221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема интеллектуальное воспитание

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения.

Интеллект – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Критериями интеллекта являются:

1) объем, характеристика и содержание знаний;

2) процесс динамики интеллектуальной деятельности, т. е. ее изменение, а также скорость;

3) способность мыслить критически, т. е. навыки и умения оценки результата;

4) способность к обобщению и его степень;

5) способность к творческому восприятию и стремление к нему;

6) различные другие способности, качество различных видов памяти, характер основной деятельности, а также степень успешности ее осуществления.

Средством и способом развития и воспитания интеллектуальных способностей является обучение.

Этот комплекс предполагает несколько составляющих.

1. Вырабатывание таких психических процессов, как воля, различные виды памяти, образное и логическое мышление, хорошее внимание и восприятие. Эти процессы служат основными условиями, обусловливающими возникновение и формирование познавательного и образовательного процессов.

2. Формирование и организация культуры учебного процесса и интеллектуального труда. Только четкое представление воспитуемых о самом процессе обучения способствует наилучшему усвоению знаний, а следовательно, умственному развитию.

3. Стимулирование и инициация заинтересованности в работе с литературой и различными новыми видами информационных технологий. Для этого прежде всего обязательны ненавязчивая организация досуга воспитуемых и создание различных компьютерных комнат и кружков.

4. Необходимо также обязательное развитие и формирование личностных качеств воспитуе‑мых. К таковым относится выработка самостоятельности, широты кругозора, эрудированности, способности к творчеству и творческим решениям различных жизненных проблем.

Все вышеперечисленные задачи и проблемы интеллектуального воспитания должны решаться разнообразными средствами и методами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, различных государственных деятелях разных стран и отечества, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Дата добавления: 2015-05-16 ; просмотров: 3651 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Интеллектуальное воспитание учащихся

Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.

Интеллект, в его понимании, — это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.

Цель интеллектуального воспитания:

  • Развитие и формирование интеллектуальных способностей.
  • Развитие умений и навыков интеллектуального труда.
  • Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Аспекты интеллектуального воспитания

Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика.

(за счет приобретения новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, выработки культуры интеллектуальной деятельности, формирование потребности в умственном труде и т.д.).

Рост индивидуального своеобразия склада его ума.

(за счет поддержки индивидуальных интеллектуальных склонностей, предпочитаемых способов обработки информации, личных житейских впечатлений и т.д.).

Специфика интеллектуального воспитания

  • Создание условий для интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения (в рамках позиции «каждый человек умен на свой лад»)
  • Выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциация и интеграция понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, рост умения работать с противоречивой и парадоксальной информацией и готовности доверять своей интуиции и т.д.)
  • Индивидуализация процесса обучения с точки зрения учета индивидуальных склонностей, предпочтений, убеждений каждого ученика (шире его личного опыта)
  • В интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды).
Читать еще:  Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста

Ориентация на интеллектуальное воспитание предполагает, что в интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды), тогда как ориентация на интеллектуальное развитие порождает представление о необходимости раздельного обучения детей с разным уровнем интеллектуальных способностей (в виде отбора детей в первый класс со ссылкой на сложные инновационные программы, классы со специализированным или профильным обучением, элитные частные школы и т.п.).

Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности, форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя.

План интеллектуального воспитания
рабочая программа (5 класс) по теме

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
plan_intellektualnogo_vospitaniya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

учащихся 5 «г» класса на 2013 — 2014 учебный год.

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей гимназии, и поддержаны всеми учителями.

Большая роль в нашей программе отводится внеурочной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность ученика в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.

Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса.

Программа интеллектуального воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем интеллектуального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы и игры и т.п.

Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности ученика (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеурочных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга ученика, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеурочная познавательная деятельность строится с учётом интересов ученика, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать учеников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.

1. Общие положения

Интеллектуальное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашей гимназии и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность гимназии.

Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, и план мероприятий для осуществления работы интеллектуального воспитания учеников класса гимназии на 2013-2014 годы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:

1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы ученика и учителя.

2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.

3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип свободы выбора учениками предметных и творческих кружков, спортивных секций.

5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

2. Цель и задачи интеллектуального воспитания учеников 5 «г» класса.

Цели и задачи Программы

Цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков ученика во время занятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

— создать целенаправленную систему отбора одарённых учеников;

— создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития учеников класса;

— стимулировать творческую деятельность учеников класса;

— создать условия одарённым ученикам для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;

— создать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся.

— всесторонне поощрять инициативу учеников, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.

— организовать и провести работу по выявлению и развитию познавательных интересов.

— определить индивидуальные качества и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, четверть, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх .Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.

Методическая разработка «Интеллектуальное направление»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным ) поведением закрытого типа»

___________А. В. Жбанов

___________С. А. Ядрова

__________В. П. Антонюк

Программа по интеллектуальному направлению «Эврика»

Пояснительная записка_________________________________ 3

Реализация программы_________________________________ 7

Основные этапы реализации программы__________________ 7

Примерное календарно — тематическое планирование _______9

Примерное календарно — тематическое планирование для
воспитанников с ОВЗ__________________________________11

Результаты реализации программы______________________12

Необходимые ресурсы для реализации программы.________13

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.__________________________________ 16

Актуальность проблемы интеллектуального развития воспитанников

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности воспитанников всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в интеллектуально направленном общении, во внеклассных видах деятельности. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию.

Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подростков, заключающееся в руководстве развития интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда.

2)Обоснование путей реализации программы

К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей . Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в играх, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Забота о воспитании интеллекта является задачей нашего учреждения.

Интеллектуальные игры дают возможность ученикам:

продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки;

проявить интеллектуальные способности;

раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у учеников

формируются стимулы саморазвития.

Поэтому, данная программа предусматривает вовлечение в деятельность воспитанников возрастом от 12-17лет (в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а таких детей в нашем училище 25%).

Для воспитанников с ОВЗ составляется отдельный календарно-тематический план. Программа интеллектуального воспитания по работе с воспитанниками с ОВЗ построена на занимательной форме проведения занятий, которая отвечает их психологическим особенностям, особенностям развития познавательных интересов.

Познавательная деятельность строится с учётом интересов детей, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать у школьников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа.

Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания подростков являются:

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования под ред. А.М. Кондакова, А. Я. Данилюк, В. А. Тишкова 2009.

Закон об основных гарантиях прав ребёнка, 1998г

Декларация прав и свобод человека

Конвенция о правах ребёнка

Устав Каргатского СУВУ

— гармоничное развитие личности ребенка через формирование познавательного интереса к интеллектуальному творчеству.

Обучающие задачи программы:

-способствовать интеллектуальному развитию ребенка через интеллектуальные игры;

-развивать и активизировать познавательный интерес через подготовку интеллектуальных заданий;

-способствовать творческому использованию жизненного опыта учеников и их природных наклонностей.

Воспитательные задачи программы:

-создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических особенностей детей для раскрытия их интеллектуальных способностей;

— помочь формированию у детей таких черт характера как сопереживание, взаимопомощь, доброта;

-способствовать формированию коммуникативных способностей.

Развивающие задачи программы:

-развивать у детей умение организовать свой досуг;

-формировать устойчивую потребность к саморазвитию;

-учить умению пользоваться дополнительной литературой.

Для решения этих задач основные усилия направлены на:

использование внутри коллективных форм общественно-полезной деятельности и поведения детей к пониманию задач коллектива;

использование разнообразных форм для развития интеллектуальных способностей детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×