221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие игры как средство интеллектуального развития ребенка

«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
razvivayushchie_igry_kak_sredstvo_razvitiya_intellektualnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

«Без игры нет , не может быть полноценного

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна . Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний . На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности . В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка- дошкольника – творчески развитого , инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития , а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии . Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры , как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

« Развивающие игры – это игры , моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта , познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин) .

Почти каждая игра может быть развивающей , если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

«Кубики Никитина» — прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр , как «Сложи узор» , «Куб для всех» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» . Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша — эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами : цветом, формой, размером и толщиной.

Сначала предлагаются самые простые игры :

• «Раздели фигуры (блоки) » (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

• «Найди фигуру (блоки) » (по цвету, форме, размеру, толщине)

• «Создай образ» (по схеме)

Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино» .

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера» . Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками» , «цветными числами» . В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» , «право – лево» , «между» , «длиннее» , «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества , фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей , мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей , мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры — конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В. Воскобовича : «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность» .

В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов . Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем» .

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

• «Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

• «Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

• «Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

• «Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»

• «Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

• «Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей : «Танграм» , «Колумвово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Монгольская игра» , «Листик» , «Волшебнй круг» , «Головоломка Пифагора» , «Пентамино» . Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге» ) на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации : силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме

В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников , в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, — это головоломки. Головоломки могут быть :

• арифметическими (угадывание чисел) ;

• геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки) ;

• буквенными (изографы, ребусы, кроссворды) .

Они интересны по содержанию , занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей — это не только отличная гимнастика для развития интеллекта , но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей . Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.

Развивающие игры , в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление , тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей .

Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок ( «Повтори» , «Послушай и закончи» , «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое — что он «надоел как горькая редька» ; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое — что он «свалился как снег на голову» ).

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников , хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса , не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

«Авторские развивающие игры как эффективное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

«Авторские развивающие игры как эффективное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

I квалификационной категории

Ядрин, сентябрь 2019

«Без игры нет , и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление . Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики . Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов. Рассмотрим их подробнее.

Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных . Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.

Как работать с палочками Кюизенера ?

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками . Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками .

• найди и покажи такую же палочку , как у меня;

• найди самую длину или короткую палочку ;

• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

2. Задания на изучение цвета.

• построй квадрат из красных палочек , а затем из голубых, какой больше;

• выложи палочки по схеме : красная, желтая, красная, желтая;

• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Задания на измерение.

• попросите ребенка найти любую палочку , короче синей, но длиннее желтой;

• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;

• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки ;

• постройте из палочек дорогу , заведомо пропуская палочки разного размера , и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Задания на построение.

• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон .

5. Задания на состав числа.

• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

6. Логические задания с палочками .

• расположи палочки так , чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей , средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки . Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках.

Игра может смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Воскобович внес огромный вклад в педагогику, став педагогом-новатором времен перестройки. Автор дал название своему методу «Сказочные лабиринты игры». Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории.

Популярные игры Воскобовича

Таким образом, игры В. Воскобовичa можно рaзделить нa:

игры, нaправленныe нa творческоe конструированиe;

игры нa рaзвитие логики и вообрaжения;

игры, обучaющиe чтeнию;

игры нa рaзвитие мaтeматических способностeй.

Игры В.А. Кайе относятся к особому виду детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования» и представляют собой целую развивающую систему. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность (сочетают в себе пасьянсы, плоские трансформеры, графические конструкторы и супердомино) и вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума.

Вот некоторые из них:

«Дуги Кайе» и «Колечки Кайе»

«Радужный (речной, лесной, солнечный) лабиринт»

строительный набор «СтройКайе»

мозаики «Насыпные шарики»

волчки (пластмассовые, деревянные, расписные);

«Зелёные поляны», «Мосты и берега»

Занятия и игры Кайе способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости, и в пространстве, развитию чувства гармонии пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребёнка с наличием дефекта, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, снимают эмоциональное напряжение, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Еще одно игровое пособие — Математический планшет. Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также «Геоконт» Воскобовича и планшет «Геометрик».

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения — от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами — и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.

Замечательная и очень качественная игра от чешской фирмы GRANNA. В комплекте деревянные палочки довольно большого размера, хорошо обработаны, а также схемы в трех степенях сложности. Зеленый цвет карточек — самый простой, для малышей, можно выкладывать палочки непосредственно на схему, синий уже посложнее, и красный — самый сложный.

Игры с палочками способствуют развитию у детей дошкольного возраста креативного, логического, наглядно-образного мышления; развивают внимание, мелкую моторику. Развивают навыки счета. Формируют начальные представления о геометрии.

Конструктор «Велькрош» (автор Олеся Жукова) предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если правильно с ним заниматься и показав ребенку все его интересные возможности.

Так детали с разной поверхностью можно соединять разными способами: внахлест под разными углами, концами в линию, в кольцо или в «лодочку», сторонами в широкую полоску, по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

В работе по интеллектуальному развитию детей можно использовать игры-головоломки, такие как: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Листик», «Летчик» и др.

Мировые головоломки или геометрические фигуры являются эффективным средством умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.

Все игры-головоломки представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части, в результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Каждая игра имеет свой комплекс элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты.

Так с чего же начать?

1. для начала можно предложить ребенку составить изображение из 2-х-3-х элементов, например, из треугольников составить квадрат, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.

2. немного позже переходите к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

3. более сложной и интересной для ребят заданий является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного соотнесения формы на составные части, т.е. на геометрические фигуры, такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.

4. тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам.

Благодаря играм-головоломкам развитие логического мышления у детей будет происходить в интересной захватывающей эмоциональной форме.

Таким образом, на сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Дата публикации: 04.12.2019 2019-12-04

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Михайлова Т. В. Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 508-509. — URL https://moluch.ru/archive/287/64721/ (дата обращения: 23.03.2020).

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Даются определения таким терминам как: игра и интеллект. Делаются выводы, что роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников является основополагающей.

Ключевые слова: игра, интеллектуальное развитие дошкольников, дошкольники, средство, роль, значение.

Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов, поэтому сегодняшний мир диктует необходимость интеллектуального развития детей., начиная с первых лет жизни.

Стремительно возрастающий поток информации, стремление родителей расширить кругозор детей в какой — то определённой области для того, чтобы подготовить ребёнка к обучению в школе, нанимая репетиторов, водя ребёнка на развивающие интеллектуальные кружки, не оставляют времени детям на самостоятельные игры.

Взрослые ошибочно полагают, что дети, будучи детьми, и так умеют играть и ничего серьёзного не случится, если ребёнок лишний раз попишет или почитает под строгим контролем родителей.

Так что же это — игра? Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В результате изменения содержания и структуры игровой деятельности у ребенка возникает в зачатке теоретическая деятельность, оформляется умение рассуждать (А. В. Запорожец). В игре рождаются мотивы новой деятельности — учения (А. Н. Леонтьев), которое будет целенаправленно способствовать интеллектуальному развитию.

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе. Качество образования сегодня все чаще рассматривается в контексте образовательных услуг, в умении педагога реализовывать одновременно несколько образовательных технологий, форм и методов обучения, воспитательных подходов. Педагог должен научиться пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал, индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ребенка, нуждающегося в этом, при коллективном образовании в детском саду.

Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно он взрослеет, тем способнее и увереннее он будет.

Важность игры состоит в том, что она является самым близким и доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.

В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях одинаково высокой.

Так что же такое интеллект? Понятие интеллекта включает многие компоненты, остановимся на интеллектуальных умениях и способностях.

Интеллектуальные умения можно рассматривать как умения, предполагающие знание рационального приема осуществления той или иной мыслительной деятельности и использование его при решении различных задач. Для овладения детьми старшего дошкольного возраста интеллектуальными умениями необходимо формировать у них системные знания о предметах окружающего мира. Формирование интеллектуально-познавательных умений, по мнению О. Н. Бакаевой, включает, во-первых, овладение системой обследовательских действий, необходимых для состоятельного, многостороннего анализа предметов, и, во-вторых, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Нетрудно увидеть игру как одно из средств формирования таких умений, поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские) действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том темпе и длительности, какие определяются его возможностями.

Этому способствуют многие виды игр: дидактические, самодеятельные и сюжетные. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия признаки свойства) предметов и объектов на основе сопоставления с другими предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и т. д. То же происходит и в сюжетно-ролевых играх, например: бытовой тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок продвигается от освоения умственных умений, осуществляемых на сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии.

Игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, успешности обучения в целом. Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое пробуждает у детей усилие мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.

Таким образом, интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности — игре. Важное достоинство игровой деятельности — это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что игра, являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка.

  1. Арсентева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, учеб. пособие [Текст]/В. П. Арсентьева — М.: ФОРУМ, 2009. — 144с.
  2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, учеб. пособие [Текст]/И. С. Гринченко — М.:УЦ Перспектива, 2008. — 96с.

Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
• познавательно — исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь — май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Интеллектуальное развитие в детском возрасте
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector