221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности интеллектуального развития старших дошкольников

Портал образования

Автор: Зайцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 10.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития интеллекта у детей

старшего дошкольного возраста

интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте [33].

является важной ступенью в жизни ребёнка. Между 5 и 7 годами многие

повышает их эффективность [16].

способностей наиболее чувствительным является возраст от 3 до 12 лет

(дошкольный и младший школьный возраст) [42].

Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, а именно в

период времени от 3 до 7 лет, под влиянием конструкторской, продуктивной,

пространственные особенности и соотношения его частей.

действий происходит ряд этапов.

На первом этапе процесс формирования начинается с материальных и

практических действий, выполняемые с незнакомыми предметами.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сенсорные

процессы, преобразовавшиеся под влиянием практической деятельности. Эти

действия с восприятием предмета.

выглядеть пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему

подсознательном уровне у ребенка [29].

способностей по Ж. Пиаже.

И довольно сложными для ребенка, решающего задачку в

гипотетичном проекте, с поддержкой формальной логики. Но, автономно от

степени проблемы стоящих перед чадом задач, им применяется 2 ведущих

механизма – ассимиляции и аккомодации.

Адаптацию к находящейся вокруг среде с поддержкой данных 2-ух

становления по спирали индивида. Разглядим воздействие данных устройств.

Когда свежая задачка изменяется и подгоняется под уже имеющуюся схему

истории в состав тех, с которыми ребёнок овладевает без конфигурации

наличных схем воздействия. При аккомодации схемы поступков меняется

так, дабы, возможно, было их использовать, к свежей задаче.

приспособление. А заканчивает приспособление установление равновесия,

когда запросы среды (задачи), с одной стороны, и схемы поступков, которыми

становление, по Ж. Пиаже, жаждет к размеренному равновесию [35]. На

любом возрастном рубеже равновесие нарушается и восстанавливается, и

подростковом возрасте, на уровне формальных операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,

окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него.

И, чтобы познать объекты, он их трансформирует — производит действия с

ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает.

Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями,

становится все более адекватным. На основе действия формируются новые

интеллектуальные структуры [28].

стадий, порядок следования которых всякий раз остается постоянным. До 7 —

8 лет взаимодействие ребёнка с миром вещей и людей подчиняется законам

способности ещё надо воплотить в жизнь. Возрастные рамки возникновения,

зависимости от энергичности самого ребёнка, богатства или же бедности его

спонтанного навыка, от культурной среды.

переломного этапа (около 7 — 8 лет) общественная жизнь начинает выступать

Социализация – по мнению А.В. Мудрик — это процесс адаптации к

социальной среде, который приводит к тому, что ребёнок переходит от своей

оказывается способным к сотрудничеству [36].

возраста происходит следующим образом.

ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На

основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.

К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов,

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В

формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса

признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

нрав. Малыши не могут управлять собственным восприятием, не умеют

отмечают не ключевые признаки, не самое весомое и значительное, а то,

величину, форму [44].

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс

совершенствования внимания. Внимание — это психический процесс, который

обеспечивает концентрацию сознания на каком-то объекте. Оно помогает из

большого потока информации выделить наиболее важную роль для человека.

Свойственной особенностью интереса малыша дошкольного возраста

считается то, собственно что оно вызывается внешне красивыми предметами,

мероприятиями и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока же у

Внимание малыша в начале дошкольного возраста отображает его интерес к

находящимся вокруг предметам и производимым с ними действиям. Малыш

устремлен, пока же внимание не потухает. Возникновение свежего предмета

малыши не могут долгое время заниматься одним и тем же делом [43].

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением работы

ребят и их передвижением в общем интеллектуальном развитии внимания

приобретает гигантскую сосредоточенность и стабильность. Так, в случае

если младшие дошкольники играют в 1 и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6

годам продолжительность игры растет до 2-ух часов. Это разъясняется тем,

вступлением свежих обстановок. У ребят растет стабильность внимания и

при рассматривании иллюстраций, слушании рассказа и сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в

два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает

картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для

себя деталей [6, c. 87].

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться

одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для

решения поставленной задачи [19].

собственно что это дело необходимое и его надо в обязательном порядке

закончить. Он не отвлекается, в том числе и на больше увлекательную для

него работу, пока же не окончит начатое. Случается и так, собственно что

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с

деятельности, как учебная и трудовая.

В качестве заключения выделим особенности внимания, характерные

для этого возрастного периода:

воспроизводить до нескольких предметов сразу);

В третьих: у детей мало практического опыта, поэтому способность к

быстрому переключению, а также распределению развито слабо;

Длительное время удерживать внимание в этом возрасте ребенок еще

не может, но эта характеристика уже на порядки выше, чем в младшем и

среднем дошкольном возрасте [18].

Внимание в данном возрасте, как правило, изредка появляется под

воздействием морально установленной задачи или же рассуждений, т. е.

практически не считается случайным. Возможно, представить, что с началом

восприятие и интенсивное владение речью.

В дошкольном возрасте ключевым обликом памяти считается образная.

Её становление и перестройка связанны с переменами, которые происходят в

предохраняет глобальность. Малыш большей частью выделяет более яркие

Запоминания и проигрывания протекают быстро, но бессистемно. Малыш

«перескакивает» с 1-го признака предмета или же компонента истории на

иной. В памяти он нередко держит не главное, а значительное забывает.

Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к

систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают

«картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности

влечет за собой преобразование представления [24].

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе

активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных

запоминания материала от этих его индивидуальностей, как эмоциональная

контраст. Как раз вследствие этого дети длительное время припоминают

чувственностью педагога оставляют бездонный отпечаток в памяти малыша

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным

воспроизведение возникает раньше, чем непроизвольное запоминание, и в

своем развитии как бы обгоняет его.

Является, собственно то, что с возрастом возрастает скорость, с которой

информация извлекается из длительной памяти и переводится в оперативную,

большинства неплохо развивающихся ребят младшего и среднего школьного

возраста хорошо развита конкретная и механическая память.

Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-

либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов

и манипулировать ими [51].

Становление воображения может помочь ребенку, лучше постичь мир,

благополучно развиваться, действенно улаживать трудности. Эти функции

воображению следует активно развивать.

Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных

проецирования их другим людям или даже предметам.

придуманными приятелями и неприятелями. Креативный процесс у ребят

Читать еще:  Беседа в физическом развитии

нередко проецируется на иные предметы и появления, случается развитие

устойчивого переживания. Малыши делают дивные произведения, в которых

отражаются испытанные ими переживания; они быстро отыскивают методы

для передачи данных переживаний [2].

методе донесения идеи, а еще в розыске плана.

способом подключения, когда любой отдельный элемент действительности

принимает участие в разработке единственного целого образа; в это время

составляющие присутствуют не на основном, а на второстепенном месте.

В предоставленном возрасте малыши могут производить планирование

поочередно приводится в воздействие и в том числе и имеет возможность

правиться в ходе выполнения [1].

Впрочем, без исследования и управления, без побуждающих инициатив

со стороны взрослых малыш не имеет возможность все полноценно развивать

воображение, не сможет адресовать его в необходимое русло.

В случае если аффективное воображение функционирует без нетяжелой

патологии, к долгим глубочайшим переживаниям в облике аутизма; малыш

имеет возможность всецело уйти в вымышленный мир, замещая настоящие

угасанием, вследствие того собственно что предоставленная психологическая

численность которых с взрослением ребят помаленьку минимизируется [20].

Старший дошкольный возраст характеризуется высочайшим уровнем

благополучно справляется с верным произношением всех звуков родного для

их языка, умеет регулировать громкость и темп речи, формулировать радость,

вопрос и иные интонации. Любой малыш в предоставленном возрасте уже

содержит богатый лексикографический припас, но продолжает обогащать

личный лексикон свежими единицами речи. Это могут быть отдельные слова

или цельные словосочетания.

Впрочем, в данном этапе особенное внимание обращается уже не на

припасе малыша бывает замечен весь ряд синонимов (схожих по значению

слов), антонимов (слов, обратных по смыслу), неоднозначных текстов.

В данном возрасте заканчивается эта значимая степень становления

речи, как усвоение грамматики.

предложениями, а еще сложносочиненными или же сложноподчиненными

системами. Они начинают критически относиться к ошибкам в грамматике,

могут отлично держать под контролем речевой процесс. Как раз в данном

всевозможных типов слова: повествований, описаний, размышлений. У ребят

предложения или же частей выражения с соблюдением их структур [25].

Речь детей-старших дошкольников выделяется другими особенностями.

определенных звуков, обычных для их языка (наиболее нередко проблемы

появляются с сонорными или же шипящими). Некоторые ещё не обладает

собственной интонацией. Иные не могут регулировать темп собственной

грамматические формы (чаще всего малыши не управляются с постановкой

существительных в родительный падеж многочисленного количества, а еще

проблемы при словообразовании).

синтаксическими системами. Кое-какие старшие дошкольники имеют все

шансы допускать в их построении ошибки, в итоге чего неверно объединяют

текста в услугах или же неправильно связывают предложения меж собой в

собственной речи [12].

становление фантазии, в первую очередь наглядно-образного. Его развитие

находится в зависимости от развитости у малыша фантазии. Ключевые части

мышления методом применения речи как способы постановки и заключения

всевозможных инструкциях: усвоение и интенсивное внедрение речи как

способы мышления, слияние и взаимообогащающее воздействие приятель на

образного и словесно-логического; выделение, обособление и сравнительно

автономное становление в умственном процессе 2-ух фаз: предварительной и

исполнительной. На предварительной фазе заключения задачки исполняется

тест ее критерий и вырабатывается проект, а на исполнительной фазе данный

проект реализуется буквально. Приобретенный итог вслед за тем соотносится

с критериями и задачей. Ко всему произнесённому следует прибавить умение

рассуждать логически и воспользоваться мнениями [37].

1-ое из названых направлений связано с формированием речи у ребят, с

интеллектуальное развитие старших дошкольников
статья

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Если интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
intellektualnoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие старших дошкольников.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблемы разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определение целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязей со школьными программами, обеспечение качества и полноты методического обеспечения этих программ.

Необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностного ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Если интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентом процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Исходным условием интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений являются цели и задачи образовательного процесса, воплощенные в соответствующих концепциях. Актуальность проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в детском саду обусловливает необходимость тщательного анализа исследований и литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т.д.

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, созданий условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развития познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование, как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека. В широком смысле слова ум это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятия до мышления и воображения включительно.

Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.

Одним из качества ума, которое формируется в процессе интеллектуального воспитания дошкольников, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения.

Особое внимание следует обратить на обобщенные умения, которые нужны на любом занятии. Существенный компонент учебной деятельности – контроль (контролировать свои действия не только по их конечному результату, но и походу достижения).

Учебную деятельность отличает от обычного учебного поведения два аспекта: во-первых, ученик сам стремится к тому, чтобы в ходе учебы он изменился, во-вторых направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса).

  1. Немецкий Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания/Б.М. Немецкий. – М., 1987. – 140 с.
  2. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М. : «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М. : 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». В дошкольном возрасте познавательное развитие подразумевает и предполагает в себе:.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Интеллектуальное развитие дошкольников Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с.

Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста Добрый день. Хочется представить на ваше рассмотрение мастер — класс для работы с дошкольниками «Развитие коммуникативных компетенций детей.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что ранний возраст – ответственный в развитии человека, когда происходит закладка его личности. Л. С. Выготский, советский.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие. Познавательное воспитание — это планомерное.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников» (из опыта.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий?

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector