когда любой отдельный элемент действительности

принимает участие в разработке единственного целого образа; в это время

составляющие присутствуют не на основном, а на второстепенном месте.

В предоставленном возрасте малыши могут производить планирование

поочередно приводится в воздействие и в том числе и имеет возможность

правиться в ходе выполнения [1].

Впрочем, без исследования и управления, без побуждающих инициатив

со стороны взрослых малыш не имеет возможность все полноценно развивать

воображение, не сможет адресовать его в необходимое русло.

В случае если аффективное воображение функционирует без нетяжелой

патологии, к долгим глубочайшим переживаниям в облике аутизма; малыш

имеет возможность всецело уйти в вымышленный мир, замещая настоящие

угасанием, вследствие того собственно что предоставленная психологическая

численность которых с взрослением ребят помаленьку минимизируется [20].

Старший дошкольный возраст характеризуется высочайшим уровнем

благополучно справляется с верным произношением всех звуков родного для

их языка, умеет регулировать громкость и темп речи, формулировать радость,

вопрос и иные интонации. Любой малыш в предоставленном возрасте уже

содержит богатый лексикографический припас, но продолжает обогащать

личный лексикон свежими единицами речи. Это могут быть отдельные слова

или цельные словосочетания.

Впрочем, в данном этапе особенное внимание обращается уже не на

припасе малыша бывает замечен весь ряд синонимов (схожих по значению

слов), антонимов (слов, обратных по смыслу), неоднозначных текстов.

В данном возрасте заканчивается эта значимая степень становления

речи, как усвоение грамматики.

предложениями, а еще сложносочиненными или же сложноподчиненными

системами. Они начинают критически относиться к ошибкам в грамматике,

могут отлично держать под контролем речевой процесс. Как раз в данном

всевозможных типов слова: повествований, описаний, размышлений. У ребят

предложения или же частей выражения с соблюдением их структур [25].

Речь детей-старших дошкольников выделяется другими особенностями.

определенных звуков, обычных для их языка (наиболее нередко проблемы

появляются с сонорными или же шипящими). Некоторые ещё не обладает

собственной интонацией. Иные не могут регулировать темп собственной

грамматические формы (чаще всего малыши не управляются с постановкой

существительных в родительный падеж многочисленного количества, а еще

проблемы при словообразовании).

синтаксическими системами. Кое-какие старшие дошкольники имеют все

шансы допускать в их построении ошибки, в итоге чего неверно объединяют

текста в услугах или же неправильно связывают предложения меж собой в

собственной речи [12].

становление фантазии, в первую очередь наглядно-образного. Его развитие

находится в зависимости от развитости у малыша фантазии. Ключевые части

мышления методом применения речи как способы постановки и заключения

всевозможных инструкциях: усвоение и интенсивное внедрение речи как

способы мышления, слияние и взаимообогащающее воздействие приятель на

образного и словесно-логического; выделение, обособление и сравнительно

автономное становление в умственном процессе 2-ух фаз: предварительной и

исполнительной. На предварительной фазе заключения задачки исполняется

тест ее критерий и вырабатывается проект, а на исполнительной фазе данный

проект реализуется буквально. Приобретенный итог вслед за тем соотносится

с критериями и задачей. Ко всему произнесённому следует прибавить умение

рассуждать логически и воспользоваться мнениями [37].

1-ое из названых направлений связано с формированием речи у ребят, с

Особенности интеллектуального развития дошкольника: все для помощи родителям

В нормальной семье родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребенок постоянно интеллектуально развивался.

Это влияет не только на подготовку к школе, но и готовит дошкольника ко всей будущей жизни, а также развивает все стороны его личности.

Дети с развитым интеллектом всегда будут пользоваться популярностью, потому что им будет легко даваться учеба и общение со сверстниками.

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда. Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы. Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Когда лучше начинать развивать интеллект детей?

На все подобные вопросы ответ всегда будет один — как можно раньше.

Поскольку интеллектуальное развитие ребенка начинается еще в утробе матери, родители должны заниматься с крохой уже с момента зачатия.

«Но как можно чему-то учить еще не родившегося малыша?» — спросите вы. Однако это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

В нынешнее время существует огромное множество разных методик, которые помогают закладывать фундамент интеллекта. Ниже приведены самые простые и очевидные из них:

  1. Цветотерапия,
  2. Прослушивание приятной, желательно классической, музыки,
  3. Регулярная физическая активность матери (Важно: только после консультации с вашим гинекологом).
  4. Общение с ребенком,
  5. Тактильное воздействие (например поглаживание живота).

После рождения развитие не заканчивается. Родители должны ежедневно читать вместе с детьми, расширять их кругозор и словарный запас, а также играть в логические игры.

Важно: Пиком интеллектуального развития дошкольника в среднем является период с двух и до восьми лет.

Стадии формирования

  1. Первый этап начинается, когда малышу исполняется два-три года. В этом возрасте очень важно, чтобы занятия проводились в доступной игровой форме: детям много читают, разговаривают, чтобы увеличить словарный запас, показывают предметы разной текстуры, чтобы ребенок понял, что не все вещи одинаковые на ощупь.
  2. Второй этап — три-четыре года, когда начинается период «я сам», и малыш все пытается делать самостоятельно. В этом возрасте важно, чтобы родители хвалили малыша за все его начинания, а также давали посильные поручения и со всей серьезностью относились к его действиям.
  3. И третий этап формирования интеллекта — дошкольный. В этом возрасте родителям рекомендуется проводить все занятия и воспитательные мероприятия в игровой форме. Таким образом, ребенок не будет терять интерес к той или иной деятельности, и тогда в будущем не придется его принуждать к учебе. Настольные, подвижные и даже компьютерные игры помогут дошкольнику овладеть каким-либо навыком просто и в ненавязчивой, приятной ему обстановке.
Читать еще:  Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Как развивать эмоциональный интеллект

Существует множество программ, которые помогают за определенный период времени повысить уровень интеллекта дошкольника.

Например одна из них состоит из трех блоков:

  1. «Азбука эмоций». Родителям необходимо будет познакомить ребенка с базовыми эмоциями и их оттенками путем ролевого образа, знакомого малышу сказочного персонажа. Благодаря данному упражнению дети учатся распознавать чужие и свои эмоции, испытывать эмпатию, сочувствие, сожаление.
  2. «Эмоциональные стратегии» направлены на формирование навыков продуктивного взаимодействия с другими людьми.
  3. «Хозяин своих эмоций». Дошкольнику предлагается воспроизвести разные состояния (печаль, радость, грусть). Таким образом, малыш научится адекватно демонстрировать то, что он чувствует.

Также есть более простые и очевидные способы:

  1. Увлекайте детей творческими занятиями. Отлично для этого подойдут рисование, лепка, конструирование.
  2. Чтение поможет ребенку не только повысить уровень интеллекта, но и развить фантазию.
  3. Некоторые компьютерные игры (дозированно, время пребывания за компьютером должно быть ограничено) помогают развивать логическое мышление.
  4. Задавайте ребенку вопросы, пусть он на них отвечает. А потом просите его задавать вопросы вам. Таким образом вы разовьете способность рассуждать.

Самые эффективные приемы формирования умственных способностей детей возраста 5-6 лет

Во-первых, для того, чтобы развить интеллект у пятилетнего ребенка, родителям необходимо как можно чаще обращаться к загадкам, потому что они чаще всего строятся на всяких небылицах и являются своеобразными ловушками для ума.

Также не менее эффективны упражнения-игры вроде «Верю-не верю», суть которых состоит в том, что вы говорите любые случайные фразы, вроде «у нас на кухне живут слоны», и ребенок должен опровергнуть это или подтвердить.

Потом позвольте ему самому придумать свою небылицу, с которой согласиться или нет должны уже будете вы.

Задания для оценки интеллекта

Классикой является всем известный IQ тест, однако он показывает только стандартную меру интеллекта, не раскрывая всех способностей ребенка.

Тест Пиаже. Попробуйте повторить опыт швейцарского психолога: скатайте два абсолютно одинаковых шарика и попросите дошкольника сравнить их. Логично, что малыш, скорее всего, ответит, что они одинаковы.

Теперь расплющите один из них ладонью, превратив его в лепешку, и спросите, в каком из них больше теста. Если ребенок ответит, что теста больше в лепешке, это значит, что он опирается на очевидные факты, а если скажет, что количество теста одинаково — значит у него развито абстрактное мышление.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть видеосюжет по теме:

«Поиски клада»

Нарисуйте на листе бумаги вместе с ребенком план вашей квартиры или дома. Объясните, что план — это своеобразная карта вашего жилища. Крестиком отметьте место, где будет спрятан клад (как вариант, можно использовать простую игрушку или какую-либо сладость). Предложите малышу найти сокровище. Такая игра научит его ориентироваться в пространстве.

«Радость»

Предложите дошкольнику ответить на вопрос «а что такое радость?» Малыш должен начинать свой ответ с фразы «радость — это. » Такое упражнение научит формулировать свои мысли и поможет сосредоточиться на собственных эмоциях и ощущениях.

В современном мире раннее развитие ребенка в тренде, и это не может не радовать. Однако стоит помнить, что любое обучение должно проводиться в доброжелательной и ненавязчивой обстановке без принуждения.

Подобные уроки должны быть ежедневными, иначе смысла в них не будет вообще. Если родители будут поддерживать малыша и выбирать упражнения с учетом особенностей своего ребенка, то они очень скоро увидят результат.

Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок переходит от мышления, включенного в практическую деятельность, к использованию символов-представлений, дающих возможность решать мыслительные задачи на основе образного восприятия. В процессе мышления детям предстоит сформировать представление о мире, создать условия для развития творческой личности, способной ориентироваться в информационном поле, критически анализировать информацию и действовать в соответствии с ней.

Все формы мышления имеют непреходящее самостоятельное значение в осмыслении действительности. Наглядно-действенное мышление как исходная ступень познавательного развития ребенка сохраняется в течение всей жизни человека и переходит в высшие виды «практического интеллекта» (А.В. Запорожец). Наглядно-образное мышление дает ребенку возможность познавать и отображать в форме представлений общие связи и закономерности социума. Образное мышление — одна из основ интуиции, необходимой для решения творческих задач.

Особая роль в познавательном развитии ребенка — в овладении способами:

— действий с реальными объектами и установления связи между ними;

— направленными на нахождение в объектах свойств, наиболее приближенных к сложившимся эталонам и позволяющим отнести объекты к определенному классу;

— позволяющими выделить признаки объектов, между которыми устанавливаются отношения и формируется целостный образ данного объекта.

Постепенно в процессе интеллектуальных действий ребенок учится выделять отличительные и постоянные признаки в объекте. Отличительными считаются признаки объекта (класса объектов), если они имеются только у объекта данного класса и не встречаются у других объектов. Постоянный признак имеется у объекта (класса объектов) всегда, т.е. он присущ всем без исключения объектам данного класса. Отношения между этими признаками аналогичны отношениям между достаточными и необходимыми свойствами объектов.

В отличие от интеллектуальных действий, действия перцептивные производятся не со знаковыми заместителями предметов, а с самыми реальными предметами, и используемые здесь средства служат лишь для более детального обследования воспринимаемого объекта и создания его конкретного образа. Образ создается в процессе анализа объективной действительности с помощью системы общественно выработанных сенсорных эталонов. Практические обобщения возникают на основе предметных средств решения задачи. Это основа развития речевого дискурсивного мышления. Развитие детского мышления начинается с чувственного познания действительности, далее поднимается до понятий (обобщений) и потом снова возвращается к действительности. За развитием мышления ребенка, переходом восприятия детьми действительности к более глубокому ее пониманию лежит развитие личности.

Мышление дошкольника сохраняет наглядно-образный характер, но оно может отражать и в форме представлений не только единичное, но и общее, не только внешнее свойство объектов и явлений, но и некоторые существенные отношения, имеющиеся между ними. Дети постепенно овладевают общими способами анализа объектов. Мышление развивается в процессе деятельности, направленной на преобразование объектов и достижение определенного результата. Действие, в котором выделяется ориентировочная и исполнительная части, — исходный пункт развития мышления.

Ведущая роль в развитии детского мышления принадлежит обучению, в ходе которого дети овладевают объективными критериями выделения и анализа разных параметров объектов и устанавливают между ними существенные связи и отношения. Благодаря этому дети могут выйти за границы своего непосредственного опыта.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Читать еще:  Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 — 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов, действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector