221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие интеллектуальной и волевой сферы учебной деятельности

«Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе»
методическая разработка на тему

Использование данных упражнений помогут педагогам и родителям в подготовке детей к обучению в школе. Упражнения направлены на развитие мышления, памяти, внимания, умения действовать согласно инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_na_razvitie_intellektualnoy_i_volevoy_gotovnosti_k_shkole.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Какие ассоциации вызывает у вас слово первоклассник? Давайте назовём по одной ассоциации. Например, у меня слово первоклассник – это первый звонок. А у вас?

Вы многое сейчас вспомнили, всё это действительно напоминает нам о школе.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка, да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Все дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного, для другого ещё сложно. Поэтому так важно родителям понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учить в школе, а надо развивать его предпосылки к обучению. Нужно помнить, что делать это нужно с помощью игры — ведущей деятельности дошкольника.

В игре формируются предпосылки универсальных учебных действий, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
Игра способствует произвольному и волевому развитию ребенка.

В последнее время, консультируя родителей по вопросу готовности детей к обучению школе, я заметила, что большинство родителей нацелены только на обучение ребёнка чтению, письму, счёту. И не уделяют особого внимания развитию таких значимых компонентов психологической готовности к школе как – интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.

Что включают в себя данные компоненты, вы можете увидеть на слайде.

  • Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
  • Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
  • Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности
  • Умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
  • Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
  • Усвоение нового правила;
  • Перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное.

Поэтому на родительских собраниях я знакомлю родителей с играми и упражнениями, которые помогут в развитии интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной готовности детей к обучению в школе. В ходе таких практических собраний родители учатся правильно преподносить инструкцию, начинают ориентироваться в играх и упражнениях, то есть самостоятельно могут определить, какая игра или упражнение поможет ребёнку в развитии той или иной функции. Такие практические собрания нашли положительный отклик среди родителей.

Сейчас мы с вами выполним некоторые игры и упражнения.

Разминка «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!» Давайте поищем слова в. воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки). Так как все дети у нас будущие школьники, давайте поищем слова в портфеле.

Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

  • — линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
  • — лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
  • — Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
  • — арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
  • — кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)

Направлено на умение группировать предметы по определённому признаку.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Я буду называть определённый признак, а вы должны подобрать группу подходящих предметов к этому признаку.

  • металлические предметы,
  • съедобные,
  • тяжелые,
  • мягкие,
  • белые,
  • круглые,
  • длинные,
  • деревянные,
  • маленькие,
  • прямоугольные,
  • которые можно повесить.

«Действия с фигурами»
Направлено на развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
«Нарисуйте в ряд 7 одинаковых кругов (квадратов или др.). Инструкция: «Будьте внимательными, закрасьте сверху вниз первый, третий и шестой круги». Можно усложнить задание, не закрасить, а заштриховать, назвать определённые цвет для штриховки, направление.

«Раскрась кубики» — на развитие логического мышления.

Раскрасьте кубики так, чтобы синий был левее красного, а красный левее зелёного.

Раскрасьте кубики так, чтобы красный был между синим и зелёным, и синий был ниже красного.

«Слушаем и рисуем»

Развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции.

Детям необходимо прослушать рассказ и нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

«В воскресенье слепил Дед Мороз трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один снеговик получился большой, другой — поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Первому в руки дал метлу, второму – почтовую сумку, а третьему не чего не дал».

«Самый главный человек»

Сейчас, заглянув в коробочку вы увидите портрет самого главного человека в мире.

(Ребенок заглядывает в коробку, видит там собственное отображение в зеркале и делает вывод, что самый главный человек на земле – это он).

Такие игры способствуют развитию у детей предпосылок универсальных учебных действий, а также развитию эмоционально-волевой сферы необходимой для успешного обучения в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. .

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллект.

Уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать, но этого, явно, мало.При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.

Влияние логико-математических игр и упражнений на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Тема: «Возвращение Вовки из тридевятого царства»Цель: поддерживать мотивационную готовность дошкольников к обучению в школе.Задачи. ОО Познавательное развитие: показать важность и значимос.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»

Охота — национальный охотничий журнал

FIBA Assist Magazine

Мир дзюдо

Олимпийский вестник Юга России

Властелины ринга. Бокс на въезде и выезде

Новеллы о вратаре

Вызов принят

Punching With Power

Команда Клапзуба

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе

Эффективной организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе способствует знание учителями и школьными психологами особенностей личностного развития на протяжении обучения ребенка в начальной школе. Данные, полученные нами в лонгитюдном исследовании позволили выявить особенности интеграции трёх сфер личности учащихся начальных классов и закономерности их развития.

Ключевые слова: личность младшего школьника, дифференциация, интеграция, динамика, учебная мотивация, интерес к учебным предметам, ценностные ориентации, эмоциональные реакции и состояния, волевые качества, волевое усилие в интеллектуальной и монотонной деятельности.

Личность младшего школьника развивается при интеграции всех её сфер: эмоциональной, волевой, мотивационной и познавательной. Значение каждой из этих сфер в развитии личности учащихся начальных классов достаточно велико. [2,с. 13].

В нашем исследовании мы опирались на подход Л.И. Божович, раскрывающем младший школьный возраст как решающий для формирования мотивационной, эмоциональной и волевой сфер личности. По мнению Л.И. Божович, личность представляет собой высшую интегративную, нерасторжимую, целостную психологическую структуру, в которой данные сферы взаимосвязаны и влияют друг на друга в процессе развития [1, с. 85-86].

В психологических исследованиях вопросы изучения личности младшего школьника рассматривались многими авторами. Исследования Т.В. Андрущенко, Л.И. Божович, A.B. Быкова, Ю.А. Васильевой, В.Е. Дружинина, А.В.Захаровой, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Е.И. Киричук, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Т.И. Шульги и др. авторов, посвященные вопросам развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности в младшем школьном возрасте отличаются разрозненностью, неполнотой, преобладанием изучения отдельных аспектов эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, не достаточно полно отражают особенности интеграции трёх сфер на протяжении обучения учащихся в начальной школе [3, с. 56-58; 4, с. 99-100; 5, с. 136-137; 8, с. 105; 10, с. 66-67].

В нашем исследовании методологической основой является закон системной дифференциации и усложняющейся иерархической интеграции психического развития, который состоит в том, что всякое развитие есть развитие некоторой исходной «примитивной» целостности и идет в направлении от целого к частям, от общего к частному, от состояний и форм глобально-целостных к состояниям и формам все более внутренне дифференцированным и иерархически упорядоченным. Параллельно этому идут процессы интеграции, обеспечение удержания исходной целостности и формирование в ее составе новых, более высоких иерархических уровней. Закон раскрывает закономерный и направленный характер процессов развития [9, с. 93-95].

Но данный закон рассматривается Н. И. Чуприковой и другими современными исследователями в основном применительно к умственному развитию учащихся разных возрастных групп, к построению соответствующих обучающих программ, общим вопросам филогенеза и онтогенеза психики ребенка. Вопрос о том, насколько данный закон соответствует особенностям личностного развития учащихся, остаётся недостаточно разработанным [9, с. 37-38]

В современных исследованиях указывается на взаимосвязь развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер младших школьников. Существующие на сегодняшний день подходы к изучению развития личности не в полной мере отражают особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер младших школьников на протяжении 4 лет обучения в начальной школе.

В связи с чем целью нашего исследования было изучение особенностей процесса интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности учащихся на протяжении обучения в начальной школе.

Было проведено лонгитюдное исследование эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности на протяжении четырёх лет обучения учащихся в начальной школе. Результаты лонгитюдного изучения особенностей развития эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младших школьников показывают, что параметрами, наиболее полно отражающими динамику личностных сфер являются ведущие учебные мотивы, интерес к учебным предметам, ценностные ориентации, эмоциональные реакции и состояния, волевые качества, особенности проявления волевого усилия в интеллектуальной и монотонной деятельности.

Изменения в развитии эмоциональной сферы наименее существенны и проявляются в изменении актуальных эмоциональных состояниях и реакций на неуспех в интеллектуальной деятельности.

Самочувствие, активность, настроение практически не меняются и имеют высокий и средний уровень выраженности, что обеспечивает положительное отношение к обучению

Таблица 1 — Динамика эмоционального состояния младших школьников с 1 по 4 класс

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника

Эмоционально волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. ЭВС является важным условием учебной деятельности.

Эмоции – процессы, отражающие оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Информация об эмоциональном состоянии ребенка выражена эмоциональным фоном. Фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный – подавленность, плохое настроение, растерянность.

В эмоциональную сферу кроме эмоций входят переживания и чувства. Чувства: высшие и обыденные.

Основное в воспитании чувств ребенка – научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свои гнев, бурное раздражение, бурное веселье. Это достигается только тренировкой.

Чувства развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками (Немов РС). Проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. У младших школьников в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения.

Развитие волевых качеств ребенка происходит, если:

1) цели, которые он должен достигнуть, понятны и осознаны;

2) видит начало и конец своей деятельности;

3) деятельность является соразмерной его возможностям- это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале;

4) ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;

5) внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

С точки зрения волевой регуляции поведения важно, чтобы задачи были оптимально сложны. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьников, отказ от усилий. Слишком легкие не способствуют развитию воли, т.к. учащиеся привыкнут работать без особых усилий.

При обучении учитель должен организовать такую деятельность, чтобы уч-ся видели свое продвижение к цели и осознавали его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при д.з. Указания учителя стимулируют учебные действия стимулируют волевые действия учащихся.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием мл школьника.

В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и доп. литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно – мотивационной сферы – важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера.

Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам).

Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы.

Настойчивостькак важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора.

Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма.

Таким образом, учебная деятельность обладает большими ресурсами для развития эмоционально-волевой сферы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников

Активно перестраиваются процессы мышления, идет переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Но рассуждать гипотетически младший школьник пока не может, он осуществляет операции только на наглядном конкретном материале, и только ко второму классу опора на наглядность преобразуется, перерастая в качество логического мышления. К концу младшего школьного возраста учеников можно разделить условно на: теоретиков (мыслителей) – мыслят в словесной форме; практиков (все еще опора на наглядность); художников (обладают ярким образным мышлением).

К концу начальной школы наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Формирование научных понятий происходит при выработке умений соотносить понятия, сравнивать их содержание.

В начальной школе происходит закладывание основ понятийного (теоретического) мышления, которое позволяет детям ориентироваться при решении задач не на внешние связи явлений, а на внутренние и существенные.

В начальной школе используются различные типы развивающего обучения, дающие эффект в развитии интеллекта (система Л.И.Занкова, система Д.Д.Давыдова).

У младшего школьника появляется осознание своих действий, способствующих решению задач, и анализ результатов. Для начальной школы чрезвычайно важна и форма, в которой проходит учебная деятельность. Особый эффект приносит совместное (в микрогруппах) решение мыслительных задач или минимальное руководство учителя.

Развитие всех остальных психических формирований зависит от развития мышления.

Восприятие недостаточно дифференцированно, ребенок может путать написание букв и цифр, обращать внимание на новизну раздражителя, видеть главное только в бросающихся в глаза свойствах предмета (яркий цвет, необычная форма).

Учителю необходимо научить ребенка целенаправленному и синтезирующему восприятию, так как до 9 лет восприятие не целостное, дети, например, описывают картину стадийно, а не в целом.

К концу 8-го года исчезает «феномен Пиаже»: главный аргумент в отстаивании своего мнения “я это видел” переходит к интеллектуальным операциям (анализ, синтез, сравнение, аналогия и т.д.).

Память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности. Хорошая механическая память превалирует над смысловой.

Задача учителя – совершенствовать приемы смыслового и рационального запоминания, выработать умение контролировать заучивание, осмысленно следить за содержанием текста, дробить текст на смысловые куски, фразы.

Внимание непроизвольное, объем небольшой, устойчивость от 10-20 минут, очень трудное распределение и переключение. Учитель обязан сформировать концентрацию, переключение, устойчивость.

Таким образом, в младшем школьном возрасте идет дальнейшее формирование произвольности психических процессов и всей познавательной сферы.

Что касается развития воли, то она проявляется в умении совершать или сдерживать действия, преодолевая внутренние и внешние препятствия.

В волевых поступках младшего школьника чувства становятся часто мотивами поведения, иногда способствуя развитию воли, а иногда тормозя. Так, нравственное чувство – долг товарища – к 3 классу становятся мотивом волевых поступков.

Сначала эмоциональное побуждение исходит из личных мотивов (1 класс — не пошел гулять, т.к. мама будет ругать, 3 класс — не пойду гулять, чтобы урок выучить; не подвести класс, т.е. к 3 классу чувства становятся социальными).

В формировании воли важно, чтобы цель была доступна, чтобы были условия для объективной возможности успеха, заставляющие ребенка проявить терпение, настойчивость. Учитель обязан четко назвать цель, начало, конец задания, дать задание оптимальной сложности.

Ребенок должен видеть свое продвижение к цели, для него важны указания учителя, как двигаться к цели.

В начальной школе формируются следующие волевые черты характера: самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость (до 3 класса путают с упрямством), сдержанность, выдержка.

Руководить детьми надо без чрезмерной опеки.

Надо научить детей, как правильно сдержаться, на сдержанности основана вся школьная жизнь.

Дети до 3 класса думают, что упрямство – это настойчивость.

К концу 3 класса дети целеустремленнее, решительнее, настойчивее, смелее, выдержаннее, дисциплинированнее.

Новообразования периода проявляются в следующем.

В процессе учебной деятельности происходит овладение системой научных понятий, что служит основой для формирования понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние наглядные признаки и связи объекта, а на внутренние свойства и отношения. Это способствует дальнейшему развитию рефлексии, т.е. осознанию детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи. Развивается самооценка; самоконтроль, который зависит от самооценки (чем выше человек себя оценивает, тем самоконтроль будет выше); формируется внутренних план действий, более произвольными становятся психические процессы. В младшем школьном возрасте формируются и обновы мировоззрения.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читать еще:  Интеллект ребенка 7 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector