221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Относительно недавно в интеллектуальном развитии личности стали выделять социальный аспект. А именно, интеллектуальные способности, помогающие человеку общаться и адаптироваться в социуме. Представляет интерес, как формируется социальный интеллект у дошкольников, и насколько данное понятие применимо к дошкольному возрасту.

Что понимают под социальным интеллектом

Далеко не все различают понятия интеллекта, как такового, и социального интеллекта, считая, что это одна и та же характеристика. Прежде чем рассматривать их развитие в дошкольном возрасте, нужно уяснить, в чем состоит различие этих структур.

Напомним, что общий интеллект представлен умением мыслить и широким багажом знаний. Невозможно изъять эти характеристики и у социального интеллекта, только поле применения здесь иное – отношения в социуме.

Нельзя сказать, что социальный является частью общего интеллекта. Это подтверждают примеры общественных отношений. Нередко бывает так, что эрудированный и отлично оперирующий знаниями человек ведет себя среди людей, как слон в посудной лавке. То ли по незнанию, то ли из-за прихоти, он не проявляет стремления понимать окружающих или желания быть понятым другими.

Человек с развитым социальным интеллектом может многого не знать из общедоступных научно-практических сфер, но при этом удивительно легко находит общий язык с людьми, разными и по характеру, и по статусу, и по возрасту.

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • предвидение последствий поведения
  • умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  • умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  • способность анализировать ситуации взаимодействия людей.

Перечисленные способности заметны при непосредственном наблюдении. Но также созданы специальные методики, позволяющие диагностировать уровень их развития. Самой известной из них является стандартизированный тест Дж. Гилфорда.

Методику удобно применять, начиная с подросткового возраста. Измерить социальный интеллект маленьких детей с ее помощью невозможно. Да в этом и нет необходимости. Социальный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, а не измерять.

Формирование социального интеллекта в дошкольном возрасте

Как и другие способности, умение эффективно общаться с окружающими нужно развивать с детства. Знание структуры социального интеллекта дает понятную подсказку, на формировании каких умений следует сконцентрироваться.

Дошкольник, даже в 6-7 лет, не сможет проанализировать ситуации взаимодействия, что подразумевается развитым социальным интеллектом. Но ему доступны для понимания невербальная и вербальная экспрессия.

Невербальная экспрессия включает мимику, позы, жесты, выражающие определенное настроение и чувства человека. Вербальная – это характер речевых высказываний, который определяется тоном, акцентированием, мелодичностью звучания.

Уже трехлетний малыш отлично понимает, что имеют в виду взрослые, когда грозят ему пальчиком. И тональность речи он также воспринимает в соответствии с тем, что она выражает.

В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребенка, способность сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту – способность порадоваться за другого. Эти качества — естественное проявление социального и эмоционального интеллекта.

Умение распознавать эмоции по мимике и жестам

Иногда малыши удивляют тем, как они, обидевшись, переплетают руки на груди и отворачиваются. Как будто их специально обучили этим закрывающим жестам. Очевидно, что все дети используют мимику и жесты в соответствии со своим состоянием и настроением.

Задача состоит в том, чтобы расширить их язык жестов, а также научить пониманию невербальных сигналов других людей.

Обучаясь элементам выразительных движений, дошкольники станут чаще замечать мимические и жестовые сигналы окружающих. Им проще будет выразить свои чувства и эмоции, а также понять чувства сверстников.

Самый подходящий способ научить дошкольника выразительным движениям — познакомить с основными эмоциональными состояниями. Как известно, к фундаментальным относят 10 эмоций:

  • Интерес
  • Радость
  • Удивление
  • Страдание
  • Гнев
  • Презрение
  • Отвращение
  • Страх
  • Стыд
  • Чувство вины

Разумеется, не нужно ребенка знакомить с приведенным списком. Обращать внимание дошкольника, как он выражает ту или иную эмоцию необходимо в игровой форме. И обязательно вместе анализировать, как проявляется интерес, или удивление, или гнев и т.д.

Например, можно заинтриговать малыша: «В моей руке зажат маленький предмет. Что это?». Ребенок проявит активность и нетерпение, чтобы разжать руку и посмотреть на загадочный объект. После этого нужно объяснить ребенку, что он был очень настойчив, потому что ему было интересно. Изобразить ту же мимику заинтересованности, которая отражалась на лице малыша. Пояснить, что, когда человек чем-то очень увлечен, он может быть нахмуренным. У него сосредоточенный взгляд, направленный на предмет своего интереса.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают коротенькие этюды на отображение эмоций. «Представь, что ты откусил конфету, а она… соленая» — в мимике живо отразится эмоция отвращения. «Твоя собачка поранила лапу» — в ответ лицо ребенка выражает сострадание.

Подобные упражнения принесут наибольшую пользу, если обсуждать с ребенком эмоциональные реакции, отзеркаливать его мимику и жесты, обращать внимание на нахмуренные или приподнятые брови, линию рта, положение рук и подобные признаки.

Развитие способности улавливать оттенки речи

Мелодику и тональность речи дети начинают различать гораздо раньше, чем сами заговорят. Ласковые радостные нотки голоса – первое, что слышит ребенок. В дальнейшем добавится понимание строгих высказываний. Это базовый характер речи, обращенной к ребенку.

Еще взрослые успешно тренируют детей на восприятие речевой тональности, связанной болью и страданием. В общении с ребенком распространено демонстрировать, что от его небрежного поведения может кто-то пострадать. Швырнул кубик, стукнул машинкой – боль от подобных действий неизбежна. И совершенно правильно то, что взрослые показывают малышу и мимикой, и голосом, что он причинил страдание. Воспроизведение чувств комплексно – эффективный способ развития социального интеллекта.

Старшие дошкольники хорошо владеют речью, у них уже сформирована звуковая культура высказываний, и они отличают гораздо больше нюансов речевого звучания. Они замечают прерывчатый голос под действием страха, чувствуют насмешливый тон и другие особенности.

Следует заметить, что при высоком уровне социального интеллекта и дети, и взрослые чутко улавливают презрительный, насмешливый, агрессивный тон речи. Но сами подобного неуважительного характера речи не допускают. Хамство, наглость, надменность – признаки низкого уровня социального интеллекта того человека, который их демонстрирует. Если эту истину дети будут знать с дошкольного возраста, появится шанс уменьшить негативные тенденции в социуме.

Развитие понимания причин и следствий в поведении

С детства нужно прививать ответственность за свои действия и поступки. Простейшие причинно-следственные связи ребенок начинает осознавать, осваивая предметную область. Включаясь в активное общение со сверстниками, дошкольнику предстоит научиться выделять причины и следствия конкретных поступков и эмоциональных проявлений. Что гораздо сложнее, чем на бытовом уровне. «Чашка разбилась, потому что упала» – это ребенку понятно. «Почему Даша не хочет со мной дружить?» — это непонятно.

Дошкольники остро чувствуют несправедливость, проявленную со стороны сверстников. Они обижаются и ссорятся, но не связывают действия причинами и следствиями. Поэтому дети так часто обращаются с жалобами к взрослым. Причем, характер жалоб может быть разным:

  • Обида за себя самого (не принимают в игру, мешают заниматься своим делом, обзываются).
  • Обижают другого и его нужно защитить.

В любом из подобных случаев дети ожидают, что взрослый вмешается и восстановит справедливость. Зачастую взрослые реагируют на сиюминутный факт, не вникая в предшествующие события детских взаимоотношений. Хотя, самое время не только выступить в качестве арбитра, но выяснить более глубокие причины и обсудить их с детьми.

В силу малого опыта дошкольники слабо осознают причины поступков окружающих людей, а часто и своего поведения. Особенно им трудно понять переживания и чувства других. Взрослые помогают детям больше разобраться в причинно-следственных связях, если обсуждают с ними не только отношения со сверстниками, но и поступки литературных персонажей, сказочных героев.

Особенности социального интеллекта дошкольников

Взрослые люди получают достоверную информацию в общении, в большой мере ориентируясь на невербальные сигналы. Многие психологи подчеркивают значимость мимики и жестов и отмечают их преобладающую роль по отношению к речи. В то время как взрослые люди отлично управляют речью, скрывая за правильными фразами истинные чувства и мотивы, мимика и пантомимика гораздо меньше поддается контролю.

Дошкольникам сложнее ориентироваться на язык жестов. Это объясняется особенностями развития познавательных процессов детей и становлением форм общения. В дошкольном возрасте только формируется внеситуативное общение. На первый план выходит развитие речевых навыков как основы отношений между людьми. Дети слышат слова и буквально воспринимают смысл сообщений. Вербальная информация для них является главной.

Читать еще:  Задачи физического развития

Ребенок не будет искать иной смысл, даже, если его сверстник протягивает ему игрушку под настойчивые уговоры мамы, что нужно делиться с друзьями. Все мимические сигналы останутся проигнорированными, а дошкольник радостно возьмет эту игрушку.

Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития. Предстоит развивать каждый структурный компонент интеллекта. И в дальнейшем он будет работать на достижение главной цели – устранение барьеров в общении и развитие взаимопонимания в каждом отдельном случае.

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 3363 раза

Библиографическое описание:

Адамова П. А., Винникова В. В., Газарова Т. А., Борохович Л. Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2175/ (дата обращения: 23.03.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет один из самых важных векторов в развитии ребенка дошкольного возраста как «Социально-коммуникативное развитие». Данное направление упоминает о развитии личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности.

Почему это важно? Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка. В ней ученый рассматривает трехкомпонентную модель интеллекта, включающую в себя следующие компоненты (рис. 1).

Рис. 1. Трехкомпонентная модель интеллекта Э. Л. Торндайка

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап положительной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей дошкольников. Это — особенности развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоением норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми.

Успешное формирование социально значимых личностных качеств от того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте где он живет, что он чувствует в определенные моменты. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Занимаясь различными видами деятельности, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности» [5].

В тоже время отмечается особая значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации — семья. Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект — субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» (новые игровые пособия, игровые образовательные ситуации); разработанные педагогические технологии «Пять дорожек на встречу друг другу», «Солнечный круг».

Савенков В. А., характеризуя концепцию социального интеллекта, выделяет три группы, описывающие следующие критерии: когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие. Обратим внимание на их содержательную сторону, адаптируя их к особенностям дошкольного возраста (рис. 2).

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Для развития социального интеллекта детей дошкольного возраста в МАДОУ МО г. Краснодара «Центр — детский сад № 182» «Пять дорожек навстречу друг другу». Ниже приведена методика работы по этой технологии.

1 дорожка. Вхождение впроблемную ситуацию:

− кто такой родной человек?

− знаете ли вы своих родных (бабушек, дедушек, сестер, братьев)? Как их зовут? Чем они занимаются?

− почему родные иногда расстраиваются, бывают печальны? Что может их обидеть?

2 дорожка. Чтение иобсуждение рассказа В. Осеевой «Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

− Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

− Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

− Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

− Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

− Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.

− что сделали мальчики с печеньем?

− как нужно было разделить печенье?

− о ком мальчики думали, когда делили печенье?

− как себя чувствовал мама и бабушка? Было ли им обидно?

− какие качества проявили дети по отношению к своим родным?

3 дорожка. Разыгрывание игровых ситуации:

  1. Мама принесла апельсины. Как ты их поделишь между своими родными?
  2. Брат (сестричка) попросил (а) у тебя игрушку поиграть, а вернул (а) сломанную. Как ты поступишь?

4 дорожка. Психологический этюд «Вкусные конфеты»

У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает кулек детям, дети берут конфету (одну или несколько, тогда у ребенка будет интересно узнать, кому остальные конфеты: себе или друзьям). Дети благодарят ребенка, демонстрируют эмоции (радости, равнодушия и т. д.).

5 дорожка. Составление правил отношения кдругим «Три полезных Я»

(«Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)

− «Я буду» проявлять внимание, заботу, сочувствие к своим родным и другим людям;

− «Я постараюсь» помогать в домашних делах;

− «Я обязательно» попрошу прощения.

Технология «Солнечный круг» включает в себя комплекс игр на развитие навыков социального взаимодействия между детьми, «Театр социализации» (театральные постановки, выполненные детьми), социальный макет «Мы с тобой справились!»

Игры на развитие навыков социального взаимодействия «Мост дружбы».

Цель: развитие эмпатии детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Развитие положительного отношения к себе.

Ход игры: Педагог показывает детям мяч (клубок ниток, игрушку и т. д.) и говорит: «Ребята, это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост нашими лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное (например: ты — замечательный, ты — веселый, мы — дружим и радуемся)». Акцент ставится на развитие эмпатии детей друг другу.

«Люблю— не люблю».

Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог (ведущим может быть и ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…».

«Магазин игрушек».

Цель: развитие социальных контактов, умений разрешать конфликты.

Читать еще:  Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста

Ход игры: Дети делятся на две группы — «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой будет каждый из них, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: «Что это за игрушка?» Услышав вопрос, игрушки начинают двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся, уходит без покупки.

Таким образом, согласно Л. С. Выготскому, основное в образовании дошкольников — это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного. Учет особенностей в развитии общения детей друг с другом является значимым, так как позволяет педагогу организовать такое межличностное взаимодействие, которое позволит детям успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве.

  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 433–456.
  2. Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2016, С. 4–9.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96с.
  4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 336 с.
  5. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005. № 6. С. 35–45.

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей.

социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход игры, старший дошкольный возраст, социальное взаимодействие, необходимый этап, какая игрушка, часова стрелка.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей.

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет.

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, но и мир социальный, мир взаимоотношений.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных.

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой.

Развитие социального интеллекта дошкольников.

социальный интеллект, развитие, процесс, социальный интеллект старших дошкольников, старший дошкольный возраст, социальный опыт, социальная среда, дошкольный период, адекватная самооценка.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего.

В познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, образуются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Соответственно у ребенка происходит образование развернутого мыслительного процесса — рассуждения.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных.

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Особенности развития социального интеллекта дошкольников

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

Понятие «социальный интеллект» было впервые использовано в 1920 году психологом и педагогом, автором книг «Образовательная психология», «Природа человека в социальных отношениях» Эдвардом Ли Торндайком. Он обозначил социальный интеллект как предвидение в межличностных отношениях и приравнивал его к способности действовать мудро в человеческих отношениях. Торндайк выделил три вида интеллекта: абстрактный интеллект — способность понимать абстрактные и математические символы и их действия; конкретный интеллект — способность понимать вещи и предметы материального мира; социальный интеллект — способность понимать людей и взаимодействовать с ними.[1, с. 14]

Гордон Уиллард Олпорт описывает социальный интеллект как особое умение правильно оценить людей, прогнозировать их поведение и обеспечить адекватное приспособление в межличностных отношениях. Он определяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей, в структуре этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый «социальный дар», который обеспечивает плавность в общении с людьми. Тем не менее, автор отметил, что социальный интеллект имеет больше отношение к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт — социальная адаптация, а не оперирование понятиями.

Многие известные ученые выявили социальный интеллект в структуре общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Джоем Полом Гилфордом и Гансом Юргеном Айзенком.

Айзенк отметил, что большая часть трудностей в определении интеллекта исходит из того, что сегодня есть три сравнительно различающиеся и относительно независимые концепции интеллекта. Биологический интеллект, по его мнению, — это врожденная способность установить обработку информации, касающейся структуры и функции коры головного мозга. Это основной, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, неврологической, биохимической и гормональной основой когнитивного поведения, то есть в основном связанной со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно ни какое осмысленное поведение. Психометрический интеллект — это своего рода связующее звено между биологическим и социальным интеллектом. Социальный интеллект — это интеллект индивида, который формируется в процессе социализации, при определенных условиях влияния социальной среды.

Дж. Гилфорд, изобретатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривает его как систему интеллектуальных способностей, независимо от общего фактора интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием информации, в том числе невербального компонента.

В отечественной науке «социального интеллект», прежде всего, рассматривается с точки зрения коммуникативной компетентности (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, Ю.Н. Емельянов, А. Кедров, А. Южанинова). .[2, с. 21]

Первые попытки определить социальный интеллект в отечественной науке предложил Ю.Н. Емельянов, который провел тесную связь с понятием «социальной чувствительности». Он считал, что рассуждения и выводы на основе интуиции, приводят к формированию у человека индивидуальной «эвристики», которую человек использует в условиях межличностного взаимодействия.

Структура социального интеллекта определяется наличием чувствительности, способности к развитию эмпатии на основе социального интеллекта. Социальный интеллект рассматривается здесь с точки зрения фундаментальных характеристик, которые способствуют его формированию.

Иногда исследователи отождествляют социальный интеллект с практическим мышлением. Социальный интеллект определяется как «практический ум» (Л.И. Уманский, М.А. Холодная, и т.д.).

В работах Н.А. Аминова и М.В. Молоканова социальный интеллект рассматривается как необходимое условие для выбора профиля деятельности в будущем у психологов. В исследовании ученые обнаружили связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельности.

Н.А. Кудрявцева попыталась в рамках своего исследования соотнести общий и социальный интеллект. Социальный интеллект понимается автором, как способность к рациональным мыслительным операциям, к процессам межличностного взаимодействия. Н.А. Кудрявцева сделала вывод, что социальный интеллект не зависит от общего интеллекта. Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка людей.

Проблема социального интеллекта отражается и в трудах Е.С. Михайловой, в соответствии с исследованиями коммуникативных и рефлексивных умений лиц, и их достижений в профессиональной жизни. Автор считает, что социальный интеллект дает представление о поведении и действиях людей. E.С. Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливана для изучения социального интеллекта.

В развитии отечественной науки изучение социального интеллекта детей основано на известных законах психического развития ребенка.

Социальный интеллект в детстве следует рассматривать, как возможность становления способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения. Детское понимание причин действия других зависит от важности отношений к ним ребенка.

В 3-4 года приобретаются первые формы социального интеллекта. Трехлетние дети приобретают способность проектировать реальные события. В четыре года дети понимают, что они могут обманывать, и они также могут быть обманутым, они начинают понимать поведение других. В 6 лет и старше социальный интеллект становится более развитый, ребенок учится воздействию на партнеров. Понимать причины поступков других дети учатся ближе к 5-7 годам. Старшие дошкольники достаточно хорошо осваивают социальную функцию языка. Дети довольно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к роли.

В течение этого периода, восприятие становится значительно анализирующим. Становление социального интеллекта происходит в повседневной жизни. Неразвитый социальный интеллект в детстве приводит к агрессии у детей, изоляции, и, как следствие, к непониманию сверстников. Решая межличностные проблемы, ребенок рисует в памяти одно или несколько путей и помещает их в «рабочее место», для разработки и реализации. Удаление стратегии выхода из проблемы происходит автоматически или намеренно. Новые стратегии создаются путем улучшения существующих. Выбор стратегии является автоматическим или намеренным. Если появляются нестандартные факторы окружающей среды, выбор стратегии становится сознательным. Каждая стратегия неизменно соотносится с возможностью ее реализации и потенциальной эффективностью.

Читать еще:  Интеллектуальные качества ребенка

Первая стратегия, которая отвечает этому критерию, реализуется в жизнь. Если проблема не будет решена успешно, процесс заканчивается, и информация вводится в длительную память. Если выбранная стратегия приносит частичный успех, ребенок воспринимает результат, как если бы он был полностью успешным. Ребенок может отказаться от выбранной цели, может выбрать и другую цель, и процесс начинается снова и снова, или ребенок может принять решение и повторить действия, которые могут изменить ход действий для достижения той же цели. Факторы, влияющие на выбор стратегии и стремление к недостижимой цели — это восприятие ребенком собственной компетенции, казуальные атрибуции, которые появляются после провала, и аффект, связанный с целью или переживанием неудачи. Некоторые дети убеждены, что им не хватает социальных навыков, другие дети не верят, что могут успешно общаться с людьми. Это видно в выборе самых простых социальных ролей. Стратегии, которые эти дети выбирают — наиболее правильные из стратегий, чем те стратегии, которые выбирают дети с более высокой самооценкой. Дети, которые объясняют свои неудачи личностными качествами, сдаются чаще тех, кто списывает неудачи на внешнюю нестабильность. Общественный порядок, социальный контекст или опыт социальной неудачи сопровождаются негативными аффектами. Социальный аффект может быть направлен на других (например, гнев) или на самого себя (например, печаль). Большой вклад в социально-компетентное поведение так же вносит самооценка, внутренние отношения и эмоции.

К.А. Додж предложил социально-когнитивную концепцию, которая включает следующие этапы: расшифровка социальной информации (это может быть сознательно или автоматически); интерпретация декодированных сигналов (ребенок использует архив памяти для декодирования информации, чтобы понять смысл); ребенок должен принять и разработать возможные ответы на такую информацию; оценка каждого из доступных вариантов работы, а также поиск оптимального решения. После ребенок начинает действовать согласно выбранным методам.

Таким образом, можно сделать вывод, что характеристики социального интеллекта у детей дошкольного возраста проявляются в решении межличностных проблем, возможности выбора стратегии социального поведения, умении применять их в решении социальных проблем. Главную роль играет самооценка, эмоции и внутренние установки ребенка.

Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб., 2007.

Социальный и эмоциональный интеллект. От процесса к измерениям. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова . М., 2009.

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка

Любовь Устимова
Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка

Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

Впервые употребляя термин «социальный интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми. В понятие «социальный интеллект»он включал две способности: «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними». Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, А. Л. Южанинова, Р. Стернберг, Р. Селман и др., причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно.

Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты. Вероятно, поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, руководствуясь вышеуказанными положениями, включили развитие социального интеллекта в качестве одного из аспектов реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение,сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а также проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Развитие социального интеллекта у детей — важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста В нашей группе был реализован проект «Развитие морально — нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие.

Презентация «Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития» «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» А. Апшерони.

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Работа по самообразованию на тему: «Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Коррекционно-развивающее занятие на развитие социального интеллекта детей 6–7 лет с ОНР «Я умею говорить» Коррекционно-развивающее занятие на развитие социального интеллекта детей 6-7 лет с ОНР «Я умею говорить» РАЗДЕЛ: Коррекционная педагогика.

Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это вызвано изменениями, происходящими.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое? В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Речевое развитие детей дошкольного возраста как основа развития личности и общества в целом Речь является основным средством человеческого общения, основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания,.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector