221madou.ru

Мама и Я
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система сенсорных интеллектуальных волевых и эмоциональных процессов

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника методом сенсорной интеграции

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника методом сенсорной интеграции

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Изменения в эмоциональной сфере сопутствуют физическому и речевому развитию ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации в дошкольном возрасте, то в школе могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности, в эмоциональной сфере. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми — агрессивно.
Практика показывает, что нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении также часто оказываются, связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.

Таким детям свойственна

— трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптации

— не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
— сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.

Свою работу по сенсорной интеграции у детей мы осуществляли по нескольким направлениям, а именно:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.

4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

Нами было апробировано включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. Благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми мы достигли высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому нами был сделан акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для детей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Главным приоритетом является деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира.
Нами были усовершенствованы многие игровые и сенсорные материалы в классе; дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;

вкладыши с основными формами; рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов;

ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;

сенсомоторные коврики с различными деталями шнуровки;

разработаны и изготовлены различные пособия для развития математических представлений, восприятия цвета, формы, количественных представлений;

разработаны пособия на развитие тактильной сферы, развитие мелкой моторики;

созданы различные материалы для расширения представлений об окружающем мире;

изготовлены пособия для развития речи, составления слов из разрезной азбуки, слоговое лото;

использование различных утяжелителей для рук, ног, плечевого пояса;

Все эти игры и пособия направлены на развитие сенсорных систем ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции. Взаимодействуя вместе с педагогом, ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную, слуховую чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Игры и пособия для вестибулярной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Занятие можно проводить как во время нахождения ребенка на мяче, так и после.

Посадите ребенка к себе на колени и поиграйте в «лошадок». После нескольких минут игры можно начинать занятие с ребенком. Эта игра так же направлена на стимулирование вестибулярного аппарата и на повышение концентрации внимания, а кроме того повысит эмоциональный фон ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

1.Необходимо разделять активную деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки, поощрения.

Игры и пособия для проприоцептивной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Резиновые коврики».

Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.

2. «Резиновые мячики».

Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.

3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.

Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.

4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.

5. «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Шнуровки» различных видов.

4. «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов.

Читать еще:  Средства интеллектуального развития дошкольников

6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.

Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.

Игры и пособия для зрительной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Цветная мозаика»

2. «Разноцветные шнуровки»

3. «Разноцветные прищепки»

4. «Цветные кубики»

5. « Забавные зверята»

6. «Подбери по цвету»

7. «Подбери по форме»

8. «Звериный огород»

9. «Волшебные тарелочки»

9. «Найди гараж» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. Проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.

Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.

Игры и пособия для тактильной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

Характер как систему отношений и способов поведения

Соотнесите научные направления в психологии и их представителей. ( — выберите варианты согласно указанной последовательности)

2. гуманистическая психология

М. Вертгеймер

2.К.Роджерс

1Д.Уотсон .

3..Фрейд

Нейропсихология как область психологии изучает . ( — выберите один вариант ответа)

физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

Связь между психическими явлениями и соответствующими им участками мозга

конституционально — генетически обусловленную дисгармонию личности

количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения

Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют… ( — выберите один вариант ответа)

Действием

Основной критерий психического развития в концепции З.Фрейда — это… ( — выберите один вариант ответа)

Изменения способов фиксации либидо

эмоционально-волевая зрелость человека

созревание интеллектуальных функций

осознание личностных черт и формирование идентичности

Одним из компонентов сознания является… ( — выберите один вариант ответа)

Самосознание

Ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются… ( — выберите один вариант ответа)

Экстерорецептивными

Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками.

( — выберите варианты согласно тексту задания)

1. Избирательность восприятия

2. Константность восприятия

3. Апперцепция восприятия

2.это относительная устойчивость образов

1.проявляется в способности человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес

3.обусловливается жизненным опытом человека, его установками и стилем поведения

Установите соответствие между видами памяти и их характеристиками. ( — выберите варианты согласно тексту задания)

1. Непроизвольная память

2. Произвольная память

3. Механическая память

2.основана на целенаправленном запоминании материала с использованием специальных приемов

3.основана на повторении материала без его осмысления

1.основана на запоминании информации без специального заучивания

Установите соответствие между видами мышления и их характеристиками.

( — выберите варианты согласно тексту задания)

1. Репродуктивное мышление

2. Продуктивное мышление

3. Интуитивное мышление

2.процесс поиска необходимых средств в объективно данных условиях, создание нового продукта

3.отличается быстротой протекания процесса, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью .

1.применение готовых, уже усвоенных знаний и умений

Образно-информационное отражение действительности на основе рекомбинации образов памяти называется … ( — выберите один вариант ответа)

Воображением

Установите соответствие между видами внимания и их характеристиками.

( — выберите варианты согласно тексту задания)

1. Непроизвольное внимание

2. Произвольное внимание

3. Послепроизвольное внимание

2.проявляется в активном регулировании психических процессов

3. .возникает в результате изменения мотивации, когда объект становится значимым, интересным и ценным для человека

1. возникает в случае новизны, необычности и неожиданности явлений

Человека как индивида характеризует ( — выберите один вариант ответа)

3) чувство долга

Средний рост

Последняя стадия общего адаптационного синдрома (Г. Селье), возникающая в результате непрекращающегося длительного воздействия стрессогенного фактора, характеризующаяся дистрессом, называется стадией… ( — выберите один вариант ответа)

Истощения

Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками. ( — выберите варианты согласно тексту задания)

4. Мотив достижения

2.косность поведения, мышления

1.обращенность человека на явления его собственного субъективного мира

4.стремление личности к достижению высоких результатов в деятельности

3.способности, определяющие диапазон деятельностей, в которых человек может достичь высоких результатов

Установите соответствие между сторонами общения и их определениями.

( — выберите варианты согласно тексту задания)

2.процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания

3.организация взаимодействия между людьми при организации и выполнении совместной деятельности

1.обмен информацией между людьми, её понимание

Установите взаимосвязь содержания педагогических знаний с другими науками (не менее двух вариантов ответа).

1. Даёт представление о путях нравственного формирования человека

3. Решает проблемы организации экономического образования современного человека

2. Раскрывает принципы целостного отношения к миру

Основными категориями педагогики являются…(не менее двух)

Обучение

Воспитание

Образование

Установите соответствие между свойствами современного образования и их характеристиками.

1. Гуманизация образования

2. Дифференциация образования

3. Стандартизация образования

2. Это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете интересов и склонностей всех участников образовательного процесса

1. Это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов

3. Это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта

К типам анкет, широко применяемых в педагогических исследованиях, относятся (не менее двух):

Открытые

«полярные» анкеты с бальной оценкой

Формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству – это цель _________ воспитания.

Гражданского

Основными функциями педагогического процесса выступают.

Обучающая, развивающая, корректирующая

Прогностическая, организационная, коммуникативная

Образовательная, воспитательная, развивающая

Стимулирующая, контролирующая, оценочная

Развивающая функция обучения реализуется при ориентации процесса обучения на…

Зону актуального развития

Зону ближайшего развития личности

Требования родителей учащихся

Установите соответствие принципов дидактики и их сущности.

1. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике

2. Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых.

3. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники.

4. Применение в процессе обучения разнообразных примеров, иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ.

4. Принцип наглядности

1. Принцип сознательности

2. Принцип доступности

3. Принцип научности

Методы

Основу педагогического призвания составляет…

Коммуникативная культура учителя

Любовь к детям

Физическое и психического здоровье

способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

Функция предполагает становление в процессе обучения интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и потребностно-мотивационной сфер

Метод изучения учащихся классным руководителем

Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей

101. Дидактика:

1. наука о закономерностях воспитания личности

2. отрасль педагогики о теоретических основах организации деятельности учащихся

3. наука о закономерностях развития личности

4. отрасль педагогики о теоретических, технологических основах обучения и образования

5. теория изучения исторических этапов развития науки

102. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, форм и способов мышления — …

5. научное познание

103. Самообразование — это:

1. саморазвитие личностных качеств

2. целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся

3. учебный процесс под руководством педагога

4. процесс и результат целенаправленной познавательной деятельности человека

5. самосовершенствование с помощью массово-информационной среды

104. Сущность образовательного процесса:

1. дидактическая система, характеризующаяся целостностью, взаимосвязанностью элементов

2. социально — обусловленная система

3. система учебно-воспитательной работы учителя

4. систематическая самоорганизующаяся познавательная деятельность учащихся

5. управляемая система, зависимая от руководящих кадров

105. Обучение — это:

1. передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни

2. организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками

3. деятельность учителя, направленная на передачу знаний, умений и подготовку к жизни

4. совместная деятельность учителя и учеников по овладению системой знаний, умений и формированию умственной культуры

5. общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков

106. Дидактическое взаимодействие педагога и учащихся, основывается на …

1. субъект — объектных отношениях

2. субъект — субъектных взаимосвязях

3. объект — субъектных действиях

4. объект — объектных принципах

5. субъективных мнениях

107. Признак образования, указывающий его значимость и необходимость перерастания в самообразование:

3. неопределенность результатов

108. Признак процесса обучения, подчеркивающий необходимость прогнозировать и проектировать его конечный результат:

4. двусторонний характер

109. Двусторонний характер обучения:

1. взаимовлияние семьи и школы

2. взаимообусловленность самообразования и учения

3. взаимоотношения ученика и класса

4. взаимосвязь преподавания и учения

5. взаимодействие образования и воспитания

110. Противоречие между практическими задачами обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является…

1. педагогической проблемой

2. движущей силой процесса обучения

3. условием развития познавательной активности учащихся

4. сущностью процесса обучения

5. педагогической ситуацией

111. Компоненты структуры процесса обучения:

2. мотивационно-целевой, содержательный

3. мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный

4. мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный

5. мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный

112. Элементы процесса обучения:

1. цель, содержание, формы, средства, методы и приемы, результат

2. опыт педагога, его знания, личное воздействие

3. формирование отдельных качеств личности

4. уровни технологичности, продуктивности, экономичности

5. мотивы, потребности, стимулы

113. Обучение состоит из двух взаимосвязанных процессов:

1. преподавания и учения

2. воспитания и самовоспитания

3. развития и воспитания

4. преподавания и развития

5. учения и саморазвития

114. Деятельность по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся:

3. обучение и учение

115. Учение — это учебно-познавательная деятельность учащегося по:

1. усвоению содержания образования

2. оценке педагогического процесса

3. самооценке учебных достижений

4. передаче новой информации

5. оказанию помощи при затруднениях

116. Научение:

1. Механизм овладения знаниями и опытом

2. Усвоение знаний путем изучения, повторения, закрепления и применения

3. Овладение знаниями и опытом в социальной жизнедеятельности

4. Овладение знаниями и опытом путем подражания, неосознанное их усвоение

5. Систематизация навыков и умений

117. Основные этапы процесса познания:

1. познание, учение, преподавание, самообразование

2. живое созерцание, абстрактное мышление, практика

3. изучение, закрепление, применение, обобщение, контроль усвоения

4. восприятие, осмысление, закрепление, применение

5. ясность, ассоциация, система, метод

118. Этапы процесса усвоения знаний:

1. созерцание, мышление, применение

2. наблюдение, суждение, умозаключение

3. материальное действие, громкая речь, умственное действие

4. восприятие, осмысление, закрепление, обобщение, применение

5. объяснение, проверка понимания, контроль усвоения

119. Функция обучения предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике:

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

— тип семейного воспитания;

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей 5 7

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника. : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector